УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
© Артем Валерьевич АМЕЛИЧКИН
Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел. Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности. преподаватель кафедры экономики и управления, e-mail: [email protected]
Раскрываются теоретико-методологические подходы к моделированию педагогического процесса, направленного на формирование организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры. Представлена технология построения структурно-функциональной модели формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры.
Ключевые слова: педагогическое моделирование; организационно-управленческие способности; учреждения культуры; досуг.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (на период до 2020 г.), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 г.) подчеркивается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности. Среди важных качеств современной молодежи выделяются организаторские и управленческие способности, которые непосредственным образом влияют на эффективность принимаемых решений.
Формированию организационно-управленческих способностей молодежи посвящен ряд исследовательских работ, рассматривающих их сущность, структуру, условия развития. При этом большинство ученых делает акцент на формирование данных способностей в системе высшего профессионального образования, не учитывая колоссальный педагогический потенциал учреждений культуры, выполняющих функцию социализации, личностного развития и воспитания. Деятельность учреждений культурно-досугового типа нацелена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий развития духовных, творческих, организационно-управленческих и других способностей молодежи. Здесь созданы все необходимые условия для продуктивного общения, обмена информацией, раскрытия собственного потенциала, просвещения. В связи
с этим особую актуальность сегодня приобретают вопросы разработки, апробации и широкого внедрения в практику инновационных подходов по формированию организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры.
Под организационно-управленческими способностями понимаются специальные способности, включающие личностную мотивацию, организационные и управленческие знания и умения, а также значимые управленческие качества личности, отражающие готовность эффективно решать организационно-управленческие задачи в современных социокультурных условиях. Сформированные организационно-управленческие способности молодежи в культурно-образовательном пространстве обеспечивают организацию индивидуальной и групповой деятельности, содействуют выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяют планировать тактические и стратегические цели, краткосрочные и долгосрочные действия, эффективно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные и человеческие ресурсы.
В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни общества особую социально-педагогическую значимость приобретают учреждения культуры, обеспечивающие развитие личности, создающие условия для формирования разнообразных способностей человека в процессе продуктивной социально-культурной деятельности. В особой степени это относится к тем, кто принад-
лежит к молодому поколению. Современная воспитательная ситуация характеризуется масштабностью негативных явлений, устойчивостью асоциальных тенденций в молодежной среде, высокой степенью социальной дезадаптации подрастающего поколения, обострением социальных проблем. В решении данного вопроса особую роль способны сыграть учреждения культуры, являющиеся специальной сферой социальной жизни и создающие внешние и внутренние условия для разностороннего формирования личности молодого человека.
Сегодня учреждения культуры являются местом определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, где каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве, самореализации, опыт досугового поведения, т. е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности. В арсенале учреждения культуры присутствуют неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека, где культурный досуг превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. В рамках учреждения культуры создаются все условия для снятия определенного психологического напряжения, формируются интеллектуальные, педагогические, творческие, организаторские, управленческие способности личности, раскрепощается инициатива и самодеятельность. Способности в сфере досуга формируются специалистами учреждений культуры. Через различные виды искусства и педагогические технологии они вступают во взаимодействие с людьми, развивая их [1].
В последние годы особым направлением воспитательной работы по формированию организационно-управленческих способностей молодежи стала разработка и осуществление лидерских программ, конкурсов молодежных лидеров, обучающие тренинги, деловые, ролевые и компьютерные игры, проектные работы, групповые дискуссии, разбор управленческих ситуаций, ярмарки идей, слеты, бизнес-фестивали, управленческие поединки, метод кейс-стади, коучинг. Большим потенциалом для проведения данных мероприятий обладают учреждения культуры, опирающиеся на положение государственной молодежной политики, направленной
на выявление во всех сферах общественной жизни источников и факторов нынешнего и будущего интеллектуального, духовного,
нравственного и культурного роста молодежи.
Учреждения культуры обладают огромным педагогическим потенциалом, т. к. приобщение к культуре, знакомство с ее продуктами и носителями связано с процессом познания, передачей знаний, навыков и информации. В этой связи особую значимость в процессе формирования организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры приобретают социально-культурные технологии, которые представляют собой сложную систему педагогического влияния на личность молодого человека, соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимно связывают все его части, объединяя их в конкретной модели.
На основе проведенного теоретико-эмпирического анализа мы разработали педагогическую модель формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры. Она состоит из целевого, организационно-содержательного,
функционального и диагностико-результа-тивного блоков. Данная модель позволяет выявить педагогический потенциал учреждений культуры и на основе этого создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие продуктивность процесса формирования организационно-управленческих способностей молодежи.
Основной целью реализации педагогической модели является обеспечение эффективности процесса формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры, под которым понимается целостный педагогический процесс, включающий совокупность последовательных алгоритмов, позволяющих посте -пенно и непрерывно осуществлять информирование, разъяснение, воспитание и обучение. Выделим задачи, потребовавшие своего разрешения в ходе данной работы:
- технологическое и научно-методологическое обеспечение формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры;
- создание необходимого информационного обеспечения организационно-управленческой деятельности молодежи;
- создание условий для проявления самоорганизации, активности, инициативы, массового культуротворчества, самообразования в культурно-досуговой сфере;
- формирование способностей, необходимых молодежи в процессе организационно-управленческой деятельности.
Формированием организационно-управленческих способностей молодежи занимаются многие учреждения культуры, среди которых можно выделить учреждения клубного типа, центры досуга, культурные комплексы. Здесь наша модель может найти широкое применение. Она может быть востребована и в деятельности государственных организаций при определении ориентиров культурной политики, при разработке программ по формированию организационноуправленческих способностей молодежи, а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров сферы образования и культуры.
