Научная статья на тему 'Правовое регулирование труда и социальных гарантий федеральных и мировых судей'

Правовое регулирование труда и социальных гарантий федеральных и мировых судей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3068
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУДЕЙ / СУДЬЯ / СТАТУС СУДЕЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТАТУСЕ СУДЕЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Михаил Александрович, Жолкова Анастасия Александровна, Голубева Татьяна Юрьевна

В статье анализируется действующее законодательство о судебной власти и статусе судей относительно правового регулирования труда федеральных и мировых судей и предоставляемых им социальных гарантий. Статья полезна судьям, а также работникам кадровых служб судов, аспирантам, ученым, занимающимся вопросами правового регулирования труда федеральных и мировых судей и предоставляемых им социальных гарантий, студентам старших курсов юридических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION of WORK AND SOCIAL GUARANTEES FEDERAL AND MAGISTRATE JUDGES

The article analyzes the current legislation on the judiciary and status of judges concerning the legal regulation of labor and federal magistrates and provided them social guarantees. Article useful to judges and employees of personnel services of ships, graduate students, researchers, dealing with legal regulation of labor and federal magistrates and provided them social guarantees, senior students of legal specialties. Keywords: state-legal status of judges, the judge, the status of judges, the law on the status of judges, the legal regulation of civil servants, social protection of civil servants

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование труда и социальных гарантий федеральных и мировых судей»

12. ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ

12.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ СУДЕЙ

Афанасьев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, доцент

Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

m_afanasev@mail.ru

Жолкова Анастасия Александровна

Место учебы: студент Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

azholkova@mail.ru

Голубева Татьяна Юрьевна, Федеральный судья в отставке, старший преподаватель

Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

nikadrug@mail.ru

Аннотация: В статье анализируется действующее законодательство о судебной власти и статусе судей относительно правового регулирования труда федеральных и мировых судей и предоставляемых им социальных гарантий. Статья полезна судьям, а также работникам кадровых служб судов, аспирантам, ученым, занимающимся вопросами правового регулирования труда федеральных и мировых судей и предоставляемых им социальных гарантий, студентам старших курсов юридических специальностей.

Ключевые слова: государственно-правовое положение судей, судья, статус судей, законодательство о статусе судей, правовое регулирование труда государственных служащих, социальные гарантии государственных служащих.

LEGAL REGULATION OF WORK AND SOCIAL GUARANTEES FEDERAL AND MAGISTRATE JUDGES

Afanasiev Mikhael A., Ph.D., Associate Professor

Place of employment: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation

m_afanasev@mail.ru

Zholkova Anastasiya A., student

Study place: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation

azholkova@mail.ru

Golubev Tatyanz Y., Federal judge retired, Senior Lecturer

Place of employment: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation

nikadrug@mail.ru

Abstract: The article analyzes the current legislation on the judiciary and status of judges concerning the legal regulation of labor and federal magistrates and provided them social guarantees. Article useful to judges and employees of personnel services of ships, graduate students, researchers, dealing with legal regulation of labor and federal magistrates and provided them social guarantees, senior students of legal specialties. Keywords: state-legal status of judges, the judge, the status of judges, the law on the status of judges, the legal regulation of civil servants, social protection of civil servants

Keywords: state-legal status of judges, the judge, the status of judges, the law on the status of judges, the legal regulation of civil servants, social protection of civil servants

Статус судей как особых должностных лиц предопределен спецификой суда как ветви государственной власти. Прежде всего, речь идет о независимости судей, которая, помимо закрепления основных принципов на конституционном уровне и уровне федерального законодательства, предполагает также законодательное обеспечение прав судьи как гражданина с особым статусом [9] в силу выполняемых им обязанностей. Из особого правового статуса судьи следует, что устанавливающее правовой статус судей законодательство затрагивает не только профессиональную

деятельность судьи, но и весь жизненный уклад лица, наделенного судейскими полномочиями. В частности, он предполагает наличие определенного комплекса государственных мер в сфере правового регулирования труда судей и предоставления им социальных гарантий как в период осуществления судьями профессиональной деятельности, так и по окончании этого периода (в случае выхода на заслуженный отдых, в отставку и по иным не порочащим основаниям).

