Научная статья на тему 'Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской Республике'

Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / STATE EDUCATIONAL STANDARD OF KNOWLEDGE / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / SKILLS / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EXPERTISE / ОЦЕНКА / EVALUATION / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ASSESSMENT SYSTEM / ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / FINAL STATE CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калдыбаев Салидин Кадыркулович, Сулейман Шентурк

В Кыргызской Республике стандартизация образования позволила поставить вопрос об обеспечении равного уровня образования для всех выпускников образовательных учреждений. В статье проанализированы содержание и структура государственных стандартов, принятых в различные годы. Приведены основные идеи и компоненты нового стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской Республике»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской Республике Калдыбаев С. К.1, Сулейман Ш.2

1Калдыбаев Салидин Кадыркулович /Kaldybaev Salidin Kadyrkulovich - доктор педагогических наук, профессор, директор института социальных и естественных наук;

2Сулейман Шентурк /Suleiman Shenturk - кандидат педагогических наук, доцент, проректор, Международный университет Ататюрк-Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в Кыргызской Республике стандартизация образования позволила поставить вопрос об обеспечении равного уровня образования для всех выпускников образовательных учреждений. В статье проанализированы содержание и структура государственных стандартов, принятых в различные годы. Приведены основные идеи и компоненты нового стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики.

Abstract: in the Republic of Kyrgyzstan standardization of education has allowed to raise the question of ensuring equal educational level for all graduates of educational institutions. The article analyzes the content and structure of state standards adopted in various years. The basic ideas and the components of the new standard were presented for secondary education of the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, знания, умения и навыки, требования, компетентность, оценка, система оценивания, итоговая государственная аттестация.

Keywords: state educational standard of knowledge, skills, requirements, expertise, evaluation, assessment system, the final state certification.

Введение

Еще в конце ХХ века было ясно, что школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда стала устаревать. Вхождение в рыночную экономику предполагало принципиальную реорганизацию цели образования. Кыргызская Республика нуждалась в новой системе образования, соответствующей требованиям рынка труда. В этих условиях появилась необходимость в принятии ряда нормативных документов, нацеленных на нормативность системы образования, регулирующих деятельность системы образования в новых экономических условиях. В принятом Законе Кыргызской Республики «Об образовании» впервые введено понятие «государственный образовательный стандарт», и вместе с тем появилась необходимость в переходе к системному управлению образованием. Таким образом, были созданы предпосылки для замены устоявшейся практики соответствующим нормативным документом - стандартом, выступающим как инструмент правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства, и общества - с другой.

Временный государственный стандарт общего образования

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики, государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

В 1995 году коллективом авторов была разработана концепция обновления содержания предметного образования в свете реализации Закона об образовании Кыргызской Республики [1]. В Кыргызском институте образования создан рабочий коллектив и разработан временный государственный стандарт общего образования. Принятая концепция служила методологической основой разработки государственных образовательных стандартов. Стандартизация содержания образования предполагала формирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ, определения максимального объема допустимой учебной нагрузки, установления официальных государственных требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускника, а также формы документов, удостоверяющих освоение обучающимися соответствующих образовательных программ. Предписывалось внедрение государственных образовательных стандартов на соответствующие уровни образования и его обязательность выполнения всеми видами образовательных учреждений вне зависимости от форм получения образования. Был заметен развивающий потенциал образовательных стандартов, нацеленных на развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды.

Государственный стандарт школьного образования

Появление новых требований вынуждает отвечать на них реформой образовательных систем, осуществляемой сегодня во многих странах мира. Они предполагали разработки новых нормативных документов, которые отражают эти требования и предлагают меры для удовлетворения их. Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 554 от 23.07.2004 года был принят «Государственный образовательный стандарт школьного образования» [2]. Принятый новый стандарт имел некоторое преимущество по сравнению с временным стандартом по следующим признакам:

1. Новый стандарт включает в себя: обязательный минимум для освоения в образовательной программе; цели образования и требования к уровню подготовки школьников. Обязательный минимум для освоения опирается на деятельностный подход. Ориентация образовательного стандарта на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции.

2. Обобщенные способы деятельности, общие учебные умения определены как самостоятельный блок. В стандарте отмечена необходимость реализации компетентностного подхода.

