УДК 781
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михаил Алексеевич Филимонов
преподаватель
МБУ ДО «Мичуринская детская школа искусств» Наталия Викторовна Кузнецова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
K-natali2008@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье дана характеристика современным подходам к развитию исполнительской культуры музыкантов. Раскрыта их роль в системе дополнительного образования детей. Рассмотрены сущность, составляющие и методика реализации современных подходов в подготовке юных музыкантов.
Ключевые слова: исполнительская культура, современный подход, личностно-ориентированный подход, компетентностный подход, системно-деятельностный подход, дополнительное образование, образовательный процесс.
Спецификой содержания дополнительного образования является выработка у обучающихся высокого уровня исполнительской культуры, компонентами которой являются степень сформированности музыкального восприятия и мышления, памяти и внимания, культуры звука и воспроизведения музыкальных образов. Таким образом, искусство нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности. Всего этого возможно достичь через реализацию современных подходов, играющих ведущую в развитии исполнительской культуры юных музыкантов в системе дополнительного образования [6].
Понятие «современный подход к обучению» включает три составляющие «обучение», «подход» и «современный». Дадим определение каждому из них.
По словам И.П. Подласого, обучение является «упорядоченным взаимодействием педагога с обучающимися, которое направлено на достижение поставленной цели», а Г.М. Коджаспирова считает обучение «специально организованным, целенаправленным и управляемым процессом взаимодействия учителей и учащихся, который направлен на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрение, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучающихся, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями». Таким образом, понятие «обучение» является сложным и многогранным, точное определение которому дать довольно сложно.
Понятие «подход» в толковом словаре С.И. Ожегова трактуется как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого- или что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» [5]. По словам А.А. Зиновьева, научный подход представляет собой «особый способ мышления и познания реальности» [1]. В педагогической литературе «подход к обучению» относится к базовой категории, которая обусловливает стратегию и выбор методов обучения. И.А. Зимняя отмечает многогранность и многозначность данного понятия: «мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; глобальная
системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и самих субъектов педагогического взаимодействия учителя и обучающегося».
Понятие «современный» толковый словарь Ушакова трактует как «относящийся к одному времени, ко времени существования какого-либо объекта или явления, к настоящему времени, текущему моменту». Таким образом, современный подход к обучению соответствует требованиям к содержанию современного обучения и образования.
В связи с этим современная методика музыкального образования внедряет в учебно-воспитательный процесс новые подходы. Дадим им характеристику. Под личностно-ориентированным подходом понимают организацию обучения, при котором цели, задачи и содержание приобретают для обучающегося личностный смысл и формируют устойчивую мотивацию к обучению. Кроме того, это обучение, которое позволяет каждому учащемуся модифицировать собственные цели и результаты обучения в соответствии со своими индивидуальными потребностями и склонностями. Отсюда в основе личностно-ориентированного подхода лежит учет индивидуальных особенностей обучающихся, которые рассматриваются как личности со своими чертами характера, особенностями и интересами.
Реализация личностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании предполагает:
- высокую степень самостоятельности обучающихся при подготовке к занятиям по специальности;
- опору на имеющиеся у обучающихся знания и опыт;
- учет социокультурных особенностей обучающихся, эмоционального состояния, морально-этических и нравственных приоритетов;
- целенаправленное формирование практических умений и навыков, характерных для конкретного обучающегося и определенного музыкального инструмента;
- перераспределение ролей педагога и учащегося в процессе овладения инструментов, когда учитель начинает выступать в качестве консультанта.
Методика личностно-ориентированного подхода не является новой для отечественной системы образования. Еще такие видные психологи, как А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская, отмечали влияние школы на формирование личности обучающегося, но впервые понятие «личностно-ориентированный подход» было введено К. Роджерсом. Американский психолог представил его в качестве принципиально нового подхода в обучении, которое позволяет учащемуся учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией учебный материал, развивающий воображение.
Психологи и методисты призывают педагогов принимать ребенка со всем его внутренним миром, особенностями и склонностями, а для этого необходимы инновационные преобразования. Личностно-ориентированный подход включается следующие составляющие:
- ведущие понятия: индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, Я-концепция, педагогическая поддержка;
- основные положения и правила построения образовательного процесса, основывающиеся на ряде принципов: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки;
- технологическая составляющая, включающая соответствующие сведения по способам педагогической деятельности.
Для повышения эффективности реализации личностно-ориентированного подхода музыкальном образовании педагогу необходимо знать и соблюдать его основные законы:
1) образовательная продуктивность обучающихся будет более высокой, если они осознанно участвуют в процессе целеполагания, выборе форм и содержания обучения;
2) получение обучающимся лично- и общественно значимого образовательного продукта способствует повышению учебной мотивации и продуктивности процесса овладения музыкальным инструментом;
3) использование в учебно-воспитательном процессе заданий, повышающих интенсивность и эффективность творческого развития обучающихся;
4) реализация в процессе обучения межпредметного содержания способствует установлению у обучающихся личностно значимых связей с другими областями искусства;
5) выстраивание обучающимися личностной системы знаний;
6) образовательные результаты учащихся зависят от содержания создаваемой образовательной продукции;
7) творческий характер обучения в значительной степени влияет на развитие личностных качеств обучающихся.