Правовое регулирование труда судей и предоставления им социальных гарантий включает в себя нор-

мативные правовые акты, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от принявших их органов и сферы применения.

Конституция РФ закрепляет в ч. 1 ст. 120 принцип независимости судей [1], соблюдение которого, как было отмечено ранее, зависит от наличия комплекса государственных мер в сфере правового регулирования труда судей и предоставления им социальных гарантий.

Основу правового регулирования в рассматриваемой сфере составляют федеральные законы, среди которых ключевыми являются Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [2] (далее -Закон РФ «О статусе судей в РФ»), Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [4] (далее - ФЗ «О мировых судьях в РФ») и Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [5] (далее - ТК РФ). ФЗ «О статусе судей в РФ» закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, процедуру отбора кандидатов на должность судьи, порядок наделения судей полномочиями и ряд других положений, касающихся тру-доправового статуса судьи и полагающихся ему социальных гарантий. При этом порядок назначения (избрания) на должность мировых судей устанавливается ФЗ «О мировых судьях в РФ».

Возможность применения в отношении судей норм трудового законодательства основывается на ст. 22 Закона РФ «О статусе судей в РФ», которая распространяет на них действие норм ТК РФ в той части, которая не урегулирована нормами данного нормативно-правового акта [2]. Иными словами, ТК РФ регулирует вопросы заключения с судьей трудового договора, вопросы рабочего времени и времени отдыха и иные вопросы.

Подзаконные нормативно-правовые акты направлены на исполнение отдельных норм, содержащихся в федеральных законах, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере. Среди них можно назвать такие нормативно-правовые акты, как Указ Президента РФ от 19.03.2013 № 207 «О должностном окладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации», на основе которого устанавливаются размеры должностных окладов иных судей [6], Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» [9] и иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Локальные нормативные акты, включают правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по обеспечению сохранности судебных дел и документации и т.д.

Пример:

Типовые правила внутреннего распорядка суда приняты с целью установления порядка работы судов, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины, а также рационального использования рабочего времени судьями и иными работниками суда. Данный локальный нормативный акт закрепляет основные права и обязанности председателя суда, судей и иных работников суда, а также режим рабочего времени и времени отдыха [10].

Таким образом, система правового регулирования труда федеральных и мировых судей и предоставления им социальных гарантий включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, а также локальные нормативные акты. Помимо этого, данная система также характеризуется

определенной двойственностью правового регулирования, проявляющейся в особом соотношении специального законодательства о статусе судей и трудового законодательства, которое проявляется в том, что деятельность судьи по осуществлению правосудия можно рассматривать в понятиях трудового права с учетом специфики судебной деятельности, устанавливаемой законодательством о статусе судей [11].

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, отбор кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями

Основную специфику правового регулирования труда федеральных и мировых судей составляет закрепление в Законе РФ «О статусе судей в РФ» особых требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, а также порядка отбора кандидатов на должность судьи и порядка наделения судей полномочиями.

В связи с тем, что федеральные и мировые судьи осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, Закон РФ «О статусе судей в РФ» устанавливает как общие, так и специальные квалификационные требования, предъявляемые кандидатам на должность судьи. Общие требования, в соответствии с ч. 1 ст. 4 данного нормативно-правового акта, включают в себя полную дееспособность, отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи, гражданство РФ, наличие высшего юридического образования, а также отсутствие судимости [2]. В числе специальных требований, предъявляемых кандидатам на должность судьи, ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ» называет требования к возрасту и стажу работы в области юриспруденции, соблюдение которых необходимо для замещения отдельных судейских должностей.

Отбор кандидатов на должность судей, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в РФ», осуществляется на конкурсной основе, в связи с чем данный нормативно-правовой акт в ст. ст. 5, 6 предусматривает прохождение кандидатом на должность судьи последовательно нескольких инстанций:

1. сдача квалификационного экзамена на должность судьи, необходимая в целях установления наличия у кандидата на должность судьи соответствующих знаний, навыков и умений в области правоприменения;

2. обращение в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на вакантную должность;

3. рассмотрение решения квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатуры на должность судьи председателем соответствующего суда;

4. рассмотрение кандидатуры на судейскую должность Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

5. наделение кандидатов, прошедших установленный законодательством отбор, судейскими полномочиями Президентом РФ или Советом Федерации РФ (в зависимости от судейской должности) [2].

