Научная статья на тему 'Теоретические основы оценки качест-ва профессионального образования'

Теоретические основы оценки качест-ва профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY / EDUCATION / QUALITY EDUCATION / THE QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Юлия Павловна

В статье рассмотрены теоретические основы качества образования, в частности, профессионального. Исследования различных авторов позволяют рассмотреть понятие «образование» в различных аспектах (философском, социальном, педагогическом и т.д.), а также связать его с понятием «качество». Данное исследование позволяет сделать вывод о «качестве образования», которое в настоящий момент является главным критерием эффективности деятельности образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR TESTING QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING

The paper considered a conceptual framework of quality education, namely of vocational training. A review of studies carried by different authors enabled us to consider various aspects of the concept of «education» (namely philosophical, social, educational, etc.), and associate it with the notion of «quality». The study inferred on the «quality education», which is currently the main criterion of efficiency in testing an educational institution.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы оценки качест-ва профессионального образования»

УДК 377

Зорина Юлия Павловна,

соискатель кафедры педагогики, преподаватель, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Башкортостан,

Бирский медико - фармацевтический колледж zorinavulia@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Zorina Yulia Pavlovna,

Candidate for a Degree, Chair of Pedagogics, Lecturer, State Autonomous educational institution of secondary professional education of the Republic of Bashkortostan, Birsk medical and pharmaceutical College

zorinayulia@rambler.ru

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR TESTING QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING

В статье рассмотрены теоретические основы качества The paper considered a conceptual framework of quality образования, в частности, профессионального. Иссле- education, namely of vocational training. A review of дования различных авторов позволяют рассмотреть studies carried by different authors enabled us to con-понятие «образование» в различных аспектах (фило- sider various aspects of the concept of «education» софском, социальном, педагогическом и т.д.), а также (namely philosophical, social, educational, etc.), and as-связать его с понятием «качество». Данное исследова- sociate it with the notion of «quality». The study inferred ние позволяет сделать вывод о «качестве образова- on the «quality education», which is currently the main ния», которое в настоящий момент является главным criterion of efficiency in testing an educational institu-критерием эффективности деятельности образова- tion. тельного учреждения.

Ключевые слова: качество, образование, качество об- Key words: Quality, education, quality education, the разования, качество профессионального образования. quality of vocational training.

Введение

Вопросы качества профессионального образования на современном этапе развития общества не случайно становятся объектом научных исследований. Объясняется это тем, что образование в условиях рыночной экономики стало рассматриваться как услуга, товар, который имеет свои количественные и качественные параметры и потребительную стоимость. Специальность, которая приобретается в процессе профессионального образования, превращает индивида в товар, более или менее востребованный на рынке труда. Поэтому преобразования, происходящие в современном социально-экономическом развитии России, требуют значительного повышения

конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных учреждений. Конкуренция между учебными заведениями, усиливающаяся с каждым годом, заставляет пересматривать подходы к управлению качеством подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда.

Кроме того, исследование вопросов качественности профессиональной подготовки имеет и прикладной характер, поскольку любая профессия востребована обществом, нацелена на удовлетворение потребности в ней определенных социальных сегментов. Для нашего исследования представляется важным выяснить сущностные и содержательные характеристики качества профессиональной подготовки, в частности в условиях среднего медицинского образования.

Известно, что потребность в поддержании здоровья выступает одной из витальных в жизнедеятельности человека. Качество здоровья непосредственно сказывается на уровне работоспособности человека, интенсивности его творчества и самоотдачи, степени участия в социальном воспроизводстве, коммуникациях различного характера, качества самой жизни, наконец. Удовлетворением указанной общественной потребности, например, в сохранении, укреплении, восстановлении здоровья занимается социальный институт здравоохранения, прежде всего люди, получающие специальную медицинскую подготовку, то есть врачи и средний медицинский персонал. Здесь следует особо отметить, что в практике лечебно-диагностической деятельности, профилактической работы и реабилитационных мероприятий важное место отводится именно среднему медицинскому персоналу. Врач намечает общую стратегию и тактику ведения больного. Всю информативную базу для диагностической и лечебной работы поставляет средний медицинский персонал, равно как и осуществляет различного характера медицинские манипуляции. Средние медицинские работники составляют основную часть персонала «скорой помощи», и от их компетентности порой зависит жизнь человека. Вопросы качествен-

ной профессиональной подготовки специалистов среднего медицинского образования являются значимыми и потому актуализируют научную значимость вопросов менеджмента качества в условиях профессионального образования.

