Научная статья на тему 'Влияние интереса на эффективность инновационной деятельности преподавателя колледжа'

Влияние интереса на эффективность инновационной деятельности преподавателя колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КОЛЛЕДЖ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРЕС / ИННОВАЦИИ / КОЛЛЕКТИВ ПЕДАГОГОВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зингер Н.В.

В статье обоснована значимость включения педагогических работников колледжа в инновационную деятельность как фактор, который способствует модернизации среднего профессионального образования и переходу его на качественно новый уровень деятельности. Рассмотрены соотношения понятий «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность». Раскрыта социальная и личностная сущность интереса. Проанализированы особенности инновационной деятельности с точки зрения формирования интереса коллектива педагогов колледжа к инновациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние интереса на эффективность инновационной деятельности преподавателя колледжа»

УДК 377

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРЕСА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

Н.В. Зингер

Жердевский колледж сахарной промышленности, Россия, г. Жердевка Тамбовской области. е-mail: zinger-nina@rambler.ru

В статье обоснована значимость включения педагогических работников колледжа в инновационную деятельность как фактор, который способствует модернизации среднего профессионального образования и переходу его на качественно новый уровень деятельности. Рассмотрены соотношения понятий «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность». Раскрыта социальная и личностная сущность интереса. Проанализированы особенности инновационной деятельности с точки зрения формирования интереса коллектива педагогов колледжа к инновациям.

Ключевые слова: преподаватель, колледж, инновационная деятельность, интерес, инновации, коллектив педагогов, среднее профессиональное образование.

Активное включение педагогических работников всех категорий в инновационную деятельность является одним из важных факторов, который способствует модернизации среднего профессионального образования и переходу его на качественно новый уровень деятельности. Однако в нормативных документах Министерства образования и науки РФ обращается внимание на отсутствие связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности, приводящее к тому, что содержание образования и образовательные технологии не являются адекватными современным требованиям.

В связи с этим внедрение инноваций в деятельность среднего профессионального образования может стать тем звеном, которое поможет ликвидировать данный технологический разрыв. В развивающейся системе СПО инновационный процесс, связывающий науку и практику, носит непрерывный характер. Ситуация включения педагогов СПО в инновационный процесс влияет на повышение уровня их профессионализма, самореализации, успешности деятельности, а также на их творческий рост.

Поэтому создание условий для активизации исследовательской деятельности педагогов колледжа, повышения творческого потенциала всего педагогического коллектива, а в конечном счете повышения качества и эффективности образовательного процесса является насущной задачей практики среднего профессионального образования. Коллек-

тив педагогов, выступая как единое целое, может коренным образом улучшить образовательный процесс в колледже, творчески его преобразуя и совершенствуя на основе осознания, учета и реализации потребностей и интересов личности учащегося и социума [1].

В исследовании М.В. Ясюкевич представлены данные, свидетельствующие о том, что 38% педагогических работников имеют высокую потребность участвовать в инновационной деятельности, но при этом 75% опрошенных считают, что не способны самостоятельно сформулировать исследуемую проблему, поставить цель и задачи исследования. Оценить собственную профессиональную деятельность способны только 45% респондентов, а 66% испытывают затруднения при обобщении результатов педагогического эксперимента [2].

Проведя аналогичное исследование на базе Жердевского колледжа сахарной промышленности Тамбовской области, мы получили сходные результаты: свое желание участвовать в инновационной деятельности высказали 35% опрошенных, испытывают затруднения при организации и проведении научно-исследовательской деятельности 78% от общего числа респондентов, адекватно оценить свою профессиональную деятельность способны только 40% педагогических работников [3].

Исходя из этого, можно констатировать, что желание педагогических работников СПО заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с современными тре-

бованиями, включаться в исследовательскую и экспериментальную работу встречается с объективными препятствиями, которые им самостоятельно преодолеть очень сложно. В связи с этим у многих педагогов системы СПО теряется интерес к инновациям в собственной деятельности. Но именно интерес представляет собой движущую силу всех свершений, обязательное условие успешности всех человеческих начинаний.

Анализ теории и практики управления образовательными организациями (С.Г. Вер-шловский, И.В. Ильина, Т.М. Давыденко, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, Г.Н. Подчалимова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А.Н. Худин, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова) показывает, что в современных условиях из всех типов организационных ресурсов руководители должны наиболее эффективно управлять человеческими ресурсами. И с этой точки зрения представляет несомненную важность обеспечение личностной вовлеченности преподавателя в инновационный процесс, которая может возникнуть, если инновация вызывает интерес не только у каждого отдельного педагога, но у всего педагогического коллектива колледжа в целом.

