УДК 378
UDC378
А.В. АМЕЛИЧКИН
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра экономики и управления, Орловский государственный институт культуры E-mail: Amel88@yandex.ru
A.V. AMELICHKIN
Сandidate of Pedagogics, Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Orel State Institute of
Culture
E-ma il: A m el88 @ya n d ex. ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS FOR THE DEVELOPMENT
OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF YOUNG PEOPLE: ACTIVITY APPROACH
В данной статье рассматривается педагогический потенциал социально-культурных учреждений по развитию организационно-управленческих способностей молодежи на основе деятельностного подхода в условиях современности. Особое внимание уделяется педагогическим ресурсам, способствующим эффективному развитию организационно-управленческих способностей молодежи в практике социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: организационно-управленческие способности молодежи, социально-культурные учреждения, деятельностный подход, личностное развитие, досуг.
This article examines the pedagogical potential of socio-cultural institutions for the development of organizational and managerial abilities of young people. Based on active approach in terms of modernity, particular attention is paid to educational resources contributing to the effective development of organizational and managerial abilities of young people in the practice of social and cultural activity.
Keywords: organizational and managerial skills of youth, social and cultural institutions, activity approach, personal development, leisure.
Современная воспитательная ситуация характеризуется масштабностью негативных явлений, обострением социальных проблем, устойчивостью асоциальных тенденций в молодежной среде, высокой степенью социальной дезадаптации молодежи. Поэтому социально-культурные учреждения, являющиеся специальной сферой социально-культурной жизни и создающие внешние и внутренние условия для разностороннего развития личности молодого человека, приобрели сегодня высокую социально-педагогическую значимость.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (на период до 2020 года), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года) подчеркивается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия и отличающиеся динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности. Среди важных качеств современной молодежи особенно необходимы организаторские и управленческие способности, развитость которых непосредственным образом влияет на эффективность принимаемых ими решений.
Молодежь является той социальной средой, где,
как в зеркале, отражаются «болевые точки» реальной деятельности, поэтому она наиболее сенситивна к любым социальным инновациям. Профессиональная деятельность молодежи требует мобилизации психических и физических ресурсов организма. Современные условия большого конкретного напряжения, наличия значительных физических и эмоциональных деструктивных межличностных конфликтов приводят молодых людей к усталости. Поэтому в условиях досуга может быть компенсация и восстановление организма через деятельность.
Значительным педагогическим потенциалом по ре-шениюданныхпроблемобладаютсоциально-культурные учреждения, являющиеся организатором социально-культурной деятельности людей в досуговой сфере, местом, где каждый молодой человек может успешно развивать свои способности, приобретать определенные навыки и умения. Совместное проведение досуга и общение, развертывающиеся в социально-культурных учреждениях, представляют собой уникальную среду, позволяющую оптимизировать процесс развития у молодежи организационно-управленческих способностей в силу ориентированности этой деятельности на самовыражение, духовное развитие, воспитание и просвещение.
© А.В. Амеличкин © A.V. Amelichkin
Сегодня некоторые формы непрерывного образования становятся неотъемлемой частью деятельности социально-культурных учреждений. Они обладают большим педагогическим потенциалом, т.к. приобщение к культуре, знакомство с ее продуктами и носителями связано с процессом познания и передачей знаний, навыков и информации. Многие формы клубной деятельности, такие как различные кружки, любительские объединения, массовые мероприятия, фестивали, выставки, экскурсии, оказывают значительное влияние на людей в плане их творческого развития и информированности. Даже эпизодическое участие в них, общение с знакомыми, друзьями, другими участниками мероприятий обогащают человека новыми знаниями и опытом.
