Научная статья на тему 'Мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения: психологический анализ'

Мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения: психологический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РАЗНОНАПРАВЛЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / DIFFERENTLY DIRECTED VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL PREFERENCES / PROFESSIONAL IDENTITY / MOTIVATION / REQUIREMENT OF ACHIEVEMENT / MOTIVATION OF DIFFERENTLY DIRECTED PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Анастасия Михайловна

В статье представлены результаты исследования психологического содержания мотивации одновременного получения субъектом образования по двум различным основным образовательным программам. В понятийный аппарат педагогической психологии вводится и обосновывается понятие «Мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения» (МРПС). Показано, что МРПС включает сочетание социально ориентированного и «исследовательского» типов профессиональных предпочтений, слабо дифференцированных при средневысокой однородности; преобладание развивающей системы ценностей над потребительной; преимущественно средневыраженные потребность достижений и ориентацию во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратьева Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF DIFFERENTLY DIRECTED PROFESSIONAL SELFDETERMINATION: THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

The paper presents the results of research of the psychological content of motivation to get education simultaneously by two various basic educational programs. The author introduces the concept Motivation of differently directed professional self-determination into the conceptual device of pedagogical psychology. It is shown that this concept includes a combination of socially focused and research types of the professional preferences poorly differentiated at middle uniformity; prevalence of developing system of values over consumption; and a mainly middle expressed requirement of achievements and orientation through time.

Текст научной работы на тему «Мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения: психологический анализ»

УДК 159.9 ББК 88.411.9 К 64

А.М. Кондратьева

Аспирантка кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: PandoraK@mail.ru

МОТИВАЦИЯ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологического содержания мотивации одновременного получения субъектом образования по двум различным основным образовательным программам. В понятийный аппарат педагогической психологии вводится и обосновывается понятие «Мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения» (МРПС). Показано, что МРПС включает сочетание социально ориентированного и «исследовательского» типов профессиональных предпочтений, слабо дифференцированных при средневысокой однородности; преобладание развивающей системы ценностей над потребительной; преимущественно средневыраженные потребность достижений и ориентацию во времени.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; разнонаправленное профессиональное образование; профессиональные предпочтения; профессиональная идентичность; мотивация; потребность достижения; мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения.

A.M. Kondratyeva

Post-graduate student of Psychology Department, the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: PandoraK@mail.ru

MOTIVATION OF DIFFERENTLY DIRECTED PROFESSIONAL SELFDETERMINATION: THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Abstract. The paper presents the results of research of the psychological content of motivation to get education simultaneously by two various basic educational programs. The author introduces the concept “Motivation of differently directed professional self-determination” into the conceptual device of pedagogical psychology. It is shown that this concept includes a combination of socially focused and “research” types of the professional preferences poorly differentiated at middle uniformity; prevalence of developing system of values over consumption; and a mainly middle expressed requirement of achievements and orientation through time.

Keywords: professional self-determination; differently directed vocational training;

professional preferences; professional identity; motivation; requirement of achievement; motivation of differently directed professional self-determination.

Профессиональное самоопределение личности - многосложный и многоуровневый процесс. Неудовлетворенность возможностей профессиональной реализации приводит личность к построению нового уровня целеполагания, способного привести в соответствие далекие и близкие цели, а также пути их достижения. Очевидно, что развитие высококвалифицированного специалиста в современных экономических условиях требует серьезного подхода к его подготовке с первых дней обучения [1]. Значительно возрастает цена специалиста, обладающего разнонаправленной профессиональной готовностью. Под разнонаправленным профессиональным образованием мы понимаем процесс одновременного получения субъектом образования по двум различным основным образовательным программам (направлениям подготовки) независимо от их уровня (высшее

или среднее профессиональное образование) и степени содержательной близости.

Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что проблема профессионального становления, профессионального выбора и профессионального развития личности изучена обширно [2, 3, 4, 5]. С другой стороны, мотивация выбора личностью разнонаправленного профессионального образования не имеет достаточного отражения в современной психологической науке, что свидетельствует об актуальности изучения данной проблемы.

Цель нашего исследования состояла в изучении психологического содержания мотивации одновременного получения субъектом образования по двум различным основным образовательным программам, т.е. получения разнонаправленного профессионального образования. Эмпирическая гипотеза состояла в предположении, что мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения имеет определенную специфику и обусловливает противоречивость и сложность процессов личностного становления и формирования профессиональной идентичности.

Организация исследования. В исследовании принимали участие 293 человека. Группу студентов разнонаправленного профессионального образования составили 86 человек (группа ni). В данной выборке студенты одновременно обучались в НСОУ «Краснодарский специализированный медицинский колледж», на факультетах «Лечебное дело» и «Сестринское дело», а также в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), на факультете адаптивной физической культуры. Группа студентов мононаправленного профессионального образования составила 207 человек, из которых 132 - студенты КГУФКСТ факультета физической культуры (группа n2); 75 человек - студенты Краснодарского колледжа муниципального медицинского института высшего сестринского образования, получающие образование по специальности «Сестринское дело» (группа Пз).