В нашей педагогической модели особое место уделяется информационно-просветительным технологиям социально-культурной деятельности, педагогический аспект которых, по мнению известных ученых Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, заключается в «социальном воспитании и разностороннем развитии личности» [2]. При применении данных технологий необходимо учитывать специфику и возможности социально-культурных институтов в регионе, запросы и интересы социально-демографических групп, характер их деятельности, возможности координации усилий различных социальных структур, временные характеристики циклов воздействия. Технологический потенциал информационно-просветительной деятельности в данной модели представлен как совокупность производственных методов и процессов, а также способов организации работы с молодежью в процессе формирования организационно-управленческих способностей в учреждениях культуры.
В педагогической модели выделены следующие условия ее реализации:
- использование педагогического потенциала учреждений культуры в формировании организационно-управленческих способностей молодежи;
- теоретическое обоснование и реализация модели формирования организацион-
но-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры;
- выявление факторов, способствующих оптимизации процесса формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры;
- учет возрастных и индивидуальноличностных особенностей молодых людей;
- осуществление комплексно-целевого воздействия на личность при ее активном включении в социально-культурную деятельность;
- построение деятельности по формированию организационно-управленческих
способностей молодежи в учреждениях культуры на основе комплексной педагогической программы.
Основу проектирования педагогической модели формирования организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры составили принципы доступности, дифференцированного подхода, эмоциональной насыщенности, преемственности, последовательности, системности, информативности, добровольности, сотрудничества, доброжелательности, активности, самостоятельности.
Эти принципы определяют характер содержания методов, форм и средств данной деятельности. В модели определены следующие средства социально-культурной деятельности:
- наглядные (графики, плакаты, схемы, модели, афиши); технические (СМИ, аудио-и видеопоказы);
- устные (живое слово, сценическая речь);
- печатные (художественная, научная литература, научные и популярные журналы, газеты);
- психолого-педагогические (деловые и ролевые игры, тренинги, кейс-стади, коучин-ги, общение с экспертами) [3].
В учреждениях культурно-досугового типа педагоги используют различные методы работы. В их основе лежит фундаментальная идея о том, что человек формируется в процессе активной деятельности. В нашей педагогической модели выделены такие методы, как организация учебно-познавательной и самообразовательной деятельности, стимулирование социально-культурной активности, включение в социально-культурную и
организационно-управленческую деятель-
ность, формирование опыта общественного поведения, формирование общественного сознания личности.
Рассмотренные методы предполагают конкретные пути практического воплощения и определенные формы деятельности:
- массовые (фестивали, праздники, олимпиады);
- групповые (вечера встречи, кружки,
ролевые и деловые игры, обучающие и конкурсные программы, тренинги, семинары, диспуты, дискуссионные клубы, вечер вопросов и ответов, защита социальнокультурных проектов, «круглые столы»,
конференции, кейс-стади, коучинги);
- индивидуальные (занятия в секциях, кружках, студиях, беседа, консультация, интерактивные компьютерные игры, доверительный разговор).
Сегодня необходимо внедрять инновационные методы обучения и воспитания, обеспечивающие формирование организационно-управленческих способностей молодежи в сфере досуга. Последовательность овладения данными способностями обеспечивается использованием в процессе преподавания профессионально-ориентированных
форм социально-культурной деятельности: групповых (вечера-встречи, ролевые и деловые игры, обучающие и конкурсные программы, семинары, диспуты, дискуссионные клубы, вечера вопросов и ответов, защита социально-культурных проектов, разбор управленческих ситуаций, кейс-стади, коучинг) и индивидуальных (беседа, консультация). Выделенные формы реализуются в таких видах социально-культурной деятельности, как информационно-познавательная, ценностноориентированная и коммуникативная.
В педагогической модели выделены следующие функции, способствующие эффективному формированию организационноуправленческих способностей молодежи в
учреждениях культуры: формирующая, информационно-коммуникативная, диагностическая, адаптивная, образовательная, интегративная.
О результатах проведенной работы можно судить по отобранным критериям, которые оценивают изменение уровня сформиро-ванности организационно-управленческих
способностей молодежи. Среди них мы выделяем когнитивный (знания молодежи в области организационно-управленческой деятельности), мотивационно-ценностный (мотивы, желания, потребности в организационно-управленческой деятельности), действенно-практический (практическая организационно-управленческая деятельность) критерии.
Таким образом, разработанная нами модель формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры выступает как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять педагогический процесс формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры.
Результатом реализации нашей модели является повышение уровня организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры. При этом данные способности формируются в сфере свободного времени, где культурный досуг превращается в образ жизни.
1. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга. М., 2008.
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004.
3. Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 19.10.2012 г.
UDC 378
PEDAGOGICAL MODELING OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ABILITIES FORMATION OF YOUTH IN CULTURAL INSTITUTIONS
Artyom Valeryevich AMELICHKIN, Oryol State Institute of Arts and Culture, Oryol, Russian Federation, Postgraduate Student, Socio-cultural Activity Department, Lecturer of Economics and Management Department, e-mail: [email protected]
The theoretical and methodological approaches to the modeling of the pedagogical process developed to the organizational and management abilities of youth in cultural institutions are scrutinized. The technology of structural and functional models for the formation of organizational and management skills of youth in cultural institutions are presented.
Key words: teacher modeling; organizational and management skills; cultural institutions; leisure.