Научная статья на тему 'Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории'

Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории»

Повышенный уровень венного развития, анализирует и обосновывает свои методические действия, выделяет удачи и промахи в конкретных педагогических процессах, сконструированных другими учителями.

Углубленный уровень Учитель учитывает метапредметные связи учебного предмета, конструирует различные варианты методических решений, превращает возникшие на уроке ситуации учебных удач, затруднений, ошибок учащихся в источник обогащения их субъектного опыта, анализирует и обосновывает свои методические действия, оценивает удачи своих коллег и находит пути исправления методических промахов, допущенных другими учителями.

В силу того, что “совокупность профессионально-педагогических действий всегда выявляет позиции (ценности, направленности), и наоборот, педагогические умения репрезентируют как саму личность учителя, так и его деятельность и взаимодействие с обучающимися” [2. С. 277], степень овладения соответствующими методическими умениями (методическая компетентность) может служить характеристикой достижения целей методической подготовки не только в плане обучения учащихся, но и в личностном развитии учителя. Умения организовывать педагогический процесс, связанный с освоением математики учащимися, характеризуют учителя как субъекта первого уровня; умения осуществлять рефлексивную и творческую деятельность - как субъекта второго уровня; умения выполнять деятельность в составе полисубъекта с целью совершенствования компонентов педагогического процесса и своей деятельности за счет творческого опыта других учите -лей и опыта коллективной творческой деятельности - как субъекта третьего уровня. Становление учителя субъектом второго и третьего уровня можно назвать становлением субъектом собственного развития применительно к своей методической деятельности. Таким образом, целью методической подготовки учителя, которая определит достижение всех других целей, связанных с методической деятельностью учителя, является становление учителя субъектом собственного развития применительно к своей методической деятельности, обеспечивающей успешность учащихся и обогащение их субъектного опыта.

Методическая компетентность учителя проявляется на каждом проведенном им уроке, поэтому анализ конкретных вариантов педагогических процессов служит средством выявления ее уровня.

Базовый уровень методической компетентности не может быть достигнут ни при

обучении в вузе, ни на периодических курсах повышения квалификации из-за малого количества времени, отведенного программой соответствующего обучения. Нужны школы совершенствования методического мастерства учителя. Результаты деятельности такой школы в Брянске отражены на сайте www.fio.ru.

Библиографический список

1. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: Монография. Астрахань: Издательский дом “Астраханский университет”, 2005. 211 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2001. 384 с.

Н.Ф. БАБУРИНА, Е.А. ПЕЛЕВИНА

Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории

В июле 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Ее цель состоит в совершенствовании патриотического воспитания граждан в интересах укрепления российской государственности, формировании любви к Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию общественной стабильности, упрочению единства и дружбы народов России.

Обозначим главные, на наш взгляд, проблемы патриотического воспитания в настоящее время:

1. Россия, как и все современные страны, вовлечена в процесс глобализации и испытывает связанные с этим сложности: колоссальное влияние массовой культуры, вытесняющее культуру национальную;

распространение электронных средств коммуникации, заменяющих традиционные печатные носители информации и личные контакты людей. Эти новые реалии необходимо учитывать при совершенствовании содержания и форм патриотического воспитания на уроках истории.

2. Реакцией на процесс глобализации стал рост национализма во всем мире, в том числе и в России. Однако этот национализм переходит грань национальной идентичности и перерастает в идеологию национального превосходства. Опасность такого национализма должна осознаваться всеми субъектами патриотического воспитания. В связи с этим патриотическое воспитание должно сочетаться с борьбой с ксенофобией и фашизмом.

3. Современное понимание патриотизма требует его очищения от идеологических интерпретаций. В нашем общественном сознании существуют устойчивые идеологические стереотипы патриотизма: «патриот - это консерватор и реакционер, не понимающий современности», «либерал -это непременно очернитель, антипатриот, пособник Запада». Эти стереотипы наносят большой вред патриотическому воспитанию, которое у нас слишком идеологизировано.

4. Патриотическое воспитание осуществляется сегодня в условиях социальных изменений, которые создает не совсем благоприятный фон - усиление социальной дифференциации, материализация общества и т.д., что, безусловно, усложняет воспитательный процесс.

История Отечества играет определяющую роль в процессе воспитания патриота и гражданина. Содержание данного предмета -познание истории своей страны и своего народа, формирования его культуры и образа жизни, становления государственности - является важнейшей составляющей патриотического воспитания.

Все последние годы о воспитательной функции уроков истории ожесточенно спорили. Высказывались мнения, что школьная история должна быть освобождена от воспитательных задач. До сих пор некоторые учителя истории отрицают возможность воспитания патриотов как невыполнимую сверхзадачу и стараются избегать национальных приоритетов и акцентов, когда речи идет о поисках

объективной истины. В такой позиции проявляется боязнь формализации и государственного диктата в преподавании истории. Жизнь показала опасность и неправильность такой позиции. Отказ от патриотического воспитания приводит к тому, что инстинктивная природа без знания и мысли находит свое выражение в тупом и агрессивном самомнении, аффективном «патриотизме» скинхедов и неофашистов.