3. Сделана попытка систематизации требований к уровню подготовки школьников. Расположение учебной деятельности по уровням сложности согласовано с логикой изучения учебных предметов. Требования состояли из следующих частей: а) знание/понимание; б) овладение навыками; в) применение освоенных знаний и умений.

Предполагается, что при таком подходе учебный предмет строится как система знаний, свойств и отношений, которая осваивается в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности. Видно, что стандарт 2004 года предоставил возможность для осуществления деятельностного подхода в системе образования Кыргызстана.

Таким образом, стратегические документы по развитию образования Кыргызской Республики были приняты с позиций обеспечения образования человека в течение всей жизни, обеспечения равного доступа к образованию. Такая позиция совпадает с позицией Всемирного форума по образованию ЮНЕСКО [3]. Основная идея, принятая на форуме, состояла в обеспечении образования для всех и в широком использовании ресурсов для улучшения жизни людей и общества.

Госстандарт среднего общего образования

Новые вызовы ХХ века, обусловленные глобализацией во всех сферах жизни общества, послужили основанием для модернизации не только содержания школьного образования, предусматривающего переход от знаниевого подхода к

6

компетентностному, но и осознания реальной необходимости развития связей и партнерских отношений школ с семьями, экономическими кругами, ассоциациями, деятелями культуры и другими.

Эти идеи способствовали разработке и принятию в 2014 году Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики [4]. Госстандарт представляет собой систему документов, в которых отражаются общие требования к системе образования и конкретные модели управления образовательным процессом. Отмечено, что госстандарт обеспечивает реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех уровнях школьного образования, регулирует образовательный процесс и обеспечивает переход от государственной (ведомственной) ответственности за образование, к становлению образования как системы, получающей социальный заказ и несущей ответственность перед обществом за качество образования.

Госстандарт призван сформировать новый подход к организации обучения в условиях личностно-ориентированной школы. В таких условиях организации обучения система образования будет строиться на основе учета индивидуальных способностей и интересов самих учащихся. Важным обстоятельством является также то, что внедрение госстандарта будет сопровождаться значительными изменениями в содержании школьного образования, в технологиях обучения учащихся и в управлении системой образовательного процесса. Другими словами, происходит уточнение ценностей современного школьного образования, ориентированного на конечный результат. Моделирование нового содержания школьного образования в госстандарте связано со следующими обстоятельствами:

1. Выделено семь образовательных областей - языковая, социальная, математическая, естественнонаучная, технологическая, искусство и культура здоровья. Уточнение миссии, содержания каждого предмета школьного образования в Кыргызстане в настоящее время осуществляется в пределах вышеуказанных образовательных областей.

2. Определены ключевые и предметные компетентности, которые призваны отражать соответствующие ценности и результат обучения. В качестве ключевых выделены информационная, социально-коммуникативная компетентности и компетентности, связанные с самоорганизацией и с разрешением возникших проблем [4, с. 10-11].

3. Компетентности формируются при осуществлении учащимся разных видов деятельности (образовательной, социальной) как в процессе обучения в учебном заведении, так и за его пределами. Одной из важнейших задач школы становится формирование образовательно-культурной среды, в которой живет и развивается учащийся. Основными направлениями подготовки становятся учебное и научное исследование, самостоятельная работа, проектирование, эксперимент. Для этого школа должна предоставлять соответствующие условия:

• учебный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за организацию и результаты своей деятельности;

• учащиеся должны быть включены в осуществление разных видов деятельности в проведении проектной, исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности;

• должны быть созданы ситуации для приобретения учащимися опыта постановки и достижения целей;

• должна быть обеспечена возможность постоянной корректировки индивидуальной образовательной траектории учащегося;

• педагоги школы должны демонстрировать компетентностный подход в образовательной и воспитательной деятельности.

4. В госстандарте приведены также и уровни сформированности ключевых компетенций. Первый уровень компетенций называется репродуктивным и характеризуется умением учащихся следовать заданному образцу (заданному алгоритму выполнения действий). Второй уровень (продуктивный) характеризуется способностью выполнять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в другой ситуации. Третий уровень (креативный) подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного конструирования деятельности и ее обоснованием. На каждой ступени обучения предполагается овладение учащимися компетентностями всех уровней в соответствии с его особенностями и с учетом образовательных условий.

