Научная статья на тему 'Социально-ориентированное образование в школе как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста'

Социально-ориентированное образование в школе как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОСТЬ. / SOCIALLY-ORIENTED EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / SOCIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Г. Ф.

Статья раскрывает проблему качества школьного образования и его соответствия требованиям профессионального обучения и становления, путей взаимодействия этих различных уровней образования в аспекте социально-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ORIENTED EDUCATION IN SCHOOL AS A FACTOR OF INCREASING QUALITY PROFESSIONAL TRAINING OF THE SPECIALIST

The article reveals the problem of the quality of school education and its relevance to the requirements of vocational training and formation, ways of interaction of these different levels of education in the aspect of socially-oriented learning.

Текст научной работы на тему «Социально-ориентированное образование в школе как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста»

Трубина Г.Ф. к.п.н., доцент

ФГБОУ ВО « Уральский государственный экономический университет»

г. Екатеринбург, Россия

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

Статья раскрывает проблему качества школьного образования и его соответствия требованиям профессионального обучения и становления, путей взаимодействия этих различных уровней образования в аспекте социально-ориентированного обучения.

Ключевые слова: социально-ориентированное образование, качество образования, социальность.

Trubina G. F.,

PhD in Pedagogics, docent, Ural State University of Economics Ekaterinburg, Russian Federation

SOCIO-ORIENTED EDUCATION IN SCHOOL AS A FACTOR OF INCREASING QUALITY PROFESSIONAL TRAINING OF THE SPECIALIST

Abstract

The article reveals the problem of the quality of school education and its relevance to the requirements of vocational training and formation, ways of interaction of these different levels of education in the aspect of socially-oriented learning.

Keywords: socially-oriented education, the quality of education, sociality.

Проблема повышения качества образования всегда является актуальной для любого общества и государства. Развитие экономики, науки, техники, технологий, постоянное появление новых профессий, потеря актуальности старых, конкуренция на рынке труда ведут к тому, что существует реальная необходимость постоянного улучшения результатов образования. Никто не будет спорить с тем, что в начале образовательной траектории (в дошкольном образовательном учреждении или школе), закладываются основы мышления, развиваются необходимые способности, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и обучения, социализации человека. В образовательных

учреждениях, дающих среднее профессиональное и высшее образование, закладываются узкоспециальные знания, которые помогают стать человеку компетентным специалистом в той или иной отрасли экономики. Прогресс современного общества привел к тому, что в настоящее время получение образования актуально в течение всей жизни. Современный человек учится на протяжении всей своей жизни, совершенствует и углубляет знания, приобретает умения, получает новый опыт, т.е. совершенствуется и социализируется. В соответствии с этим качество полученного образования часто становится личной, субъективной характеристикой, которую отражает сам человек и его успешность в любой деятельности, увлечённость, удовлетворение от того, чем он занимается. Возникает вопрос, а если объективные характеристики качества современного образования.

В словаре понятий и терминов В.М. Полонского «Качество образования» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Данное определение несколько устарело в процессе реализации компетентностной парадигмы и реализации ФГОС в школе, где требуются некие интегральные социально-значимые характеристики личности учащегося - универсальные учебные действия.

Однако, несмотря на смену парадигм, качество всегда связано с планируемыми целями, технологиями, способами которые позволяют проверить соответствие результата поставленной цели. Цель и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы, описаны в одних единицах, в одних параметрах [4, с. 29].

Поташник М.М. представил качество образования, как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития учащегося. При этом важно учитывать, что результаты образования обязательно должны включать в себя и оценки того, какой ценой эти результаты достигнуты, насколько они эффективны [3, с.64]. Здесь речь идет о сведении к минимуму негативных последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в виду достижение только оптимального результата.

