Научная статья на тему 'Преодоление социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности'

Преодоление социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПАТИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АПАТИИ МОЛОДЕЖИ / APATHY / VALUE / VALUABLE ORIENTATIONS / CULTURAL-LEISURE ACTIVITIES / PEDAGOGICAL MODEL OF YOUNG PEOPLE SOCIAL APATHY OVERCOMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Елена Викторовна

В статье рассмотрены направления культурно-досуговой деятельности, помогающие преодолеть социальную апатию в среде студенческой молодежи, выявлены организационно-педагогические условия и предложена педагогическая модель ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG STUDENTS SOCIAL APATHY BY MEANS OF CULTURAL-LEISURE ACTIVITIES OVERCOMING

The article studies cultural-leisure activities directions that help overcome the social apathy of young students, determines organizational-pedagogical conditions and offers the pedagogical model of social apathy overcoming by means of cultural-leisure activities.

Текст научной работы на тему «Преодоление социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности»

Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

Е. В. Исмаилова

ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АПАТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены направления культурно-досуговой деятельности, помогающие преодолеть социальную апатию в среде студенческой молодежи, выявлены организационно-педагогические условия и предложена педагогическая модель ее преодоления.

Ключевые слова: апатия, ценность, ценностные ориентации, культурно-досуговая деятельность, педагогическая модель преодоления социальной апатии молодежи.

The article studies cultural-leisure activities directions that help overcome the social apathy of young students, determines organizational-pedagogical conditions and offers the pedagogical model of social apathy overcoming by means of cultural-leisure activities.

Key words: apathy, value, valuable orientations, cultural-leisure activities, pedagogical model of young people social apathy overcoming.

Сегодня, когда в обществе происходят динамичные изменения, глобальные процессы переоценки ценностей и многие из прежних идеалов перестают быть референтными, необходимо особое внимание уделять системе формирования социальной активности личности и разработке условий преодоления социальной апатии у подрастающего поколения.

Многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о «растерянности» молодого поколения, пессимистическом восприятии жизни. В связи с этим возникает вопрос повышения эффективности воспитательной работы по преодолению социальной апатии у молодых людей и формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи. Эта проблема всегда занимала особое место в философских, социологических, психолого-педагогических науках. В философских и психологических словарях термин апатия (от греч. аpatheia - ‘бесстрастность’) определяется как состояние человека, характеризующееся эмоциональной пас-

80

сивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов [8]. Мы рассматриваем апатию как состояние пассивности, равнодушия к социальной жизни, отличающееся отсутствием у человека убеждений и целеустремленности. Когда социальных установок, регулирующих поведение, нет, это приводит к потере смысла в жизни индивида. Мы рассматриваем состояние апатии как противоположное состоянию социальной активности личности.

Социальную активность детерминируют ценностные ориентации. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.

Состояние социальной апатии молодежи обусловлено несформированно-стью ценностных ориентаций. По мнению

A. И. Арнольдова [1], А. В. Кирьяковой [7],

B. Я. Суртаева [9], В. П. Тугаринова [10] и других, сущность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, определяет роль деятельности человека, а значит, и обеспечивает его социальный статус.

Существует несколько концепций понятий ценности и ценностные ориентации. Философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира - аксиология (от греч. axia -‘ценность’, logos - ‘учение’) - возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX в., а в научный оборот понятие аксиология было введено в 1902 г. французским философом П. Лапи [5, с.12].

Сам термин ценность был введен в широкий философский обиход немецким философом и естествоиспытателем Р. Г. Лотце (1817-1881) [4, с. 104]. Именно его западные историки философии нередко называют «отцом современной теории ценностей». Однако действительные корни аксиологии восходят к Канту [4, с. 7].

Для XX в. характерно обострение общественных противоречий, социальные катаклизмы, столкновение экономических интересов развитых государств. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу выявил различные взгляды на роль ценностей и оценки возможности аксиологического подхода в изучении проблем общества.