В случае назначения на должность мирового судьи, не требуется прохождение кандидатурой на должность судьи двух последних инстанций из указанных выше, поскольку ч. 1 ст. 6 ФЗ «О мировых судьях» предусматривает, что мировые судьи назначаются на должность представительным органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка [4].

Структура и особенности трудового договора, заключаемого с судьями

Из ст. 6 Закона РФ «О статусе судей» следует, что успешно прошедший отбор кандидат назначается на должность судьи в конкретный суд указом Президента РФ [2]. Тем не менее, данный документ с точки зрения трудового права представляет собой лишь один из юридических фактов, образующих правовое основание для установления конкретных трудовых правоотношений между гражданином, наделенным полномочиями судьи, и государством как работодателем [11]. Отсюда следует, что в данном случае в основе возникновения трудовых правоотношений лежит сложный состав, включающий следующие юридические факты:

1. процедура отбора кандидатов на должность судей, включающая несколько этапов;

2. указ Президента РФ о назначении лица, успешно прошедшего процедуру отбора, на должность судьи (либо акт представительного органа власти субъекта РФ о назначении мирового судьи), являющийся основанием для заключения с ним трудового договора;

3. фактическое заключение государством с лицом, назначенным на должность судьи указом Президента РФ, трудового договора и, как следствие, распространение на судью как общего, так и специального трудового законодательства.

Отсутствие в законодательстве нормы о необходимости заключения с судьей трудового договора в письменной форме является, на наш взгляд, серьезным пробелом, который необходимо восполнить, внеся соответствующие изменения в Закон РФ «О статусе судей в РФ». Тем не менее, факт осуществления судьей своих полномочий после соответствующего акта назначения на должность доказывает, в соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ, заключение с ним трудового договора даже в том случае, если он не был оформлен должным образом [5]. Отсюда следует, что трудовой договор, заключаемый с федеральным или мировым судьей, должен соответствовать нормам ТК РФ о трудовом договоре в части его содержания, формы и т.д.

Рабочее время и время отдыха судей

Нормы ТК РФ распространяются на федеральных и мировых судей и в части регулирования рабочего времени и времени отдыха, однако с учетом специфики профессиональной деятельности судей, которая проявляется в локальных нормативных актах судов.

Пример:

Типовые правила внутреннего распорядка судов устанавливают для судей 40-часовую пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. При этом судьи могут привлекаться к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, а также с целью завершения рассмотрения дела, если его рассмотрение началось в течение рабочего дня, что обусловлено спецификой профессиональной деятельности судей [10].

Время отдыха регулируется как трудовым законодательством с учетом специфики профессиональной деятельности судей, так и законодательством о статусе судей. Так, ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ» устанавливает продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска судей, которая по общему правилу составляет 30 дней.

Помимо этого, судьям, работающим в районах Крайнего Севера, или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 и 45 рабочих дней соответственно [ч. 2 ст. 19; 2].

Также стоит заметить, что законодательство о статусе судей предусматривает ежегодный дополнитель-

ный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы в области юриспруденции, который при стаже от 5 до 10 лет составляет 5 рабочих дней, при стаже от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней; а при стаже свыше 15 лет - 15 рабочих дней [ч. 2 ст. 19; 2].

Пример:

Типовые правила внутреннего распорядка судов закрепляют, что очередность предоставления ежегодных отпусков судьям и работникам суда устанавливается председателем суда с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы суда и благоприятных условий для отдыха его работников. По желанию судьи очередной отпуск может предоставляться по частям, продолжительность одной части при этом не может быть менее 14 календарных дней [10].

Вполне очевидно, что правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха судей находится в рамках трудового законодательства, учитывая, тем не менее, специфику профессиональной деятельности судей.

Дисциплинарная ответственность судей

Дисциплинарная ответственность судей устанавливается ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ», что, в соответствии со ст. 22 данного нормативно-правового акта, обуславливает невозможность применения к ним соответствующих норм трудового законодательства.