Сегодня учитель истории должен понимать, что:

- патриотизм имеет инстинктивную основу, но без сознательного и духовного самоопределения он либо апатичен, либо агрессивен. Истинный патриотизм - сознательная, зрячая, понимающая любовь к Родине, которая формируется на основе знания и понимания истории Отечества;

- человек приходит к духовному обретению Родины разными путями. Духовный опыт у людей сложен и многообразен: он захватывает и сознание человека, и бессознательно-инстинктивную глубину психики. Есть патриотизм, исходящий от семейного и родового чувства, или - от природы, от религиозной веры народа, от величия государственного пути своего народа, от военных побед - «славы, купленной кровью», а может, от стихии национальной нравственности;

- патриотизм невозможно навязать, его

можно только пробудить. «Казенный», официальный, внешнепринудительный

далеко не всегда воспитывает чувство Родины. В решении этой задачи очень много зависит от учителя, от его опыта и такта, его собственного патриотического чувства.

Совершенно очевидно, что нет единого для всех людей одинакового пути к патриотизму, именно поэтому каждый урок истории Отечества имеет воспитательный потенциал, раскрывая судьбу народа в его достижениях и в его падении, в часы опасности и в эпоху благоденствия. Учитель истории не должен скрывать от учеников слабые стороны национального характера, и в то же время он должен указать им все источники национальной силы и славы. При этом патриотические чувства учеников должны быть ограждены от двух опасностей, двух крайностей - националистического самомнения и безысходного самоуничижения.

На наш взгляд, наиболее важными аспектами с точки зрения патриотического воспитания, требующими особого внимания при изучении истории, являются следующие:

- территория - ученики должны своим во-

ображением оценить пространство и просторы своей страны, понять, что это национально-государственное достояние

России. Они должны прочувствовать, что русская территория добыта волей и духом русского народа, а не только завоевана и заселена, что она уже освоена и еще недостаточно освоена народом. Человек должен знать и любить просторы своей страны, ее жителей, ее богатство, ее климат и возможности;

- экономика - с самого детства человек должен почувствовать радость и силу труда, его смысл и необходимость. На уроках истории ученики должны почувствовать и осмыслить Россию как трудовое поприще. Только тогда в них пробудится интерес к российскому национальному богатству как источнику духовной независимости и расцвета народа;

- культура - во всех учебниках по истории Отечества вопросы культуры рассматриваются довольно кратко - обсуждаются основные тенденции и перечисляются наиболее выдающиеся представители искусства, литературы, музыки. Безусловно, необходима дополнительная работа: следует раскрыть наиболее важные аспекты с точки зрения патриотического воспитания, на которые необходимо обращать особое внимание в процессе работы над учебным материалом, имеющимся во всех рекомендованных учебниках;

- армия - есть воплощенная храбрость народа, организация чести, самоотверженности, стоящая на страже правопорядка внутри страны и на страже Родины - отнюдь не дух «насилия» и «шовинизма». Без армии, находящейся духовно и профессионально на надлежащей высоте, Родина остается без обороны, государство распадается, нация умирает. Русский философ Иван Ильин писал: «Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей»;

- особую роль в формировании истинного патриота имеет язык. Именно он лежит в сердце истории во всем своем многообразии. История в какой-то степени сродни

литературной деятельности. Соответственно мы считаем, что история как школьный предмет также является средством для преподавания и изучения родного русского языка. Она углубляет и обогащает грамотность учеников на всех уровнях.

Основная сложность патриотического воспитания, особенно в старших классах, заключается в том, что изучение истории ориентировано на сдачу ЕГЭ. Патриотизм и духовность выпускника, заполняющего клеточки в бланке ЕГЭ по истории, не измерить и не определить. Учитель встает перед очень сложной проблемой, так как его профессиональные обязанности вступают в противоречие, появляются две истории: «для души и разума» и «для поступления». Разрешение этого противоречия зависит от личности учителя.

Реализация программы патриотического воспитания при изучении истории в школе невозможна без учебников, являющихся особым инструментом для формирования человека, преданного своему Отечеству, своему народу. Это тем более важно, что основные, приоритетные направления, сформулированные в программе, связаны со следующими темами курса истории Отечества:

- Великая Отечественная война;

- основные памятные даты, связанные с военными победами;

- освоение космоса;

- создание оборонного комплекса.

В настоящее время существует целый ряд учебников, отражающих плюрализм в исторической науке, разные подходы к преподаванию истории Отечества в школе.

В процессе создания нового поколения учебников истории для российской школы можно выделить два этапа, имеющих определенные отличительные черты. В учебниках, созданных в конце 1980-х - начале 1990-х гг., преобладала тенденция к пересмотру версий и оценок, принятых в советской историографии, в особенности по вопросам истории XX века. Социально-политическая история, и ранее занимавшая доминирующее место в школьных учебникам, стала полем мировоззренческих баталий. При повышенном внимании к историческим проблемам в большинстве пособий, издававшихся в эти года, игнорировались педагогические, дидактические и методические слагаемые учебной книги по истории. Многие авторы стремились таким обра-

зом изложить свои взгляды на прошлое, не считаясь ни с возрастом учащихся, ни с имеющимся учебным временем, отводимым на изучение отдельных вопросов. Отсюда перегрузка учебников фактическим материалом, преобладание авторского монолога, сухие академические тексты. Все это, несомненно, не только затрудняло, но и резко ограничивало патриотическую направленность уроков истории.

