Научная статья на тему 'Гарантии судей в сфере труда: денежное содержание и пенсионное обеспечение судей в отставке'

Гарантии судей в сфере труда: денежное содержание и пенсионное обеспечение судей в отставке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6101
755
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ / ТРУДОВЫЕ ГАРАНТИИ СУДЕЙ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ / ДЕНЕЖНОЕ ПОСОБИЕ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТПУСКОВ / ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ / PENSION COVERAGE OF JUDGES / LABOR GUARANTEES OF JUDGES / MATERIAL SECURITY OF JUDGES / ALLOWANCE / GRANTING OF VACATIONS / ORDER OF BRINGING TO DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / INDEPENDENCE OF JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранков Владимир Леонидович

Автор рассматривает вопросы социальных гарантий судей в сфере труда; пенсионного обеспечения судей в отставке, которое является составным элементом социального обеспечения и представляет собой одну из трудовых гарантий прав судей; материального обеспечения судей, являющегося одной из гарантий независимости судей. Предметом исследования является особый статус судьи в отставке, что служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, которое дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранить доверие к их компетенции и независимости. В статье также изучается вопрос пожизненного денежного содержания судьи после его отставки. Отмечается, что важнейшей гарантией для судей, прекративших свою деятельность в качестве таковых, является их пенсионное обеспечение. Данная гарантия выражается, в частности, в том, что судьи обладают приоритетным правом выбора вида пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guarantees for Judges at Work: Allowance and Pension Coverage for Retired Judges

This scientific article deals with social guarantees for judges at work. Social support for retired judges forms an integral part of social security and is one of the labor guarantees of the rights for judges. The article tackles the question of financial security of judges, which is one of the guarantees of the independence of judges. The subject of the study is the special status of retired judges, which guarantees proper administration of justice, and permits to impose high requirements to judges and allows keeping confidence in their competence and independence. The article also considers the issue of a lifetime allowance for judges after their retirement. The author notes that the most important guarantee for retired judges is their pension coverage. This guarantee is expressed, in particular, in the fact that judges have the priority right to choose the type of pension coverage.

Текст научной работы на тему «Гарантии судей в сфере труда: денежное содержание и пенсионное обеспечение судей в отставке»

Библиографический список

Барщевский М. Рассудим честно. Тысячи раскрытых дел по коррупции не совпадают с судебной статистикой // Российская газета. Неделя. 2013. 21 февр.

Владыкина Т. А. Репутация судьи в Российской Федерации // Российский судья. 2011. № 9.

Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 11.

Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева. Редакционный материал // Российский судья. 2009. № 1.

Гущина Н. А. Независимость судей как важнейшая гарантия усиления судебной власти // Современное право. 2015. № 4.

Зорькин В. Д. Коррупция как угроза стабильному развитию обществу // Журнал российского права. 2012. № 7.

Колоколов Н. А. О праве, суде и правосудии (избранное). М., 2006.

Макарова О. В. Некоторые проблемы гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. № 5.

Михайловская И. Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М., 2008.

Нарышкин С. Е. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией // Журнал российского права. 2012. № 7.

Нешатаева Т. Н. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. № 11.

Петухов Н. А., Ермошин Г. Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Российская юстиция. 2013. № 3.

Скутин А. Ф. Судебная реформа и проблемы коррупции в судах // Российское правосудие. 2008. № 10.

Степашин С. В. Государственный финансовый контроль в противодействии коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7.

Тихомиров Ю. А. Современное публичное право. М., 2008.

Федоров С. В., Гущина Н. А. Проблемы правового регулирования дисциплинарной ответственности судей и механизм их защиты // Современное право. 2012. № 1.

Хабриева Т. Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7.

Хабриева Т. Я. Современные юридические технологии в теории и практике правотворчества и правоприменения //Эффективность законодательства и современные юридические технологии / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2009.

