Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА'

ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПРИНЦИП / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доценко Иван Александрович, Протасова Ольга Александровна, Перницкий Игорь Александрович

Обоснована необходимость обучения в школе на основе личностно-ориентированного подхода. Определены принципы данного подхода, предложены оптимальные методы и приемы обучения в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AT SCHOOL BASED ON A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH

The necessity of teaching a foreign language at school on the basis of a personality-oriented approach is substantiated. The principles of this approach are defined, optimal methods and techniques of teaching a foreign language in a modern school are proposed.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

УДК 372.881.1

ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Иван Александрович Доценко

студент kaguze@mail.ru Ольга Александровна Протасова

кандидат педагогических наук, доцент

olga_mich@mail. т Игорь Александрович Перницкий

аспирант 24071986igor@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Обоснована необходимость обучения в школе на основе личностно-ориентированного подхода. Определены принципы данного подхода, предложены оптимальные методы и приемы обучения в современной школе.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция; обучение иностранным языкам; принцип; личностно-ориентированный подхoд.

Современные стандарты образования включают в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы. Нестандартные методы обучения позволяют не только достичь нужных результатов, но и способствуют пробуждению интереса к предмету и мотивации современных школьников.

Одной из главных задач современного образования является достижение образовательных результатов, повышение качества образования. «Качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [5, с. 46]. Для достижения образовательных результатов необходимо создание системы обеспечения качества образования. Современное состояние педагогической деятельности можно охарактеризовать переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, выдвигающие в свою очередь ряд новых социальных требований к системе школьного образования.

Это повлекло за собой противоречия, которые повлекли за собой их неприятия со стороны части общественности, ряда педагогов, которые рассматривали различные стандарты первого поколения в качестве тормоза развития инновационных процессов в современном школьном образовании [3, с. 37]. В современном обществе возникают новые нормы, внутри которых постоянно видоизменяются условия. А это подразумевает умение быстро реагировать и находить решения нестандартных проблем. Профессиональная мобильность становится одним из основных признаков времени. Если раньше в стандартах образования речь шла в основном о предметных результатах, то в современном стандарте на таком же уровне находятся и метапредметные и личностные результаты. За счёт этого ставятся новые задачи системы образования с целью выхода на новое качество и новые образовательные результаты. В результате образования мы должны получить разностороннюю

личность, которая способна адаптироваться к различным изменениям, которая должна быть мобильной.

Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет каждому осознать цель обучения. Цель современного образования сводится не только к достижению предметных результатов, но и к формированию личности обучающегося, а также на овладение необходимыми умениями и навыками. Особое внимание уделяется коммуникативной компетенции, самоконтролю, стремлению к самообразованию. Иными словами, современное образование направлено также на то, чтобы обучающийся вне школы имел необходимый набор навыков для дальнейшего саморазвития и умения применять полученные знания и умения в современном обществе. Таким образом, можно прийти к выводу, что в современных образовательных стандартах, в отличие от прошлых, прописаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Особый акцент сделан и на личностные результаты, с которыми могут возникнуть некоторые сложности в их оценивании. Основная задача современного школьного образования - это достижение образовательных результатов.

Если говорить о традиционном образовании, то в нем личность обучающегося выступает в функции объекта, которому нужно передать систему обобщенных знаний. При этом происходит воздействие не на мышление обучающихся, а на механизмы памяти. Иными словами, в традиционном образовании важно не содержание, а способ усвоения знаний. Развитие личностных качеств совершается в данном случае попутно, по мере необходимости.

В процессе обучения иностранному языку в школе личностно-ориентированное образование отличается от традиционного. Главным отличием является то, что каждый ребенок воспринимается как ценность, достойная внимания. Рассматриваются интересы каждого ребенка с учетом его особенностей. У каждого ребенка есть возможность полноценного развития. Система обучения должна быть направлена на реализацию этой возможности.

Учитывая это, педагог конструирует определенные воспитательные и образовательные задачи.

