УДК 781
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГИТАРИСТОВ
Михаил Алексеевич Филимонов1
преподаватель [email protected] Наталия Викторовна Кузнецова2
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент МБУ ДО «Мичуринская детская школа искусств» Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье раскрыты методические аспекты формирования музыкально-исполнительского мастерства обучающихся детской школы искусств. Выделены условия достижения высокого уровня индивидуального и неповторимого музыкально-исполнительского мастерства будущих гитаристов.
Ключевые слова: исполнительская культура, исполнительское мастерство, дополнительное образование, образовательный процесс.
Среди целого ряда сложных проблем современной системы дополнительного образования особое место занимает музыкально-исполнительское искусство. Ее решение требует разработки и реализации инновационных подходов и совместных усилий специалистов в области эстетики, психологии, педагогики, музыковедения.
Важным фактором эффективности подготовки гитаристов является формирование музыкально-исполнительского мастерства, требующего решения следующих задач:
- всестороннее развитие личности, обладающей фундаментальными знаниями по соответствующей музыкальной специальности;
- воспитание глубоко чувствующего и мыслящего музыканта, имеющего устойчивую потребность в пропаганде музыкальной культуры и в совершенстве владеющим исполнительским мастерством [3].
Музыкально-исполнительской мышление обобщает опыт высокохудожественных достижений в исполнительском искусстве, является важнейшим аспектом выработки музыкального мышления гитариста и средством повышения его художественной культуры. Без музыкально-исполнительского мышления невозможно овладеть художественной содержательностью и культурой исполнения.
Первоисточник смыслового интонирования музыкального содержания -микроструктура музыкального произведения. Содержание исполнительного музыкального мышления (в широком смысле) представляет собой комплекс всех выразительных средств воплощения музыкально-образного содержания произведения, интерпретации и оригинального замысла композитора.
Процесс смыслового изложения музыкального материала основывается на ряде предпосылок:
- интерпретаторский подход к музыкальному содержанию произведения и к трактовке исполнительских выразительных средств в условиях конкретной инструментальной специфики;
- максимальная и целенаправленная мобильность слуховых данных исполнителя, с определенной специализацией слуха как инструментально -исполнительского.
Исполнительский слух воспринимает внутренним слухом логические сочетания воображаемых звучаний и реализует их, воплощая в общую идею музыкального произведения. К специфическим признакам исполнительского слуха следует отнести контроль моторики и психотехники в сочетании с динамикой реализации драматургии целостного композиторского замысла в конкретном звучании [4]. Следует отметить, что вариативность штрихов, нюансировки, акцентуации, педализации, динамической конструкции, тембральной окраски, агогических оттенков, темповых решений зависит от индивидуальной трактовки музыкального произведения.
В процессе обучения необходимо постоянно обращать внимание на предупредительное слушание, мобилизующее волю и энергию исполнителя-гитариста, обостряющее его творческое видение перспективы музыкального развития и формирующее целеустремленность и целесообразность игровых действий, технического аппарата и мышечных ощущений. Также следует сказать о концертном выступлении музыканта, являющегося «одной из основных закономерностей музыкально-исполнительского искусства и предусматривающего максимальность всех сущностных сил исполнителя, использование музыкально-теоретических знаний, практических умений и навыков, составляющих исполнительское мастерство» [5].
Важным показателем готовности музыкального произведения к концертному выступлению является импровизационная свобода игры, означающая свободное течение фантазии исполнителя без нарушения логики музыкального развития. Художественно зрелым может считаться исполнение, отличающиеся эмоционально-логической непрерывностью, наличием авторских находок, устойчивостью внимания.
Также для исполнителя-гитариста очень важно тренировать устойчивость к психическим помехам, характерным для концертно-исполнительской
деятельности. Для оценки сценического состояния исполнителя «необходимо учитывать все стороны динамической психоэмоциональной структуры личности» [1].
Кроме того, исполнитель должен обладать комплексом теоретических знаний о стиле того или иного композитора, содержании и структуре его произведения, особенности гармонии и фактуры. От глубины этих знаний будет зависеть широта воображения и мышления музыканта, легкость создания художественного образа и яркой интерпретации музыки. Закономерно Г.М. Цыпин отмечает, что «формирование соответствующих теоретических представлений и понятий должно проходить одновременно и на основе практической деятельности субъектов обучения, а именно - музыкального исполнительства» [2].
Итак, высокого уровня индивидуального и неповторимого музыкально -исполнительского мастерства можно достичь при условии авторского установления наиболее приемлемых системных связей в общей структуре гитарного исполнения, учета закономерностей развития художественного сознания, а также внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методов и технологий.
Список литературы:
1. Борисевич В. Принципы и методы развития исполнительской культуры, учащихся в классе гитары // Искусство в школе. М.: Искусство в школе. 2008. № 2. С. 78-80.
2. Как научить играть на гитаре: Сб. ст. / Сост. и вступ. ст. В.А. Кузнецова. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. 200 с.
3. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов. 2007. 122 с.
4. Комурджи Р. Проблема исполнительской интерпретации музыкальных произведений. Волгоград: Перемена, 2017. 123 с.
5. Яковлева Е.Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры // Вестник адыгейского государственного университета. Филология и искусствоведение. Майкоп: Адыгейский государственный университет. 2015. № 1(152). С. 248-254.
UDC 37
FORMATION OF MUSICAL AND PERFORMING MASTERY IN THE PROCESS OF TRAINING GUITARISTS
Mihail A. Filimonov1
teacher
[email protected] Michurinsk Children's Art School Natalia V. Kuznetsova2
candidate of agricultural sciences, associate Professor Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article reveals the methodological aspects of the formation of musical and performing skills of students of the children's art school. The conditions for achieving a high level of individual and unique musical and performing skills of future guitarists are highlighted.
Key words: performing culture, performing skills, additional education, educational process.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.