Гарантии судей в сфере труда: денежное содержание и пенсионное обеспечение судей в отставке

БАРАНКОВ Владимир Леонидович, научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]

Автор рассматривает вопросы социальных гарантий судей в сфере труда; пенсионного обеспечения судей в отставке, которое является составным элементом социального обеспечения и представляет собой одну из трудовых гарантий прав судей; материального обеспечения судей, являющегося одной из гарантий независимости судей. Предметом исследования является особый статус судьи в отставке, что служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, которое дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранить доверие к их компетенции и независимости. В статье также изучается вопрос пожизненного денежного содержания судьи после его отставки. Отмечается, что

важнейшей гарантией для судей, прекративших свою деятельность в качестве таковых, является их пенсионное обеспечение. Данная гарантия выражается, в частности, в том, что судьи обладают приоритетным правом выбора вида пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение судей, трудовые гарантии судей, материальное обеспечение судей, денежное пособие, предоставление отпусков, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, независимость судей.

Guarantees for Judges at Work: Allowance and Pension Coverage for Retired Judges

V. L. BARANKOV

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: [email protected]

This scientific article deals with social guarantees for judges at work. Social support for retired judges forms an integral part of social security and is one of the labor guarantees of the rights for judges. The article tackles the question of financial security of judges, which is one of the guarantees of the independence of judges. The subject of the study is the special status of retired judges, which guarantees proper administration of justice, and permits to impose high requirements to judges and allows keeping confidence in their competence and independence. The article also considers the issue of a lifetime allowance for judges after their retirement. The author notes that the most important guarantee for retired judges is their pension coverage. This guarantee is expressed, in particular, in the fact that judges have the priority right to choose the type of pension coverage.

Keywords: pension coverage of judges, labor guarantees of judges, material security of judges, allowance, granting of vacations, order of bringing to disciplinary responsibility, independence of judges.

DOI: 10.12737/19232

Согласно ст. 118 Конституции РФ единственным органом на территории Российской Федерации, наделенным правом осуществления правосудия, является суд. При этом суд может выступать в коллегиальном составе (как в коллегии исключительно из профессиональных судей, так и в коллегиях из профессиональных судей и представителей народа) либо правосудие может осуществляться единолично судьей.

Судья — это лицо, во-первых, наделенное полномочиями по осуществлению правосудия и, во-вторых, реализующее свои обязанности на профессиональной основе. Аналогичные критерии содержатся в ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Порядок наделения судей полномочиями различается в зависимости от звеньев судебной системы и в общих чертах регламентирован ст. 128 Конституции РФ.

Статья 13 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает наиболее важные гарантии независимости судей КС РФ, которые заключаются в предоставлении им материального и социального обеспечения. Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

Согласно ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-[ «О стату-

се судей в Российской Федерации», Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2012 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации» и Федеральному закону от 25 декабря 2012 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи входит: месячный оклад в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее — должностной оклад), месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее — оклад за квалификационный класс), ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная доплата за выслугу лет, ежемесячные доплаты за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячная доплата за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.

В настоящее время должностной оклад судей определяется исходя из стабильной суммы должностного оклада руководителей отдельных судебных органов.

Длительное время оклад данного должностного лица устанавливался постановлением Верховного Совета РФ от 28 января 1993 г. № 4400-! (утр. силу) и определялся в размере 21 минимального размера оплаты труда (МРОТ), т. е. подлежал увеличению пропорционально увеличе-

нию размера МРОТ. Такой подход позволил указанному нормативному акту просуществовать достаточно длительное время. Однако в настоящее время закон относит решение указанного вопроса к компетенции Президента РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19 марта 2013 г. № 207 «О должностном окладе председателя Конституционного Суда Российской Федерации» с 1 января 2013 г. должностной оклад председателя КС РФ составляет 32 752 руб. в месяц.

Оклады иных судей Российской Федерации определяются в процентном отношении от указанного оклада, причем для руководителей иных высших судебных органов определяется в максимально возможном размере — 98%. Оклад председателя ВС РФ составляет 100% оклада председателя КС РФ.

