УДК 781
РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михаил Алексеевич Филимонов1
преподаватель [email protected] Наталия Викторовна Кузнецова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент МБУ ДО «Мичуринская детская школа искусств» Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье дается характеристика исполнительской культуры как сложного набора индивидуальных качеств музыканта. Раскрываются основные функции, принципы и методические аспекты формирования и развития исполнительской культуры юных гитаристов в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: исполнительская культура, гитара, дополнительное образование, образовательный процесс.
Современное дополнительное музыкальное образование является важным звеном системы непрерывного образования, которое способствует всестороннему удовлетворению образовательных потребностей молодого поколения в музыкально-исполнительском искусстве, творческом развитии и индивидуальности. Решение данной задачи возможно через формирование исполнительской культуры, заключающейся в непрерывном музыкальном образовании, воспитании и развитии ребенка. Это и овладение музыкально -образовательными видами деятельности, усвоение систем знаний, умений и навыков, выработка комплекса музыкальных компетенций. Таким образом, современная система дополнительного образования опирается на классические педагогические принципы и традиции музыкального исполнительства, но одновременно внедряет инновационные методические подходы, обеспечивающие эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.
Довольно длительное время одним из наиболее востребованных музыкальных инструментов среди молодежи продолжает оставаться гитара. В связи с этим в системе дополнительного музыкального образования не теряет своей актуальности работа по развитие исполнительской культуры юных гитаристов. Ведь музыкальное образование - важнейший фактор формирования личности ребенка, способ его самореализации и профессионального самоопределения [4].
Процесс развития исполнительской культуры в отечественной музыкальной педагогике длительное время оставался в застое. Так сохранялось вплоть до XXI века, когда активизировались научные круги по разработке данного и других актуальных вопросов преподавания, стали организовываться конференции и научные слеты. Значительный вклад в развитие исполнительской культуры внесли такие видные деятели, как В.А. Кузнецов, Н.П. Михайленко, И.Х. Дмитриев, М.А. Самохина, А.А. Скрынников и др.
В музыкальной литературе освещено несколько подходов к формулировке данного понятия. Так, по мнению И. Э. Рахимбаева, исполнительская культура выступает «совокупностью комплекса знаний в
области различных видов репертуара (оркестрового, инструментального, вокально-хорового), формы, стиля, особенностей метроритма и гармонического языка, образно-эмоционального строя музыки, исполнительских умений и навыков в сочетании с опытом публичных выступлений» [1].
В методической литературе выделяются критерии исполнительской культуры, среди которых склонности и потребности к овладению определенного вида исполнительской деятельности; уровень развития исполнительских компетенций и комплекс знаний, умений и навыков.
Л. Т. Файзрахманова дает свое определение понятию «исполнительская культура музыканта». Она представляет его сочетанием «теоретических знаний, исполнительских умений и навыков; проявления художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной воспитанности, реализующихся через креативный потенциал» [1].
Специфической особенностью музыкального исполнительства является тесное взаимодействие таких компонентов, как восприятие и воспроизведение, которые составляют последовательные этапы творческого интерпретационного процесса. В энциклопедическом музыкальном словаре понятие «интерпретация» трактуется как «истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения. Она связана со звуковым воплощением нотного текста, соответствующего эстетическим принципам школы, а также направлениям, индивидуальным особенностям и идейно-художественным замыслом исполнителя». Другими словами, интерпретация есть непосредственно сам процесс исполнения и его характер, определяемый музыкантом.
Говоря об интерпретации в исполнительском искусстве, то она представляет собой «содержательную, интеллектуальную и эмоциональную окраску, стилевую неповторимость, которая привносится в исполнение яркой творческой индивидуальностью исполнителя...» [3]. Сложным и длительным
процессом является создание художественной интерпретации, которая включает такие этапы, как:
- проектирование модели будущего исполнения, предполагающего осознание идейно-художественного содержания произведения и его дальнейшее эмоционально-чувственное прочтение;
- совершенствование технической и художественно-образной составляющей, предполагающей работу над оптимальными исполнительскими решениями, подбором аппликатуры, построением артикуляционной, фразировочной, штриховой и динамической линиями развития;
- публичное выступление, представляющее собой совокупность результатов исполнительской деятельности;
- подробный анализ и оценка концертного выступления, позволяющие выявить положительные стороны и недостатки исполнения, а также построение дальнейших перспектив музыкально-исполнительской деятельности [3].
Ключевым звеном в процессе формирования исполнительской культуры гитариста является развитие его исполнительской техники, т.е. свободное владение приемами и способами игры, а также весь спектром музыкально -эстетических средств передачи художественного образа произведения. Российский музыковед и специалист в области психологии музыкального исполнительства и музыкальной педагогики Г.М. Цыпин [1] трактует понятие «техники» как «умения художника выразить в своем творчестве свои задумки, материализовать свой замысел в звуках».
В ходе организации работы над исполнительской техникой крайне важно поставить цель - четкий музыкальный образ, который должен быть выражен в определенном звучании. Это подтверждается и словами Г.М. Цыпина, который говорит, что «художественно-образное раскрытие замысла композитора является целевой установкой, а е техническое воплощение - средство достижения цели» [5].
Ведущим принципом в современной подготовке гитаристов является принцип единства художественного и технического, т.е. при
совершенствовании технических навыков музыкантов большое внимание уделяется и развитию музыкального слуха, фантазии и воображения. Таким образом, эффективность развития исполнительской техники будет зависеть от комплексного применения достижений предшествующих школ и методических систем, а также от осознания гитаристом важности динамических и тембровых красок, игровых приемов, применяемых в исполнительской интерпретации.
