Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СПОСОБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тугарева Валентина Викторовна, Кулажников Игорь Александрович

Статья посвящена освещению теоретических основ личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Рассматриваются разные точки зрения известных исследователей по поводу данной концепции. Указывается необходимость достижения реализации личностных функций для успешности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тугарева Валентина Викторовна, Кулажников Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF PERSONALITY-ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to coverage the theoretical foundations of a personality-oriented approach in teaching foreign languages. Different points of view of well-known researchers on this concept are considered. The necessity of achieving the realization of personal functions for the success of the educational process is indicated.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.881.111.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Валентина Викторовна Тугарева

Кандидат филологических наук, доцент

Ш^агуоуа@та11 .ги Игорь Александрович Кулажников

аспирант ки1а7шкоущог@^та11 .сот Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена освещению теоретических основ личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Рассматриваются разные точки зрения известных исследователей по поводу данной концепции. Указывается необходимость достижения реализации личностных функций для успешности учебного процесса.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, индивидуальные особенности, способности, мотивация, развитие.

Благодаря преобразованиям в образовании, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие, «личностно-ориентированный подход стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Образование направленно на развитие всесторонне развитой личности. Сменились ценностные ориентации, обучение является двусторонним процессом, в котором обучающийся выступает в качестве активного субъекта учебной деятельности» [2, 21-23].

Замечено, что «при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию учитываются потребности, возможности и склонности школьника». Личностно-ориентированное обучение создает благоприятную для школьника обучающую и воспитывающую среду, развивает индивидуальные способности ученика. Всестороннее изучение личности ученика в личностно-ориентированном обучении занимает важное место» [2, 21-23].

Личностно-ориентированная направленность предусматривает

приспособляемость определения целей обучения к индивидуальным особенностям и личным интересам обучающихся, что в конечном итоге благоприятно влияет на общую результативность обучения.

Личностно-ориентированное обучение на уроках иностранного языка позволяет сочетать самостоятельную, групповую работу, стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации, требует развития творческого воображения. Групповая работа активизирует все стороны личности обучающегося: интеллектуальную сферу, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

В исследованиях Е.В. Бондаревской [4, 352], Е.Н. Шиянова, И.Б. Котовой [8, 312], В.В. Серикова [5, 15-23], И.С. Якиманской [10, 112] разработаны концепции личностно-ориентированного обучения, в основе которых лежит идея развития творческой и свободной личности через учет индивидуальных возможностей и способностей обучающегося.

Проблемами личностно-ориентированного обучения также занимаются следующие ученые: Н.И. Алексеева [1, 53], Е.Н. Степанов [6, 27-30], А.В. Хуторской [7, 236] и другие. Якиманская И.С. в своих трудах отмечает, что каждый

человек развивается как индивид, обладающий своим уникальным опытом, который и закладывается в качестве основы личностно-ориентированного обучения. [9, 15-18].

И.С. Якиманская называет этот опыт «субъектным опытом», включающим в себя весь багаж знаний и навыков, полученный ребёнком до прихода в образовательное учреждение в условиях семейного окружения, а также в контексте социальных и культурных взаимоотношений [10, 112].

Е.В. Бондаревская ставит во главу личностно-ориентированного образования человека культурного, способного проявлять и развивать свои индивидуальные особенности, нести в себе и сохранять неповторимое культурное наследие [3, 1117].

Формирование для обучающихся соответствующих условий развития их способностей и стимулирования самостоятельности отмечается В.В. Сериковым и Н.И. Алексеевой как важный фактор личностно-ориентированного обучения [5, 15-23]. В.В. Сериков при этом отмечает важное значение личностного роста школьника и вкладывает в это понятие не только развитие с учебной точки зрения, но и творческое, креативное мышление, самокритичность и саморазвитие.

Главной целью является не создание личности с какими-то определёнными заданными параметрами, а организация таких условий, которые благоприятно повлияют на гармоничное развитие личностных функций обучающихся.

В.В. Сериков дифференцирует личностные функции от характерологических качеств (индивидуально-психологических характеристик) учащихся, которые в большинстве своём не должны быть одинаковыми. Среди личностных функций выделяются:

- мотивация (видение необходимости совершения действия),

-опосредование

(способность раскрыть отношение двух понятий с помощью третьего понятия, являющегося основанием для первых),

- коллизия

(способность видеть скрытые противоречия),

- критичность

(способность осознавать и оценивать свои ошибки),

- рефлексия

(способность обдумывать и оценивать свои поступки),

- смыслотворчество

(интерпретация и понимание смысла жизненных ситуаций),

-ориентация

(видение себя в картине мира, выбор и направление жизнедеятельности),

- творчески преобразующая

(способность осуществлять творческое развитие жизнедеятельности),

- самореализация (

осуществление своего признания) [5, 15-23].

Реализация вышеперечисленных функций будет красноречиво свидетельствовать о том, что процесс обучения доходит до личностного уровня обучающихся на стадии получения ими знаний.

Таким образом, в статье освещены теоретические основы личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, а также анализируются разные точки зрения известных исследователей по поводу данной концепции. Необходимость достижения реализации личностных функций для успешности учебного процесса является обоснованной и теоретически доказанной. Соблюдение перечня определенных требований способствует тому, что процесс обучения доходит до личностного уровня обучающихся на стадии получения необходимых знаний.

Список литературы:

1. Алексеева Н.И. Развивающее обучение иностранным языкам в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после. 2006. № 06. С. 67-74.

2. Ариян М. А. Индивидуально-личностный аспект современного языкового образования // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: сб. материалов междунар. науч. конф.1-2 дек. М.: Новгород, 2005. С. 21-23.

3. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. - М.: Педагогика. 1997. № 04. С. 11-17.

4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. 352с.

5. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. Педагогика. 1994. №05. С. 15-23.

6. Степанов Е. Н. О личностно-ориентированных технологиях на уроках английского // Педагог. 2009. № 2. С. 27-30.

7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя [Текст] /А.В.Хуторской.-М.:Владос-Пресс, 2005. 236 с.

8. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия». 1999. 312 с.

9. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №03. С. 15-18.

10. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.

UDC 372.881.111.1

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF PERSONALITY-ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN

PRIMARY SCHOOL

Valentina V. Tugaryova

Candidate of Philology, Associate Professor

tugaryova@mail .ru Igor A. Kulazhnikov postgraduate student kulaznikovigor@gmail .com

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to coverage the theoretical foundations of a personality-oriented approach in teaching foreign languages. Different points of view of well-known researchers on this concept are considered. The necessity of achieving the realization of personal functions for the success of the educational process is indicated.

Keywords: Personality-oriented approach, individual characteristics, abilities, motivation, development.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.