Методологически верным будет начать с исследования основных категорий, которыми мы собираемся оперировать, то есть «качество», «качество образования», «менеджмент качества» .

Понятие качества трактуется по-разному. Так, в IV веке до н.э. Аристотель в учении «Метафизика» качество рассматривает как свойство, состояние и форму объектов [5, с.32]. Он считает, что найти отличия предметов можно только при их сравнении. Это позволяет сделать очень важный вывод для нашего исследования: только на основе оценивания и измерения можно определить качество образовательного процесса.

Немецкий философ Г. Гегель в Энциклопедии философских наук представляет качество как внутреннюю определенность предмета, характеризующую его в целом: «Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого» [9, с. 122]. По его мнению, единство качества и количества выражается в категории меры, которая является показателем того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик.

Как считает А.И. Мамот, «на протяжении всей истории развития философии не прекращались попытки найти всеобъемлющее определение понятию «качество». Но все они сводились лишь к пониманию качества как определенности, общности и целостности всех существенных признаков предмета, придающих ему относительную стабильность и отличающих от других предметов. В результате сформировалось и получило распространение такое определение, в соответствии с которым под качеством продукта понималось свойство (способность) удовлетворять потребности и ожидания конкретного потребителя» [12, с. 3].

Согласно словарю С.И. Ожегова «качество - это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет от другого или свойство, достоинство, степень пригодности» [13, с. 348]. В общеупотребительном значении понятие «качество» определяется как «положительная или отрицательная характеристика, свойство, черта кого-нибудь или чего-нибудь...», «...степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой данная вещь должна быть» [15, с. 1346].

Интересным для нашего исследования стали размышления авторов книги «Что такое качество?», в которой многообразие существующих трактовок категории «качество» объединили в следующие группы: символизирующее качество, расширенное качество и интегральное качество [1, с. 110-112, 121]. Символизирующее качество авторы определяют по наиболее характерному, «доминирующему» признаку объекта, который характеризует его потребительную стоимость (в нашем случае - это конкретная специальность, дающая возможность заработка). Расширенное качество продукта, по утверждению авторов книги, подразумевает сумму свойств, характеризующих востребованность товара на рынке (в нашем случае - профессиональное образование вообще как социальная потребность человека). Интегральное качество - «это качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических показателей и выражаемое соотношением между потребительной стоимостью и стоимостью продукта труда (под стоимостью здесь понимаются все затраты общества на производство и применение этого продукта труда) [10, с. 121-122]. Причем, в интегральное качество включается и экономическая составляющая продукта. На наш взгляд, последняя характеристика качества подразумевает организацию производящего пространства, то есть, применительно к образованию - это создание и развитие такого образовательного пространства, где каждая составляющая системы будет работать на конечный результат - выпуск качественного продукта, а именно, подготовку конкурентоспособных специалистов.

Таким образом, определяя содержание понятия «качество», мы должны иметь в виду, что это совокупная характеристика, которая учитывает степень выраженности совершенно определенных критериев, детерминированных сущностью продукта (товара, услуги) и его потребительной стоимостью, то есть его необходимостью, полезностью, нужностью в социальном плане. Профессиональное образование в условиях рыночного социума является товаром, то есть тем продуктом, в котором нуждается общество и за получение которого общество готово платить. Следовательно, речь можно вести и о качестве образования как о целевом результате процесса.

Качественность образования, как общего, так и профессионального, во все времена интересовала педагогов, и так же, как и качество вообще, понимается по-разному. Отсутствие четкого однозначного определения «качество образования» обусловлено не только общенаучной характеристикой категории «качество», но и множеством различных субъектов - потребителей образовательных услуг (государство, общество, работодатель, обучающийся и др.). У каждого потребителя имеются свои представления о качестве образования. Государство ставит перед образованием задачу подготовки компетентных, высококвалифицированных специалистов, за счет профессиональной деятельности которых может быть достигнуто повышение уровня социально-экономического развития страны. Для общества особое значение имеет развитие высококультурной личности. Работодатель заинтересован в специалисте с высоким уровнем профессиональной и общекультурной подготовки. А для студента очень важно получить профессиональную квалификацию, позволяющую ему быть востребованным на современном рынке труда. Многообразие имеющихся дефиниций качества образования отражает синергетическую многомерность самого человека как познающего субъекта.