При исполнении произведения у гитариста складывается определенный музыкально-художественный образ, который должен коррелировать с представляемыми игровыми движениями. Подобная взаимосвязь, по словам Э.Б. Абдуллина [1], «носит зрительно-наглядный характер и является показателем проникновения музыканта в художественный образ произведения». Показателем качества интонирования и уровень звучания определяются характером и направленностью игровых движений гитариста.
Важным этапом в подготовке молодых исполнителей является выработка у них умений мысленно представлять органически связанные, тактильные ощущения. Именно благодаря им происходит непроизвольное сокращение мышц, способствующее выполнению представленного действия. Можно заключить, что мыслительные процессы в головном мозге вызывают моторную реакцию.
Кинестетические ощущения оказывают влияние на психическую сферу музыканта, а слуховые представления определяют двигательные действия. В данном случае можно утверждать о реализации принципа обратной связи, когда слуховое восприятие оказывает влияние на механические движения. Именно собственно движения способствуют совершенствованию слухового сознания.
Детерминированная взаимосвязь формирования техники музыканта и художественных намерений раскрывается в трудах педагога, доктора искусствоведения О.Ф. Шульпякова, который отмечает, что «мысль и действие являются непременными участниками построения художественного образа. К искомому художественному результату музыкант может приблизиться как посредством работы мышления, чувства и воображения, так и с помощью
активной поисковой деятельности, опираясь на физические (игровые) действия» [1].
Значительно затруднить активизацию процесса сознательного представления может отсутствие навыков самоконтроля. На важность их развития указывает доктор педагогических наук, профессор кафедры оркестрового дирижирования О.А. Блок, говоря, что «все задачи по развитию исполнительской культуры успешно решаются при условии овладения обучающимися сознательного контроля над собственным звучанием. Они должны уметь обнаруживать достоинства и недостатки своего исполнения... Этому может способствовать последующее прослушивание и анализ звучания с дальнейшей логической коррекций исполнительского аппарата, выбора оптимальной звуковой подачи, вхождение без потерь в интонационную среду и т.д.» [5].
Основу учебно-творческого процесса составляет репертуар, т.е. «совокупность музыкальных произведений, составляющих основу всей художественно-творческой деятельности учащихся-музыкантов и находящихся в непосредственной взаимосвязи с различными формами и этапами учебно-воспитательного процесса» [6].
В процессе выбора репертуара педагогу следует четко понимать цель, к которой он будет стремиться, выбирая то или иное произведение. Основными функциями репертуара являются организационно-воспитательная, информационно-содержательная и мотивационно-направляющая, а ведущими требованиями - художественная ценность произведения, доступность возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, соответствие программным целям и задачам [7].
При отборе репертуара следует придерживаться ряда принципов:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- разнообразие тематики, жанров, характеров музыкальных произведений;
- разнообразие движений;
- сезонно-праздничный подход к подбору репертуара [2].
Необходимо отметить, что изучение музыкального материала по классу
гитары следует выстроить с учетом принципов планомерного, системно -последовательного освоения. Это подтверждается словами О.А. Блока: «.Многожанровый репертуар... наличие большого количества композиторских школ обуславливает системно-последовательный подход, непрерывность в обучении исполнителей» [1].
В процессе формирования у обучающихся исполнительской культуры преподавателям необходимо соблюдать оптимальный баланс между технической и художественной подготовкой. Как говорил Г.Г. Нейгауз, «исполнительская культура сочетает в себе эрудицию, поэзию, художественную литературу, живопись...» [5]. Таким образом, приоритетными задачами при подготовке гитаристов являются:
- формирование у обучающихся общей и музыкальной культуры;
- развитие музыкального слуха;
- совершенствование технических навыков;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Для решения поставленных задач необходимы знания педагогики, психологии и проведение тренингов (совместное исполнение, участие в детско-юношеских оркестрах и ансамблях), которые позволят сформировать целый ряд универсальных учебных действий: личностных, нормативных (саморегулирующие действия), познавательных и коммуникативных. Подобная многогранность учебной деятельности проявляется в ее направленности в обеспечении культурного, личностного, познавательного развития, саморазвития, а также в обеспечении преемственности всех этапов образовательного процесса.
Итак, центральной фигурой в формировании исполнительской культуры обучающихся по классу гитары является педагог, который оказывает спектр
помощи и поддержки своих воспитанников и реализует их психолого-педагогическое сопровождение.
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Прометей, 2020. 502 с.
2. Борисевич В. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в классе гитары // Искусство в школе. М.: Искусство в школе, 2008. № 2. С. 78-80.
3. Борисевич В.Г. Проблемы обучения игры на гитаре в системе дополнительного образования // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице. М.: МШУ, 2006. С. 127-130.
4. Борисевич В.Г. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования. Дисс. на соискание уч. степ. кандидата пед. наук. М., 2008. 165 с.
5. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Мсждунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. инт им. С.В. Рахманинова. Тамбов, 2007. 122 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: ИПрБ: //slovar.cc/enc/ped.html.
7. Ткачук С.В. К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного музыкального образования // СтРИЖ. - Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2018. № 4 (21.2). С. 125-129.
UDC 781
DEVELOPMENT OF THE PERFORMING CULTURE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Mihail A. Filimonov1
teacher
[email protected] Natalia V. Kuznetsova2
candidate of agricultural sciences, associate Professor 1Michurinsk Children's Art School 2Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article describes the performing culture as a complex set of individual qualities of a musician. The main functions, principles and methodological aspects of the formation and development of the performing culture of young guitarists in the system of additional education are revealed.
Key words: performing culture, guitar, additional education, educational process.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.