тренней сопричастности к выдающимся достижениям, социально значимым событиям и психологически близким людям в процессе подготовки и сдачи норм ГТО» [6, с. 57].
Также в качестве средств патриотического воспитания может выступать история самого комплекса ГТО, отражённая в различных печатных средствах и кинематографе. Необходимо использовать успешный опыт пропаганды комплекса ГТО, накопленный в советский период. Грамотное агитационное сопровождение должно стать частью современной спортивной культуры, ориентированной на образ физически и интеллектуально развитого, успешного человека - гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание. Эта сфера воспитания направлена на усвоение так называемых высших духовных ценностей, к которым относятся индивидуально-личностные (жизнь, честь, достоинство), семейные (дом, семья, родители), национальные (родина, язык, традиции), общечеловеческие (мир на Земле). Духовно-нравственное воспитание подразумевает развитие мировоззрения личности, освоение высших ценностей и значимых представлений, а также выработки определённых нравственных качеств, соответствующих конкретному типу культуры. Результатом духовно-нравственного воспитания должен стать образ жизни [3]. ВФСК ГТО в контексте духовно-нравственного воспитания может рассматриваться как средство формирования положительного отношения к здоровому образу жизни, а также как средство формирования различных морально-волевых качеств, таких как честность, упорство, стремление к победе.
Приобщение детей к культурному наследию. Культурное наследие - это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлым и передающаяся как нечто ценное и почитаемое. Характеризуя категорию «наследия», необходимо отдельно выделить понятие «достояние» - это «исторические культурные и социальные-педагогические факты, предметы, описания событий и явлений, характерных только для своего времени и соответствующих этно-природно-кли-матическим условиям прошлого» [5]. Подготовку и сдачу нормативов ГТО можно совмещать с традиционными праздниками, отражающими традиции конкретной народности.
Физическое развитие и культура здоровья. Главной целью комплекса ГТО является укрепление здоровья населения. Приобщение граждан различных возрастных категорий к сдаче норм ГТО должно способствовать формированию потребности в систематических занятиях физической культурой, а также положи-
Библиографический список
тельному отношению к здоровому образу жизни. Кроме самих нормативов комплекс ГТО включает в себя рекомендации по недельному двигательному режиму для всех возрастных групп, а также раздел оценки уровня общего физкультурного образования, позволяющей не только оценить, но и повысить уровень знаний населения о влиянии средств физической культуры на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, а также гигиены и основных методов контроля физического состояния при занятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение - это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, связанного с вхождением в ту или иную профессиональную или социальную группу, а также выбором образа жизни [8]. Комплекс ГТО может рассматриваться с позиций профессионального самоопределения на этапах начальной и основной школы. Через комплекс ГТО возможно сформировать интерес к физической культуре на профессиональном уровне не только как к учебному предмету, но и как к профессии спортсмена или учителя физической культуры.
Экологическое воспитание. Экологическое воспитание подразумевает формирование у обучающихся сознательного отношения к природе, а также рациональное использование природных ресурсов. Нормативы ГТО включают в себя туристский поход с проверкой туристических навыков [7]. Одновременно с этим возможно осуществлять экологическое просвещение и воспитание населения. Туристская подготовка, особенно школьников, в процессе выполнения норм ГТО должна выступать важным звеном физического воспитания. Туристские подходы способствуют разностороннему развитию личности через совершенствование физического, умственного и духовного развития, а также при изучении природы родного края [1].
Таким образом, в рамках комплекса ГТО осуществляется не только оздоровление обучающихся, но и духовно-нравственное развитие. Для эффективной реализации воспитательной составляющей ВФСК ГТО необходимо не только уделять внимание физической подготовке участников, но и рассказывать историю Комплекса, знакомить с биографией выдающихся спортсменов прошлого и современности, проводить исторические параллели, стараться связать выполнение нормативов с традиционными видами спорта, подвижными играми, характерными для конкретного региона.
1. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград. 2001.
2. Газагузова Ю.Н., Мясникова Т. И. Воспитательная функция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Педагогическое образование в России. 2015; 1: 70 - 75.
3. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. Available at: http: //www.vera.ru
4. Горбунова В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования. Available at: http: //www.nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00. ru 01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyah-gorodskoy-sistemy-obrazovaniya
5. Днепров С.А., Красильников В.А. Развитие двигательной активности как основа сохранения коренных малочисленных народов Сибири: педагогическое наследие. Образование и наука. 2010; 1 (69): 54 - 60.
