УДК 378.147
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Наталия Викторовна Кузнецова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
[email protected] Яна Алексеевна Федулова
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье раскрыта роль личностно-ориентированного обучения для формирования и развития личности учащегося, рассмотрены условия его успешной реализации. Дана характеристика образовательным технологиям, реализуемым личностно-ориентированный подход, и приведены конкретные примеры для отдельных предметных областей.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, творческая мастерская, проектная технология, модульная технология.
Современные условия жизнедеятельности требует от молодого поколения умений адаптироваться в новых жизненных условиях, анализировать нестандартные ситуации и находить возможные пути их решения, творчески совершенствоваться в профессиональной сфере. Все это требует особого личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, который должен учитывать интересы и особенности каждого обучающегося, создавать условия для их самореализации и саморазвития.
Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе не является новой. Данному вопросу посвящены работы Е.В. Бондаревской, А.Д. Грибановой, В.В. Серикова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской и др. Их анализ позволяет определить основные идеи личностно-ориентированного обучения, среди которых получение обучающимися знаний на основе собственного опыта; индивидуализация; самостоятельность и ответственность; предоставление возможности выбора; мотивация учащихся; стимулирование их роста и развития [5].
По мнению И.С. Якиманской, личностно-ориентированное обучение должно отвечать ряду условий:
- обеспечивать развитие и саморазвитие личности как субъекта познавательной и предметной деятельности;
- создавать условия для реализации личности в различных видах деятельности в соответствии с ее ценностными ориентациями и субъективным опытом;
- обеспечивать духовное и интеллектуальное становление;
- формировать индивидуальное восприятие мира, предоставлять возможность творческого совершенствования;
- способствовать развитию индивидуальности, саморазвитию и самовыражению.
Личностно-ориентированное обучение предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, предоставляя возможности обучаться
в соответствии с их уровнем и способствуя реализации личностного потенциала. Кроме того, личностно-ориентированное обучение позволит обучающимся быстрее адаптироваться к реальной действительности, занять активную жизненную позицию, постоянно самосовершенствоваться.
Личностно-ориентированное обучение реализуется через ряд образовательных технологий, характеризующихся антропоцентричностью, гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью и направленностью на свободное и творческое развитие каждого обучающегося [6]. К технологиям личностно-ориентированного обучения можно отнести технологии творческих мастерских, работы в малых группах, проектную и модульную технологии, дизайн-педагогику и др. Дадим характеристику некоторым из них.
Актуальной личностно-ориентированной технологией обучения является творческая мастерская, которая в педагогической литературе трактуется как технология совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и реализации образовательного процесса; как технология погружения участников в процесс поиска, познания и самопознания. Творческая мастерская предоставляет и участникам, и мастеру комфортное развивающее пространство, позволяющее в ходе групповой работы овладевать новыми компетенциями и общечеловеческими ценностями. Грамотно организованный взаиморазвивающий характер отношений участников творческой мастерской способствует коллективной интеграции и передаче знаний и умений, корректировке собственного опыта и навыков, осмыслению и перестройке своего поведения и поступков, собственной деятельности.
Работа в творческой мастерской строится по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия посредством импровизации, сочетания условного и реального планов деятельности, освоения различных приемов и техник. Здесь поощряются неординарные находки, оригинально выполненные задания, т.е. все то, что способствует развитию творчества, познавательного интереса, устойчивой мотивации к процессу познания. А разнообразить работу
в творческой мастерской можно проведением веселых спектаклей, необычных праздников, художественных выставок, музыкальных концертов с участием детей разных возрастных групп.
К основным признакам творческой мастерской можно отнести максимальную включенность и активную позицию всех участников, их диалогическое и дискуссионное взаимодействие; возможность для импровизации в заданиях; свободная регламентации действий участников и свобода выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности; психологическая поддержка участников и атмосфера открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия [4]. Специфика предметов «Технология» и «Изобразительное искусство» позволяет успешно использовать рассматриваемую технологию в образовательном процессе. Например, на занятиях творческой мастерской по ознакомлению с основными видами дизайна ребята могут сделать макеты зданий, жилых кварталов, а также целых городов. При изучении различных направлений искусства ХХ века (от импрессионизма до концептуализма) с ребятами можно создавать картины в необычном стиле: на основе отпечатков рук, ног и т.д., с использованием природных или подручных материалов - выкладывать мозаику, например, из ракушек, камушков, листьев и плодов деревьев и растений. На занятиях в мастерской учащихся необходимо научить смотреть и понимать картины великих художников, им будет интересно самим составлять, а затем и рисовать, натюрморты, позировать друг другу для портрета. Раскрывая понятие дизайна и его отраслей, ребята могут сами оформить, например, свадебную машину или свадебный наряд, придумать этикетки или рекламные буклеты. Следует помнить, что каждый вид деятельности должен заканчиваться выставкой работ, общим мероприятием и т.д.