Оклады судей соответствующих судов определяются в процентном отношении к окладу председателя ВС РФ и далее председателей высших судов, возглавляющих отдельное направление. Так, оклады судей КС РФ определяются исходя из оклада председателя данного суда, судей арбитражных судов, судей судов общей юрисдикции, в том числе военных судов — от оклада председателя ВС РФ.

Процентное соотношение окладов предусмотрено непосредственно Законом РФ о статусе судей и регламентируется в рамках приложений к нему. Причем следует отметить общую тенденцию: чем выше статус суда, тем выше процент должностного оклада его судей, что также вытекает из уровня квалификации и стажа деятельности в качестве судьи, поскольку Закон устанавливает повышение квалификационных требований к судье применительно к статусу суда. Следует также отметить, что в отношении судей КС РФ Закон предусматривает максимально высокое соотношение с окладом председателя данного суда: для замести-

телей председателя — 98%, для судей — 90%.

В отношении судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции названный Закон предусматривает единую систему разграничения их должностных окладов, которые варьируются от 60% — для судей судов первой инстанции до 95% — для заместителей председателей высших судебных органов власти.

Оклад судьи за квалификационный класс — это доплата за квалификацию, стаж судьи, т. е. коэффициент повышения размера вознаграждения применительно к уровню компетентности судьи.

Судьям судов Российской Федерации гарантируется ежемесячное денежное поощрение в размере, установленном действующим законодательством. Нормы федерального закона ориентированы на длительный период их применения и реализации в рамках практических отношений. В связи с этим они должны быть сформированы таким образом, чтобы в течение указанного периода использования не подлежали существенной корректировке и не требовали систематического изменения норм закона.

Размер денежного поощрения определяется в процентах от должностного оклада. В самом общем виде поощрение представляет собой дополнительную выплату стимулирующего характера, которая производится в отношении наиболее квалифицированных работников за качественное исполнение должностных обязанностей.

Таким образом, по общему правилу денежное поощрение носит разовый характер, обусловлено достижением высоких результатов труда конкретным работником, т. е. носит именной характер. В связи с этим поощрение не может быть сплошным и предоставляться всем лицам, назначенным на должность судьи в установленном законом порядке.

Закрепление настоящим Законом РФ о статусе судей в качестве

одной из обязательных выплат всем судьям Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения указывает на то, что такая выплата утрачивает свой стимулирующий характер и первоначальную сущность. Фактически в настоящее время она представляет лишь одну из форм доплаты судьям за их профессиональную деятельность. При определении размера поощрения максимальные гарантии Закон устанавливает для судей КС РФ, что продиктовано спецификой его деятельности.

Для указанных субъектов размер поощрения составляет 9,2% от должностного оклада. Для председателя данного суда установлен максимально возможный размер поощрения — 10,5% при учете, что для данного должностного лица установлен максимально возможный размер должностного оклада. Для судей иных судов размер поощрения варьируется от 1,3% для судей судов первой инстанции до 7% для председателей ВАС РФ и ВС РФ. Введение Законом указанной выплаты преследует исключительно цель обеспечения высокого уровня материального обеспечения судей, препятствующего развитию и росту коррупции в органах власти.

Традиционным для российской правовой системы является установление ежемесячных доплат за выслугу лет, т. е. за стаж профессиональной деятельности в должности судьи. Как для судей, так и для иных категорий работников действует общий порядок применения данной доплаты — чем больше стаж работы в данной должности, тем выше ставка доплаты.

Причем следует обратить внимание, что в данном случае речь идет о государственной службе, т. е. стаж такой деятельности учитывается в качестве выслуги лет. Данная доплата также носит регулярный характер и выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой должностного оклада судьи.

Размер доплаты за выслугу лет определяется в процентном отношении к должностному окладу за работу определенное количество лет, т. е. ее определение строится на основе учета двух основных критериев: размера доплаты и стажа профессиональной деятельности в должности судьи.