Специфика дисциплинарной ответственности судей заключается в том, что определение дисциплинарного проступка, содержащееся в ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей», является более широким по сравнению с определением, содержащимся в ст. 192 ТК РФ. Если трудовое законодательство понимает под дисциплинарным поступком неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей [5], то законодательство о статусе судей рассматривает его как виновное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, следствием которого является нарушение законодательства о статусе судей и (или) кодекса судейской этики, повлекшее умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи [2].

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ», на судью, совершившего дисциплинарный проступок, квалификационной коллегией судей может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи [2]. Вид дисциплинарного взыскания зависит от степени тяжести проступка, а также повторного нарушения.

Особенности системы оплаты труда судей

Система оплаты труда судей установлена ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ». В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного нормативно-правового акта, ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из:

4. должностного оклада, размер которого установлен законодателем в процентном соотношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда РФ (например, ежемесячное денежное вознаграждение судьи районного суда составляет 23 581 руб.);

5. оклада за квалификационный класс, установленного в процентном отношении к должностным окладам судей (например, оклад за квалификационный класс судьи районного суда пятого квалификационного класса составляет 17 685 руб.);

6. ежемесячного денежного поощрения, также установленного законодателем в процентном соотношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда РФ (например, ежемесячное денежное поощрение судьи районного суда составляет 622 руб.),

7. ряда ежемесячных доплат, а именно: доплаты за выслугу лет (в размере 6 должностных окладов для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховных судов республик, арбитражных судов и Суда по интеллектуальным правам, в размере 4.5 должностных оклада для судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов и в размере 3 должностных окладов для мировых судей); доплаты за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист РФ», за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей (в размере 4.8 должностного оклада для судей Конституционного Суда РФ и в размере 1.2 должностного оклада для судей Верховного Суда РФ); ежеквартального денежного поощрения (в размере 39,5 должностного оклада для судей Конституционного Суда РФ, в размере 23,2 должностного оклада для судей Верховного Суда РФ, в размере 8.9 должностного оклада для судей верховных судов республик, арбитражных судов и Суда по интеллектуальным правам, в размере 7.7. должностного оклада для судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов и в размере 7.6 должностного оклада для мировых судей); других выплат, предусмотренных законодательством РФ (в размере 9 должностных окладов для судей Конституционного Суда РФ, в размере от 6 до 9 окладов для судей Верховного Суда РФ, в размере 3 должностных окладов для судей верховных судов республик, арбитражных судов и Суда по интеллектуальным правам, в размере 1 должностного оклада для судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов и в размере 0.1 должностного оклада для мировых судей).

Также ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ» устанавливает особую систему оплаты труда судей, заключающуюся в установлении размеров должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда РФ. Оклад Председателя Конституционного Суда РФ, в свою очередь, установлен Указом Президента РФ от 19.03.2013 № 207 «О должностном окладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации» [6]. Таким же образом устанавливается размер должностных окладов мировых судей. Вполне очевидно, что подобная система оплаты труда направлена на обеспечение независимости судей.

Возможность совместительства и совмещения в профессиональной деятельности судьи

На обеспечение независимости судей направлена также следующая из содержания ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ» невозможность работы по совместительству (за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности) и совмещения профессий (должностей). В соответствии с указанной нормой, судья не вправе:

8. замещать какие-либо еще государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, а также быть третейским судьей, арбитром;

9. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

10. заниматься какой-либо еще оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности [2].

Отсюда следует, что совмещение судьей профессий (должностей) является невозможным, в то время как работа по совместительству возможна, но исключительно в сфере педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Основания расторжения трудового договора с судьями и порядок прекращения полномочий судьи

Определенной спецификой обладает и прекращение трудовых отношений судьи с государством, осуществляемое в рамках отношений, регулируемых ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ». Из содержания данной статьи следует, что основания прекращения полномочий судьи можно разделить на три категории:

11. инициатива судьи, а именно: письменное заявление судьи об отставке; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также в связи с нахождением судьи в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда;

12. наступление объективных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее осуществление судьей своих полномочий, а именно: неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены сроком; вступление в законную силу решении суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

13. совершение судьей действий, не совместимых с осуществлением судейских полномочий, а именно: прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство в иностранном государстве; нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета, а также хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках; занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи, в частности, избрание судьи на должность Президента РФ, депутата Государственной Думы РФ и иные должности; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи [2].