6. Коротких В.Ф., Терентьев А.Е. Особенности использования биографий знаменитых в процессе привлечения обучающихся к подготовке и сдаче норм ГТО. Педагогическое образование. 2014; 9: 56 - 58.
7. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе. Москва, 2013.
8. Пирамида потребностей по Маслоу. Available at: http: //www.wikpedia.org
9. Пушкарева И.Н., Русинова М.П. Использование принципов общественного государственного управления в процессе эффективного внедрения Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО среди населения. Педагогическое образование в России. 2015; 1: 93 - 96.
10. Скок Н.В., Янцер О.В. Туристская подготовка школьников при реализации программ Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Педагогическое образование в России. 2014; 9: 93 - 98.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года. Available at: http://www.council.gov.ru
References
1. Vyrschikov A.N. Patrioticheskoe vospitanie: metodologicheskij aspekt. Volgograd. 2001.
2. Gazaguzova Yu.N., Myasnikova T.I. Vospitatel'naya funkciya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; 1: 70 - 75.
3. Galickaya I.A., Metlik I.V. Ponyatie «duhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennojpedagogicheskoj teoriiiprakiike. Available at: http: //www.vera.ru
4. Gorbunova V.S. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v usloviyah gorodskoj sistemy obrazovaniya. Available at: http: //www.nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00.ru 01/ dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyah-gorodskoy-sistemy-obrazovaniya
5. Dneprov S.A., Krasil'nikov V.A. Razvitie dvigatel'noj aktivnosti kak osnova sohraneniya korennyh malochislennyh narodov Sibiri: pedagogicheskoe nasledie. Obrazovanie i nauka. 2010; 1 (69): 54 - 60.
6. Korotkih V.F., Terent'ev A.E. Osobennosti ispol'zovaniya biografij znamenityh v processe privlecheniya obuchayuschihsya k podgotovke i sdache norm GTO. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2014; 9: 56 - 58.
7. Polozhenie o Vserossijskom fizkul'tumo-sporfivnom komplekse. Moskva, 2013.
8. Piramida potrebnostej po Maslou. Available at: http: //www.wikpedia.org
9. Pushkareva I.N., Rusinova M.P. Ispol'zovanie principov obschestvennogo gosudarstvennogo upravleniya v processe 'effektivnogo vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO sredi naseleniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; 1: 93 - 96.
10. Skok N.V., Yancer O.V. Turistskaya podgotovka shkol'nikov pri realizacii programm Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; 9: 93 - 98.
11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda. Available at: http://www.council.gov.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.19
УДК 377.5
Belokon O.V., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
QUALITY ASSESSMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FROM THE PERSPECTIVE OF EMPLOYERS. The article deals with issues of a topical problem in the field of quality of education - the analysis of the assessment of the quality of education by representatives of employers. Data of questioning of representatives of employers of the city of Shadrinsk of the Kurgan Region are presented. The subject of the analysis was the opinion of representatives of employers on the
theoretical and practical training of graduates, their ability to further training and the ability to adapt to changing conditions. The requirements to be met by the graduate to be in demand in the labor market are defined. The contradictions between the requirements of employers and the quality of education are revealed. The questions of the questionnaire covered the following aspects: the presence of working graduates of the city colleges at present or earlier; general impressions of graduates; proposals for improving the organization and conduct of industrial practices; the level of theoretical and practical training of graduates; focus on career development and professional development; the ability to further learning, the desire for personal growth; the ability to work in a team and the ability to work independently; the initiative; the ability to adapt to changing conditions, ability to solve non-standard tasks; erudition and general culture, knowledge of PC and foreign language. The analysis shows that all employers note the difficulties of young professionals in solving non-standard tasks and low adaptability to changing conditions. To the greatest extent, employers are satisfied with how graduates are formed: readiness for further training, professional interest and ownership of the PC. The practical significance of the study is to find differences between the content and quality of education and the requirements of employers. Based on the data obtained, the conclusions are drawn: the leadership of an educational organization of secondary vocational education needs to cooperate with employers in order to support the educational process (the development of the curriculum and educational program, involvement in practical training, conducting industrial practices, consulting in the performance of diploma works, work in the state final certification).