Применены следующие психодиагностические методики: «Опросник

профессиональных предпочтений» (ОПП Дж. Холланда) [6]; «Опросник на выявление статусов идентичности» (А. Азбель) [7]; опросник диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) [8], позволяющий рассмотреть соотношение уровней потребительной и производительной систем ценностей личности; «Опросник потребностей достижения» (Ю.М. Орлов) [9]. Для выявления мотивации избрания профессии медицинского работника респондентам первой и третьей выборок была предложена анкета: «Что Вас привлекает в профессии медицинского работника?» [5, с.151]. Исследование уровня самоактуализации проводилось при помощи шкалы «Ориентации во времени» опросника «САТ» [6].

Результаты и их обсуждение. Анализ типологии профессиональных предпочтений (ПП) выявил, что код ПП у студентов, избравших разнонаправленное профессиональное образование, включающее получение одновременно профессий в области физической подготовки, спорта и медицины, и профессионально мононаправленных студентов медицинского колледжа идентичны: «СИА» и «САИ», причем доли выраженности каждого компонента кода в этих группах респондентов статистически не различаются («С-тип»: ф*=1,26; р>0,05; «А-тип»: ф*=0,77; р>0,05; «И-тип»: ф*=0,91; р>0,05). Иначе выглядит среднегрупповой код ПП студентов мононаправленного профессионального образования спортивного профиля: он идентичен предыдущим по показателям первых компонентов кода при достоверно преобладающем специфическим третьим компонентом («П-тип»). Это код «САП». Полученные данные позволяют выделить инварианты качеств, свойственные студентам спортивного и медицинского образовательного профиля. Это наличие психологических свойств, определяющих социально ориентированные ПП, а также выраженная направленность на виды деятельности, связанные с художественным, творческим самовыражением личности. Вместе с тем специфическими составляющими профессиональных предпочтений студентов, избравших в качестве будущей профессии медицинскую деятельность, и студентов разнонаправленного профессионального

образования (спортивная и медицинская деятельность) являются выраженные направленности на исследовательские, поисковые виды деятельности. Эти предпочтения слабо дифференцированы и имеют средневысокую однородность.

Учитывая тот факт, что поиск профессиональной идентичности (ПИ) является одним из компонентов возрастного кризиса подростково-юношеского периода становления личности, мы поставили задачу выявить, какие статусы идентичности сформировались у них под влиянием факторов выбора и принятия решения. Было установлено, что 76,0% испытуемых групп п3 и 62,8% группы п1 приступили к получению профессионального образования в статусе достигнутой ПИ, что свидетельствует об успешном преодолении ими кризиса профессионального выбора, сформированном знании о самом себе, своих целях, о позитивном отношении к специализированной учебной и предстоящей трудовой деятельности. В то же время более четверти респондентов группы п1 (26,5%) обнаружили состояние диффузии ПИ, что более выражено, чем у студентов группы п3 (при t=0,49 р>0,05) - Таблица 1. Это свидетельствует о сложности процесса профессионального самоопределения студентов, избирающих разнонаправленное профессиональное образование.

Таблица №1.

Статусы профессиональной идентичности студентов в исследуемых группах

Статусы ПИ П ( 86 чел) П2 (132 чел) Пз ел) ч

абс с б а О4 % абс %

Диффузная ПИ 35 26,5 68 51,5 17 22,7

Различия: ф* =1,57 р<0,055; : ф*=2,48 р<0,01; ф *=4,21 р<0,01

Предрешенная ПИ - -- - 1 1,3

Мораторий - -5 3,8 - -

Достигнутая ПИ 54 62,8 59 44,7 57 76,0

Различия: ф*= =2,63 р<0,003; п^ш: ф*=1,81 р<0,035; И2^И3: ф*=4,52 р<0,01

Исследование мотивационной структуры личности позволило установить превышение общего уровня мотивов потребления над мотивами развития. Так, у студентов разнонаправленного профессионального образования преобладание мотивационной направленности потребительного характера выявлено у 45,3% (39 чел.) респондентов против 33,7% (29 чел.) по развивающей системе ценностей. Интерпретируя данный результат, можно высказать предположение, что образовательная программа профессиональной подготовки медицинских сестер содержит в значительной мере практико-ориентированный компонент, предполагающий погружение будущих профессионалов сестринского дела в практическую медицину с первых месяцев обучения. В этих условиях происходит «потребление» индивидуумом ценностей, отраженных в профессионально-образовательных, социальных традициях медицинского труда. Их побудительный эффект состоит в реализации стремления личности к состоянию уверенности, гомеостатичности, к завершенности профессиональной «Я-концепции» [5, с. 139].

Графическое представление «профилей» мотивационно-ценностной ориентации в группах испытуемых показывает, что для студентов, избравших разнонаправленное профессиональное образование, три из четырех компонентов, определяющих содержательную суть ценностей присвоения («комфорт», «социальный статус», «общение»), имеют достоверно меньшие значения, чем у их однокурсников, избравших спортивное образование, а по шкале «общение» это наблюдение относится и к сравнению с группой медицинских сестер (при t=2,0 р<0,05). - рисунок 1.