Поскольку основания и порядок прекращения полномочий судьи урегулированы законодательством о статусе судей, соответствующие нормы трудового законодательства на судей не распространяются в соответствии со ст. 22 Закона РФ «О статусе судей в РФ». Отсюда следует, что именно эти основания можно считать основаниями расторжения трудового договора с судьями.

Особый порядок прекращения полномочий судьи заключается в том, что соответствующее решение принимается квалификационной коллегией судей.

Рассмотрение материала начинается докладом председательствующего на заседании или члена квалификационной коллегии судей, который излагает существо вопроса, содержание письменных материалов,

а также сообщает иные данные, необходимые для принятия решения по существу. После доклада заслушиваются объяснения судьи, всех лиц, располагающих информацией о рассматриваемом материале, а также лиц, участвующих в заседании, мнение эксперта или специалиста. После исследования материалов заслушиваются заключительные выступления участвующих в заседании лиц, после чего они, а также иные лица удаляются из зала заседании. Решение о прекращении полномочий судьи принимается путем голосования всех членов квалификационной коллегии.

Социальные гарантии, предоставляемые судьям и членам их семей в период работы и в период отставки.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в РФ», независимость судьи обеспечивается, среди прочего, путем предоставления судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу [2]. При этом в комплексе мер социально-правовой защиты судей как лиц, обладающих особым правовым статусом, можно выделить две группы:

1. меры по обеспечению жизнедеятельности судьи и членов его семьи в период работы;

2. меры по обеспечению судьи и членов его семьи при уходе судьи в отставку и в период отставки [11].

Меры по обеспечению жизнедеятельности судьи и членов его семьи в период работы устанавливаются ст.ст. 19, 20 Закона РФ «О статусе судей» [2], рядом статей Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» [3], а также подзаконными нормативно-правовыми актами [7; 8; 9]. Данные меры включают:

14. обеспечение жильем и компенсацию расходов, связанных с наймом жилой площади, выражающееся в том, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, которые приобретаются за счет федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам РФ [ч. 3 ст. 19; 2]. Порядок выделения таких средств установлен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» и заключается в том, что ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, используются этими органами на приобретение или строительство на конкурсной основе отдельных жилых помещений для судей с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду РФ [7]. Помимо этого, судьи имеют право на компенсацию расходов по переезду при переводе в другую местность [ч. 3 ст. 19; 2];

15. медицинское и санаторно-курортное обслуживание, заключающееся в том, что судья и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Помимо этого, указанные категории лиц имеют право на санаторно-курортное лечение, также

оплачиваемое за счет средств федерального бюджета [ч. 5 ст. 19; 2];

16. льготный проезд на общественном транспорте, выражающийся в том, что судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общественного пользования в городском, пригородном и местном сообщении. Порядок приобретения судами таких льготных проездных документов установлен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 850 «О порядке обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения» [8];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. обеспечение служебным обмундированием, нормы обеспечения которым установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.1994 № 279 «О нормах обеспечения служебным обмундированием судей и имеющих классные чины работников судов» [7];

18. особый порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей и членов их семей, предполагающий, что жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию в размере его 180 ежемесячных денежных вознаграждений [ч. 1 ст. 20; 2]. Помимо этого, законодатель предусматривает также размер выплат в отдельных страховых случаях. Так, в случае причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, судье выплачивается страховая сумма в размере 12 ежемесячных его денежных вознаграждений и т.д. [ч. 2 ст. 20; 2].