Действующее законодательство устанавливает ряд дополнительных видов деятельности, которые могут быть реализованы судьями наряду с профессиональной деятельностью в данном статусе. К числу разрешенных видов деятельности, в частности, относится возможность осуществления педагогической, научной и иной аналогичной деятельности.

Зачастую научная деятельность направлена на достижение определенных результатов, которые сопровождаются присвоением специальных ученых званий и ученых степеней. Для научных работников в случае присвоения им звания или степени предусматриваются ежемесячные выплаты за достижение указанных результатов. Смена сферы деятельности, как правило, сопряжена с прекращением таких выплат.

Однако для судей рассматриваемый Закон предусматривает специальные гарантии — сохранение указанных ежемесячных выплат с изменением их размера. Судьям Российской Федерации гарантируются ежемесячные доплаты за ученую степень и ученое звание, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Указанные доплаты производятся в процентном соотношении от должностного оклада судьи: при наличии ученой степени кандидата юридических наук или ученого звания доцента — 5%; при наличии ученой степени доктора юридических наук или ученого звания профессора — 10%; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» — 10%.

Знание и использование иностранного языка не является прямой обя-

занностью судьи. Однако в ряде случаев применение иностранного языка может в значительной степени упростить процедуру судебного разбирательства. При этом сам факт наличия знания иностранного языка и возможности его применения судьей не освобождает его от обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством, в частности выполнения требования о предоставлении переводчика, если один из участников процесса не владеет русским языком.

Однако указанный факт свидетельствует о получении судьей возможности достоверного исследования информации, полученной непосредственно от лица, участвующего в деле, т. е. данный факт свидетельствует об объективности исследования материалов дела и решения стоящих перед судьей задач.

Соответственно, судье могут быть гарантированы ежемесячные доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. Однако Закон предусматривает возможность применения данной гарантии исключительно в отношений судей КС РФ. Размер доплаты для рассматриваемой категории судей составляет 20% должностного оклада судьи данного суда. Таким образом, указанную гарантию следует рассматривать в качестве специальной, имеющей ограниченный круг получателей, обусловленной их профессиональной деятельностью.

Совокупность вышеуказанных выплат является систематической и формирует ежемесячное денежное содержание судьи, т. е. подлежит выплате в обязательном порядке каждый месяц лицу, назначенному в установленном порядке на должность судьи Российской Федерации. Наряду с указанными выплатами отдельным судьям в соответствии с результатами их труда и иными заслугами могут устанавливаться другие выплаты. Однако такие выплаты в большинстве своем

носят разовый характер и связаны с действием определенных обстоятельств, например убытием в очередной отпуск, осуществлением санаторно-курортного лечения.

В соответствии с Законом РФ о статусе судей предусмотрено два метода окончания исполнения судьей своих должностных обязанностей:

прекращение полномочий судьи (ст. 14);

отставка судьи (ст. 15). Отставкой является почетное освобождение должности судьей. Судья лишь только в том случае считается вышедшим в отставку, если это в полной мере соответствует подп. 1, 2, 4, 9 и 11 п. 1 ст. 14 Закона РФ о статусе судей. Также законодатель закрепил право судей на выход в отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Если соотнести эти положения, то видно, что почетный уход или почетное удаление судьи с должности, т. е. отставка судьи, может иметь место, во-первых, по собственному желанию судьи, решившего по каким-то внутренним мотивам завершить карьеру судьи (основание отставки, связанное с желанием судьи прекратить свои судейские полномочия, — письменное заявление судьи об отставке). Во-вторых, отставка судьи может являться следствием неких объективных обстоятельств, наступивших помимо воли судьи. Такими обстоятельствами являются:

наличие существенных противопоказаний к занятию такого рода должности по средствам плохого состояния здоровья;

предельный возраст пребывания в должности судьи либо окончание срока полномочий судьи;

наличие решения суда, свидетельствующего о недееспособности либо ограниченной его дееспособности);

наличие отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

наличие сведений о том, что судья состоит в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда.