Социально-культурные учреждения решают социальные проблемы в регионе, предлагая молодежи новые модели образа жизни. Современная сфера досуга способна решать те социальные проблемы, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (например, проблему девиантного поведения подростков и молодых людей). Это не означает, что культурно-досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные социально значимые до-суговые программы клубная сфера просто обязана. Тем более, что деятельность социально-культурных учреждений нацелена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных, творческих, организационно-управленческих и других способностей молодого человека. Социально -культурные учреждения придают совместной социально-культурной деятельности молодежи качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так для групп людей и общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирование культурных запросов и потребностей, создаются условия для духовного развития и наиболее полной реализации личности в сфере досуга.
Принципиальным отличием современных социально -культурных учреждений от своих предшественников является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, в том числе с подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Досуг здесь превращается в особый образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, часто позитивными, приятными впечатлениями, в источник удовольствия.
В последнее десятилетие в социально-культурной сфере активно развивается медиаобразование, обладающее огромным педагогическим потенциалом в области культурного потребления, предполагающее качественно новый уровень восприятия и переработки информации. Многие социально-культурные учреждения переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео-, аудио- и компьютерную технику, подготавливают мо-
лодежь к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и продукции других средств массовой коммуникации. Развитие массмедийных технологий открыло инновационное направление просветительной деятельности, что привело к появлению новых форм социально-культурной деятельности и распространению новых видов досуговых услуг, к которым можно отнести интернет-конференции, виртуальные выставки и музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях. Сегодня в социально-культурных учреждениях создаются ме-диатеки, где сосредоточены всевозможные источники и средства информации: библиотека, фонотека, видео-тека, компьютерный и телекоммуникационный центры.
Большим педагогическим потенциалом в современном культурно-образовательном пространстве обладают телекоммуникационные технологии. Сегодня во всем мире в области педагогической практики растет интерес к такой разновидности сетевых сообществ, как сообщества обмена знаниями, так как они непосредственно связаны с процессом обучения. Телекоммуникации позволяют обеспечить людей учебными и учебно-методическими материалами и обратной связью, предоставляют доступ к отечественным и зарубежным информационным системам. В социально-культурных учреждениях применяются телекоммуникационные приемы, способствующие развитию организационно-управленческих способностей молодежи: интерактивные обучающие деловые игры, совместные образовательные проекты (коммуникативные, управленческие, лидерские), совместные досуго-вые мероприятия.
В последнее десятилетие в культурно-образовательном пространстве обширную педагогическую нишу стал занимать Интернет. Это удобный и доступный источник разнообразной информации, принципиально преобразующий всю систему накопления, хранения, распространения и использования культурных ценностей. Интернет превратился не только во всемирное хранилище информации, но и в новейшее средство социальной коммуникации [2, с. 164].
Сегодня в социально-культурных учреждениях активно проявляются самоорганизационные процессы среди молодежи. Общественная самоорганизация реализует ценностно-смысловую функцию (присвоение участниками позиции субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, креативности, продуктивной организации деятельности, самореализации в группе), индивидуально-ориентационную функцию(уточнение представлений о себе как субъекте социально-культурной деятельности, социальных отношений, права), инструментально-операционную функцию(освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
Организационно-педагогическими условиями эффективности педагогического обеспечения обществен-нойсамоорганизациимолодеживучрежденияхкультуры являются подготовка руководителей и лидеров к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации и развитие их организационно-управленческих способностей. Подготовка руководителей производится через включение последних в практическую (сборы, проектная деятельность) и учебную (школа общественной самоорганизации) деятельность, в процессе которой осваиваются как социальные технологии, так и технологии индивидуальной самоорганизации. В процессе самоорганизации у молодых людей развиваются такие качества, как самостоятельность, целенаправленность, эмоциональная устойчивость, адаптивность, коммуникабельность, целеустремленность, системность мышления, аналитичность, делегирование.
Эффективным средством развития организационно -управленческих способностей в учреждениях культуры являются модульные тренинги, входящие в систему игрового имитационного моделирования и осуществляемые деятельностное обучение. Тренинги позволяют освоить такие умения и навыки как технология коман-дообразования; создание системы мотивации; успешное планирование своего времени; подготовка совещания; проведение презентации; управление конфликтом, временем и стрессом; налаживание эффективной коммуникации в коллективе.
