Научная статья на тему 'К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов'

К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование исполнительской культуры / учащиеся-гитаристы / воспитание / единство технического и художественного / художественная интерпретация / formation of the performing culture / studying-guitarists / unity of technical and artistic / creation of artistic interpretation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисова И.Н.

Статья посвящена изучению аспектов формирования исполнительской культуры учащихся гитаристов. Раскрываются проблемы, возникающие при создании художественной интерпретации музыкального произведения, формировании учебного репертуара. Рассматривается определение и структура понятия «интерпретация»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of preparing a classical guitarist for a concert performance

The article is devoted to the study of the aspects of the formation of the performing culture of students of guitarists. The problems arising in the creation of an artistic interpretation of a musical work, the formation of an educational repertoire is revealed. The definition and structure of the concept “interpretation” is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-584-589

К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов

И.Н. Денисова

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

Ключевые слова: формирование исполнительской культуры, учащиеся-гитаристы, воспитание, единство технического и художественного, художественная интерпретация.

Key words: formation of the performing culture, studying-guitarists, unity of technical and artistic, creation of artistic interpretation.

Резюме: Статья посвящена изучению аспектов формирования исполнительской культуры учащихся гитаристов. Раскрываются проблемы, возникающие при создании художественной интерпретации музыкального произведения, формировании учебного репертуара. Рассматривается определение и структура понятия «интерпретация».

Abstract: The article is devoted to the study of the aspects of the formation of the performing culture of students of guitarists. The problems arising in the creation of an artistic interpretation of a musical work, the formation of an educational repertoire is revealed. The definition and structure of the concept “interpretation” is considered.

[Denisova I.N. Stages of preparing a classical guitarist for a concert performance]

Исполнительская деятельность является неотъемлемой составляющей музыкального искусства, с помощью которой ребёнок чувствует себя творцом, способным воспринимать, познавать музыку и воплощать её в собственной деятельности.

Исполнительская культура гитариста - это абсолютный показатель профессиональной компетентности музыканта и условие его успешной реализации в творческой деятельности.

Э.Б. Абдуллин, изучая вопрос исполнительской культуры учащихся, определил, что данный феномен основан на следующих критериях:

• выраженных интересах, склонностях, потребности к конкретному виду исполнительской деятельности;

• владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, которые способствуют достижению единства интонационно- образного восприятия, воспроизведения в соответствии с характером, стилем, жанром произведения;

• отношение к исполнительской деятельности как творческому процессу;

• умение анализировать музыкальное исполнение, опираясь на свои представления о красоте звучания, исполнительской интерпретации сочинения.

Специфика музыкального исполнительства заключается во взаимодействии двух основных компонентов: восприятия и воспроизведения, представляющих последовательные этапы творческого интерпретационного процесса. Энциклопедический музыкальный словарь даёт следующее определение понятию «интерпретации»: «Истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения. Интерпретация связана с звуковым воплощением нотного текста в соответствии с эстетическими принципами школы, направления, индивидуальными особенностями и идейно-художественным замыслом артиста» (Келдыш, 1959: 91).

Таким образом, под интерпретацией понимают как непосредственно сам процесс исполнения, так и его характер, определяемый музыкантом. «Интерпретация в исполнительском искусстве - это содержательная, интеллектуальная и эмоциональная окраска, стилевая неповторимость, привносимая в исполнение яркой творческой индивидуальностью исполнителя…» (Блок, 2011: 24). Создание художественной интерпретации - сложный, длительный процесс, который включает следующие этапы:

• проектирование модели будущего исполнения: осознание идейно-художественного содержания произведения, эмоционально-чувственное прочтение основных направлений музыкальной мысли;

• комплексное совершенствование технической и художественно-образной составляющей (работа над оптимальными исполнительскими решениями, подбор аппликатуры, построение артикуляционной, фразировочной, штриховой и динамической линий развития).

• публичное выступление, являющееся как творческим исполнением, так и конечным продуктом, то есть совокупностью результатов исполнительской деятельности.

• анализ, оценка концертного выступления. Выявление положительных и отрицательных сторон исполнения. Определение дальнейших перспектив музыкально-исполнительской деятельности.

Говоря об исполнительской культуре гитариста, нельзя не затронуть вопрос о развитии исполнительской техники. Под понятием «техника» в узком смысле подразумевается свободное владение приёмами и способами игры, способность справляться с любыми трудностями, встречающимися в музыкальном произведении, и понимается как сумма технических элементов. В широком понимании термин включает в себя весь спектр музыкально-эстетических средств для более полной передачи художественного образа произведения. По словам Г.М. Цыпина, это «умение художника выразить в своём творчестве именно то, что он желает выразить; это возможность материализовать свой замысел в звуках» (Цыпин,1984: 113).

В работе над техническим совершенствованием важно поставить ясную, сознаваемую цель. Данная задача осуществима лишь при наличии чётко представляемого музыкального образа, который должен быть выражен в конкретном звучании. «Задача технического развития должна полностью сопрягаться с художественными целями исполнения. Аксиомой является то, что художественно-образное раскрытие замысла композитора - целевая установка, а её техническое воплощение - средство достижения цели» (Блок, 2016: 95).

