ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Теоретические основы оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку и чтению
Тагаева Г. С.
Тагаева Гульмира Сарыгуловна / Tagaeva Gulmira Sarygulovna - кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник, лаборатория мониторинга и оценки, Кыргызская академия образования, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы оценивания достижений учащихся по русскому языку и чтению на основе новых стандартов образования. Раскрывается значение понятий: качество образования, ключевые и предметные компетентности и ожидаемые результаты. Даются рекомендации по формулированию ожидаемых результатов. Представлены основные принципы оценивания. Ключевые слова: образовательный стандарт, ожидаемые результаты, ключевые и предметные компетентности, критерии и уровни оценки, мониторинг образовательных достижений учащихся.
В настоящее время перед педагогической наукой стоит проблема определения теоретических основ оценивания образовательных достижений учащихся школы.
Новый государственный стандарт образования обусловливает естественную базу для создания устойчивой, надежной системы оценивания в образовании. Система оценивания -основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения учащихся, учителей, родителей, государственных и общественных структур о состоянии, проблемах, и достижениях образования [1].
Анализ результатов оценивания достижений учащихся показывает, что, в связи с изменением целей образования в Кыргызстане, в стране сейчас сформировано понимание необходимости формирования стратегии образования, направленной на повышение качества образования. Однако результаты исследований (PISA, PIRLS, НООДУ) по оценке образовательных достижений учащихся показывают, что современная система обучения пока не отвечает современным мировым требованиям. Школьники республики не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний на уровне требований, предъявляемых в международных исследованиях.
Недостаточно уделяется внимания формированию практико-ориентированных знаний и умений (компетентностей). Данные цели заложены в новых стандартах, реализацию которых теперь нужно осуществить в программах, учебниках и учебно-методических пособиях. Новые стандарты четко и конкретно определили цели и содержание оценивания: в школе необходимо придерживаться трех видов оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Диагностическое оценивание используется для оценки прогресса учащегося - в течение учебного года учитель проводит сопоставление начального уровня сформированности компетентностей учащегося с достигнутыми результатами. Результаты диагностического оценивания регистрируются в виде описаний, которые обобщаются и служат основой для внесения корректив и совершенствования процесса обучения путем постановки задач обучения для учителя и учебных задач для учащегося.
Формативное оценивание применяется для определения прогресса учащихся с учетом индивидуальных особенностей усвоения материала (темп выполнения работы, способы освоения темы и т. п.), а также в целях выработки рекомендаций для достижения успеха. Учитель использует формативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планирование, а учащийся - для улучшения качества выполняемой им работы. Прогресс учащегося определяется как достижение определенных результатов,
заложенных в целях обучения в рамках образовательных областей, на основании конкретной работы, выполненной учащимся. Отметкой в журнале учитель фиксирует наблюдения за индивидуальным прогрессом учащихся. Формативное оценивание (оценивание в классе) является важным видом оценивания, так как оно предоставляет информацию и учащимся, и учителям о том, насколько успешно происходит обучение, что нужно изменить в траектории обучения для улучшения качества образования.
Суммативное оценивание служит для определения степени достижения учащимися результатов, планируемых для каждой ступени обучения, и складывается из текущего, промежуточного и итогового оценивания [1].
Стандарты должны отражать концепцию учебной программы, ориентированной на достижение конкретных реальных результатов. В предметных стандартах основной школы, разработанных в Кыргызстане в 2015 году, цели образования представлены в виде четких описаний того, что учащиеся должны знать и уметь к концу каждого класса. В стандартах определены 3 уровня достижений учащихся: репродуктивный, продуктивный и креативный, при этом самый низкий уровень - репродуктивный, должен описывать минимальные необходимые компетенции, которыми должен овладеть каждый ученик.
Цели образования определяются нуждами общества. В 21 веке эти нужды связаны с жизненными и профессиональными компетенциями, умениями обучаться на протяжении всей жизни, самостоятельным развитием личных навыков и талантов.
Цель образования: готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире.
Задачи образования:
- освоение фундаментального ядра научных и практических достижений человечества, педагогически адаптированного в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- формирование гражданской культуры, толерантности, умения отстаивать свои права с целью успешной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
- воспитание у учащихся самостоятельности, инициативности и способности к самоорганизации, умения брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь;
- развитие навыков ориентации и работы в открытом информационно-образовательном пространстве, самостоятельной поисковой, учебной деятельности;
- обеспечение социального включения и предоставления равных прав на получение образования каждому ребенку [1].