М.М. Поташник, рассматривая качество в педагогическом аспекте, определил данное понятие «как степень выполнения главной цели функционирования системы, заключающейся в достижении обучающимися заданного уровня обученности» [16, с. 245] . Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. рассматривают качество образования в абсолютном смысле, когда «идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа» и, в относительном смысле, когда продукт или услуга соответствуют определенным стандартам или характеристикам [8, с. 23].

При знакомстве с работой В.Л. Бенина и Е.Д. Жуковой «Культура, образование и Болонский процесс: комментарии к размышлению» нельзя не согласиться с тем, что современная цивилизация ставит целевую образовательную задачу не в передаче обучающемуся определённого набора знаний, умений и навыков, «а на привитие ему умений и навыков самостоятельного получения новых знаний и (что самое главное) желания заниматься самообразованием» [7, с. 2].

Значит, качество образования следует рассматривать не только как наличие у обучаемого сформированного умения добывать знания самому, но как внутреннюю потребность в самообразовании. Применительно к объекту нашего образовательного воздействия - студенту, например, среднего медицинского учебного заведения - потребность в самообразовании здесь должна быть выражена в стремлении в совершенствовании и гуманитарных, культурологических знаний, и специальных профессиональных. Объектом профессиональной деятельности медицинского работника является человек, индивид с присущими каждому конкретными психо-лого-анатомо-физиологическими, возрастными особенностями, социальным статусом, мировоззрением и т.д. Имеется в виду, что каждый пациент требует особого подхода, несмотря на кажущуюся схожесть, однотипность заболеваний. Если автослесарю можно для поиска поломки разобрать автомобиль по частям, то применительно к человеческому организму мы использовать этот метод не можем. Для успеха целительного воздействия важно и гуманное отношение к человеку, и хорошо сформированная речь, и знание человеческой психологии - это известная истина. И здесь мы вновь говорим о конкретности критериев качества профессионального образования. Квалиметрические параметры оценки качества образование на сегодняшний день представлены такими процедурами, как аккредитация и лицензирование профессионального образовательного учреждения. Их значимость подчеркнул Р.М. Асадуллин в своем выступлении «Нужно дать возможность вузам адаптироваться к требованиям государства»: «В новом положении об аккредитации и лицензировании заложены хорошие критерии - критерии процентного подхода. Не те, по которым мы, преподаватели, сами себе ставим пятерки и говорим, что хорошо работаем, а вполне объективные критерии. Но вообще, на мой взгляд, должен существовать институт государственной внешней экспертизы, который бы объективно сравнивал показатели разных вузов и на основании этих сравнений делал бы выводы. Одним из безусловных критериев оценки деятельности вуза должно быть количество успешно трудоустроенных выпускников» [6.]

На уровень успешности как критерий качественности образования указывает и А.И. Адам-ский, редактор сборника «Что такое качество образования?», выпущенного в качестве методического сопровождения национального приоритетного проекта «Образование». Он настойчиво утверждает, что «качество образования для нас - это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения) [2, с. 7].

Предложенные выше способы объяснения качества образования предполагают восприятие его как результата. Однако качество возможно и необходимо рассматривать в динамике, как интегрированное системное взаимодействие взаимообусловленных структурных компонентов. В этом аспекте уместно обратиться к работам доктора педагогических наук Штейнберга В.Э. Разрабатывая кибернетическую модель образовательного пространства, В.Э. Штейнберг обосновывает диалектическое единство качества образования с синергетической многомерностью процесса образования, включая такие кейсы, как компетентность педагога, компетентность обучаемого, дидактическая среда и др. [17,18].

Говоря о качестве профессионального образования как кибернетической модели следует в качестве логически-неотъемлемой структурной единицы выделить поле социального партнерства. Об этом, в частности, пишет в своем диссертационном исследовании С.А. Орлов, прямо указывая на «необходимость привлечения к определению содержания и уровня профессионального образования социальных партнеров с целью объективной оценки качества выпускников учреждений профессионального образования» [14].

Наша убежденность в необходимости активного участия социальных партнеров в оценке качества профессиональной подготовки, выработке квалиметрических характеристик обусловлена опытом работы в медицинском колледже и деятельностью в практическом здравоохранении. Мы уже писали ранее, что сложная природа качества профессионального образования требует использовать для его оценки множество показателей, которые позволят измерить реальный (фактический) и требуемый (желаемый или целевой) результаты. По нашему мнению, реальный результат в профессиональном образовании должен оценивать работодатель, причем тогда, когда специалист уже приступил к работе. Это дает возможность ориентировать проверку качества подготовки не на воспроизведение знаний, а на их применение в реальной ситуации, выявить, таким образом, степень компетентности молодого специалиста, оценить результативность работы образовательного учреждения [11, с. 27].