Каждое учебное учреждение старается работать качественно, но при этом профессиональные образовательные учреждения не всегда довольны качеством подготовки выпускников школ. Чтобы подготовить качественного специалиста вуз или учреждение среднего профессионального образования должны заниматься доучиванием вновь поступивших абитуриентов. Напрашивается вывод о том, что необходимо скоординировать программы обучения школы и профессионального образования:

1. Спрогнозировать и смоделировать в рамках социально-ориентированного образования те качества подготовки выпускника, которые школа предполагает получить в качестве итога образовательного процесса, и

которые хотел бы видеть вуз. Результаты образования желательно согласовать со всеми субъектами образовательного процесса(учащимися, родителями, педагогами школы и вузов, потенциальными работодателями).

2. Обеспечивать постоянный мониторинг результатов образования в ОУ, поддерживать достижение согласованных результатов - требуемого качества образования, адекватно реагируя на его отклонения.

3. Повышать качество образования, делая акцент на его социальной ориентации, приводя его в соответствие с растущими требованиями общества, экономики государства и рынка труда, т.е. организовать социально-ориентированное обучение, увязанное с потребностями социума и его экономикой.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Об этом говорят стратегические документы, определяющие стратегию образования России до 2020 года: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.; Концепция развития образования до 2020 года; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.). Прежде всего, это связано с ориентацией школы на позиции социально-ориентированного обучения как ответ на запросы современного общества в подготовке социально востребованных специалистов и всесторонне развитых личностей. Именно социально-ориентированное обучение позволит с одной стороны приобрести необходимый социальный опыт учащимся, а с другой -научиться необходимым предметным действиям для получения востребованной и социально-значимой профессии, то есть успешно пройти необходимые этапы социализации.

Ориентиром для развития современного социально-ориентированного образования является намеченная Правительством РФ стратегия в развитии образования, а именно: поддержка региональных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития, что отражено в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования в РФ на 2013-2020 годы». В ней зафиксировано, что главными направлениями подготовки кадров для современной экономики служат отрасли, концентрирующие в себе основной ресурс для инновационного развития страны, в том числе, - энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Используемые в рамках данного подхода образовательные технологии ориентированы на создание педагогических условий, способствующих развитию субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся, проявлению творческих способностей учащихся как акторов своей жизнедеятельности. Такое обучение должно ориентироваться на эффективное включение учащихся в различные социальные отношения, достижение успеха в социально значимой области [2].

Целью социально-ориентированного обучения будет формирование социально-ориентированной личности учащегося. На сегодняшний день для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, готовой к осознанному выбору профессии и вступлению во взрослую жизнь. Но, несмотря на потребность общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, ориентирующихся в сложной современной социально-экономической и политической ситуации, в системе среднего общего образования не в полной мере созданы условия, способствующие успешной социализации учащихся, в том числе, не в полной мере применяются способы формирования и развития их личностного, межличностного и профессионального самоопределения.

В соответствие с этим социально-ориентированная личность учащегося является востребованным конструктом современного образования в условиях постоянных трансформаций ценностей общества, развития потребительского отношения к окружающему миру, усиления агрессии, конфликтов, эгоцентризма, периодичности экономических кризисов. Кроме того, учащиеся слабо представляют себе некоторые стороны социальной жизни, будущей профессии, где трудовая функция является одной из многих социальных функций, которые им будет необходимо выполнять в течение всей жизни. Это затрудняет процесс их дальнейшей социализации, так как они не совсем владеют необходимыми умениями и навыками, которые бы способствовали эффективному выполнению основных социальных ролей.

Таким образом, формирование и развитие социально-ориентированной личности будет отвечать вызовам современного общества, и способствовать его дальнейшему успешному развитию в условиях интеграции и глобализации.

При целенаправленном и управляемом процессе социализации личность учащегося быстрее развивается и ориентируется в многообразии социальных явлений и процессов окружающих ее. Она может правильно оценить свои возможности и выбрать ту или иную сферу приложения своих возможностей. Выбор социальных ориентиров личности всегда зависит от окружающей среды, типа общества, его отношений, государства, социально-политического строя, общей и политической ситуации в государстве.

Современная школа ставит своей задачей раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей, самостоятельности в решении определенных проблем, коллективизма. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем, появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из репродуктивного образования, совершающегося

в традиционных формах, образование становится социально активным. Всё чаще используются такие технологии как деятельностный, контекстный подход в обучении, методика сотрудничества, что способствует актуализации образовательного потенциала социальных институтов, социализации личности учащегося, которые сами становятся активными участниками своего обучения.

