Научная статья на тему 'Методологический анализ индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары'

Методологический анализ индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИТАРА / GUITAR / ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ФОРМА / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / GROUP LESSONS / INDIVIDUAL GROUP INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережной Дмитрий Александрович

В статье анализируется индивидуально-групповая форма обучения с позиций ее применения в области гитарной педагогики; освещаются педагогические исследования в области гитары, необходимые для разработки специальной методики преподавания, основанной на индивидуальногрупповом подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes individual and group instruction as applied to guitar education, bringing to light educational research which can be used to develop a teaching methodology for group/individual purposes.

Текст научной работы на тему «Методологический анализ индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары»



^ Образование в сфере культуры

М

ЕТОДОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ

УДК 78.07

Д. А. Бережной

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируется индивидуально-групповая форма обучения с позиций ее применения в области гитарной педагогики; освещаются педагогические исследования в области гитары, необходимые для разработки специальной методики преподавания, основанной на индивидуально-групповом подходе.

Ключевые слова: гитара, индивидуально-групповая форма, обучение, групповые занятия.

The article analyzes individual and group instruction as applied to guitar education, bringing to light educational research which can be used to develop a teaching methodology for group/individual purposes.

Keywords: guitar, individual group instruction, teaching, group lessons.

Несмотря на то, что мастерство концертирующих гитаристов растёт, всё больше зарубежных конкурсов выигрывают русские гитаристы, а в учебных заведениях начинают открываться кафедры классической гитары, преподаватели гитары отмечают падение общего уровня исполнительства учащихся начальных классов, сокращение количества гитаристов, которые могут принять участие в конкурсе.

Одним из путей повышения исполнительского мастерства игры на гитаре учащихся начальной ступени образования является, по нашему убеждению, использование индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары.

В современной педагогике есть много определений понятия «форма обучения» и смежного с ним — «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Многие из них выводятся в зависимости от используемой системы обучения. Например, часто в советских изданиях можно встретить определения формы органи-

зации обучения, которые можно применить только в рамках классно-урочной системы.

В философии форма в соотношении с содержанием трактуется как внутренняя связь и порядок содержания, его организация. Исходя из этого, И.М. Чередов [10, с. 16—30] определяет форму обучения как упорядоченность учебного процесса, которая обусловлена его содержанием, методами и видами деятельности учащихся. Форма обучения представляет собой организацию взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе. Опираясь на исследования И.М. Чередова, в современных учебниках педагогики (например, под редакциями П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина) даются схожие определения.

Как отмечают учёные (М.Д. Виноградова, Л.И. Карлинская, В.М. Коротов, В.А. Петровский и др.), групповые формы организации обучения имеют ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой. Среди них: повышение мотивации и активности учащихся за счёт социума, соревнова-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 175-178

175

тельность, приучение к самостоятельности, развитие коммуникативных навыков, более детальная проработка теоретических вопросов. Интересен так называемый групповой эффект, при котором создаётся общее для всех членов группы поле информации и каждый обучающийся привносит туда свои доводы по обсуждаемому предмету (Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломов).

Т.В. Васильева и Я.И. Бурлак указывают на необходимость постановки общей учебной задачи для всех членов группы. Только в этом случае процесс её решения одним учащимся будет полезен для каждого присутствующего учащегося [2, с. 98].

По мнению В.А. Петровского, важным моментом является присутствие других людей, которое активизирует мышление индивида в стремлении добиться поставленных целей [6, с. 91-98].

В условиях группы существенно возрастают трудности в применении индивидуального подхода к учащимся. В российской системе музыкального образования эта проблема решается благодаря системе индивидуальных занятий по профилирующим музыкальным дисциплинам.

Но, как справедливо считает С.Р. Сакаева, на групповом учебном занятии индивидуальный подход значительно активизирует процесс обучения, если преподаватель учитывает психолого-педагогические особенности организации обучения в соответствии с возрастом учащихся, делает акцент на самостоятельной работе учащихся, сочетает индивидуальные, групповые и фронтальные виды работы, контролирует развитие учебной активности учащихся [7].

Е.А. Серебрякова [9] обращает внимание на такую сторону индивидуального подхода, как создание благоприятного психологического климата на занятиях. Изучение и учёт склонностей, интересов и мотивов каждого учащегося, по её мнению, существенно стимулируют учебный процесс.

При этом выбор наилучшего сочетания различных индивидуальных и групповых форм деятельности учащихся должен за-

висеть от уровня их музыкальных способностей, личностных особенностей, успеваемости. К таким формам, помимо индивидуальных уроков, П.В. Гайдай относит мастер-классы, посещение учащимися специальных курсов, тематически связанных с курсом основного музыкального инструмента, игру в ансамбле, изучение основ импровизации, занятия с преподавателем в присутствии других учащихся класса [3].

Предложения по применению индивидуально-группового подхода в обучении уже звучат в такой консервативной среде музыкального образования, как вокал. По мнению А.В. Артемовой, использование, наряду с индивидуальными уроками, групповых форм работы позволит повысить качество обучения вокалистов. Инновационная для российского вокального образования модель обучения вокалу, разработанная А.В. Артемовой и применяемая в колледжах США, основана на следующих педагогических условиях: реализация на групповых занятиях потребностей и музыкальных интересов учащихся, взаимная поддержка учащихся, использование видеозаписи для анализа собственных успехов и допущенных в исполнении ошибок, формирование правильного сценического поведения и артистизма путём постоянных выступлений учащихся на групповых занятиях, совмещение обучения с музыкально-исполнительской деятельностью за пределами учебного заведения [1].