Таким образом, в условиях глобальных социально-экономических и культурных реформаций все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, предпринимателями, службами занятости - то есть со всеми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Однако следует констатировать, что проблема разработки научно обоснованных методик для оценки качества среднего профессионального образования остается слабо исследованной. Анализ научных публикаций, освещающих деятельность средних профессиональных образовательных учреждений, позволяет сделать вывод, что средние профессиональные образовательные учреждения недостаточно активно включаются в процесс разработки собственных систем управления качеством. В системе среднего медицинского образования качество сводится чаще всего к внутриколледжному контролю соответствия нормативной документации государственным нормативам и к анализу замечаний Государственной аттестационной комиссии. Это не позволяет полностью учесть весь комплекс факторов, влияющих на уровень качества подготовки специалистов, эффективно управлять качеством образовательного процесса.

Роль, которую играет качество в среднем медицинском образовании, становится все более важной по мере того, как требования рынка труда не оставляют медицинским колледжам другой альтернативы, кроме как улучшение качества подготовки специалистов на основе системного анализа уже имеющихся результатов подготовки специалистов.

В основу Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. легла доступность качественного образования, где особая роль отводится созданию и внедрению механизмов оценки качества на различных уровнях. Однако в настоящее время в системе среднего медицинского образования важнейшей проблемой управления качеством является отсутствие критериев оценки полученных результатов со стороны основного заказчика образовательных услуг - работодателя. Именно эта оценка должна стать завершающим звеном всей системы менеджмента качества, действующей в образовательном учреждении.

Следовательно, решение данных проблем требует проведения научных исследований, а разработка теоретических, методических и практических рекомендаций в области формирования системы оценки качества среднего медицинского образования представляется актуальной и своевременной. Мы заключаем, что качество подготовки в условиях среднего профессионального образования повышается, если:

1) управление качеством образовательного процесса в колледже осуществляется как система скоординированной деятельности субъектов управления по достижению соответствия качества образовательного процесса требованиям всех заинтересованных сторон;

2) система оценки качества рассматривается как процесс измерения результативной стороны качества образовательного процесса в колледже, обладающий целостной совокупностью системных свойств;

3) формирование системы оценки качества включает в себя разработку и реализацию совокупности оценочных процедур, обеспечивающих комплексное измерение результатов образовательного процесса.

Качество образования в настоящее время, является главным конкурентным преимуществом функционирования образовательных учреждений в условиях рыночной экономики.

Образование - это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимого опыта человечества, воплощённом в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Образование является необходимым условием деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.

Образование - это процессы и одновременно результаты этих процессов, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью. Применительно к профессиональному образованию - это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий. Кроме того, как справедливо отмечает Т.М. Аминов, профессиональное образование предполагает овладение определенным уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности [3, с. 44; 4, с. 213].

Проведенный анализ понятий «качество» и «качество образования» в различных аспектах позволяет сделать вывод, что эти сложные научно-практические категории позволяют выстраивать концептуально-стратегические траектории развития пространства среднего профессионального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Адамский А.И. Что такое качество образование? [Текст] / Под ред. А.И. Адамского - М.: ЭВРИКА: Институт проблем образовательной политики, 2009. - 277 с.

1. Там же.

2. Аминов Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования системы профессионального образования//Образование и наука. - 2009. -№8. - с. 31-44.

3. Аминов Т.М. Признаки профессионального образования / Т.М. Аминов // Искусство и образование. -

2008.- № 9. - с. 44-48.

4. Аристотель Соч.: в 4 т. /Аристотель // под ред. З.М. Микеладзе. - М., 1978.- Т.2.

5. Асадуллин Р.М. «Нужно дать возможность вузам адаптироваться к требованиям государ-ства»//www.ved u.ru/news3133.

6. Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Культура, образование и Болонский процесс: комментарии к размышлению [Текст]/В.Л.Бенин, Е.Д.Жукова //Проблемы теории и истории культуры: исследования и материалы. Вып.1 - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - с. 132-144.

7. Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. Психология и педагогика. Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/

8. Гегель Соч.: в 14 т. /Гегель // - М., 1958. - Т.14.