Другой формой организационно-педагогической практики социально-культурных учреждений по развитию организационно-управленческих способностей через деятельность являются конкурсы молодежных лидеров общественных объединений. Они направлены на выявление, поддержку и поощрение способной талантливой молодежи, осуществляющей общественную и социально значимую деятельность; повышение профессионального мастерства и престижа деятельности лидеров молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления; выявление, оценку и распространение успешного опыта управленческой деятельности в общественном движении, передового опыта деятельности общественных объединений, инновационных подходов в теории и практике общественного движения.
Педагогическим потенциалом по развитию организационно-управленческих способностей молодежи в социально-культурных учреждениях обладает кейс-метод - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны тщательно проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же максимально приближены к реальной ситуации, выступая практическим методом обучения. В них дается наглядная характеристика проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнести: возможность работы в группах на едином проблемном поле; использование крат-
кой информации, снижающей степень неопределенности в условиях ограниченного количества времени; использование принципов проблемного обучения; возможность не только получения молодыми людьми знания, но и глубокого осмысления теоретических концепций; возможность создания новых моделей деятельности; выработку навыков простейшего обобщения информации. Также очевидное преимущество метода кейс-стади в том, что работа над ситуацией вызывает сильную, напряженную целевую устремленность, творческий стимул, материал не нагромождается в беспорядке, а укладывается слоями в известной последовательности, постоянно приобщая учащегося к самостоятельному и сознательному разрешению поставленных организационно-управленческих задач.
Сегодня в психолого-педагогической практике стал активно применяться так называемый обучающий коу-чинг - метод консультирования и тренинга. Этот метод отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что он не дает советов и жестких рекомендаций, но нацеливает человека на поиск выхода из проблемной ситуации. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Это новое направление психологического консультирования, использующее современные психолого-педагогические технологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Коучинг не учит молодого человека, что делать, он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, а именно: определить способы, с помощью которых он может достичь желаемого, самому выбрать наиболее целесообразный способ действия и наметить основные этапы достижения своей цели. Здесь происходит обучение человека достижению целей оптимальными путями и в кратчайшие сроки. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается, создавая в коллективе живую атмосферу сотворчества [1, с. 114].
Помимо вышеперечисленных педагогических технологий, нельзя забывать, что молодежь, приходя в социально-культурные учреждения, стремится отдохнуть, снять с себя нервное напряжение, чтобы, сохранить свое физическое и духовное здоровье, реализовать способности, не получающие достаточного развития в иных условиях. Все эти желания молодежи могут быть причинами стихийного формирования клубной общно -сти на базе социально-культурных учреждений.
Таким образом, вовлечение молодежи в организационно-управленческую практику, развитие ее социально-культурной и созидательной активности занимают центральное место в стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации. Поэтому современное быстро меняющееся общество требует от молодого поколения активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных
сферах жизнедеятельности. Огромным педагогическим потенциалом по решению данных проблем обладают социально-культурные учреждения. Они являются своеобразным местом концентрации социально-культурной деятельности людей в досуговой сфере, местом, где каждый человек приобретает способности, навыки, умения. С помощью современных педагогических тех-
нологий можно эффективно развивать организационно -управленческие способности молодежи на основе деятельностного подхода, учитывая при этом индивидуальные мотивации, склонности, черты характера, темперамент, имеющуюся систему знаний, уровень развития, интеллектуальные и творческие способности человека.
Библиографический список
1. Амеличкин А.В. Педагогическая деятельность учреждений культуры по формированию организационно-управленческих способностей молодежи. Образование и общество. 2012. Вып. 3 (74). С. 112-114.
2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2007. 480 с.
References
1. Amelichkin A.V. Educational activity of cultural institutions to form organizational and managerial abilities of youth // Education and Society. 2012. Vol. 3 (74). Pp. 112-114.
2. Zharkov A.D. Theory and technology of cultural and leisure activities: textbook. M .: MGUKI, 2007. 480 p.