Анкетирование позволило установить, что образовательная и личностная активность студентов, поступивших первоначально в вуз спортивного профиля и принявших затем решение о получении второго образования в другой профессиональной сфере (медицине), определяется не столько стремлением к профессионально-личностному росту, сколько намерениями приобрести вторую профессию для облегчения в последующем процессе карьерного самоопределения. Это является дополнительным подтверждением сделанного

ранее вывода о противоречивости процесса становления профессиональной идентичности при выборе разнонаправленного профессионального образования.

Результаты тестирования по «Опроснику потребности достижения» Ю.М. Орлова свидетельствуют о том, что для студентов, получающих два вида профессионального образования, характерен в целом средний уровень выраженности потребности достижения. Этот уровень характерен для 73,3% (63 чел.) испытуемых группы n1; 65,3 % (49 чел.) группы n2 и 68,2 % (90 чел.) группы n3. Содержательный анализ утверждений опросника показал, что достоверно больше студентов группы разнонаправленного профессионального образования (группа ni) считают, что любимое занятие имеет для них жизненную важность (при ф*=2,65 р<0,05); около половины студентов этой выборки (41,9%, в отличие от 37,1% в группе n2 и 26,7 - в группе n3) имеют перспективные жизненные цели (при ф*=1,69 р<0,05). Характерно, что только 66,3% молодых людей, избравших разнонаправленное образование, готовы ради успеха идти на риск, что отличает эту группу от монопрофилированных студентов (группы n2, и n3), где такая готовность имеется у 80,3 и 84,0% испытуемых.

Рис. 1. Профили мотивационно-ценностной ориентации в группах испытуемых

(в % от макс. значений)

Примечание. На оси «Х» обозначены шкалы: Ж- жизнеобеспечение, К- комфорт, С -социальный статус, О- общение, Д- общая активность, ДР- творческая активность, ОД- социальная полезность.

Обследование по шкале «Ориентация во времени» опросника «САТ» показало, что в группе ni высокий уровень ориентации во времени имеют только 26,7% опрошенных (23 чел.), в то время как в группе студентов-спортсменов этот показатель составил 38,6% (51 чел.), а в группе студентов-медиков - 45,3 % (34 чел.). Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов разнонаправленного образования слабо ориентированы во времени, склонны строить недостижимые планы, ставить нереальные цели, имеют сложности в принятии реального «Я-образа» и др.

Выводы. Проведенный анализ подтверждает гипотезу о том, что мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения имеет определенную специфику и обусловливает противоречивость и сложность процессов личностного становления и формирования профессиональной идентичности.

Полученные результаты позволяют ввести в понятийный аппарат педагогической психологии профессионального образования понятие «Мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения» (МРПС) и определить ее как стремление приобрести вторую профессию для облегчения в последующем процесса карьерной самореализации.

МРПС включает: сочетание социально ориентированного и «исследовательского» типов профессиональных предпочтений, слабо дифференцированных при средневысокой однородности; преобладание развивающей системы ценностей над потребительной; преимущественно средневыраженные потребность достижений и ориентацию во времени.

Особенности профессиональной идентичности при выборе разнонаправленного профессионального образования характеризуются преобладанием «достигнутого статуса».

Мотивация разнонаправленного профессионального самоопределения обусловливает противоречивость и сложность процесса профессионализации - от момента оптации до продолжительного периода получения профессионального образования, что, безусловно, необходимо учитывать при определении форм и методов психолого-педагогической работы современного вуза.

Примечания:

1. Ясько Б.А., Шалюгина Т.А. Образовательная среда современного вуза: организационнопсихологический взгляд // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и

психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2009. Вып. 2. С. 263-267.

2. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006.

3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие. Краснодар, 2008. 220 с.

4. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2004. 315 с.

5. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 304

с.

6. Практикум по психологии личности: учеб. пособие / под ред. В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. СПб.: Питер, 2000. 560 с.

7. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

8. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 1. С. 27-39.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

References:

1. Yasko B.A., Shalyugina T.A. Educational environment of a modem higher school: an organizational and psychological view // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2009. Issue 2. P. 263-267.

2. Goryunova L.V. Professional mobility of a specialist as a problem of developing education in Russia: Dissertation abstract for the Doctor of Pedagogy degree. Rostov-on-Don, 2006.

3. Gorskaya G.B. Psychological support of a long-term training of sportsmen: a manual. Krasnodar, 2008. 220 pp.

4. Dyomin АЖ A personality in an employment crisis: strategies and mechanisms of overcoming the crisis. Krasnodar: KubGu Publishing house, 2004. 315 pp.

5. Yasko B.A Psychology of doctor’s personality and work: a course of lectures. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. 304 pp.

6. A practical work on psychology of personality: a manual / ed. by V.D. Balin, V.K. Gajda, V.K. Gerbachevsky, etc. SPb.: Piter, 2000. 560 pp.

7. Azbel A.A. The peculiarities of the formation of professional identity status of senior pupils: Dissertation abstract for the Candidate of Psychology degree. М., 2004.

8. Milman V.E. Productive and consumption motivation // Psychological journal. 1988. V. 9, № 1. P.

27-39

9. Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb.: Piter, 2008. 512 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.