Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ГИТАРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонов Михаил Алексеевич, Кузнецова Наталия Викторовна

В статье раскрыты принципы и методы развития исполнительской культуры в системе дополнительного образования. Дана подробная характеристика наиболее значимым из них в системе подготовки будущих гитаристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND METHODS OF PERFORMING ARTS DEVELOPMENT CULTURE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article reveals the principles and methods of development of performing culture in the system of additional education. A detailed description of the most significant of them in the system of training future guitarists is given.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Михаил Алексеевич Филимонов1

преподаватель K-natali2008@yandex.ru Наталия Викторовна Кузнецова2

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент 1МБУ ДО «Мичуринская детская школа искусств» 2Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье раскрыты принципы и методы развития исполнительской культуры в системе дополнительного образования. Дана подробная характеристика наиболее значимым из них в системе подготовки будущих гитаристов.

Ключевые слова: исполнительская культура, принципы обучения, методы обучения, гитара, дополнительное образование, образовательный процесс.

В современной России дополнительное образование является одним из приоритетных направлений государственной политики. Система учреждений, призванная предоставлять дополнительные образовательные услуги, способствует раскрытию у детей талантов и реализации творческого потенциала. Эффективность решения данных задач возможно посредством реализации принципов и методов дополнительного образования.

В настоящее время в России и за рубежом можно найти и использовать при обучении игре на классической гитаре ряд учебной и учебно-методической литературы. Она соответствует современным дидактическим требованиям музыкальной педагогики и психологии. Как правило, основу рекомендаций продолжают составлять основополагающие принципы развивающего обучения В.В. Давыдова и Л.В. Школяра и основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Дадим характеристику некоторым из них [5].

Принцип теоретической согласованности и методической взаимосвязи общетеоретических и специальных практических дисциплин является основополагающим в системе дополнительного образования. Его реализация обеспечивает эффективную теоретическую подготовку учащихся и координированную подачу музыкального материала по специальности. В качестве примера можно назвать занятия по изучению исторических аспектов гитарного исполнительства или изучение передового музыкального опыта гитаристов-виртуозов и др.. Также следует отметить важность осуществления рассматриваемого принципа в выработке положительной мотивации к овладению гитарой и освоении исполнительской культуры.

Довольно трудным для реализации при обучении игре на гитаре является принцип приоритета правой руки. Это связано с тем, что во время гитарного исполнительства следует сначала тщательно продумать действия правой руки, после чего выполнить действие левой и только затем играть правой рукой. Трудности практического применения данного принципа связаны со спецификой инструмента, поскольку в очередности движений правая рука

практически всегда отстает от левой. В связи с этим, гитаристам приходится больше времени и внимания уделять левой руке.

Четкое взаимодействие и координации движений рук являются ключевыми факторами в профессиональном овладении инструментом. Этого можно достичь при соблюдении принципа логики движений. В ходе отработки умений исполнять пальцами рук нотные группы, установления четкой очередности движений правой руки, исполнения игры «non legato» и нисходящего легато и реализуется характеризуемый принцип, делая работу более результативной и плодотворной. Игнорирование данного принципа приведет к трудностям исполнения, заключающимся в своей неуверенности и волнении и, как закономерное следствие, нарушении принципа приоритета правой руки. Таким образом, мы видим взаимозависимость двух принципов обучения.

Полноценного развития двигательных навыков, являющихся одним из составных компонентов исполнительской культуры гитаристов, можно достичь в ходе практической реализации принципа подбора хрестоматийного учебного репертуара. В основе освоения гитарного инструмента должен лежать классический репертуар, спецификой которого является медленно изменяющееся расположение пальцев левой руки, наличие арпеджио и его разновидностей, присутствие в правой руке интервалов и аккордов, а также других более сложных элементов гитарной техники. В связи с этим для успешной организации процесса освоения инструмента следует придерживаться следующего алгоритма:

- освоение упражнений на арпеджио;

- отработка упражнений с интервалами и аккордами;

- освоение элементов пассажной техники;

- тренировочные упражнение на перечисленные выше техники, но на более сложном уровне.

Таким образом, последовательное и систематическое осуществление рассмотренных выше принципов обучения игре на гитаре является залогом

успешного достижения необходимого уровня исполнительской гитарной техники и последовательного развития исполнительской культуры учащихся.

Не менее важным, чем реализация принципов, является проблема выбора эффективных методов и приемов обучения. Так, полноценное освоение учащимися по классу гитары исполнительской культуры возможно при выборе оптимального метода контроля за исполнительским развитием гитаристов. К таким методам относится интонационно-технологического метода работы над музыкальным произведением, основу которого составляют ведущие идеи Б.В. Асафьева и В.В. Медушевского [2].

