УДК 378.147
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Наталия Викторовна Кузнецова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
[email protected] Никита Александрович Растяпин
магистрант
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья раскрывает роль культурно-досуговой деятельности в воспитании и развитии личности студентов. Рассмотрены основные трактовки понятия «культурно-досуговая деятельность», выполняемые функции, ведущие направления и способы реализации в воспитательном процессе высшей школы.
Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, воспитательный процесс.
«Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце и нравственность». Так высказывался великий отечественный педагог К.Д. Ушинский о важнейшей сфере жизнедеятельности обучающихся - досуговой деятельности. Зачастую стихийный, нерегулируемый досуг становится причиной приобщения молодежи к вредным привычкам, нездоровому образу жизни. Организованный же, в свою очередь, обеспечивает социально-педагогическую поддержку обучающихся, формирует у них активную жизненную позицию, реализует творческий потенциал и всестороннее развитие личности.
В педагогической литературе существует множество трактовок понятия «культурно-досуговой деятельности». Так, по мнению А.Д. Жаркова, это «особая подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей». В.Я. Суртаев культурно-досуговую деятельность определяет как «сферу жизнедеятельности, которая предоставляет уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и реализации сущностных сил человека». Как «организованную и содержательно наполненную активность больших групп людей или конкретного человека в свободное время» понимает понятие Г.А. Аванесова. Но в любом случае, культурно-досуговая деятельность представляет собой многоуровневую структуру, основными уровнями которой являются потребление и творчество, составляющие досуг.
Свободное время людей любого возраста всегда должно быть наполнено содержательными и полезными видами деятельности, стимулирующими жизненный оптимизм, успешное взаимодействие с окружающим миром, раскрывающими эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. Но, прежде всего, это необходимо для современной молодежи, которая испытывает потребность в информации, общении, эмоциональном контакте, сопереживании [2].
Студенческий досуг в образовательных организациях высшего образования является ключевым звеном воспитательной работы, которая призвана обеспечивать благоприятные условия для формирования у обучающихся нравственности, трудолюбия, интеллекта, общей культуры [1]. По мнению Ю.А. Стрельцова, досуг реализует ряд социокультурных функций:
- рекреационную, направленную на релаксацию, восстановление и укрепление здоровья, снятие психического переутомления;
- развлекательную, позволяющую доставить удовольствие, развлечь обучающихся, получить эмоциональную зарядку, пробудить интерес;
- развивающую, способствующую интеллектуальному развитию, культурному совершенствованию.
Наряду с указанными функциями, можно выделить и компенсаторную, воспитательную, просветительскую, оздоровительную, коммуникативную, а также художественную, творческую, регулятивную, адаптивную. Для студенческой молодежи культурно-досуговая деятельность, кроме того, является средством самопознания, самовыражения и самореализации [3].
В высших учебных заведениях культурно-досуговая деятельность по содержанию реализует следующие направления:
- познавательное, характеризующееся усвоением новой информации посредством участия в дискуссиях, факультативных занятиях, тематических вечерах, творческих мастерских и т.д.;
- ценностно-ориентированное, позволяющее сформировать ценностное отношение к миру, собственную оценочную позицию;
- практико-преобразующее, направленное на трансформацию личности на основе практических реальных действий;
- творческое, способствующее творческой реализации обучающихся, преодолению шаблонности мышления при решении нестандартных задач [4].
Традиционными формами культурно-досуговой деятельности студентов, по мнению Е.В. Титовой, являются мероприятия, дела, игры. Так, под мероприятиями понимаются события, занятия или ситуации, организуемые с
коллективом обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия. Дела же представляют собой конкретный вид деятельности по реализации нравственного, патриотического, интеллектуального потенциалов личности и овладению практическими умениями и навыками. Усвоить нормы и правила поведения, приобщить к нравственно-эстетическим ценностям возможно посредством игрового взаимодействия [6].
Перечисленные формы культурно-досуговой деятельности студентов могут быть активными и пассивными, коллективными и индивидуальными, физическими и умственными. Но все они должны нести воспитательную составляющую и стимулировать дальнейшее развитие личности. Так, воспитательный потенциал досуга в педагогическом вузе реализуется через приобщение студентов к профессионально-трудовой деятельности, позволяющей сформировать конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким профессионализмом, профессиональной этикой и педагогическим мастерством. Это участие в школах будущих педагогов, школах вожатых, конкурсах и конференциях педагогической направленности. Еще одним важным воспитательным направлением, осуществляемым в рамках досуговой деятельности, является патриотическое воспитание и его разновидности (военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-
патриотическое, гражданское, гражданско-патриотическое), которое имеет большое значение в социально-гражданском и духовном становлении личности обучающегося. Данное направление реализуется через участие обучающихся в патриотических акциях, тематических вечерах, волонтерских движениях и т.д. Для становления личности молодых людей крайне важно и воспитание высокой нравственной культуры, заключающейся в соблюдении общечеловеческих норм и принципов, правил поведения и т.д. [5].
Итак, культурно-досуговая деятельности обладает широким адаптационным и воспитательным потенциалами, поскольку позволяет сформировать у студенческой молодежи положительное и уважительное
отношение к окружающим и самому себе, преодолеть отдельные недостатки личности и раскрыть свои потенциальные возможности.
Список литературы:
1. Баудер Г. А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения "Веретье" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. - EDN CPSRQE.
2. Кузнецова Н.В. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов в высшей школе // Вопросы педагогики. М.; Институт стратегических исследований. 2021. № 5-2. С. 175-179.
3. Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А. Тематические недели в вузе // Инновации в образовании: (сборник) мат-лов XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Орёл. 2021. Ч. 1. С. 292-299.
4. Лаптева М.Д., Хорват Д.А. Организация культурно-досуговой деятельности студента как форма воспитательной работы в вузе // Высшее образование сегодня. М. Российский новый университет. 2014. № 7. С. 96-100.
5. Терещенко Г.Ф. Досуговая деятельность студенческой молодежи -один из важнейших элементов воспитания в вузе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов; ТГУ им. Г.Р. Державина. 2017. С. 380-386.
6. Федулова Ю.А. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза / Ю.А. Федулова, Н.В. Кузнецова, Е.Н. Иванова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
UDC 378.147
THE ROLE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE EDUCATION AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' PERSONALITY
Natalia V. Kuznetsova
candidate of agricultural sciences, associate Professor
[email protected] Nikita A. Rastyapin master student Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article reveals the role of cultural and leisure activities in the education and development of students' personality. The main interpretations of the concept of "cultural and leisure activities", the functions performed, the leading directions and methods of implementation in the educational process of higher education are considered.
Key words: leisure, cultural and leisure activities, educational process.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.