УДК 781
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Михаил Алексеевич Филимонов
преподаватель
МБУ ДО «Мичуринская детская школа искусств» Наталия Викторовна Кузнецова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования и развития исполнительских навыков обучающихся детской школы искусств. Освещены взгляды ведущих педагогов на проблему психолого-педагогической составляющей в учебно-воспитательном процессе музыкальной школы.
Ключевые слова: исполнительские навыки, психолого-педагогическая составляющая, детская школа искусств, дополнительное образование, учебно-воспитательный процесс.
Развитие музыкально-исполнительского искусства и музыкальной педагогики в целом зависит от философского и психолого-педагогического обоснования сущности строения музыкальной формы. Так, для отечественной педагогики большую роль имеют труды К.Д. Ушинского по теории значения психической составляющей в воспитательном процессе. Труды великого педагога о развитии мыслительных процессов стали основой отечественной музыкальной педагогики, установив зависимость между степенью сформированности исполнительской культуры и уровнем развития мыслительных процессов.
Невозможно представить методику обучения музыкальной культуре без учета основных положений теории развивающего обучения, разработчиками которой выступили такие выдающиеся педагоги и психологи, как Л.С. Выготскиий, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин. Ими была установлена взаимосвязь и взаимозависимость обучения и развития, оказывающие влияние на становление исполнительской культуры учащихся.
Установлено, что успешность формирования исполнительской культуры детей находится в зависимости от особенностей формирования их умственных действий. Теоретические аспекты этого процесса раскрыты в работах П.Я. Гальперина. Для плодотворного процесса становления исполнительской культуры, по мнению психолога Б.М. Теплова, необходим учет врожденных музыкальных способностей, что является основополагающим условием развития исполнительской культуры и требует непременного их наличия. Решение данной проблемы невозможно без учета психолого-педагогических принципов развития музыкальных способностей личности, пополнивших кладовую отечественной музыкальной педагогики [7].
В процессе формирования исполнительской культуры музыкальная деятельность и психика ребенка тесно взаимосвязаны. Данное положение представлено в многочисленных работах по психологии музыкального восприятия, психологических исследованиях и трудах по теории исполнительства. Это исследования Ю.Б. Алиева, А. Ветлугиной, Г.С.
Тарасова, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Л.Л. Бочкарева, В.А. Петрушина и др. [3].
Принципы развивающего обучения и культурологический подход составили основу школьной системы музыкального воспитания, база которой была заложена Д.Б. Кабалевским. Им также были разработаны научные и методические закономерности музыкального образования и воспитания обучающихся, поэтому приоритетной целью он считал, «формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры».
Отечественная музыкально-исполнительская школа являлась сторонницей гармонического развития и воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем, что художественная и техническая целостность музыкальной исполнительской культуры напрямую зависит от методологической специфики художественной культуры. О целостной структуре искусств высказывался и известный философ и культуролог М.С. Каган: «происходит удивительный процесс слияния материальной формы и духовного содержания» [4].
Процесс исполнительского творчества представляет собой действие по воплощению композиторского замысла и созданию собственной исполнительской трактовки. Данного мнения придерживаются в своей профессиональной деятельности гитаристы, педагоги и психологи, считая, что творческие действия способны повысить или исказить эстетическую ценность произведения в зависимости от уровня его исполнения [6].
Педагог и пианист Г.Г. Нейгауз отмечал, что при исполнении музыкального произведения «музыкант должен хорошо представлять себе творческий облик самого композитора, его идейные и эстетические позиции, ту общественную среду, которая положила отпечаток на его искусство» [5], что в процессе «проникновения в музыкальное искусство чрезвычайно большое значение приобретает общая культура исполнителя, его эрудиция в области истории человеческого общества, его знания художественной литературы, поэзии, живописи» [1].
Дополнить данные высказывания можно словами крупнейшего специалиста в области методики музыкального образования Л. А. Баренбойма о том, что «...исполнителю необходимы такие качества, как творческая страстность, сосредоточенность, гибкое воображение, творческое эстрадное самочувствие, высокий интеллектуальный уровень общей и специальной культуры» [1].
Названные Л.А. Баренбоймом компоненты, уровень их развития при определенных методических условиях влияют на совершенствование исполнительского творчества. В связи с этим, ключевыми задачами педагога и его профессиональной деятельности являются приобщение молодых исполнителей к общей и музыкальной культурам, формирование и развитие у них музыкального слуха, воспитание ведущих исполнительских качеств.
Музыкальное восприятие, художественно-образное мышление, творческое воображение - вот неполный перечень музыкально-творческих способностей и познавательных процессов, от которых напрямую зависит деятельность юных гитаристов по овладению инструментом [2]. Также следует отметить зависимость художественно-образного мышления от возможности глубокого понимания эмоционального содержания музыки. Это делает необходимой систематическую работу над формированием эмоционально-образного мышления у гитаристов. «Если под музыкальным мышлением исполнителя понимается его деятельность по воссозданию музыкального текста (в его предметности - например, мелодии, фактуры, гармонии и т. п.), то здесь мышление выступает в основном как практический интеллект. При художественно-образном мышлении музыкальное содержание произведения предстает как эмоции, чувства и настроения, возникающие у исполнителя» [1].
Таким образом, для процесса освоения исполнительской культуры крайне важен учет психолого-педагогических аспектов формирования и развития исполнительских навыков у обучающихся детской школы искусств. Все это следует принимать во внимание в ходе выбора методов развития
исполнительской культуры юных гитаристов в системе дополнительного образования.
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.; Прометей. 2020. 502 с.
2. Арановская И.В. Музыкальное искусство и развитие личности // Изв. Волг. Гос. пед. ун-та. Сер. Искусствознание. Волгоград, 2008. № 8. С. 124-130.
3. Борисевич В.Г. Философско-педагогические основы развития исполнительской культуры учащихся // Музыка и этика. М.: МГПУ, 2008. С. 127-130.
4. Как научить играть на гитаре: Сб. ст. / Сост. и вступ. ст. В.А. Кузнецова. М.; Классика-XXI. 2006. 200 с.
5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г.Нейгауз. М.; Классика-ХХ1. 1999. 298 с.
6. Филимонов М.А., Кузнецова Н.В. Развитие исполнительской культуры учащихся в системе дополнительного образования / М.А. Филимонов, Н.В. Кузнецова // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.
7. Филимонов М.А., Кузнецова Н.В. Формирование музыкально-исполнительского мастерства в процессе обучения гитаристов // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.
UDC 781
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PERFORMING SKILLS OF STUDENTS OF THE CHILDREN'S ART SCHOOL
Mihail A. Filimonov
teacher
Michurinsk Children's Art School Natalia V. Kuznetsova
Candidate of agricultural sciences, associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article reveals the psychological and pedagogical aspects of the formation and development of performing skills of students of the children's art school. The views of leading teachers on the problem of the psychological and pedagogical component in the educational process of a music school are highlighted.
Key words: performing skills, psychological and pedagogical component, children's art school, additional education, educational process.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.