Принцип единства художественного и технического в воспитании гитариста популярен и широко используется в современной музыкальной педагогике. Развивая музыкальный слух, фантазию, воображение, в современном исполнительстве также большое внимание уделяется формированию и совершенствованию технических навыков. Использование игровых приёмов всех направлений в гитарной технике зависит от конкретных музыкальных задач. Комплексное применение достижений предшествующих школ и систем определяет как гармоничное развитие техники, так и формирование исполнительской культуры музыканта в целом. Стоит отметить важность осознания музыкантом не только динамических и тембровых красок, но и игровых приёмов, которые будут применены в исполнительской интерпретации.

Музыкально-художественный образ исполняемого произведения должен коррелироваться с представляемыми игровыми движениями. Взаимосвязь таких движений «носит зрительно-наглядный характер и потому может служить показателем проникновения ребёнка в художественный образ произведения» (Абдуллин, 2004: 95). Характер, направленность игровых движений музыканта-исполнителя определяют как качество интонирования, так уровень звучания в целом.

При исполнении различных технических приёмов необходимо умение мысленно представлять органически связанные, тактильные ощущения. Благодаря мысленному представлению движений происходит непроизвольное сокращение мышц, которое способствует выполнению того действия, которое музыкант представил. Таким образом, мыслительные процессы в головном мозге человека, вызывают моторную реакцию.

Кинестетические ощущения влияют на психическую сферу музыканта, так же, как и слуховые представления определяют двигательные действия. В данном случае срабатывает принцип обратной связи: не только слуховое восприятие влияет на механистические движения, но и сами движения непосредственно воздействуют на планомерное и последовательное совершенствование слухового сознания. Данный вопрос подробно освещён в работах педагога и теоретика О.Ф. Шульпякова, который указывает на детерминированную взаимосвязь формирования техники музыканта и художественных намерений. «Мысль и действие - непременные участники построения художественного образа. К искомому художественному результату музыкант приближается не только посредством работы мышления, чувства, воображения, но и с помощью активной поисковой деятельности, опираясь на физические (игровые) действия» (Цыпин, 1999: 30).

Активизация процесса сознательного представления требует от исполнителя навыка самоконтроля. О важности контроля игровых движений пишет О. А. Блок: «Все задачи по развитию исполнительской культуры могут быть успешно решены в том случае, если студенты научатся сознательно контролировать собственное звучание. Они должны не только слушать, но и слышать, то есть уметь обнаруживать как достоинства, так и недостатки…Этому может способствовать последующее прослушивание и анализ звучания. Как следствие этого - логичная коррекция в постановочном процессе исполнительского аппарата, выбор оптимальной звуковой подачи, вхождение без потерь в интонационную среду и т.д.» (Блок, 2016: 88).

Важнейшей основой учебно-творческого процесса является репертуар. Под данным термином понимают: «совокупность тех музыкальных произведений, которые составляют основу всей художественно-творческой деятельности учащихся-музыкантов, находятся в непосредственной связи с различными формами и этапами учебно-воспитательного процесса» (Блок, 2006: 142). При выборе репертуара педагогу необходимо понимать цель, с которой берётся то или иное произведение. Среди основных функций репертуара можно выделить следующие:

• организационно-воспитательную;

• информационно-содержательную;

• мотивационно - направляющую.

Изучение музыкального материала в классе гитары должно быть выстроено с учётом принципов планомерного, системно-последовательного освоения. «Многожанровый репертуар…наличие большого количества композиторских школ обуславливают системно-последовательный подход, непрерывность в обучении исполнителей» (Блок, 2016: 92).

Таким образом, в результате изучения различных источников мы можем сделать вывод, что формирование исполнительской культуры музыканта - это сложный интегрированный процесс, являющийся показателем уровня профессиональной подготовленности гитариста. Исполнительская культура включает комплекс специфических умений и навыков, среди которых -техническое мастерство, развитое восприятие, воображение, образное мышление и другие элементы, составляющие как исполнительскую, так и общую культуру личности музыканта.

ЛИТЕРАТУРА

Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. 2004. Теория музыкального образования. М.: Академия. 336 с.

Блок О.А. 2006. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся музыкантов: Монография. М.: МГИК. 221 с.

Блок О.А. 2016. Проблемы музыкальной педагогики и психологии: Учебное пособие. М.: МГИК. 159 с.

Блок О.А. 2011. Педагогика и психология музыкального творчества: Учебное пособие для вузов. М.: МГУКИ. 160 с.

Блок О.А. 2020. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 9 (3): 265-272.

Келдыш Г.В. 1959. Энциклопедический музыкальный словарь. М. 328 с.

Михайленко Н.П. 2003. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. К.: Книга. 248 с.

Цыпин Г.М. 1999. Исполнитель и техника. Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. М.: Академия. 192 с.

Цыпин Г.М. 1984. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 176 с.

Получена / Received: 06.05.2021

Принята / Accepted: 10.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.