Категория интереса является многоаспектной и находится на пересечении философии, психологии, социологии и педагогики. Слово «интерес» происходит от латинского interest и в переводе означает «иметь значение, участвовать, важно». А.Н. Леонтьев считал интерес явлением, сущность и основание которого еще должны быть найдены. По мнению А.Г. Здравомыслова, интерес -«свойство той или иной социальной общности, которое существенным образом воздействует на поведение данной общности, предопределяя ее важнейшие социально значимые акции» [4, с. 113].

В данной категории отражается социальная сторона, которая объективно определяет процесс формирования интересов как отдельных индивидов, так и социальных общностей и объединений. С другой стороны, интерес - психологическое, формируемое новообразование личности, определенным образом окрашивающее ее активность и отношение к разнообразным видам деятельности и предметам, явлениям окружающего

мира. С третьей стороны, интересы отдельных индивидов связаны с социальными интересами, и их формирование происходит как под влиянием среды и коллектива, к которому принадлежит индивид, так и под влиянием внутренних психических процессов и свойств личности. С четвертой стороны, интересы социальных групп (в широком и узком понимании), являющиеся движущей силой общественного развития, складываются из интересов отдельных людей, однако не являются их простой суммой, а подвержены сложным системным взаимодействиям и приобретают иное качество [5].

Следовательно, именно интерес определяет направленность деятельности, регулирует ее; через интерес объективно значимое становится личностно значимым. Осознание интересов является целеобразующим и смыслообразующим фактором успешности деятельности, оно также связано с пониманием социальной и личностной значимости тех или иных явлений и ценностным отношением к ним.

Главным личностно значимым фактором, формирующим и развивающим интерес, является деятельность как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития форм культуры. Вне деятельности интересы человека не могут развиваться, т.к. они «формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, для формирования интереса к инновациям, прежде всего, необходимо включение субъекта в инновационную деятельность и управление этой деятельностью, направленное на личностное вовлечение в нее педагогов СПО, что обеспечит развитие их личностных и профессиональных качеств. Для этого следует рассмотреть особенности инновационной деятельности с точки зрения формирования интереса педагогов к инновациям.

Инновационная деятельность педагога является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей и направлена на преобразование существующих форм и

Краткие сообщения

методов воспитания, создание новых целей и средств ее реализации. Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» соотносятся следующим образом. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств [6, 7]. Специфику инновационной деятельности составляет реализация инновационного процесса, а ее содержание - инновации («введение новшеств» или «нововведения»), имеющие две стороны: предметную, т.е. что новое создается, вводится, и процессуальную, т.е. как происходит рождение, распространение, освоение, изменение нового.

По мнению Т.И. Шамовой и Т.М. Давы-денко, инновационный процесс включает в себя инновации (содержание); нововведения (процесс перехода и перевода системы в новое состояние); условия, обеспечивающие успешность нововведения [8]. Содержание инновационной деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование образовательного процесса на основе освоения и развития новых форм и способов деятельности в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов. Принятие и освоение инновации педагогическим коллективом осуществляется как движение от воспроизведения готовых образцов к их творческому переосмыслению и использованию в контексте конкретных условий деятельности.

Интерес педагогического коллектива к инновациям - свойство коллективного субъекта педагогической деятельности, отражающее переход объективных социальных потребностей в совершенствовании системы образования в ценностно-смысловую личностную сферу членов коллектив и проявляющееся в устойчивой направленности коллективной деятельности на освоение, использование и распространение новшеств, сопровождаемое устойчивым положительным эмоционально-ценностным отношением к содержанию, процессу и результатам инноваций и высокой оценкой их социальной и личностной значимости.

Литература

1. Исаев И.Ф., Шеховская Н.Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. Белгород, 1997.

2. Ясюкевич M.B. Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников колледжа: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. M., 2010.

3. Зингер Н.В. Условия формирования интереса преподавателя колледжа к инновационной деятельности // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2014.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. M., 1986.

5. Васильева И.Б. Формирование интереса педагогического коллектива школы к инновациям: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006.