5. В госстандарте предусмотрено организация диагностического, формативного, суммативного и итогового видов оценивания. В частности, диагностическое оценивание предусматривает оценку уровня знаний и умений учащихся до начала учебного процесса (или в начале изучения новых разделов школьного предмета).

Формативное оценивание - это оценивание учебных достижений учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения и формирования компетентности учащегося путем постоянного и целенаправленного улучшения его образовательных результатов. Оно дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся и помогает учителю корректировать учебный процесс, а ученику - осознать ответственность за свое образование, отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя.

Суммативное оценивание предусматривает оценку достижений учащихся по завершении обучения отдельных разделов школьного предмета. Формативная и суммативная виды оценок включают количественную и качественную составляющие и осуществляются с использованием специальной системы критериев.

6. Система учебных занятий в начальной школе имеет специфические особенности. Она должна быть построена таким образом, что в ней закладываются два уровня ожидаемых результатов. Первый уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 1-2 классах, и успешность соответствующих достижений должна оцениваться безотметочно. Второй уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 3-4 классах, и успешность достижений оценивается с выставлением отметок.

Заключение

Видно, что в Кыргызской Республике предпринимаются конструктивные шаги по стандартизации школьного образования. В связи с этим следует отметить, что содержание школьного образования в Кыргызской Республике обновляется на новых концептуальных основах, оно совершенствуется с учетом требований новых социально-экономических отношений и вызовов времени. Предполагается, что стандартизация школьного образования повлечет за собой модернизацию образовательного процесса, включая модернизацию методов и средств оценивания учебных достижений учащихся.

Литература

1. Концепция обновления предметного образования в школах Кыргызской Республики. Бишкек, 1993. С. 225.

2. Государственный образовательный стандарт школьного образования Кыргызской Республики / Постановление Правительства Кыргызской Республики № 554 от 23 июля 2004 г. / Кутбилим, 13.08.2004.

3. Всемирный форум ЮНЕСКО по образованию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.unesco.kz/education/cdrom/ssdkz/topic4/dakar_doklad.htm.

4. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view /т-т/96691.

Развитие творческой деятельности учащихся в условиях лицейского образования Сулейман Ш.

Сулейман Шентурк /Suleiman Shenturk - кандидат педагогических наук, доцент, проректор, Международный университет Ататюрк-Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы развития творческой деятельности учащихся на примере кыргызско-турецких лицеев. Предложены уровни и критерии оценки сформированности творческих способностей.

Abstract: the article discusses the development of creative activity in school students on the example of Kyrgyz-Turkish high - schools. The author presents possibilities for their creativity formation, its levels and evaluation criteria.

Ключевые слова: компетентность, творческая деятельность, творческая способность, уровень сформированности творческих способностей, критерии. Keywords: competence, creativity, creative ability, the level of formation of creative abilities, criteria.

Социально-экономическое преобразование в обществе, принятый курс системы образования Кыргызстана на обеспечение качества образования предполагает воспитание современного специалиста, способного по новому, творчески и самостоятельно применять полученные знания в решении различных социальных проблем. Данная задача созвучна с принятыми в последние годы в Кыргызской Республике нормативно -правовыми документами. В принятой «Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года» отмечено, что выпускники общеобразовательной школы обязаны овладеть ключевыми (информационной, социально-коммуникативной компетентностями и компетентностью разрешения проблем), а также предметными компетентностями на уровне, достаточном для продолжения обучения, либо выхода на рынок труда и принятия ответственности на себя как гражданина демократического государства [1]. В реализации задачи подготовки креативно мыслящего специалиста несомненный вклад вносят инновационные гимназии и лицеи, которые провозглашают идеи профильного обучения.

Целью профильного обучения является учет интереса и потребностей учащихся в процессе обучения на основе широкой реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения. В профильном обучении важным компонентом является развитие творческой деятельности обучаемых. По нашему мнению, именно в профильном обучении больше предоставляется возможности раскрыть потенциал обучаемых. В профильном обучении создаются благоприятные условия для раскрытия творческой возможности обучаемых.

В Википедии творчество характеризуется как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового [2]. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Уникальность результата творчества является основным критерием, отличающим творчество от изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.