9. Гличев А.В., Панов В.П., Азгальдов Г.Г. Что такое качество? - М.: Издательство «Экономика», 1968 г. -

135 с.

10. Зорина Ю.П. Актуальные вопросы качества профессионального образования/ Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - vi, 174 с. - с. 28.

11. Мамот А.И. Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов. -Донецк: Дон ГТУ, 2000. - 120с.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО « Издательский дом «ОНИКС21 век», 2004. - 1200 с.

13. Орлов С.А. Использование европейского опыта в формировании содержания и оценке качества среднего профессионального образования. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд пед. наук. -М.:2008. - //rudocs.exdat.com/docs/index

14. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешских языках / Г.В. Осипов: Издательство «Норма», 2000. - 488с.

15. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) / М.М. Поташник - М. Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.

16. Штейнберг В.Э. Сетевые кейс-технологии профессионально-творческого развития педагога. //izvestia.asu.ru/2009/2/peda/TheNewsOfASU-2009-2-peda-07.pdf

17. Штейнберг В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.//Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat //www.dissercat.com

REFERENCES

1. Adamski A.I. What is quality education? [Text] / Ed. AI Adamski - M.: EUREKA : Institute for Educational Policy , 2009 . - 277 p.

2. Adamski A.I. What is quality education? [Text] / Ed. AI Adamski - M.: EUREKA : Institute for Educational Policy , 2009 . - 277 p.

3. Aminov T.M. Theoretical and methodological basis of historical and pedagogical research of vocational education / / Education and Science . - 2009 . - № 8. - With . 31 -44 .

4. Aminov T.M. Signs of vocational education / TM Amines / / Art and Education . - 2008 . - № 9. - With . 44-48 .

5. Aristotle Vol. : 4 tons / Aristotle / / ed. ZM Mikeladze . - M. , 1978 . - V.2 .

6. Asadullin R.M. "We need to allow universities to adapt to the requirements of the State » / /

www.vedu.ru/news3133.

7. Benin V.L., Zhukov E.D. Culture, education and the Bologna process : Comments on meditation [ Text] /

V.L.Benin , E.D.Zhukova / / Problems of the theory and history of culture and research materials . Issue 1 -

Orenburg Univ Troops, 2005 . - P. 132 - 144.

8. Bogdanov I., Lazarev S., Anoufrienko S., Chmykhova E., Usoltseva I., Kalinina N. Psychology and Pedagogy . Subject 17. Pedagogical monitoring and evaluation of the quality of education / / www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/

9. Hegel . Op. : 14 tons / Hegel / / - M. , 1958 . - T.14 .

10. Glitsch A.V., Panov V.P., Azgaldov G.G. What is quality? - Moscow: Publishing House "Economics" in 1968 -

135 .

11. Zorina Y.P. Topical issues of quality vocational education / Actual problems of modern pedagogy (II): mother -aly Intern. absentia . scientific . conf. (Ufa , July 2012 ) . - Ufa : Summer, 2012 . - Vi, 174 p. - p.28

12. Mammoth A.I. Quality Management: Textbook for high schools. Donetsk: Don GTU , 2000 . - 120 p.

13. Ozhegov S.I. Russian dictionary. Under Society . Ed. prof. LI Skvortsov . - 24th ed. , Rev. - Moscow LLC "Publishing House" ONIKS21 Century ", 2004. - 1200C .

14. Orlov S.A. Use of European experience in shaping the content and quality assessment of vocational education. Author's abstract of thesis . on soisk . uch. step . candidate ped. Sciences . - M. : 2008. - / / Rudocs.exdat.com / docs / index

15. Osipov G.V. Encyclopedic Dictionary of Sociology. In Russian -Soviet , English, German, French and Czech languages / GV Osipov : Publisher "Norma" , 2000 . - 488 s.

16. Potashnik M.M. Quality of education: problems and management technology (questions and answers) / M.M. Potashnik - M. pedagogical -parameter society of Russia, 2002. - 352 s.

17. Steinberg V.E. Case network technology professional creative development of the teacher. / / izves-tia.asu.ru/2009/2/peda/TheNewsOfASU-2009-2-peda-07.pdf

18. Steinberg V.E. Theoretical and methodological foundations of multidimensional teaching tools for learning technologies. Abstract of the thesis for the degree of Doctor of Pedagogy . / / Research Library and abstracts of theses dissercat / / www.dissercat.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.