Научная статья на тему 'Формирование культурной самоорганизации студенческой молодежи в современной образовательной среде'

Формирование культурной самоорганизации студенческой молодежи в современной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ДОСУГ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / STUDENTS / LEISURE / SELF-ORGANIZATION OF LEISURE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокеева Е. Ю., Пчельникова Н. Н.

В статье рассматриваются вопросы активизации деятельности студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях. Поднимается проблема необходимости разработки педагогической модели формирования навыков культурной самоорганизации досуга студенческой молодежи в процессе досуговой деятельности в соответствии с государственной молодежной политикой в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокеева Е. Ю., Пчельникова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CULTURAL SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN TODAY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article considers questions of intensification of activities of student youth in modern socio-economic conditions. The problem of the need to develop a pedagogical model of formation of skills of cultural self-organization of leisure of student’s youth in the process of leisure activities in accordance with the state youth policy in the Russian Federation is raised.

Текст научной работы на тему «Формирование культурной самоорганизации студенческой молодежи в современной образовательной среде»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 379.8 МОКЕЕВА Е.Ю.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления, кафедра информатики и докумен-товедения, Орловский государственный институт культуры

E-mail: [email protected] ПЧЕЛЬНИКОВА Н.Н.

аспирант направления подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль: теория, методика и организация социально-культурной деятельности Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected]

UDC 379.8 MOKEEVA E.YU.

Associate Professor of Economics and management, associate Professor of Informatics and records keeping, Orel state

institute of culture E-mail: [email protected] PCHELNIKOVA N.N.

Postgraduate student in the field of training 44.06.01 Education and pedagogical sciences, profile: theory, methodology and organization of socio-cultural activities,

Orel state institute of culture E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

THE FORMATION OF CULTURAL SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN TODAY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье рассматриваются вопросы активизации деятельности студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях. Поднимается проблема необходимости разработки педагогической модели формирования навыков культурной самоорганизации досуга студенческой молодежи в процессе досуговой деятельности в соответствии с государственной молодежной политикой в Российской Федерации.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, досуг, самоорганизация досуга, внеучебная деятельность, воспитательная работа.

The article considers questions of intensification of activities of student youth in modern socio-economic conditions. The problem of the need to develop a pedagogical model of formation of skills of cultural self-organization of leisure of student's youth in the process of leisure activities in accordance with the state youth policy in the Russian Federation is raised.

Keywords: students, leisure, self-organization of leisure, extracurricular activities, educational work.

Социально-культурная сфера заключает в себе огромный потенциал активизации деятельности студенческой молодежи в соответствии с её реальными запросами и интересами. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи, ключевым фактором её воспитания и развития, что сказывается на социальном самочувствии молодого поколения и на том, какие способности удалось развить и какими навыками самоорганизации овладеть. Рационально организованная структура досуга молодежи, несомненно, служит залогом для ее всестороннего и гармоничного развития.

Вплоть до перестроечного периода прошлого века социализирующая функция социальных институтов, сфера досуга молодежи была подвергнута тотальному контролю со стороны общества, действовали жесткие механизмы управления, цензура. Трансформации всех сторон жизни российского общества в современных условиях привели к изменению социокультурной ситуации во многих сферах, в том числе и в области досуга. В настоящее время роль и функции институтов социали-

зации молодежи значительно трансформировались.

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р (далее Основы) [5]. Согласно Основам, приоритетными задачами государственной молодежной политики являются: формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы Российской Федерации; развитие просветительской работы с молодёжью, создание условий для самообразования молодежи; формирование ценностей здорового образа жизни; создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере; создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на всестороннюю поддержку молодых семей; формирование информационного поля, благоприятного для развития механизмов обратной связи между государственными структурами управления, общественными объединениями и молодежью; повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи.

© Мокеева Е.Ю., Пчельникова Н.Н. © Mokeeva E.YU., Pchelnikova N.N.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

На региональном уровне основные направления работы с молодежью отражены в Государственной Программе Орловской области «Молодежь Орловщины» на 2012-2020 годы» [4].

Говоря об общей ситуации социально-экономического положения молодежи в стране и регионах, следует отметить, что в последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь его заметного улучшения. В частности удалось снизить показатель смертности среди молодежи, повысить интерес к ведению здорового образа жизни, снизить уровень безработицы молодых людей. Представители молодежи входят в число победителей и призеров международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад.

Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Одним из проблемных факторов является деструктивное информационное воздействие на молодежь, вследствие которого в последнее время наблюдаются негативные примеры повышенной агрессивности в молодежной среде, национальной и религиозной нетерпимости, социального напряжения в обществе.

Безусловно, наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных творческих решений, способный оперативно реагировать на изменения внешней среды, воплощаемых в культурной деятельности.