Key words: secondary professional education, quality control, employers, satisfaction of quality, educational service.
О.В. Белоконь, канд. психол. наук, зав. каф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Работа выполнена при поддержке гранта ШГПУ, договор № 100н от 22 января 2019 г.
В статье рассматриваются вопросы, посвященные актуальной проблеме в сфере качества образования - анализу оценки качества образования представителями работодателей. Представлены данные анкетирования представителей работодателей города Шадринска Курганской области. В качестве предмета анализа выступило мнение представителей работодателей относительно теоретической и практической подготовки выпускников, их способности к дальнейшему обучению и способности приспосабливаться к меняющимся условиям. Определены требования, которым должен отвечать выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда. Выявлены противоречия, существующие между требованиями работодателей и качеством образования. Вопросы анкеты охватывали следующие аспекты: наличие работающих выпускников колледжей города в настоящее время, либо ранее; общие впечатления о выпускниках; предложения по улучшению организации и проведения производственных практик; уровень теоретической и практической подготовки выпускников; нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие; способность к дальнейшему обучению, стремление к личностному росту; способность работать в коллективе и способность работать независимо от других; проявление инициативы; способность приспосабливаться к меняющимся условиям, умение решать нестандартные задачи; эрудированность и общая культура, знание персонального компьютера и иностранного языка. Проведённый анализ показывает, что все работодатели отмечают трудности молодых специалистов при решении нестандартных задач и низкую адаптивность к меняющимся условиям. В наибольшей степени работодатели удовлетворены тем, как у выпускников сформированы: готовность к дальнейшему обучению, профессиональный интерес и владение персональным компьютером. Практическая значимость исследования состоит в обнаружении расхождений между содержанием и качеством образования и требованиями работодателей. Исходя из полученных данных, сделаны выводы: руководству образовательной организации среднего профессионального образования необходимо сотрудничать с работодателями с целью сопровождения учебного процесса (разработка учебного плана и образовательной программы, включенность в практические занятия, проведение производственных практик, консультирование при выполнении дипломных работ, работа в государственной итоговой аттестации).
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, оценка качества, работодатели, удовлетворённость качеством, образовательные услуги.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, в требованиях к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы указано, что в целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательных программ привлекает работодателей и их объединения. Внешняя же оценка качества образовательных программ может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональным стандартам, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля [1].
Актуальность изучения требований работодателей к компетенциям выпускников, окончивших образовательные организации среднего профессионального образования, обусловлены также требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В профессиональном стандарте указано, что педагог осуществляет организацию и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству среднего профессионального образования. Организует взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам подготовки обучающихся и выпускников программ среднего профессионального образования, содержание и формы взаимодействия с работодателями при реализации программ [2].
Обратимся к понятию «качество образования». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приводится следующее определение: «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [3].
Вопросам изучения оценки качества образования и удовлетворённости качеством образовательных услуг посвящены работы таких авторов, как В.Т. Кор-
нев [4], Л.В. Курзаева [5], В.Н. Нуждин [6], Н.П Овчинникова [5], В.П. Панасюк [7], М.М. Поташник [8], Л.Н. Рагозинникова [9], А.И. Субетто [10], С.С. Татарченкова [11], Л.Р. Ягудина [12].
Для того чтобы оценить качество образования, необходимо определиться с показателями качества образовательного процесса.
В.П. Панасюк [7] выделяет следующие компоненты качества образования:
1) процессуальный (административно-организационная структура образовательной организации, методическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателей, образовательная программа, учебные планы, материально-техническая база);
2) результирующий (образованность, состоящая из следующих блоков: информационного, культурологического, ценностно-мотивационного, ресурсного).
С точки зрения В.В. Лаптева [13], все составляющие качества образования можно классифицировать на три взаимосвязанные части: 1) качество структуры; 2) качество процесса; 3) качество результата.
В исследовании С.В. Хохловой [14] качество образования представлено как иерархическая система, состоящая из качества результатов, качества функционирования, качества условий.
В основе нашего исследования оценки качества образования с точки зрения представителей работодателей лежит такой компонент качества образования, как результирующий (В.П. Панасюк), или иначе качество результата (В.В. Лаптева, С.В. Хохлова).