Ключевые и предметные компетентности формируются в образовательном процессе посредством усвоения школьником социального опыта. В жизнедеятельности человека востребованы многочисленные умения личности, способствующие решению различных задач в знакомой и незнакомой ситуации. В контексте личностно-деятельностного подхода главным результатом образовательного процесса являются умения, как способность выполнять любые виды деятельности.
Содержание, структура и характер учебной деятельности обучающихся в новых стандартах представлены с позиций личностно -деятельностного подхода как методологической и общепедагогической основы определения требований к результатам образования. Базовым положением данного подхода является то, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием ключевых и предметных компетентностей, выступающих в качестве результатов образовательного процесса. Концепция формирования ключевых и предметных компетентностей у учащихся начальных классов учитывает правомерный акцент нового подхода на достижение учащимися способности эффективно использовать в жизнедеятельности практические умения и навыки или компетенции. Следование такому подходу при формировании содержания общего образования предполагает формирование компетентностей как результата обучения.
Основные идеи образования, ориентированного на результаты, «реформы образования, основанной на стандартах»: все учащиеся должны получить в школе подготовку, необходимую для поступления в вузы; знания всех учащихся должны соответствовать местным и национальным стандартам; преподаватели должны поддерживать высокий уровень требований и разделять идею о том, что все школьники добьются успеха; учитель - это скорее консультант и методист, а не лектор; уровень знаний и умений школьников должен соизмеряться с неким абсолютным показателем, а не с уровнем знаний и умений других школьников [2].
Повышение качества образования - не новый термин в образовании во всем мире. Фактическое качество обучения всегда было важным в системе образования. Измерение качества и контроль качества - несомненно, важные элементы процесса обучения, но сами по себе они не могут рассматриваться как гарантия качества. Скорее качество может быть рассмотрено как «конструкт» с множеством измерений - среди которых результаты обучения, выраженные в формате компетенций - являются одним из основных [3].
Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [4].
Должны быть удовлетворены потребности всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач, или сбалансированное соответствие образования многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям. Для оценки качества образования В. И. Байденко ввел понятие нормы или эталона.
Если в традиционном обучении главным критерием эффективности было формирование ЗУНов, то результатом нового подхода является формирование компетентностей.
Целью современного образования должно стать «взращивание» личностного потенциала обучающегося, формирование его способности к компетентностной деятельности в предстоящих жизненных предметных и социальных ситуациях. Этот компетентностный подход стало возможным осуществить в процессе обучения путем:
1. Ориентации учебного процесса на ожидаемые результаты обучения (четкая формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения);
2. Представления результатов обучения в формате компетенций;
3. Перехода к личностно-центрированному обучению (когда на первый план в организации учебного процесса ставятся интересы ученика, он становится субъектом образовательного процесса);
4. Повышения качества образования (создание методологии и методик оценки качества образования).
Цели образовательного процесса представляют собой широкую общую формулировку учебных задач. Цели представляют общее содержание дисциплины и приоритеты обучения ей. Задачи - это формулировка учебных намерений, т. е. каким образом происходит достижение цели изучения данного предмета.
Образовательные результаты представляют собой четкие формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать или может продемонстрировать обучаемый по окончании учебного процесса. Таким образом, результаты обучения являются более точными, более простыми для написания и гораздо более приемлемыми, чем задачи.
Таким образом, заданный объем изучаемого содержания учебной дисциплины четко определяется по задаваемому объему ожидаемых результатов обучения на том или ином уровне усвоения.
Формулировки знания, понимания и применения изученного учебного материала, осознание возможности продемонстрировать достигнутые результаты обучения описываются «однозначными глаголами действия, качества, состояния» [5].
30
При формулировке результатов обучения следует руководствоваться следующим рекомендациями:
1. Для формулирования результата обучения используется, как правило, только один глагол действия, за которым следует фраза, описывающая контекст результата обучения. Например, в предметных стандартах по русскому языку для начальных классов, утвержденных коллегией министерства образования и науки КР в 2015 году, представлены ожидаемые результаты таким образом [6]:
4.1.3.2. Использует рифмованные слова при написании творческих работ.