Личностно-ориентированное образование рассматривает механизмы личностного существования человека - рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность. Эффективность усвоения при этом предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание обретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида. Глубоко осознается и проблема сохранения своей индивидуальности, человеческого достоинства. В этих глобальных личностных проблемах находят отражение основные потребности личности в поиске смыслов, в достижении успеха, в свободе и др.

Исходя из этого, можно утверждать, что личностно-ориентированное образование помогает человеку обрести личностные смыслы, осуществляет личностное развитие и поддерживает индивидуальность.

Основными функциями личностно-ориентированного образования являются:

- смыслообразующая;

- личностно-развивающая;

- поддержки индивидуальности.

Смыслообразующая функция позволяет обучающемуся осмыслить действительность, свои отношения с окружающими людьми. Личностно-развивающая функция в первую очередь отвечает идее непрерывного образования, необходимого для развития современного человека.

Одним из условий личностно-ориентированного учения выделяется «реальность личности учителя», т.е. учитель должен проявлять свои человеческие качества при взаимодействии с учениками. Для того чтобы определиться с фундаментальной основой исследования, рассмотрим термины, связанные с личностно-ориентированным образованием.

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, в центре которого находится личность обучаемого. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение предполагает отношение «учитель ученик», которое строится по принципу сотрудничества и свободы выбора. Педагогу необходимо организовать такой процесс обучения, который будет наряду с усвоением знаний и умений формировать личность.

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает создание активной образовательной среды с учетом особенностей ребенка и его развития. Личностно-ориентированный подход связан с гуманистической традицией в отечественной педагогике, которая «представлена в работах представителей практически всех исторических эпох» [2, с. 23] (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.).

Личностно-ориентированное образование направлено на благо детей, на любую помощь в его социальном развитии, на поддержание их интересов. «Личностная ориентация образования требует поиска иных оснований для проектирования учебного процесса, которые не сводятся лишь к заранее установленной модели личности. Важно обеспечить полноценное, свободное и творческое проживание детства и юности как самоценных и социально значимых периодов жизненного утверждения человека» [4, с. 74].

Для того чтобы реализовать принципы личностного подхода, педагог должен создать благоприятную атмосферу для совместной деятельности, способствовать творческому развитию детей, развивать активность и самостоятельность каждого обучающегося. Учитель и ученик совместно проектируют обучение. Личностный опыт достигается путем включения в образовательный процесс диалога, поиска, игры.

Под целью личностно-ориентированного образования понимается создание таких условий, которые будут способствовать развитию сферы личностных функций индивида.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время результатом обучения иностранному языку является не только получение знаний, но и развитие личностных особенностей обучающегося.

Список литературы:

1. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1. С. 83-87.

2. Еловская С.В., Кулик Л.В. Развитие творческой личности на уроках английского языка в условиях ограниченности ресурсов // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 26-31.

3. Попова Н.В., Моторина А.Е., Протасова О.А. Использование активных методов обучения на уроках английского языка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. С. 34-41.

4. Попова Н. В., Моторина А.Е., Протасова О.А. Компетентностный подход к обучению иноязычному общению старшеклассников //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. С. 72-81.

5. Попова С.В., Козачек А.В. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство развития творческой личности обучающегося // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 45-47.

6. Сидорова И.В., Томонов Д.С. Педагогические технологии как условие достижения нового образовательного результата // Современные тенденции развития науки и образования: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021. С. 108-111.

7. Modern Educational Formats: Technology of Flipped Chemistry Teaching / S.V. Popova, L.P. Petrischeva, E.E. Popova, O.V. Ushakova // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12193.

UDC 372.881.1

TEACHING AT SCHOOL BASED ON A PERSONALITY-ORIENTED

APPROACH

Ivan A. Docenko

student kaguze@mail.ru Olga A. Protasova

Ph.D., Associate Professor olga_mich@mail .ru Igor A. Pernitskiy

graduate 24071986igor@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The necessity of teaching a foreign language at school on the basis of a personality-oriented approach is substantiated. The principles of this approach are defined, optimal methods and techniques of teaching a foreign language in a modern school are proposed.

Keywords: foreign language communicative competence; teaching foreign languages; principle; personality-oriented approach.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.