ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Верстунина Л. В.,
соискатель Московской государственной юридической академии,
старший помощник прокурора районной прокуратуры г. Краснодара
ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ
В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действующей ранее административной системы управления.
Принятый Президентом Российской Федерации Указ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»1 направлен на повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества. Указ Президента РФ лег в основу разработки и принятия 27 мая 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»2, которым впервые юридически закреплена видовая классификация государственной службы и ее деление на самостоятельно обособленные виды (государственная гражданская служба; военная служба, правоохранительная служба). По своей сути данный Закон является базовым. Он помогает установить общие принципы и закрепить основы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.
На основе Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3, в соответствии с которым предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
1 См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.
2 См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
3 См.: Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
Правоохранительная служба — вид государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), а также иными актами, содержащими нормы трудового права.
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом особенностей Федерального закона от 17 января 1992 № 22-02 «О прокуратуре Российской Федерации»1.
Установление особенностей в правовом регулировании труда работников прокуратуры, как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами и учреждениями, обусловлено спецификой (особенностями) их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также важностью и сложностью задач, стоящих перед работниками прокуратуры, характером служебных обязанностей, возлагаемых на них, и их значимостью в деле социальных и экономических преобразований, проводимых в России.
Суть этих особенностей состоит главным образом в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие требования к работникам прокуратуры, а с другой — устанавливают для них дополнительные по сравнению Трудовым кодексом РФ льготы и социальные гарантии.
Дисциплинарную ответственность работников прокуратуры следует отнести к специальной дисциплинарной ответственности, поскольку она регулируется специальным законодательством. Этому вопросу посвящена
1 См. с изм. и доп., внесенными Федеральными законами, включая Федеральный закон от
4 ноября 2005 г. № 138-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс. Версия Проф.».
статья 41.7 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:
— замечание;
— выговор;
— строгий выговор;
— понижение в классном чине;
— лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
— лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
— предупреждение о неполном служебном соответствии;
— увольнение из органов прокуратуры.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к работниками прокуратуры на основании указанного специального нормативного правового акта, достаточно широк и во многом отличается от общего трудового законодательства.
По общему правилу, Закон (ст. 192 ТК РФ) предусматривает, что работодатель вправе применять к работникам дисциплинарные взыскания, к которым относятся:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
При применении такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, необходимо учитывать, что увольнение допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе.
Увольнение как дисциплинарное взыскание является наиболее строгой и крайней мерой воздействия на работника, нарушившего дисциплину труда.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в ст. 192 ТК РФ внесено дополнение, указывающее на основания увольнения работника, которые являются дисциплинарными взысканиями. К ним относятся увольнения:
1. За неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание
(п. 5 ст. 81 ТК РФ). Увольнение по этому основанию правомерно при наличии следующих условий:
а) работник допустил противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, причем без уважительных причин (например, не соблюдал требования законодательства, не выполнил обязательства по трудовому договору, нарушил правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения, приказы работодателя, технические правила и т. п.). Поэтому нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины отказ работника от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска, поскольку в силу ч. 2 ст. 125 ТК РФ работодатель не имеет права досрочно отозвать работника из отпуска без его согласия;
б) неисполнение трудовых обязанностей носило неоднократный характер;
в) к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания, которые на момент повторного неисполнения трудовых обязанностей не были сняты или погашены.
2. За прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) — подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.
Законодательство под прогулом понимает отсутствие работника без уважительных причин, во-первых, в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, и во-вторых, более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены), причем именно на своем рабочем месте. Кроме того, в соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 как прогул могут быть расценены следующие действия работника:
— оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении трудового договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения;
— оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо до истечения срока предупреждения о досрочном расторжении трудового договора;
— самовольное использование дней отгулов, а также самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный). При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если
работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении, и время использования работником таких дней не зависило от усмотрения работодателя.
Прогулом является также неявка без уважительных причин на работу, куда работник был переведен в соответствии с действующим законодательством. Если же перевод был осуществлен с нарушением законодательства, то отказ работника от такого перевода нельзя расценивать как прогул.
3. За появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения) — подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ.
4. За разглашение работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной или иной), ставшей известной ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника) — подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Здесь увольнение работника может последовать только тогда, когда он был допущен к сведениям, составляющим ту или иную тайну, а сохранение такой тайны (кроме государственной) обусловлено заключенным работником трудовым договором.
5. За совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях) — подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ.
6. За установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушение работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ). При расторжении трудового договора по данному основанию необходимо одновременно наличие трех условий:
а) противоправное поведение работника (нарушение им конкретных требований по охране труда);
б) наличие вредоносного результата (несчастный случай, причем вне зависимости от того, с кем он произошел, — с самим работником или с другим лицом; авария, катастрофа) или реальная угроза его наступления;
в) причинно-следственная связь между двумя этими обстоятельствами.
7. За совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные или денежные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ). На основании этой нормы ТК РФ могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности, например, лица, занятые приемом, хранением, транспортировкой, экспедированием, распределением этих средств и т. п. К ним относятся продавцы, кассиры, инкассаторы, кладовщики, заведующие складами, администраторы торговых залов и др.
8. За совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ). На основании данной нормы ТК РФ могут быть уволены лишь работники, выполняющие воспитательные функции, к которым судебная практика относит учителей, преподавателей учебных заведений, воспитателей детских учреждений, мастеров производственного обучения. Основанием для увольнения таких работников служит совершение ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, включая проступки, совершенные в быту, в общественных местах.
9. За принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ). Необоснованным принято считать решение, если в результате именно его наступили неблагоприятные последствия, указанные в рассматриваемой норме ТК РФ.
10. За однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ).
Применение не предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине дисциплинарных взысканий позволяет признать решение работодателя о применении дисциплинарного взыскания незаконным.
Указанные выше общие меры дисциплинарного взыскания в силу ст. 192 ТК РФ применяются работодателем.
Закон о прокуратуре РФ четко обозначил субординацию руководителей органов и учреждений при применении к работникам той или иной меры дисциплинарного взыскания, а также порядок их применения.
Так, в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме (все виды дисциплинарных взысканий).
Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры, имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».
Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.
В Законе о прокуратуре РФ (п. 5 ст. 41.7) особо подчеркивается, что наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.
Как и по общему законодательству (ст. 193 ТК РФ), дисциплинарное взыскание на работников прокуратуры налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывании его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения (п. 6, 7 ст. 41.7 Закона о прокуратуре РФ).
Закон о прокуратуре (п. 9 ст. 41.7) предусматривает возможность применения особой процедуры привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности. Она заключается в том, что работник, допустивший дисциплинарный проступок, может быть по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность, временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
Подобной процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности работников Трудовой кодекс РФ не предусматривает, хотя допускает возможность отстранения от работы (должности) в силу ст. 76 ТК РФ. Однако отстранение от работы (недопущение к работе) здесь может иметь место только в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными пра-
вовыми актами Российской Федерации. При этом в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата согласно ст. 76 ТК РФ не начисляется за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Очевидно, что такое право работникам прокуратуры предоставлено и в случае обжалования дисциплинарных взысканий, наложенных на них на основании ст. 41.7 указанного Закона. Это в полной мере соответствует статье 37 (п. 4) Конституции Российской Федерации, которая признает право каждого гражданина на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.