XII Международная научно-практическая конференция УДК 37.01
Алешников Евгений Алексеевич Aleshnikov Evgeny Alekseevich
профессор кафедры музыкально-инструментального исполнительства Professor of the Department of Musical and Instrumental Performance
Алешникова Людмила Петровна Lyudmila Petrovna Aleshnikova
доцент кафедры музыкально-инструментального исполнительства
Associate Professor of the Department of Musical and Instrumental Performance Белгородский государственный институт искусств и культуры
Belgorod State Institute of Arts and Culture
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ ГИТАРИСТА FORMATION OF PLAYING SKILLS OF A GUITARIST
Аннотация. В статье затрагиваются вопросы начального этапа обучения игре на гитаре. Обучение игре на классической гитаре является сложным и трудоемким процессом. Важным является процесс формирования правильного звукоизвлечения. Правильность игровых движений приходит с пониманием того, как эти движения необходимо делать. Формируются игровые движения в несколько этапов. Для успешного обучения преподаватель должен владеть понятием качественного гитарного звучания.
Annotation. The article deals with the issues of the initial stage of learning to play the guitar. Learning to play the classical guitar is a complex and time-consuming process. The process of forming the correct sound production is important. The correctness of game movements comes with an understanding of how these movements should be done. Game movements are formed in several stages. For successful training, the teacher must have the concept of high-quality guitar sound.
Ключевые слова: преподавание, обучение, игра на гитаре, игровой аппарат, качество звука, звукоизвлечение.
Keywords: teaching, learning, playing the guitar, gaming device, sound quality, sound production.
Воспитать гитариста музыканта-исполнителя очень не простая задача. На примере имен известных музыкантов-исполнителей (В. Спиваков, Е. Мечетина, Д. Мацуев, А. Дервоед, Р. Мамедкулиев и др.),
210
Инновационные аспекты развития науки и техники представителей смежных профессий, понятно, что достичь вершин профессионального исполнительства возможно благодаря обучению игре на инструменте с детского возраста. Преподаватели это понимают и стараются воплощать на практике, предполагая и культивируя то, что обучающийся поступивший в класс специального инструмента в будущем станет музыкантом-исполнителем [1].
Рассматривая вопросы обучения игре на инструменте на современном этапе, с уверенностью можно сказать об изученности большого спектра психолого-педагогических, методических и методологических аспектов музыкального обучения. Вопросам психологии музыкального исполнения посвящены работы: Петрушина В.И., Теплова В.М., Цыпина Г.М., Рапацкой Л.А. и др. К различным аспектам музыкально-исполнительской деятельности в своих трудах обращались: Коган Г.М., Липс Ф.Р., Нечепоренко П.И., Имханицкий М.И., Варавина Л.В., Кузнецов В.Н. и др. Специфика музыки, как вида творчества накладывает отпечаток на процесс музыкально-профессионального обучения, который меняется в связи с изменением общественных потребностей.
Бытующее мнение о легкости освоения классической гитары является ошибочным. В любом искусстве высшие достижения строятся на прочном профессиональном фундаменте. Обучение игре на классической гитаре является сложным и трудоемким процессом. Обучение игре на классической гитаре для преподавателя должно основываться на изучении возможностей обучающегося.
Даже опытные педагоги сталкиваются в своей работе с множеством профессиональных трудностей. Для преподавателя-гитариста понятны требования, которые предъявляются к хорошей игре. Хорошая игра обучающегося, со стороны, выглядит так, как будто он не прикладывает для этого ни каких усилий. Такому исполнению
XII Международная научно-практическая конференция должен предшествовать довольно длительный период наработки правильных игровых умений и навыков.
Методология современного гитарного обучения развивается очень стремительно. Но что подразумевается под понятием правильные игровые гитарные умения и навыки? Из-за разнофункциональности правой и левой руки освоение классической гитары должно быть разделено на несколько этапов. Первый этап -приобретение умений и навыков правильного звукоизвлечения, посадки за инструментом, метроритмической организации, изучение нотной грамоты. Этот период можно назвать подготовительным, вводным, в котором закладываются важные игровые движения правой руки. Проблема многих начинающих исполнителей заключается в скованности движений правой руки.