Образование должно осуществляться в неразрывном единстве обучения и воспитания [1, с. 34]. В этом свете главной ценностью является личность обучающегося (студента), как ответственного человека, направленного на эффективное взаимодействие и самореализацию в общественной и профессиональной деятельности, обладающего развитыми творческими способностями, набором неповторимых индивидуальных качеств и уникального, индивидуального стиля деятельности, умениями принимать грамотные самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, совершать осознанный выбор социально приемлемых действий и поступков.

Одним из инструментов решения вышеназванных проблем является формирование навыков культурной самоорганизации молодых людей, отвечающего потребностям общества, с одной стороны и интересам самой молодежи - с другой.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость [3, с. 283].

Формирование навыков самоорганизации досуга молодёжи - важная проблема для теории и практики социально-культурной деятельности. [2, с. 4] Следовательно, необходимо наличие педагогической модели формирования навыков культурной самоорганизации досуга студенческой молодежи в процессе досуговой деятельности, основанием которой служит

социальный заказ общества, отраженный в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации и программных документах регионального уровня [4; 5; 2, с. 15].

Педагогическая модель может быть представлена как целостный конструкт, состоящий из следующих взаимосвязанных блоков:

- целевой блок, включающий в себя социальный заказ общества, задачи формирования навыков культурной самоорганизации студенческой молодежи в процессе досуговой деятельности, функции модели формирования культурной самоорганизации молодёжи;

- организационно-процессуальный блок, включающий организационно-педагогические условия культурной самоорганизации обучающихся; принципы формирования культурной самоорганизации; средства, формы и методы формирования культурной самоорганизации студенческой молодежи в процессе досуговой деятельности; содержание авторской педагогической программы формирования навыков самоорганизации досуга обучающихся;

- критериальный блок, характеризующий критерии, показатели и уровни сформированности культурной самоорганизации студентов в процессе досуговой деятельности.

Вышеперечисленные требования обуславливают определение цели - формирование у обучающихся навыков культурной самоорганизации в процессе досуговой деятельности. Поставленная цель и её теоретическая разработка позволяет выдвинуть основные задачи формирования культурной самоорганизации молодежи в процессе досуговой деятельности:

- информирование обучающихся о возможностях организации своего досуга в рамках вуза, города и области;

- стимулирование познавательной, творческой и социальной активности у студенческой молодежи;

- развитие организационно-волевых качеств у студенческой молодежи;

- организация досуговой деятельности молодежи в рамках воспитательной работы и кураторской работы в вузе.

Формирование культурной самоорганизации молодёжи - сложный и многоаспектный процесс. Анализ сущности досуга студенческой молодежи, его потенциальных возможностей, своеобразия личности, места и роли в жизни общества, представляет возможным выделение функций молодежного досуга в контексте процесса его самоорганизации:

ценностно-ориентированная функция в процессе самоорганизации молодежного досуга заключается в осмыслении и закреплении норм поведения в обществе, формировании возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений;

диагностико-регулирующая функция позволяет разделить результат сформированности культурной самоорганизации молодёжи, выделить компоненты и определить сформированность каждого из них, кроме

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

того предполагает приведение модели и её компонентов в такое состояние, которое обеспечивает нормальное её функционирование;

коммуникативно-регулирующая функция связана с досугом, досуг - зона активного общения, разнообразного приобретения опыта общения, в процессе которого реализуются потребности молодых людей в контактах. К примеру, общаясь с разными группами, общностями людей, обучающиеся получают возможность для самоанализа и возможность изменения себя. Особенно продуктивно этот процесс протекает во время досуговых мероприятий (игровых программ, массовых праздников), где они могут выступать в различных амплуа;

рефлексивно-аналитическая функция заключается в рациональном проведении своего свободного времени, в восстановлении физического и психического здоровья, так как жизнь современной молодежи насыщена и требует от них физических, психических и интеллектуальных затрат, но в связи с этим досуг нельзя сводить к отдыху, следует говорить о самых разнообразных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития и самоорганизации;

познавательная функция в процессе самоорганизации досуга молодежи строится на основе познавательной деятельности, являющейся одной из основных в этом возрасте. В процессе удовлетворения познавательной потребности происходит знакомство с различными досуговыми видами деятельности, расширяется художественный кругозор, увеличивается объем знаний во всех сферах жизнедеятельности человека.

Формирование культурной самоорганизации у обучающихся должно обеспечиваться соответственным содержанием досуговой деятельности, направленной на формирование психологических установок на социально-культурную самореализацию в условиях до-суговой деятельности, на выработку у них навыков рациональной самоорганизации досугового времени.

Организационно-процессуальный блок модели включает в себя педагогические условия формирования навыков самоорганизации досуга студенческой молодежи:

учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей личности и комплексного использования методов социально-педагогического и психологического воздействия на эмоциональную сферу обучающихся по всему полю социально-культурной деятельности участников студенческой группы;

наличие насыщенной информационной и социально-культурной среды, а также подготовленных научно-педагогических кадров, способных активизировать потенциал студенческой молодежи;

использование интегративно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы процесса формирования навыков самоорганизации досуга студенческой молодежи;

использование современных технологий социально-культурной деятельности, направленных на социально-профессиональную адаптацию обучающихся в социуме,

их самореализацию и самоактуализацию;

разработку и внедрение комплексной программы по формированию навыков самоорганизации досуга молодежи.