Например, 4.1.3.2 - это:
«4» - четвертый класс;
«1» - содержательная линия «Слово в языке»;
«3» - социокультурная компетентность;
«2» - ожидаемый результат.
2. При формулировке результата обучения использовать простые предложения, понятные термины.
3. Формулировка результатов обучения должна четко соотноситься с результатами изучения учебного программного материала.
4. Результаты обучения нужно формулировать так, чтобы их можно было реально измерить и оценить.
5. Процесс достижения результатов обучения, как и их формулировка, должны находиться в точном соответствии с затрачиваемым на их формирование учебным временем.
Четкая формулировка результатов обучения способствует, с одной стороны, точному пониманию учителем того, в каком объеме и какой форме необходимо преподавать и оценивать программный материал, а с другой стороны, ясность для обучающегося - что именно он будет изучать, какого уровня достижений он должен достичь и как должен демонстрировать свои достижения. То есть здесь подразумевается критериальность оценивания: ученик должен четко видеть, к чему он должен стремиться в процессе усвоения знаний.
Оценивание результатов обучения на уроках русского языка тесно связано с целями, методами и формами обучения. Цель оценивания - определить соответствие фактических результатов обучения ожидаемым. При оценивании учебной деятельности учащихся учитель использует различные методы оценивания в соответствии с выбранными методами и формами обучения.
В новых стандартах формулировки ожидаемых результатов даны в терминах поведения, в деятельностной форме и распределены по классам. Отражена динамика развития учащегося от класса к классу.
Основные отличия от предыдущих стандартов:
- разработаны на основе компетентностного подхода;
- ориентированы на функциональный тип обучения предметам;
- использование уровневого подхода позволяет предусмотреть формирование образовательных результатов не только репродуктивного характера, но и на продуктивном и творческом уровнях;
- использование личностно-ориентированного подхода позволяет опираться на жизненный опыт учащихся и отражающий реалии окружающего мира;
- формирует практические навыки;
- обеспечивает возможность формировать у учащихся ключевые компетентности;
- учитывает специфику использования в школах полного погружения;
- обеспечивают изучение предметам с учетом интересов учащихся.
В новых стандартах определены образовательные результаты на основе компетентностного подхода и индикаторы оценивания достижения данных результатов.
Резюмируя, хочется представить отдельные виды инструментария оценивания навыков чтения и понимания, т. е. тестовые задания к познавательному тексту-сказке «Звездочет», апробированные в 4-х классах республики в рамках проекта вК и показавшие
31
соответствующие результаты надежности и валидности, которые были составлены формате компетентностей на основе образовательных стандартов по навыкам чтения.
1. Установить правильную последовательность действий Звездочёта (по тексту). А) решил лететь на ракете В) потянулся за солнечным лучом
Б) отправился к самолёту Г) решил полететь к Солнцу 1)_, 2)_, 3)_, 4)_.
2. Закончить предложение, согласно тексту.
Звездочёт наблюдал за звёздами, чтобы разгадать тайну_.
1) космоса 3) жизни и смерти звёзд
2) всей Вселенной 4) безвоздушного пространства
3. Установить соответствие между средством передвижения и временем, за которое Звездочёт долетит на нём от Земли до Солнца (по тексту): Средство передвижения Время
A) самолёт 1) 8 минут Б) карета 2) 1 год
B) ракета 3) 10 лет Г) автомобиль 4) 100 лет
5) 500 лет
в
Средство передвижения Время
самолёт
карета
ракета
автомобиль
Литература
1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Правительства КР от 21 июля 2014 г. № 403.
2. Демидов Б. В. Как оценивается качество образования в американской школе. // Оценка качества образования. № 1, 2007. С. 76.
3. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга -приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
4. Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 19 с.
5. Fry H., Ketteridge S., Marshall. (2000) A Handbook for Teaching and Learning in Higher Education. London: Kogan Page.
6. Предметный стандарт по русскому языку и чтению в 1-4 классах для общеобразовательных школ с русским языком обучения // авт.-сост. Г. Н. Фадеева, М. Т. Иманкулова, Е. Ю. Дримблёва. Б., 2015. 36 с.