Работа над звукоизвлечением должна проходить с учетом не только физиологических особенностей обучающегося, но и с учетом его способности решать поставленные перед ним задачи. Правильность игровых движений приходит с пониманием того, как эти движения необходимо делать. Мышечная скованность возникает от излишней мышечной деятельности. В зависимости от возраста обучающегося, используя правильный «подход», педагог должен уметь объяснить каждый элемент игрового движения пальцев правой руки. «...одна из глубоких истин в музыкальной педагогике - постоянный контроль над чувствами и ощущениями. ... определенные формы координации вырабатываются путем взаимодействия сознания, физических ощущений и музыкально-звуковых представлений» [2,5]
Рассматривать движения пальцев правой руки необходимо как работу рычагов. Сложность состоит в том, что сгибание пальцев отдельно от струн обучающийся совершает естественным образом, свободно без напряжения. А в работе со струной уже не наблюдается
Инновационные аспекты развития науки и техники эта естественность. Возникает зажатие мышц руки и движения выглядят не естественно. Это происходит по нескольким причинам:
От неумения сконцентрировать внимание во время исполнения на движении пальца, осмыслить свободу и естественность движения.
От необходимости преодолевать натяжение струны, имеющей свою плотность.
От необходимости вкладывать в кончик пальца определенную силу, в зависимости от оттенков музыки (форте или пиано).
От соблюдения правильной постановки правой руки по отношению к розетке и правильного угла работы со струной.
Все перечисленное, как показывает опыт, не решается сразу, то есть в рамках разучивания одного музыкального произведения или технического упражнения. Педагог должен методично устранять возникающие неточности в звукоизвлечении на каждом занятии, четко следуя эталонам гитарного исполнительства. Важным в этой работе является понимание характеристик качественного звучания преподавателем. Достигнув необходимого правильного звука, необходимо стремиться чтобы обучающийся запомнил физические ощущения в руке, кисти, пальцах, и последующими повторениями закрепил полученный результат.
Второй этап - работа с грифом, игра двумя руками. Освоение первой позиции необходимо начинать с освоения звукоряда - от ноты «до» первой октавы. Важным требованием к левой руке в момент прижатия струны является прочность в изгибах, суставах пальцев. Прогиб крайнего сустава приведет к ослаблению прижатия струны и как следствие потере эффективности прилагаемых усилий, не качественному звучанию инструмента. Таким образом, должна соблюдаться округлость пальцев левой руки во время прижатия струн. Это придаст внешнюю естественность кисти левой руки и движениям пальцев в отдельности.
XII Международная научно-практическая конференция Качество звучания также зависит от места прижатия струны на грифе. На начальном этапе обучения необходимо вырабатывать умение прижимать струны у ладового порожка. При этом стремиться ставить, по возможности, первую фалангу более ровно, почти перпендикулярно. В любом случае, выработать такую привычку-умение поможет визуальный контроль. Постоянное педагогическое напоминание о необходимости визуального контроля и стремления прижимать струну у ладового порожка, поможет сделать игру обучающегося более качественной, движения пальцев левой руки более точными, естественными и рациональными. Выработанная привычка, в последствии, отразится на культуре звука в целом. Выработать правильные движения в левой руке составляет больше труда и физических усилий, чем это требуется в работе правой руки.
Игровые движения гитариста требуют точной координации и должны сопровождаться постоянным слуховым контролем. Анализируя все промахи в работе пальцев, возникающие резкие и некачественные звуки, педагог должен попутно вносить поправки и устранять недочеты. В одноголосных произведениях важно работать над динамическими оттенками, работать над интонацией и фразировкой. На этом этапе работа должна быть направлена на формирование высокоскоординированных игровых движений, когда вся механическая работа выполняется с наименьшей затратой энергии. Выработка высококоординированных движений у гитариста сопрягается с работой нескольких систем: двигательной, мыслительной и эмоциональной.
Третий этап - изучение «многоголосных» произведений. Вначале следует изучить произведения с добавлением баса к мелодии, а затем осваивать произведения с более сложной фактурой. В выборе учебного педагогического репертуара необходимо учитывать предпочтения и интерес обучающегося, тогда обучение будет проходить «охотнее» и с
Инновационные аспекты развития науки и техники большей заинтересованностью. На этом этапе осваиваются умения исполнять интервалы, аккорды, подголоски, происходит знакомство с арпеджио, классическими миниатюрами, программной музыкой современных авторов.
В заключении хочется сказать, что обучение игре на гитаре требует сознательной работы обеих рук, а усовершенствование техники игры должно быть направлено на сведение до минимума затрат энергии, необходимой для выполнения музыкальных задач.
Библиографический список:
1. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Пробл. психологии творчества / Г. Цыпин. - М. : Сов. композитор, 1988 - 382 с.
2. Дункан Ч. Искусство игры на гитаре. (режим доступа www.guitguid.com) - 111 с.