К понятию ценностные ориентации философская наука обращается лишь в середине 70-х - конце 80-х гг. ХХ в. Философами выделяется основное содержание ценностных ориентаций: политические,

философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Данный философский подход к пониманию сущности и значения ценностных ориентаций находит подтверждение в трудах психологов (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн,

В. А. Ядов и др.).

Философское, психологическое и социологическое осмысление общечеловече-

81

ских ценностей дало импульс для целого направления педагогических исследований. Среди работ отечественных ученых, посвятивших свои исследования этой проблеме, выделяют труды Т. К. Ахаян [2], А. В. Кирь-яковой [7], И. С. Марьенко и др. Отсутствие идеалов в сегодняшнем обществе осложняет процесс воспитания. В. А. Кара-ковский единственным выходом из создавшегося положения видит обращение к общечеловеческим ценностям [6].

На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что главное воспитывать в сознании российской молодежи исторически сложившиеся ценности: сострадание, любовь к ближнему, не отказываясь при этом от лучших западных - чести, справедливости, закона, гуманности.

Молодежь мы рассматриваем как особую социально-демографическую группу, обусловленную возрастными особенностями, статусным положением и определенными функциями в социальной структуре общества [3]. Студенчество как социальная группа, его ценностный мир всегда привлекали внимание огромного количества как отечественных, так и зарубежных ученых, исследователей.

Проблемам российского студенчества начала XX в. посвящено множество работ представителей различных отраслей социо-гуманитарного знания - статистики, экономики, права (А. Н. Анциферов, С. И. Бирон,

Н. А. Карышев, А. А. Кауфман, В. Ф. Левит-ский, Д. П. Никольский, Н. А. Рыбников, М. Н. Соболев, С. Н. Трубецкой, А. Ф. Фортунатов и др.). Используя инициативу самих студентов и их общественных организаций, они заложили теоретико-методологические основы проведения эмпирических исследований основных проблем студенчества.

Несмотря на вышесказанное, сегодня следует признать недостаточным количество исследований, отражающих проблему

преодоления социальной апатии студенческой молодежи. Это связано со сложностью понимания процесса воспитания активной личностной позиции молодых людей, недооценкой психологической готовности к формированию собственных взглядов, суждений, вследствие чего у студенческой молодежи нередко складывается созерцательная позиция, сопровождаемая неумением найти способы преобразования окружающей жизни.

В результате анализа теоретических трудов и практического исследования автором был выявлен ряд противоречий между:

- признанием необходимости воспитания у молодых людей активной личностной позиции, позволяющей реализовывать свои возможности в современном социуме, и наличием у них пессимистического, созерцательного восприятия жизни;

- потребностью молодежи использовать свой досуг как сферу самореализации, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в силу серьезных недостатков в организации свободного времени со стороны взрослых, недостаточностью создания условий для обучения навыкам культурно-досуговой деятельности;

- потенциальными возможностями культурно-досуговой деятельности в преодолении социальной апатии студенческой молодежи и недостаточной разработанностью научных подходов к решению этой проблемы.

Ценностные ориентации молодежи -это устойчивые представления, убеждения о людях, их целях, способах достижения этих целей и предпочтительных условиях жизни. Такие ценности несут некоторые идеальные представления о том, каким должен быть мир и какова норма человеческого поведения в нем.

Проведенный теоретико-практический анализ позволил нам выделить следующие ценностные ориентации студенческой мо-

82

лодежи: человек как наивысшая ценность; творчество как способность человека «действовать в неопределенных ситуациях», реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя; профессиональное общение с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов, которое должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению; эмпатия - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним; нравственные нормы и ценности (долг, ответственность, гуманизм, семья, коллективизм, достоинств и др.).

Исходя из теоретического анализа и различных представлений о сущности понятий ценности и ценностные ориентации, мы уточняем, что ценностные ориентации студенческой молодежи - это стержень личностной регуляции и показатель социальной зрелости, критерий социальной активности личности.

Таким образом, формируя ценностные ориентации молодежи, мы сможем влиять на социальную активность личности, преодолевать пассивность, равнодушие к социальной жизни, т. е. социальную апатию.