Сегодня ведущей технологией личностно-ориентированного обучения является проектная, основной целью которой является организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся для формирования широкого спектра УУД и достижения личностных
результатов обучения. Использование проектной технологии в образовательном процессе позволит учащимся овладеть алгоритмом проектной деятельности, корректно и доказательно отстаивать собственную точку зрения, реализовать свой творческий потенциал в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
К ведущим теоретическим позициям проектной технологии можно отнести следующие:
- обучающийся и его всестороннее развитие является центральным звеном проектного обучения;
- построение образовательного процесса в логике личностно значимой деятельности;
- индивидуальный темп работы над проектом;
- комплексный подход в разработке учебных проектов для гармоничного развития обучающегося;
- глубокое освоение базовых знаний за счет их применения в нестандартных ситуациях [2,7].
В образовательной практике возможные темы учебных проектов крайне разнообразны, как и их объемы. Так, учебные проекты можно классифицировать:
1) по предметно-содержательной области:
- монопроект, реализуемый в рамках одного учебного предмета, но с акцентом на более сложные разделы программы, требующие четкой структуризации. Например, по курсу ОБЖ можно предложить следующие темы проектов: «Вода. Человек. Здоровье», «Спорт в моей семье», «Здоровый я -здоровая страна!», «Быть здоровым - это модно!» и др.;
- межпредметный, рассчитанный на внеурочное время и требующий компетентной координации со стороны учителей-предметников и согласованной работы творческих групп, а также четких форм промежуточных и итоговой презентаций. Например, «Экодизайн школы», «Человек в золотом сечении» и др. ;
2) по количеству участников проекта: индивидуальный, парный, групповой;
3) по характеру контактов: среди участников класса, школы, города, региона, страны и т.д.;
4) по продолжительности проекта: мини-проект, рассчитанный на 1 урок; краткосрочный - на 4-6 уроков; длительный - на месяц, четверть, учебный год и т.п.
Итак, проектная технология, реализующая личностно-ориентированный подход в обучении, направлена на развитие уникальности и самобытности каждого обучающегося, его творческого потенциала и познавательной самостоятельности, умения конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, выстраивать собственную образовательную траекторию [1].
Личностно-ориентированное обучение на практике осуществляется и посредством модульной технологии, предполагающей самостоятельную работу учащихся над функциональным учебным блоком - модулем - для достижения конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Реализация данной технологии дает возможность решить ряд проблем: развитие самостоятельной активности обучающихся и умений работать с различными информационными ресурсами, формирование умений и навыков саморазвития и самосовершенствования. Преимущество состоит в индивидуализации и дозированной помощи обучающимся, возможности вариативного изучения содержания обучения, адаптации рабочих программ к уровню подготовки учащихся.
Отличительными особенностями модульной технологии являются:
- наличие законченных информационных блоков с четко сформулированной целью и указаний по объему и уровню усвоения учебного материала;
- активное взаимодействие учителя и обучающихся через освоение учебных модулей и проведение индивидуального консультирования;
- индивидуализация процесса обучения посредством инициативной самостоятельной деятельности обучающихся над учебным модулем.
Технология модульного обучения основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности, обеспечивает индивидуальный темп учения и учитывает возможности личности каждого обучающегося [3].
Таким образом, личностно-ориентированное обучение признает самобытность и самоценность каждого обучающегося, предоставляет ему право выбора деятельности и создает возможности для творческой самореализации и самоопределения.
Список литературы:
1. Архипова Е.А., Кузнецова Н.В. Системно-деятельностный подход в обучении ОБЖ как основа реализации ФГОС // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 4.
2. Гусева М. Н. Интерактивные методы формирования имиджа будущего государственного служащего в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 40-49. - EDN YONLYL.
3. Кузнецова Н.В. Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении ОБЖ: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа. 2018. 122 с.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.; Академия. 2009. 192 с.
5. Перетятько Г.И. Теоретические аспекты личностно ориентированного обучения / Г.И. Перетятько // Евразийский Союз ученых. М.; Логика+. 2014. № 8-4. С. 35-37.
6. Практика личностно-ориентированного образования: учеб. пособие / Авт.-сост. И.А. Талышева, Х.Р. Пегова. Елабуга; 2020. 126 с.
7. Реализация исследовательского подхода в проектной деятельности / Ю.А. Федулова, Н.В. Кузнецова, Е.Н. Иванова, А.А. Самсонова // Наука и образование. 2020. Т. 4. № 2.
UDC 378.147
PERSONALITY-ORIENTED LEARNING TECHNOLOGIES
Natalia V. Kuznetsova
Candidate of agricultural sciences, associate Professor
[email protected] Yana A. Fedulova
Student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article reveals the role of personality-oriented learning for the formation and development of a student's personality, the conditions for its successful implementation are considered. The characteristic of educational technologies implemented by a personality-oriented approach is given, and specific examples for individual subject areas are given.
Key words: personality-oriented approach, personality-oriented training, creative workshop, project technology, modular technology.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.