Также стоит отметить тот факт, что отставкой не считается сложение полномочий судьей не по обстоятельствам, указанным выше.

К такого рода основаниям можно отнести:

наличие письменного заявления судьи о прекращении его полномочий вследствие перехода на другое место работы;

переезд на постоянное место жительства в другую страну;

занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

занятие судьей должности государственного служащего;

наличие приговора обвинительного характера;

наличие судебного решения о применении к судье принудительных мер медицинского характера; смерть судьи.

Пенсионное обеспечение судей в отставке является составным элементом социального обеспечения и представляет собой одну из трудовых гарантий прав судей, окончивших осуществление своих трудовых обязанностей. Рассматриваемая трудовая гарантия предоставляется в форме выплаты выходного пособия и выплаты повышенной пенсии1.

Материальное обеспечение судьи служит одной из гарантий его независимости и подчинения только закону и авторитета судебной власти в целом. Вопрос материального обеспечения не теряет своей актуальности с развитием иных гарантий независимости судей.

Законом РФ о статусе судей, а также Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» закреп-

1 См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

лены основные гарантии трудовых прав судей:

1) состав денежного вознаграждения;

2) предоставление отпусков;

3) выплата денежного пособия;

4) порядок привлечения к дисциплинарной ответственности;

5) пенсионное обеспечение судей в отставке и др.

Законодательное закрепление размера денежного вознаграждения судьи является одной из важнейших трудовых гарантий их статуса. Следует выделить, например, выплаты выходного пособия, а также единовременного пособия в случае прекращения полномочий судьи в связи со смертью. Закон РФ о статусе судей предусматривает в качестве основания для выплаты выходного пособия выход судьи в отставку.

Вопросы денежного вознаграждения и содержания судьи достаточно подробно описаны в литературе, отражены в нормативных правовых актах. Законодательством определен особый статус судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности.

Как показывает статистика работы квалификационных коллегий судей, только за период 2003 г. — I квартал 2011 г. из корпуса действующих судей в ранг судей в отставке перешло свыше 12,5 тыс. граждан. По годам количество ушедших или удаленных в отставку судей распределяется следующим образом: 2003 г. — 2190 судей, 2004 г. — 2988 судей, 2005 г. — 1485 судей, 2006 г. — 864 судьи, 2007 г. — 1164 судьи, 2008 г. — 1213 судей, 2009 г. — 1103 судьи, 2010 г. — 1270 судей, I квартал 2011 г. — 352 судьи.

В сравнении с общей штатной численностью судейского корпуса Российской Федерации, не превышающей 30 тыс. судейских должностей,

численность корпуса судей в отставке в 12,5 тыс. человек представляется достаточно внушительной2.

Пребывающему в отставке судье предоставлено право на получение пенсии на общих основаниях, а судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, предоставлено право выбора на получение указанной пенсии или ежемесячного пожизненного содержания в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.

В случае если пребывающий в отставке судья, достигший возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), не имеет 20 лет стажа в должности судьи, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству лет, отработанному в должности судьи. Данное правило распространяется и на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — 1% указанного содержания, но всего не более 85% денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания регламентирован Инструкцией о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См. Инструкцию о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям (утв. ВС РФ 29 июля 2003 г., ВАС РФ 9 июля 2003 г., Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 3 июля 2003 г.).

общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждиве-нии»3.

В соответствии с Законом РФ о статусе судей правом на получение ежемесячного пожизненного обеспечения обладают:

судьи, ушедшие в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет;

судьи, ушедшие в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, — при достижении ими возраста 55 лет (для женщин — 50 лет).

Законодательством РФ предусмотрено, что судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет) и при этом имеющий стаж работы в юридической сфере не менее 25 лет, а также занимающий должность судьи не менее 10 лет, имеет право подать прошение об отставке, при этом ему будет назначена пожизненная ежемесячная выплата (ежемесячное обеспечение).

Основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного обеспечения является заявление лица, имеющего на это право. Время его подачи каким-нибудь сроком не ограничивается.

В расчет стажа, необходимого для назначения ежемесячного обеспечения, включается весь период работы на должностях, непосредственно имеющих отношение к юридическому профилю.

В стаж работы в качестве судьи РФ для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного обеспечения включается:

время работы судьей со дня утверждения на должность судьи и зачисления его в штат в установленном зако-

3 Утв. приказом ВС РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 августа 2015 г. № 669кд/234. URL: www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71112770/.

ном порядке по день исключения из штата;

время работы судьей в республиках, ранее входивших в состав СССР до 12 декабря 1991 г., засчитывается в стаж работы лицам, ушедшим на пенсию либо в отставку с должности судьи РФ;

Размер ежемесячного пожизненного обеспечения определяется однократно при уходе либо отставке судьи и в дальнейшем не подлежит какому-либо перерасчету, за исключением случаев увеличения ежемесячного вознаграждения (денежного обеспечения) судьи по занимаемой должности.

Привлечение судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия на срок до одного года не влечет за собой перерасчета стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного обеспечения. Выплата ежемесячного пожизненного обеспечения судье, пребывающему в отставке, не приостанавливается на период временного исполнения им обязанностей судьи.

Ежемесячное пожизненное обеспечение выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства. Выплата ежемесячного пожизненного обеспечения производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Выплата ежемесячного пожизненного обеспечения прекращается: при прекращении отставки судьи; при прекращении гражданства РФ; в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного обеспечения;

в случае гибели получателя ежемесячного пожизненного обеспечения.

Правила, относящиеся к материальному обеспечению пребывающих в отставке судей КС РФ, содержатся в ст. 19 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Так, пребывающему в отставке судье КС РФ. имеющему стаж работы в должно-

сти судьи не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи КС РФ.

В отношении судей военных судов действует норма, закрепленная в ст. 30 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»: «В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан».

Введение новой системы оплаты труда повлекло для них перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу согласно таблице соответствия, предусмотренной ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 23 декабря 2012 г. № 269-ФЗ, т. е. исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения судьи, работающего по соответствующей должности. При этом если ранее все премиальные выплаты входили в состав заработной платы и, соответственно, в назначаемое пожизненное содержание судьи, то в настоящее время аналог премиальных — ежеквартальное денежное поощрение в расчет пожизненного содержания не входит.

Более того, данный Федеральный закон не предусматривает, что уровень материального обеспечения судьи, пребывающего в отставке, судьи, имеющего право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере,

но продолжающего работать, и членов семьи погибшего (умершего) судьи не может быть уменьшен. Все это не позволяет использовать прямую аналогию для оценки стабильности социальной защищенности судей, однако очевидно, что произошло уменьшение социальных гарантий для перечисленных категорий судей и членов семей погибшего (умершего) судьи4.

По своей природе пенсионное обеспечение судей по общим основаниям относится на первый взгляд к трудовым пенсиям по старости. Однако назначение трудовых пенсий по старости связывается с достижением возраста. Судья в соответствии с Законом РФ о статусе судей имеет право на так называемое обычное пенсионное обеспечение с момента выхода в отставку. Сам выход в отставку связывается не с возрастом, а со стажем работы в должности судьи. Таким образом, пенсии, назначаемые судьям, пребывающим в отставке, можно отнести к досрочно назначаемым трудовым пенсиям (ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Пенсионное обеспечение судей изначально дифференцировано. Основным его направлением является право судей на получение ежемесячного пожизненного содержания. Считаем, что законодатель намеренно разграничил пенсионное обеспечение судей и пожизненное содержание, которое связано с соблюдением судьями установленных требований и ограничений, имеет целью обеспечение независимости, беспристрастности и авторитета судебной власти, в то время как пенсионное обеспечение предоставляется всем гражданам по достижении определенного возраста.

4 См. Закон РФ о статусе судей.

Библиографический список

URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71112770/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.