Пособий по обучению игре на гитаре, затрагивающих вопросы применения различных форм обучения, практически нет. Почти все они рассчитаны на индивидуальную форму обучения. Тем не менее, в последнее время появляются серьёзные педагогические труды гитаристов, в том числе диссертационные, которые для нашей проблематики имеют большое значение, прежде всего для разработки авторской методики преподавания гитары на основе индивидуально-групповой формы обучения.

Книга одного из ведущих отечественных преподавателей гитары А.Ф. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной ги-

^ Образование в сфере культуры

таре» (2002) во многом посвящена технической части звукоизвлечения и постановке исполнительского аппарата. В то же время вопросы художественной стороны исполнения музыки изложены очень скупо, буквально на одной странице. Также в репертуарном приложении полностью отсутствуют пояснения к изучаемым произведениям. Подробнейшим образом рассматривая ар-педжирование во всех его проявлениях, автор не уделяет должного внимания переменным движениям пальцев правой руки по одной струне, что является, на наш взгляд, серьёзным упущением. Но умело отобранный и расположенный по степени трудности нотный материал и весьма ценные рекомендации ставят это пособие на одно из лучших мест среди других.

Отличается полнотой изложения теоретических и практических вопросов монография Н.П. Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре» (2003). Рассматривая обучение гитаристов на всех ступенях музыкального образования, автор затрагивает актуальные проблемы современной гитарной педагогики, анализирует учебно-методическую литературу, освещает широкий спектр вопросов технической и художественной подготовки музыканта-гитариста.

Отмечая положительный эффект применения коллективных форм в обучении, Н.П. Михайленко рекомендует проводить классные собрания, на которых предлагает беседовать о музыке, организовывать выступления учащихся класса с последующим обсуждением, исполнительские конкурсы [5, с. 15].

Автор считает, что для учащихся полезно слушать других гитаристов класса на групповых занятиях, так как это развивает способность к анализу ошибочных действий и здоровую соревновательность между учениками [5, с. 20].

Другая работа, отличающаяся полнотой изложения, — диссертационное исследование Н.Н. Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической

гитары» (2004). В своей диссертации автор отмечает положительные результаты применения групповых форм работы, наряду с индивидуальными занятиями, в обучении гитаристов.

В частности, автор подчёркивает, что на индивидуальных уроках по специальному инструменту следует обеспечить правильное положение рук, отсутствие мышечных зажимов, рациональные движения пальцев правой руки, выработку плотного и яркого звучания, точное расположение пальцев левой руки на грифе, координацию в работе пальцев правой и левой рук, строгое соответствие исполнения нотному тексту музыкальных произведений [4].

На групповых занятиях Н.Н. Дмитриева предлагает использовать аудиовизуальные средства обучения, приглашать известных музыкантов или проводить занятие в форме экскурсии.

Другая научная работа, отмеченная нами, это диссертационное исследование М.А. Самохиной «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары» (2005). М.А. Самохина рассматривает техническую подготовку гитаристов на начальном этапе обучения, уделяя большое внимание индивидуальному подходу к учащимся. Автор исследования пишет о целесообразности сочетания индивидуальной и групповой формы работы, но рассматривает последнюю, как и большинство отечественных педагогов-инструменталистов, только как игру в ансамбле и не более того [7, с. 151].

Новые методы обучения гитаристов предложены в диссертации В.Г. Борисевича «Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования» (2008). Интересен интонационно-технологический подход, описанный в работе. Он строится, в первую очередь, на методике обучения К.А. Фраучи и подразумевает поэтапное и фрагментарное изучение музыкального материала с анализом ошибочных действий. При этом к развитию исполнительской культуры гита-

ристов В.Г. Борисевич подходит комплексно, что позволяет добиваться высоких результатов в педагогической деятельности.

Анализируя проблему индивидуально-группового обучения в педагогической науке, мы пришли к выводу, что для повышения качества учебного процесса преподавания гитары следует сочетать преимущества и индивидуальных, и различных групповых форм организации обучения, на

основе специально разработанной методики. Индивидуальные уроки закладывают профессионально-техническую основу для дальнейшей деятельности начинающего гитариста. Правильно организованные групповые занятия способствуют повышению мотивации и развитию самостоятельности учащихся, позволяют им наиболее полно реализовать свой учебно-творческий потенциал.

Примечания

1. Артемова, А. В. Индивидуально-групповой подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Артемова. — Москва, 2003.

2. Васильева, В. А. Сочетание групповых и индивидуальных форм учебной деятельности студентов : учебное пособие / В. А. Васильева, Я. И. Бурлак. — Киев : КГПИ, 1988.

3. Гайдай, П. В. Индивидуально-дифференцированный подход в подготовке учителя музыки в классе фортепиано : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. В. Гайдай. — Москва, 2003.

4. Дмитриева, Н. Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной гитары : дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Дмитриева. — Москва, 2004.

5. Михайленко, Н. П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н. П. Михайленко. — Киев : Книга, 2003.

6. Петровский, В. А. Присутствие группы как фактор индивидуальной деятельности / В. А. Петровский // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов : сборник научных трудов / Костромской педагогический институт. — Ярославль, 1975. — Вып. 39.

7. Сакаева, С. Р. Индивидуальный подход к учащемуся в условиях групповых занятий: на материале курса сольфеджио : дис. ... канд. пед. наук / С. Р. Сакаева. — Москва, 2005.

8. Самохина, М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары : дис. . канд. пед. наук / М. А. Самохина. — Москва, 2005.

9. Серебрякова, Е. А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов музыкальных факультетов : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Серебрякова. — Москва, 2005.

10. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. — Москва, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.