На основе изучения и анализа источников литературы нами была определена сущность преодоления социальной апатии студенческой молодежи, представляющая собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение молодых людей через использование многообразных средств культурно-досуговой деятельности, в процессе чего происходит формирование ценностных ориентаций, осознанного отношения к окружающей действительности, позволяющих повысить социальную активность личности.

Специфика преодоления социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности

заключается в том, что использование указанных средств позволяет воздействовать на сознание и поведение молодых людей, расширять их духовные потребности, формировать осознанное отношение к окружающему миру и преодолевать состояние пассивности.

Определим организационно-педагогические условия преодоления социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности:

- решение проблемы на основе интегративного подхода, обладающего значительным теоретико-методологическим потенциалом в преодолении социальной апатии студенческой молодежи;

- использование в педагогическом процессе вуза возможностей культурнодосуговой деятельности с учетом ее особенностей (социально-психологических, поли-художественных и индивидуально-дифференцированных);

- учет возрастных и индивидуальноличностных особенностей студенческой молодежи;

- реализация педагогического процесса на основе предлагаемой модели, в которой представлены этапы, цель, задачи, методологические основания, направления деятельности, содержание, принципы, средства, технологии, критерии оценки, уровни, результат деятельности по преодолению социальной апатии студенческой молодежи;

- разработка и реализация педагогической программы по преодолению социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности.

Состояние апатии противопоставляется состоянию социальной активности личности, а она в свою очередь детерминирована ценностными ориентациями.

Рассмотрим модель преодоления социальной апатии студенческой молодежи

83

средствами культурно-досуговой деятельности (см. табл.).

Педагогическая модель преодоления социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности предусматривает комплексное развитие системы компонентов, критериев, уровней, средств, принципов, методов, форм, организационно-педагогических условий. Данная модель позволяет осуществлять процесс преодоления социальной апатии молодежи путем повышения уровня мотивации, творческой активности, развития способностей к самореализации в социально значимой и общественно-полезной деятельности.

Модель включает совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно использовать социально-педагогические ресурсы культурно-досуговой деятельности. Каждый из компонентов модели, будучи реализованным в практической деятельности во взаимодействии с другими, позволяет обеспечить эффективность педагогического процесса по преодолению социальной апатии студенческой молодежи. Модель позволяет определить этапы, цель, задачи, методологические основания, направления, содержание педагогической деятельности, принципы, средства, технологии, критерии оценки, уровни, результат деятельности. В процессе ее реализации должен использоваться комплекс педагогических приемов:

- поисково-исследовательских (моделирование стратегий, решение проблемных ситуаций, мозговой штурм, дискуссия), помогающих актуализировать приобретенные знания и жизненный опыт в процессе самостоятельного исследования проблем личностного развития, социального взаимодействия и жизненного самоопределения;

- доверительного общения (самораскрытие, обратная связь, диалог), представляющих собой специфическую форму эмо-

ционально-ценностного отношения субъекта к другому человеку как к самому себе;

- рефлексивных (самоанализ, самопознание), обеспечивающих индивидуализацию эмоциональных, нравственных и интеллектуальных проявлений личности, способствующих интериоризации новых знаний и перестройке представлений, чувств, отношений, поведения и др.

Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компо-

нентов, позволяет эффективно включать студенческую молодежь в состояние социальной активности.

Организация деятельности студентов должна осуществляться систематично и по различным направлениям, носить вариативный характер и основываться на принципах свободы выбора культурно-досуговой деятельности; вариативности и доступности видов культурно-досуговой деятельности; управления и самоуправления; социальной инициативы и ответственности и др.

Таблица

Модель преодоления социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности

ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГА- НИЯ Цель: преодоление социальной апатии студенческой молодежи средствами культурнодосуговой деятельности

Задачи

Формирование когнитивного компонента Формирование мотивационно- ценностного компонента Формирование деятельностно- творческого компонента Формирование рефлексивно- оценочного компонента

ОРГАНИЗАЦИ-

ОННО-

СОДЕРЖА-

ТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП

Направления культурно- досуговой деятельности Принципы культурно-досуговой деятельности Средства культурно-досуговой деятельности

КУЛЬТУРО- ТВОРЧЕСКИЕ Социальности, активности, привлекательности, эмоциональной насыщенности, доброжелательности и др. Живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной агитации и пропаганды; книги, музыкальные инструменты; технические средства и др.