Учебники, вышедшие в конце 1990-х -начале XXI века (отчасти это книги новых авторов, отчасти - усовершенствованные издания учебников 1990-х годов), отличаются лучшей проработанностью как в историческом, так и в методическом отношении. С учетом научных достижений последнего десятилетия в учебниках уточнена периодизация исторических эпох, процессов и важнейших событий, обоснованы понятийный аппарат и отбор фактического материала. Авторские позиции в целом характеризуется продвижением от моноконцептуальности к определенному объективизму, большей, чем прежде, взвешенностью интерпретаций и оценок. В учебниках, издаваемых с конца 1990-х гг., был усилен дидактический и методический уровень: структурирован текст, в котором выделяется основная, дополнительная и справочная информация. В большинстве учебников приводятся фрагменты исторических источников, позволяющих создать более объемную и выразительную картину прошлого. Во многих книгах представлен разнообразный иллюстративный материал. В ряде случаев изменились к лучшему формулировки вопросов и заданий. Именно такие изменения учебников и учебной литературы позволяют учителю повысить эффективность работы по патриотическому воспитанию на уроках истории.

В «Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» тема Великой Отечественной войны выделяется как ведущая. Нельзя не согласиться с авторами Программы, уделившими данной теме основное внимание. Война 1941-1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа-победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная - главное событие в истории нашей страны XX века. Это и великие военные победы, и национальные герои, единство народа и его роль в мировой исто-

рии. Соответственно во всех учебниках это событие изучается достаточно подробно, ему посвящены целые главы.

При раскрытии темы «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» авторы современных школьных учебников [1, 2, 3] показали ее события через военно-стратегические, внешнеполитические и моральнопсихологические аспекты, через обращение к человеческой личности. Показано, что Победа

- это результат, достигнутый всем советским многонациональным и поликонфессиональ-ным народом, и в первую очередь это победа солдата, воина, труженика войны. В то же время в этих учебниках отражена роль талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество. Документы, приведенные в учебнике, и текст параграфов показывают, что в этот период были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности единения людей, и не только воинов, но и тех, кто самоотверженно трудился в тылу. Не обойдены вниманием те вопросы, которые стоят в центре современной историографии, -значение предвоенных советско-германских соглашений, степень готовности СССР к войне, развитие взаимоотношений СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции и др. В учебниках обоснована решающая роль СССР в разгроме фашистского блока, что привело к возрастанию роли нашей страны в мировой истории.

Не отрицая важность и значимость военной истории для формирования патриотического чувства, отметим необходимость расширения круга тем, связанных с развитием государственности, культуры, народного быта.

К сожалению, возможности учебника ограничены, и многие события, столь же важные с точки зрения воспитания патриотизма, изложены очень кратно. Например, полет Ю.А. Гагарина во всех учебниках упоминается одной строкой. В таких случаях главную роль играет учитель, который должен показать и объяснить значимость того или иного события для страны, а иногда и всего мира. Педагог должен исходить из того, что патриотизм может жить лишь в той душе, для которой существует понятие священного, объективное и безусловное достоинство святыни своего народа.

Каждый учебник обладает своими особенностями, например, учебники для 10 и 11 классов в большей степени носят описательный характер, чем учебники для 9 класса, в котором параграфы более короткие по объему, но содержат больше документов и заданий, позволяющих реализовать многие положения программы по патриотическому воспитанию. В учебнике Н.В. Загладина, С.Т. Ми-шакова, С.И. Козленко, Ю.А. Петрова История Отечества XX в. [3] более подробно раскрыты вопросы развития культуры, снабженные иллюстративным рядом, что, несомненно, способствует воспитанию гордости за Российское государство.

Достаточно высоко оценивая уровень литературы, необходимо отметить общий методологический недостаток с точки зрения патриотического воспитания - история Отечества в значительной степени отождествляется с историей государства. Особенно это проявляется в отношении советской истории. Например, внутриэлитной борьбе за власть в годы Н.С.Хрущева уделяется больше внимания, чем такому глобальному событию, как

освоение космоса, роль политических деятелей освещается более подробно, чем достижения деятелей науки и культуры, описание военных побед вытесняет историю жизни и деятельности советского народа в мирное время. На наш взгляд, такое «огосударствление» отечественной истории наносит вред патриотическому воспитанию.

Активность, национальное самосознание и твердая гражданская позиция молодых людей в значительной мере определят будущее страны - важно, чтобы молодежь была привержена традициям, уважала культурные и национальные ценности народа России.

Библиографический список

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX-началаXXI века.: Учебн. для 9 класса. М.: Просвещение, 2006.

2. Сахаров Л.Н. История России. Учебн. для 10 кл. М.: Русское слово, 2005.

Загладин Н.В., Мишаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества XX в.: Учебн. для 11 кл. М.: Русское слово, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.