Основу музыкального произведения составляют интонационные звенья, являющиеся его структурными элементами и соответствующие отдельной музыкальной фразе. Интонационная многозначность, акцентировка, направление движения мелодии, сохранение или изменение гармонии, повторность и т.д. - все это определяет границы данных звеньев.

Наиболее оптимальным методом освоения музыкальных произведений является интонационно-технологический. В практической деятельности эффективен следующий алгоритм его применения:

- определение интонационных звеньев, адекватной аппликатуры, которые находятся в прямой зависимости от нотного текста и формы произведения;

- соблюдение определенной последовательности в освоении интонационных звеньев, отработка правильного счета и проведение собственной оценки исполнения с последующим добавлением нот следующего звена;

- тщательный анализ каждым исполнителем своего технического мастерства;

- четкая последовательность исполнения системы интонационных звеньев.

Практическое внедрение интонационно-технологического метода предполагает поэтапную и фрагментарную работу над музыкальным

произведением, что позволяет приобрести важные игровые ощущения и упорядочить функционирование комплекса мыслительных процессов [1].

Ускорить развитие гармонического и импровизационного навыков и навыков слухового подбора аккомпанемента по системе буквенно-цифрового обозначения аккорда возможно посредством реализации метода импровизации в гармонических последовательностях. Последовательное усложнение фактуры заданной гармонической последовательности является сущностью данного музыкального метода. Помимо названных преимуществ, рассматриваемый метод успешно развивает стабильность и мобильность двигательных навыков, чувство исполнительской свободы и интерпретаторских возможностей. А это -основа высокого уровня освоения исполнительской культуры [3].

Закономерно возникновение в процессе обучения неточностей и ошибок, тщательный анализ которых способствует повышению технического мастерства обучающегося. Снизить их количество и вовремя избежать поможет метод анализа и устранения ошибочных действий. Уникальная природа каждого ученика позволяет сформировать у него способности безошибочно моделировать конечный результат творческого процесса. В этом заключается сущность данного метода. В ходе его реализации и для достижения высоких результатов следует выработать умения:

- спокойно проигрывать пьесу от начала до конца, несмотря на допущенные ошибки;

- подробно анализировать причины технических недочетов;

- во избежание возможных погрешностей отрабатывать правильные тактильные ощущения и развивать конкретные виды памяти.

Подобная раздельная, дискретная работа над музыкальным произведением с использованием метода ошибочных действий способствует глубокому пониманию юными гитаристами тонкостей игре на инструменте. Кроме того, это отличный способ развития творческих способностей юных музыкантов, формирование устойчивого интереса к овладению инструментом.

От выбранной системы методов зависит качество освоения учащимися исполнительской культуры. А так понимание через природу музыкально -исполнительской деятельности собственной природы каждого ученика. Безусловно, это формирует и исполнительское искусство личности обучающихся [4].

Итак, в системе дополнительного музыкального образования актуальной является деятельность по формированию исполнительской культуры юных гитаристов. Это важнейший фактор развития личности ребенка, способ его самореализации и профессионального самоопределения, а технология освоения исполнительской культуры имеет тесные взаимосвязи с музыкальным и общим развитием обучающихся.

Список литературы:

1. Блок О.А. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. М.: Гуманитарное пространство, 2020. С. 265-272.

2. Борисевич В. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в классе гитары // Искусство в школе. М.: Искусство в школе. 2008. № 2. С. 78-80.

3. Борисевич В.Г. Проблемы обучения игры на гитаре в системе дополнительного образования // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице. М.: МГПУ, 2006. С. 127-130.

4. Денисова И.Н. К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов // Гуманитарное пространство. - М.: Международная академия образования, 2021. № 5. Т. 10. С. 584-589.

5. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов. 2007. 122 с.

UDC 37

PRINCIPLES AND METHODS OF PERFORMING ARTS

DEVELOPMENT CULTURE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL

EDUCATION

Mihail A. Filimonov1

teacher

K-natali2008@yandex.ru Natalia V. Kuznetsova2

candidate of agricultural sciences, associate Professor 1Michurinsk Children's Art School 2Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article reveals the principles and methods of development of performing culture in the system of additional education. A detailed description of the most significant of them in the system of training future guitarists is given.

Key words: performing culture, teaching principles, teaching methods, guitar, additional education, educational process.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.