Раньше основными ориентирами образования было формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», способность адаптации личности к общественным обстоятельствам. Современное образование ориентируется на создание таких технологий и способов развития личности, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, которые способствуют саморазвитию,

самосовершенствованию, самообразованию личности, обеспечивают готовность к реализации собственной индивидуальности и изменениям, происходящим в экономике и обществе. Многие образовательные учреждения стали вводить инновационные моменты в свою деятельность, что потребовало от педагогического сообщества определённых усилий. Для того чтобы развивать образовательное учреждение, которое будет отвечать новым требованиям экономики и давать качественный результат, необходимо определиться с такими понятиями как «инновация», «инновационный процесс».

В отечественной литературе проблема инноваций изначально рассматривалась в системе экономических исследований. Появился новый подход к исследованию инновационных процессов, в котором анализ новшеств включает в себя использование современных достижений в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в области науки, техники, технологий, экономики, управления, образования, права и др.

Поиски решения проблем педагогических инноваций связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания данных процессов в сфере образования [1, а8].

Сегодня инновационное образование - это процесс, способный к саморазвитию, который создает условия для полноценного развития всех участников образовательного процесса. Инновационное образование развивает и развиваются, постоянно совершенствуется само, четко реагируя на изменяющиеся социально-экономические условия, способствуя формированию социально-ориентированной личности учащегося - отражения качественного образования.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах В.И. Загвязинского [1], М.М. Поташника [3], А.В. Хуторского[5] с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, и изучать его. Как уже указывалось, качество напрямую связано с технологиями обучения.

Современные технологии призваны эффективно решать задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучать методам работы с

информацией, методам создания новых знаний, методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире. Современный учитель и ученик владеют сегодня, языком науки, языком технологии, которые выступают в качестве основы профессиональной деятельности и оказывают положительное влияние на качество обучения в школе. Данное качество должно далее отразиться на качественной подготовке студента в вузе и как результат деятельности всей цепочки получение высококвалифицированного специалиста.

В словаре иностранных слов: «технология - это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических...)». В современной научно-теоретической литературе и практической деятельности выделяют три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии -способы и методы самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств. С этой точки зрения по своей природе все педагогические технологии гуманитарны. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность, то есть обеспечение субъект-субъектных отношений в условиях диалога и сотрудничества. Это обуславливает новый характер индивидуально-личностных отношений учителя и учащихся -сотрудничество, а не управление. Результатом такого взаимодействия будут состояния, в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения. Данные технологии являются тем фундаментом, который сможет обеспечить качественное образование, основанное на равноправном заинтересованном процессе взаимоотношений учителя и его обучаемых, ведущее к единой цели -формирование социально-ориентированной личности учащегося, обладающего прочными знаниями, необходимыми умениями и социальным опытом, приобретенными в процессе обучения.

Наша страна подписала Болонское соглашение, и в рамках данного документа школа должна обращать внимание и на те предложения, которые предлагаются мировым сообществом в области образования. Это означает, что в идеале необходимо обеспечить такое качество образования, которое позволит каждому выпускнику не только находить для себя оптимальную нишу трудовой деятельности, но и безболезненно менять ее в случае необходимости, самостоятельно выбирая и реализуя наиболее подходящую для этого форму непрерывного дополнительного образования, профессиональной переподготовки, т.е.социализироваться. Вследствие этого поворот школы к социально-ориентированному образованию представляется логичным, перспективным и отвечающим требованиям сегодняшнего рынка труда и вызовам экономики и меняющегося общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. .Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 1990.

2. Мащенко, М.В. Социально ориентированное обучение информатике// Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №3, 2016 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/11-47 (дата обращения: 01.02.2017).

3. Поташник, М.М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994.

4. Пугачёва, Н.Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. 2005. № 3. - с.29.

5. Хуторской, А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация/ А. В. Хуторской// Школьные технологии. - 2006. -№ 1. - с. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.