6. Поташник M.M. Управление современной школой. M., 1997.

l. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. M., 1994.

S. Шамова Т.И., Давыденко T.M. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. M., 2001.

References

1. Isaev I.F., Shehovskaja N.L. Kolledzh kak inno-vacionnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie. Belgorod, 1991.

2. Jasjukevich M.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie innovacionnoj dejatel'nosti peda-gogicheskih rabotnikov kolledzha: avtoref. dis. . kand.ped.nauk. M., 2010.

3. Zinger N.V. Uslovija formirovanija interesa pre-podavatelja kolledzha k innovacionnoj deja-tel'nosti // Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushhego specialista. Tambov, 2014.

4. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cen-nosti. M., 198б.

5. Vasil'eva I.B. Formirovanie interesa pedagogi-cheskogo kollektiva shkoly k innovacijam: avto-ref. dis. ... kand.ped.nauk. Voronezh, 200б.

6. Potashnik M.M. Upravlenie sovremennoj shkoloj. M., 1991.

1. Homeriki O.G. Razvitie shkoly kak innovacionnyj process. M., 1994.

S. Shamova T.I., Davydenko T.M. Upravlenie obra-zovatel'nym processom v adaptivnoj shkole. M., 2001.

INFLUENCE OF INTEREST ON EFFICIENCY OF INNOVATION ACTIVITY OF THE COLLEGE TEACHER

N.V. Zinger

Zherdevka Sugar Industry College, Russia, Zherdevka, Tambov Region. e-mail: zinger-nina@rambler.ru

Significance of college teachers' involvement into innovation activity is substantiated as a factor encouraging

modernization of secondary vocational education and change-over to a new level of activity. Correlation of the concepts «innovation», «innovation process», «innovation activity» is considered in the article. It reveals social and personal essence of the interest. The article contains the anal-

ysis of peculiarities of innovation activity in the context of interest formation of college teaching staff to innovations.

Key words: teacher, college, innovation activity, interest, innovations, teaching staff, secondary vocational education.

УДК 378: 796.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ

В.П. Подоляко, М.В. Подоляко

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

е-таД: feniks1965@mail.ru

В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалиста, осуществляющего учебно-тренировочный процесс по восточным единоборствам. Выделены проблемные зоны в подготовке тренеров по данному направлению. Раскрыты общие и специальные требования, предъявляемые к тренеру, осуществляющему подготовку по восточным единоборствам. Рассмотрена трехуровневая модель профессиональной подготовки специалиста, включающая физическую, психолого-педагогическую и специальную теоретическую подготовленность.

Ключевые слова: восточные единоборства, учебно-тренировочный процесс, тренер-преподаватель, личностно-профессиональные требования, виды подготовленности, трехуровневая модель, совершенствование подготовки.

Построение в Российской Федерации нравственно и физически здорового, обогащенного знаниями средств и способов индивидуальной самозащиты общества ставит перед системой образования задачу модернизации, предполагающую подготовку граждан к жизни в условиях современной повышенной криминогенной обстановки в обществе и все усиливающейся разобщенности людей. Для эффективного решения данной задачи необходимо повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования тренировочных методик из области боевых искусств.

В этих условиях овладение и использование элементов современных боевых техник становятся одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, что требует разработки и внедрения в учебный процесс факультетов и институтов физической культуры профессионально ориентированных программно-педагогических средств и курсов по боевой подготовке, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в профессионально-педагогической деятельности.

Вопросы подготовки специалистов по восточным видам единоборств - сравнительно новое направление в системе физкультурного образования. Обращение к восточным единоборствам как к одному из направлений современного российского физкультурно-спортивного движения позволяет значительно расширить сферу их воспитательных возможностей и использовать как эффективную систему личностного саморазвития, включающую стремление к реализации как физических, так и духовно-нравственных потенциалов человека [1].

Но особенность восточных единоборств заключается и в том, что содержание средств позволяет организовывать занятия таким образом, что к участию в них возможно привлечение людей разного возраста. Причем зафиксированы случаи участия в занятиях такими видами, как каратэ, таэквондо, дзюдо, айкидо, ушу, людей в возрасте от 5 до 60 лет и старше.

Поскольку расширяется круг задач, решаемых данными средствами физического воспитания, включая оздоровительные, спортивные и прикладные, следовательно, необходима подготовка специалистов различного уровня, которые реально могли бы осуществлять учебно-тренировочный про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.