Меры по обеспечению судьи и членов его семьи при уходе судьи в отставку и в период отставки включают:

19. выплату выходного пособия из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности [ч. 3 ст. 15; 2];

20. выплату ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого судьям, достигшим возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей [ч. 1 ст. 19; 2]. При этом ежемесячное пожизненное содержание выплачивается взамен пенсии, предоставляемой на общих основаниях, в том числе трудовой пенсии, и назначение его судье в отставке исключает одновременное получение им каких-либо видов пенсии, кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы [11]. Размер ежемесячного пожизненного содержания зависит от стажа работы. Так, пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи [ч. 5 ст. 15; 2];

21. пенсионное обеспечение, предполагающее, что

судьи имеют право на выплату пенсии на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях (в том случае, если он отказался от выплаты ежемесячного пожизненного содержания [ч. 5 ст. 15; 2]. При этом пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности [ч. 5 ст. 15; 2].

22. выплата компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 850 (ред. от 07.12.2011) «О порядке обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения» [8];

23. медицинское и санаторно-курортное обслуживание, право на которое сохраняется за судьей и после его ухода (удаления) в отставку или на пенсию. При этом находящийся в отставке или на пенсии судья и члены его семьи получают медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета в тех же медицинских организациях, в которых они состояли на учете [ч. 5 ст. 19; 2];

24. обеспечение благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо дома за счет средств федерального бюджета (данное право принадлежит только судьям, ушедшим или удаленным в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставшим инвалидом в период работы и пожелавшим переехать на постоянное место жительства в другую местность [ч. 4 ст. 19; 2].

Вполне очевидно, что предоставление социальных гарантий не только самим судьям в период работы и период отставки, но и членам их семей связано с важностью профессиональной деятельности судей для государства и является одной из действенных гарантий независимости судей.

Таким образом, правовое регулирование труда федеральных и мировых судей и предоставления им социальных гарантий находится на стыке законодательства о статусе судей и трудового законодательства. Соотношение источников, регулирующих отношения, возникающие в рассматриваемой сфере, установлено в ст. 22 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и предусматривает применение к федеральным и мировым судьям трудового законодательства лишь в части, не урегулированной специальным законодательством.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 06.04.2015) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - № 170.

3. Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской

Федерации» // Собрание законодательства РФ. - № 3. -Ст. 144.

4. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. - 1998. - № 242.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. - 2001. - № 256.

6. Указ Президента РФ от 19.03.2013 № 207 «О должностном окладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 12. - Ст. 1241.

7. Постановление Правительства РФ от 04.04.1994 № 279 «О нормах обеспечения служебным обмундированием судей и имеющих классные чины работников судов» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - 15. - Ст. 1234.

8. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 850 (ред. от 07.12.2011) «О порядке обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения» // Собрание законодательства РФ. -2004. - № 52. - Ст. 5514.

9. Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 (ред. от 07.12.2011) «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 12. - Ст. 1150.

10. Постановление Совета судей РФ от 18.04.2003 № 101 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=118627. - Загл. с экрана.

11. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=C МБ;П=17209^У=СМТ^=0,0;П^=180312.46267907251603 9. - Загл. с экрана.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью М. А. Афанасьева, Жолковой А. А., Голубевой Т. Ю.

«Правовое регулирование труда и социальных гарантий федеральных и мировых судей» Статья М.А. Афанасьева, Жолковой А.А., Голубевой Т.Ю. представляет собой современное исследование, посвященное тенденциям развития правового регулирования труда и социальных гарантии федеральных и мировых судей.

Целью данной работы был анализ всего многообразия нормативных актов формирующих специфику: оформление трудовых отношений, регулирования трудовых правоотношений, прекращение трудовых отношений, а также правовым аспектам социального обеспечения.

Статья написана на хорошем теоретическом уровне, последовательно, четко структурирована и логична.

Тщательно подобран и проанализирован теоретический материал и нормативная база, касающаяся данной проблемы, что свидетельствует о хороших способностях авторов к аналитической работе. Структура изложения работы отвечает требованиям, тема раскрыта достаточно полно. Данная работа может быть полезна ученым, исследующим особенности труда отдельных категорий работников, а также студентам и аспиратам и рекомендуется для публикации в научном журнале. Рецензент:

Заведующая кафедрой трудового права и права социального обеспечения РАНХиГ, кандидат юридических наук

З.А. Кондратьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.