Качество результата можно рассматривать как систему, состоящую из следующих элементов:
- качество знаний студента;
- качество учебно-познавательной деятельности студента;
- развитие личности студента;
- уровень подготовленности выпускника;
- компетентность выпускника;
- конкурентоспособность и трудоустройство выпускников;
- достижения и динамика карьерного роста выпускников [15].
Далее дадим определение участникам образовательных отношений - это «обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность» [3].
Определим, каким требованиям должен отвечать выпускник, какие компетенции должны быть сформированы, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Опрос представителей работодателей города Шадринска позволил в некоторой мере ответить на поставленный вопрос. Вместе с тем были выявлены и противоречия, существующие между требованиями работодателей и качеством образования в образовательных организациях среднего профессионального образования.
С целью изучения требований работодателей к качеству среднего профессионального образования было проведено анкетирование.
В опросе приняли участие 57 организаций и предприятий г Шадринска:
- 10 организаций медицинской сферы и социальных услуг (наибольшее количество анкет: государственное бюджетное учреждение Шадринская детская больница; государственное бюджетное учреждение Шадринская больница скорой медицинской помощи; Перонтологический Центр «Спутник»);
- 30 организаций и предприятий сферы общественного питания, а также бытовых и образовательных услуг (наибольшее количество анкет: Миссис Хад-сон Паб, а также опрошены сотрудники 10 кафе г Шадринска);
- 10 организаций финансовой сферы (банки);
- крупные производственные предприятия, в том числе: акционерное общество Шадринский автоагрегатный завод, общество с ограниченной ответственностью «Дельта технология».
В качестве предмета анализа выступило мнение представителей работодателей относительно теоретической и практической подготовки выпускников, их способности к дальнейшему обучению и способности приспосабливаться к меняющимся условиям.
Анкета включала в себя два блока вопросов: открытые (требующие развёрнутого ответа) и закрытые, в которых необходимо было оценить по десятибалльной шкале степень важности предложенного показателя и удовлетворённости им.
Вопросы анкеты охватывали следующие аспекты:
- наличие работающих выпускников колледжей города в настоящее время, либо ранее;
- общие впечатления о выпускниках колледжей г Шадринска;
- предложения по улучшению организации и проведения производственных практик;
- уровень теоретической и практической подготовки выпускников;
- профессиональный интерес, нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие;
- готовность и способность к дальнейшему обучению, стремление к личностному росту;
- способность работать в коллективе, команде и способность работать независимо от других;
- проявление инициативы, способность эффективно представлять себя и результаты своего труда;
- способность приспосабливаться к меняющимся условиям, умение решать нестандартные задачи;
- эрудированность и общая культура, знание ПК, знание иностранного языка.
Остановимся более подробно на результатах опроса представителей работодателей относительно качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования.
На вопрос о том, работают ли в организации выпускники колледжей города Шадринска, были получены следующие ответы:
- 41% опрошенных работодателей отметили, что выпускники колледжей работают в штате организации в настоящее время;
- 14% работодателей ответили, что выпускники колледжей работают у них внештатно;
- 12% ответили, что выпускники работают и штатно, и внештатно;
- 7% работодателей отметили, что выпускники колледжей работали у них ранее;
- 12% ответили, что выпускники колледжей города Шадринска никогда у них не работали;
- 14% представителей работодателей затруднились ответить.
В 27,5% опрошенных организаций работают выпускники Шадринского финансово-экономического колледжа - филиала Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (далее ШФЭК), это такие организации: банки: «Сбербанк», «Почта банк», «Пойдем!», «Вуз-банк», «Кольцо Урала» и другие, отдел УФМС России по г Шадринску, Пенсионный фонд, Энергосбыт.
В 31,5% организаций, принявших участие в исследовании, работают выпускники Шадринского филиала ПБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» (далее ШМК). Это такие организации, как ПБУ «Шадринская детская больница», ПБУ «Шадринская центральная районная больница», ПБУ Шадринская больница скорой медицинской помощи», санаторий «Жемчужина Зауралья», стоматологические клиники: «Тари», «Вита», «Спектра».
На 19% опрошенных предприятий работают выпускники государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шадринский
политехнический колледж» (далее ШПК), это такие предприятия, как АО ШААЗ, ООО «Дельта технология», общество с ограниченной ответственностью «Транс-маш 45», наиболее крупные предприятия общественного питания, такие как ресто-бар «Вассаби», «Миссис Хадсон паб», пиццерия «Пицца тайм» и другие, Пенсионный фонд, ФПУП «Почта России».