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ Технологии социально-культурной деятельности

ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩИЕ Культуротворческие, культуроохранные, социально значимые, личностно-развивающие и др.

Ценностные ориентации: человек, творчество, эмпатия, нравственные нормы и ценности

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП Мониторинг

Критерии Уровни Результат

Адекватная самооценка, сформиро-ванность ценностных ориентаций, устойчивость личности, социальная мобильность, креативность, коммуникативность, саморегуляция поведения Репродуктивный (низкий), продуктивный (средний), деятельностный (высокий) Повышение уровня социальной активности студенческой молодежи

84

1. Культуротворческое направление культурно-досуговой деятельности

В социокультурном пространстве вуза это направление может осуществляться путем включения студентов в коллективные творческие дела (посвящение в студенты, день учителя, день открытых дверей, бал и т. д.), что будет способствовать пониманию и освоению таких понятий, как «культура», «профессия», «личность», «индивидуальность», «профессионализм», «ответственность» и т. д.

2. Социально значимое направление культурно-досуговой деятельности

В рамках этого направления должны реализовываться социально ориентированные дела, которые по смысловой направленности включают два блока:

- задающие общую направленность внеаудиторной деятельности студентов, позволяющие им реализовать знания и умения, направленность на ценностные ориентации. К ним относятся различные благотворительные мероприятия и т. п.

- направленные на обогащение опыта профессиональной деятельности студентов на основе ценностных ориентаций: встречи с деятелями культуры, психологами, преподавателями, старшекурсниками; знакомство с педагогическими коллективами лагерей летнего отдыха и их программами, центрами культуры, учреждениями социального патронирования и т. д.

3. Личностно развивающее направление культурно-досуговой деятельности

Необходимо разрабатывать и реализовывать программы, которые помогут:

- сформировать общее представление о возможностях самосовершенствования;

- понять индивидуальные качества и характеристики человека;

- повысить уровень коммуникабельности и усвоения навыков правильного общения;

- устранить психоневротические состояния (профилактика утомляемости);

- самостоятельно корректировать нервные вспышки, общую гипермобильность;

- снизить конформность, выработать умение выходить из конфликтных ситуаций;

- снизить агрессивные состояния;

- осуществлять профилактику усталости, что будет способствовать повышению работоспособности;

- активизировать лидерские позиции на основании коррекции вышеуказанных качеств;

- самоактуализировать применения полученных знаний, умений и навыков в культурно-досуговой среде вуза культуры и искусств и др.

В рамках подобной программы могут использоваться открытые интернет-конференции, а также совместные проекты студентов вузов разных городов.

1. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. - М.: Педагогика, 1993. - 178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ахаян, Т. К. Исследование акмеологических проблем воспитания учащихся / Т. К. Ахаян. - СПб.:

РГПУ, 1996. - 98 с.

3. Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях: сб. науч. тр. / Ростов. гос. пед. ун-т; под ред. В. И. Новиковой. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 85 с.

4. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. - СПб.: ЛГУ, 1996. - 152 с.

5. Гершунский, Б. С. Методологические проблемы стандартизации в образовании / Б. С. Гершун-ский, В. М. Березовский // Педагогика. - 1993. - № 1. - С. 27-32.

6. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебновоспитательного процесса / В. А. Караковский. - М.: НМО Творч. педагогика, 1993. - 77 с.

7. Кирьякова, А. В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: учеб. посо-

85

бие для студентов пед. специальностей / А. В. Кирьякова. - М.: Компания Спутник+, 2004. - 103 с.

8. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 512 с.

9. Суртаев, В. Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление / В. Я. Суртаев. - СПб.: СПбГАК, 1995. - 33 с.

10. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. - Л.: ЛГУ, 1988. - 344 с.

11. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н. Н. Ярошенко. - М.: Изд-во МГУКИ, 2000. - 204 с.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.