В связи с преобразованиями системы дополнительного образования учебно-воспитательный процесс приобрел компетентностную направленность. Актуальной задачей каждого педагога стало обучение учащихся работе в режиме самообразования, удовлетворение их потребности в знаниях, способствующих успешной адаптации в современном мире.
Итак, в системе музыкального образования под компетентностным подходом понимают совокупность общих принципов определения целей образования, отбора соответствующего содержания, организации учебно-воспитательного процесса и оценки образовательных результатов, т.е. способности обучающихся к эффективной деятельности на основе целостного восприятия мира [3].
Сущность образования, при реализации данного подхода, состоит в развитии у детей способности к самостоятельному решению поставленных задач посредством собственного практического опыта. Смысл организации учебно-воспитательного процесса состоит в создании благоприятных условий для формирования у обучающихся опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и других проблем, составляющих основу образования [4].
Среди элементов, составляющих понятие «компетенция» в музыкальном образовании, можно выделить следующие:
- знания, к которым относятся факты, необходимые для освоения музыкального содержания;
- навыки, проявляющиеся в виде физической силы, сноровки или специализированного обучения и необходимые для освоения музыкального инструмента;
- способность, представляющая собой предрасположенность к освоению того или иного инструмента;
- поведение, проявляющееся в ценностях, убеждениях, реакциях на окружающую действительность;
- усилия, предполагающие сознательное приложение в определенном направлении мыслительных и физических ресурсов.
Формирование компетенций осуществляет средствами содержания образования, итогом которой является развитие у обучающихся способностей и возможностей решения поставленных задач [8].
На занятиях по овладению музыкальными инструментами целесообразен и системно-деятельностный подход, который направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, непрерывному образованию, построение индивидуальных образовательных траекторий, активную учебно-познавательную деятельность.
Использование системно-деятельностного подхода в музыкальном образовании предполагает наличие у юных музыкантов устойчивого познавательного мотива и конкретной учебной цели; овладение способами осознанного применения знаний; выполнение обучающимися определенных учебных действий по освоению конкретного музыкального инструмента; формирование умение контролировать собственные действия [7].
Реализация системно-деятельностного подхода в системе дополнительного образования детей предполагает:
- воспитание и развитие личностных качеств, которые соответствуют требованиям современного общества;
- использование организационных форм и учет индивидуальных особенностей обучающихся для их творческого роста и формирования познавательных мотивов;
- ориентацию на результаты;
- создание ситуаций успеха, достижений, лежащих в основе самостоятельного и успешного усвоения обучающимися системы знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [2].
Итак, реализация современных подходов в системе дополнительного образования детей предполагает создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально ориентированной и саморазвивающейся личности посредством активизации ее внутренних резервов.
Список литературы:
1. Арановская И.В. Музыкальное искусство и развитие личности // Изв. Волг. Гос. пед. ун-та. Сер. Искусствознание. Волгоград. 2008. № 8. С. 124-130.
2. Атанов Г. Деятельностный подход в обучении // Образовательные технологии и общество. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет. 2001. Т. 2. № 4. С. 48-55.
3. Казарьянц К.Э. Качество образования на основе компетентностного подхода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Пенза: Академия естествознания. 2010. № 12. С. 84-86.
4. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов. 2007. 122 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка; под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Мир и Образование: ОНИКС. 2012. 1375 с.
6. Ткачук С.В. К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного музыкального образования // СтРИЖ. Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет. 2018. № 4 (21.2). С. 125-129
7. Ширшина Н.В. Деятельностный подход в обучении: проектная технология // Химия в школе. М.: Центрхимпресс. 2007. № 6. С. 24-26.
8. Филимонов М.А., Кузнецова Н.В. Принципы и методы развития исполнительской культуры в системе дополнительного образования // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.
UDC 781
MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PERFORMANCE CULTURES OF YOUNG MUSICIANS IN THE SYSTEM
ADDITIONAL EDUCATION
Mihail A. Filimonov
Teacher
Michurinsk Children's Art School Natalia V. Kuznetsova
Candidate of agricultural sciences, associate Professor
K-natali2008@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article describes the modern approaches to the development of the performing culture of musicians. Their role in the system of additional education of children is revealed. The essence, components and methods of implementation of modern approaches in the training of young musicians are considered.
Key words: performing culture, modern approach, personality-oriented approach, competence approach, system-activity approach, additional education, educational process.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.