УДК 372.881.111.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Валентина Викторовна Тугарева
Кандидат филологических наук, доцент
Ш^агуоуа@та11 .ги Игорь Александрович Кулажников
аспирант ки1а7шкоущог@^та11 .сот Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена освещению теоретических основ личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Рассматриваются разные точки зрения известных исследователей по поводу данной концепции. Указывается необходимость достижения реализации личностных функций для успешности учебного процесса.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, индивидуальные особенности, способности, мотивация, развитие.
Благодаря преобразованиям в образовании, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие, «личностно-ориентированный подход стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Образование направленно на развитие всесторонне развитой личности. Сменились ценностные ориентации, обучение является двусторонним процессом, в котором обучающийся выступает в качестве активного субъекта учебной деятельности» [2, 21-23].
Замечено, что «при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию учитываются потребности, возможности и склонности школьника». Личностно-ориентированное обучение создает благоприятную для школьника обучающую и воспитывающую среду, развивает индивидуальные способности ученика. Всестороннее изучение личности ученика в личностно-ориентированном обучении занимает важное место» [2, 21-23].
Личностно-ориентированная направленность предусматривает
приспособляемость определения целей обучения к индивидуальным особенностям и личным интересам обучающихся, что в конечном итоге благоприятно влияет на общую результативность обучения.
Личностно-ориентированное обучение на уроках иностранного языка позволяет сочетать самостоятельную, групповую работу, стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации, требует развития творческого воображения. Групповая работа активизирует все стороны личности обучающегося: интеллектуальную сферу, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
В исследованиях Е.В. Бондаревской [4, 352], Е.Н. Шиянова, И.Б. Котовой [8, 312], В.В. Серикова [5, 15-23], И.С. Якиманской [10, 112] разработаны концепции личностно-ориентированного обучения, в основе которых лежит идея развития творческой и свободной личности через учет индивидуальных возможностей и способностей обучающегося.
Проблемами личностно-ориентированного обучения также занимаются следующие ученые: Н.И. Алексеева [1, 53], Е.Н. Степанов [6, 27-30], А.В. Хуторской [7, 236] и другие. Якиманская И.С. в своих трудах отмечает, что каждый
человек развивается как индивид, обладающий своим уникальным опытом, который и закладывается в качестве основы личностно-ориентированного обучения. [9, 15-18].
И.С. Якиманская называет этот опыт «субъектным опытом», включающим в себя весь багаж знаний и навыков, полученный ребёнком до прихода в образовательное учреждение в условиях семейного окружения, а также в контексте социальных и культурных взаимоотношений [10, 112].
Е.В. Бондаревская ставит во главу личностно-ориентированного образования человека культурного, способного проявлять и развивать свои индивидуальные особенности, нести в себе и сохранять неповторимое культурное наследие [3, 1117].
Формирование для обучающихся соответствующих условий развития их способностей и стимулирования самостоятельности отмечается В.В. Сериковым и Н.И. Алексеевой как важный фактор личностно-ориентированного обучения [5, 15-23]. В.В. Сериков при этом отмечает важное значение личностного роста школьника и вкладывает в это понятие не только развитие с учебной точки зрения, но и творческое, креативное мышление, самокритичность и саморазвитие.
Главной целью является не создание личности с какими-то определёнными заданными параметрами, а организация таких условий, которые благоприятно повлияют на гармоничное развитие личностных функций обучающихся.
В.В. Сериков дифференцирует личностные функции от характерологических качеств (индивидуально-психологических характеристик) учащихся, которые в большинстве своём не должны быть одинаковыми. Среди личностных функций выделяются:
- мотивация (видение необходимости совершения действия),
-опосредование
(способность раскрыть отношение двух понятий с помощью третьего понятия, являющегося основанием для первых),
- коллизия
(способность видеть скрытые противоречия),
- критичность
(способность осознавать и оценивать свои ошибки),
- рефлексия
(способность обдумывать и оценивать свои поступки),
- смыслотворчество
(интерпретация и понимание смысла жизненных ситуаций),
-ориентация
(видение себя в картине мира, выбор и направление жизнедеятельности),
- творчески преобразующая
(способность осуществлять творческое развитие жизнедеятельности),
- самореализация (
осуществление своего признания) [5, 15-23].
Реализация вышеперечисленных функций будет красноречиво свидетельствовать о том, что процесс обучения доходит до личностного уровня обучающихся на стадии получения ими знаний.
Таким образом, в статье освещены теоретические основы личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, а также анализируются разные точки зрения известных исследователей по поводу данной концепции. Необходимость достижения реализации личностных функций для успешности учебного процесса является обоснованной и теоретически доказанной. Соблюдение перечня определенных требований способствует тому, что процесс обучения доходит до личностного уровня обучающихся на стадии получения необходимых знаний.
Список литературы:
1. Алексеева Н.И. Развивающее обучение иностранным языкам в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после. 2006. № 06. С. 67-74.
2. Ариян М. А. Индивидуально-личностный аспект современного языкового образования // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: сб. материалов междунар. науч. конф.1-2 дек. М.: Новгород, 2005. С. 21-23.
3. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. - М.: Педагогика. 1997. № 04. С. 11-17.
4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. 352с.
5. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. Педагогика. 1994. №05. С. 15-23.
6. Степанов Е. Н. О личностно-ориентированных технологиях на уроках английского // Педагог. 2009. № 2. С. 27-30.
7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя [Текст] /А.В.Хуторской.-М.:Владос-Пресс, 2005. 236 с.
8. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия». 1999. 312 с.
9. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №03. С. 15-18.
10. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
UDC 372.881.111.1
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF PERSONALITY-ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN
PRIMARY SCHOOL
Valentina V. Tugaryova
Candidate of Philology, Associate Professor
tugaryova@mail .ru Igor A. Kulazhnikov postgraduate student kulaznikovigor@gmail .com
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to coverage the theoretical foundations of a personality-oriented approach in teaching foreign languages. Different points of view of well-known researchers on this concept are considered. The necessity of achieving the realization of personal functions for the success of the educational process is indicated.
Keywords: Personality-oriented approach, individual characteristics, abilities, motivation, development.
Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.