На вопрос о том, какое в целом мнение создаётся о выпускниках колледжей, ответы работодателей распределились следующим образом: у 55% опрошенных сложилось положительное мнение, у 27,5% удовлетворительное и только на 5,5% респондентов выпускники организаций среднего профессионального образования произвели отрицательное впечатление.
Обращает на себя внимание тот факт, что все предложенные в анкете компетенции работодатели посчитали важными. Из них наибольший средний балл демонстрируют: готовность к дальнейшему обучению и профессиональный интерес.
В наибольшей степени работодатели удовлетворены тем, как у выпускников сформированы: готовность к дальнейшему обучению, профессиональный интерес и владение ПК. Не удовлетворены способностью решать нестандартные задачи.
Что касается теоретической и практической подготовки, то они важны в равной степени, но удовлетворены работодатели лишь теоретической подготовкой. 12% опрошенных представителей работодателей отмечают, что нужно больше часов на производственную практику; 6,3% респондентов предлагают обратить внимание на качество организации и планирования проведения практик; 5,5% советуют направлять студентов на конкретные места практик; 6,3% респондентов рекомендуют конкретизировать задания на практику; 3,9% поднимают вопрос о материально-технической составляющей баз практики, а 0,8% опрошенных - о материальном стимулировании непосредственных руководителей от базы практики.
Всё сказанное указывает на противоречие между востребованностью практических умений и профессионального опыта со стороны рынка труда и излишней теоретической направленностью преподавания в образовательной организации. Некоторые предприятия и организации, имеющие потребность в молодых специалистах, начинают процесс их адаптации ещё в ходе прохождения практики.
Проанализируем результаты исследования по отдельным образовательным организациям.
Работодатели, принимающие на работу выпускников ШФЭК, считают важными все показатели (средний балл колеблется в диапазоне от 8,7 до 9 баллов), кроме знания иностранного языка. В качестве особо важных характеристик выпускника выделяются: работа в коллективе, готовность к дальнейшему обучению и нацеленность на карьерный рост, степень удовлетворённости этими показателями высокая. Тем самым работодатели ещё раз подчёркивают значимость при трудоустройстве не только профессиональных, но и личных качеств специалиста.
Также в ходе исследования нами было выявлено, что работодатели в большей степени не удовлетворены уровнем практической подготовки выпускников, и как следствие, степенью их инициативности, способностью работать независимо от других, умением решать нестандартные задачи.
Практически аналогичная ситуация наблюдается и среди опрошенных работодателей, которые принимают на работу выпускников ШМК. Респонденты удовлетворены в большей мере уровнем теоретической подготовки и в меньшей мере - практической.
Несколько иначе выглядит ситуация с выпускниками ШПК. Работодатели считают, что важны почти все показатели в равной степени, но в большей - работа в коллективе, профессиональный интерес и готовность к дальнейшему обучению. Что касается таких показателей, как инициатива, знание компьютера и иностранного языка, то они оказались важны в меньшей мере. Удовлетворены работодатели только готовностью к дальнейшему обучению, стремлению к личному росту и знанием компьютера. Не удовлетворены умением решать нестандартные задачи и приспособляемостью к новым условиям.
Проведённый анализ показывает, что все работодатели отмечают трудности молодых специалистов при решении нестандартных задач и низкую адаптивность к меняющимся условиям. Необходимо отметить, что студенты обучаются по стандартным образовательным программам, в содержание которых не заложены нестандартные задачи, а, следовательно, у выпускников возникают трудности, когда они попадают в производственные ситуации, выходящие за рамки их умений и навыков. С другой стороны, в федеральных государственных образовательных стандартах имеются компетенции, в результате формирования которых студенты должны уметь принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, а также выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам [1]. Возникает вопрос: каким образом можно сформировать данные компетенции? Наиболее вероятно, что формирование компетенций, связанных с решением нестандартных задач, происходит на производственной практике. Как показывает анализ баз практики и отчёты руководителей практик, работодатели не стремятся брать к себе студентов, мотивируя отсутствием времени на работу с ними. Зачастую предоставляют для анализа устаревшие документы. Возникает противоречие: с одной стороны, работодатели не удовлетворены низкой адаптивностью и неумением решать нестандартные задачи, с другой стороны,