Последняя основывается на реализации следующих принципов:

систематичности и последовательности в процессе самоорганизации досуга молодежи, предполагающего целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе вуза. В учебном заведении необходимо осуществлять деятельность по организации досуга в любое время на основе четко разработанной системы при условии единства целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия всеобщности и доступности, т.е. возможность приобщения, вовлечения в сферу деятельности досуговых молодежных учреждений, в среду досуговых молодежных акций с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов;

личностной направленности и дифференцированного подхода, предусматривающего учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды;

социальной активности, означающий, что досуг может стать и могучим стимулом развития личности и превратиться в разрушительную силу. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о создании благоприятных условий в досуговой сфере для творческого развития, для их созидательной деятельности;

интегративности в самоорганизации досуга молодежи, ориентированного на культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Он включает активную деятельность педагогов по передаче социальных знаний, опыта проведения разумного досуга, а также поддержание норм и традиций вне зависимости от возрастной общности и социально-образовательного учреждения;

коллективизма и добровольности, обеспечивающего высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности; данный принцип основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе, поощрении, стимулировании;

деятельностного подхода в самоорганизации досуга молодежи, заключающийся в создании непринужденного эмоционального общения, отказ от жесткой регламентации жизнедеятельности молодого человека, обучение их способам самоорганизации и саморегуляции, необходимым для поэтапного движения к достижению задуманного рациональными способами с проявлением при этом определенной настойчивости;

патриотизма, являющего одним из ключевых принципов формирования национального сознания у молодежи как одного из условий жизнеспособности молодого поколения, и обеспечивающего связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

Реализация принципов самоорганизации молодеж-

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

ного досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения. Цель ее - разностороннее развитие личности, ее самореализация, осуществляемая на основе используемых средств, таких как: общение, индивидуальное консультирование, творческая деятельность, театры, музеи, туризм, волонтерская деятельность, спорт.

Достижение цели культурной самоорганизации обучающихся в процессе досуговой деятельности представляется возможным при условии использования различных форм и методов (групповых, индивидуальных, интерактивных) методами воспитания, социологического исследования, формирования самосознания личности, организации самообразовательной деятельности.

Критериальный блок модели включает в себя основные критерии, показатели и уровни сформированности культурной самоорганизации молодёжи, которые могут быть представлены как: культурно-образовательный; потребностно-мотивационный; организационно-

волевой; творческо-деятельностный уровни

Выделение данных критериев осуществляется на основе содержания процесса целостно-

го педагогического воздействия на познавательную, ценностно-мотивационную, коммуникативную и творческо-деятельностную сферу личности. При этом уровни сформированности культурной самоорганизации молодежи выступают как своеобразные ступени перехода от низкой к более высокой степени проявления параметров культурной самоорганизации как интегра-тивной личностной характеристики.

Главной задачей культурной самоорганизации студенческой молодежи в современной образовательной среде является достижение результата, которым является высокий уровень сформированности у обучающихся культурной самоорганизации в процессе досуговой деятельности, при этом, чем выше показатель выраженности критерия, тем больше сформировался навык культурной самоорганизации в процессе досуговой деятельности.

Процесс формирования навыков культурной самоорганизации студенческой молодёжи должен содействовать формированию таких досуговых стратегий, которые в большинстве своём были бы ориентированы на всестороннее и гармоничное развитие молодёжи исходя не только из их собственных интересов и потребностей, но и требований современного общества.

Библиографический список

1. ЗапесоцкийА.С. Философия образования и проблема современных реформ // Вопросы философии. 2013. №1.

2. Пальцева О.П. Организационно-педагогические условия формирования навыков самоорганизации досуга студенческой молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 22 с.

3. Панфилова Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 278-283.

4. Постановление Правительства Орловской области от 29 декабря 2012 года № 520 «Об утверждении Государственной Программы Орловской области «Молодежь Орловщины» на 2012-2020 годы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 16.01.2018 г.)

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 16.01.2018 г.)

References

1. ZapesotskyA.S. Philosophy of education and the problem of modern reforms / / questions of philosophy. 2013. №1.

2. Organizational and pedagogical conditions of formation of skills of self-organization of leisure of students: author. dis. kand. PED. sciences. Tambov, 2006. 22 p.

3. PanfilovaE. V. Values of leisure culture of students: results of research. Young scientist. 2012. № 8. Pp. 278-283.

4. Government resolution of the Orel region dated 29 December 2012 № 520 "On approval of the State Program, Oryol region "Youth Orlovschiny" for the years 2012-2020" [Electronic resource] / access Mode: http://www.consultant.ru (date accessed: 16.01.2018 G.)

5. The decree of the RF Government dated 29.11.2014 N 2403-R On approval of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025 [Electronic resource] / access Mode: http://www.consultant.ru (date accessed: 16.01.2018 G.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.