Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
34
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитренко Татьяна Алексеевна

В статье анализируется проблема эффективного внедрения личностноориентированных технологий обучения в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов, что актуально для профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере межкультурных контактов в условиях поликультурной среды и цифровизации языкового образования. Особое внимание обращается на раскрытие и использование дидактического потенциала новых образовательных технологий для реализации современных целей и задач обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что с помощью использования личностно-ориентированных технологий занятие по иностранному языку в вузе проходит в комфортной обстановке, где обучающиеся получают возможность творчески применить полученные языковые знания, навыки и умения в новых условиях, активизировав свою познавательную деятельность. В статье обосновывается насущная необходимость перехода к личностно-ориентированным технологиям, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения и с ориентацией на личность обучающихся, их интересы, склонности и способности, что способствует самоактуализации будущих специалистов в условиях цифровизации языкового образования. Предложен авторский подход, отличительной чертой которого стал переход к использованию оптимального сочетания наиболее перспективных личностно-ориентированных технологий обучения иностранному языку и культуре, что более активно приобщает учащихся к языковой картине мира носителей изучаемого языка, позволяя критически осмыслить другой образ жизни, сравнив его с родным языком и родной культурой. Электронные средства обучения, содержащиеся в арсенале личностно-ориентированных технологий, активизируют процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере межкультурных контактов, позволяя более эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетенции и стимулирование когнитивных способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES OF TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER LANGUAGE EDUCATION IN THE CONTEXT OF ITS DIGITALIZATION

The article examines topical problems associated with teaching a foreign language to students with the help of personality-oriented technologies in the context of the digitalization of society and the creation of an interactive educational environment that facilitates the assimilation of educational material and contributes to the achievement of effective communication in a foreign language. The article analyzes the problem of effective introduction of personality-oriented technologies of teaching in the process of students’ foreign language communicative competence formation, which is relevant for the professional training of future specialists in the field of intercultural contacts in a multicultural environment and digitalization of language education. Particular attention is paid to the use of the didactic potential of new educational technologies for the realization of modern goals and objectives of teaching a foreign language. The author emphasizes that through the use of personality-oriented technologies, a foreign language lesson at a university takes place in a comfortable environment, where students get the opportunity to creatively apply the acquired language knowledge, skills and abilities in new conditions, realizing their cognitive activity. The article substantiates the urgent need to switch to the use of personality-oriented teaching technologies that allow to organize the educational process taking into account the training professional orientation and focus on the students’ personality, their interests, inclinations and abilities, which contributes to the self-actualization of future specialists in the context of language education digitalization. The author’s approach is proposed, a distinctive feature of which is the transition to the use of an optimal combination of the most perspective personality-oriented technologies for teaching a foreign language and culture, which more actively introduces students to the linguistic picture of the world of native speakers, allowing them to critically reflect on another way of life, comparing it with their native language and culture. Electronic teaching aids contained in the arsenal of personality-oriented technologies activate the process of professional training of future specialists in the field of intercultural contacts, allowing more effective formation of foreign language communicative competence and stimulation of the cognitive abilities of students.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 378.147 ББК 81.2-9

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-173-183

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ

Т. А. Дмитренко

Аннотация. В статье анализируется проблема эффективного внедрения личностно-ориентированных технологий обучения в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов, что актуально для профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере межкультурных контактов в условиях поликультурной среды и цифровизации языкового образования. Особое внимание обращается на раскрытие и использование дидактического потенциала новых образовательных технологий для реализации современных целей и задач обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что с помощью использования личностно-ориентированных технологий занятие по иностранному языку в вузе проходит в комфортной обстановке, где обучающиеся получают возможность творчески применить полученные языковые знания, навыки и умения в новых условиях, активизировав свою познавательную деятельность. В статье обосновывается насущная необходимость перехода к личностно-ориенти-рованным технологиям, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения и с ориентацией на личность обучающихся, их интересы, склонности и способности, что способствует самоактуализации будущих специалистов в условиях цифровизации языкового образования. Предложен авторский подход, отличительной чертой которого стал переход к использованию оптимального сочетания наиболее перспективных личностно-ориентированных технологий обучения иностранному языку и культуре, что более активно приобщает учащихся к языковой картине мира носителей изучаемого языка, позволяя критически осмыслить другой образ жизни, сравнив его с родным языком и родной культурой. Электронные средства обучения, содержащиеся в арсенале личностно-ориентирован-ных технологий, активизируют процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере межкультурных контактов, позволяя более эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетенции и стимулирование когнитивных способностей обучающихся.

© Дмитренко Т. А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова; межкультурная коммуникация, обучение иностранному языку, иноязычная коммуникативная компетенция, цифровизация общества, личностно-ориен-тированные технологии обучения, конкурентоспособный специалист.

Для цитирования: Дмитренко Т. А. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе высшего языкового образования в условиях его цифровизации // Наука и школа. 2021. № 6. С. 173-183. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-6-173-183.

PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES OF TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER LANGUAGE EDUCATION IN THE CONTEXT OF ITS DIGITALIZATION

T. A. Dmitrenko

Abstract. The article examines topical problems associated with teaching a foreign language to students with the help of personality-oriented technologies in the context of the digitalization of society and the creation of an interactive educational environment that facilitates the assimilation of educational material and contributes to the achievement of effective communication in a foreign language. The article analyzes the problem of effective introduction of personality-oriented technologies of teaching in the process of students' foreign language communicative competence formation, which is relevant for the professional training of future specialists in the field of intercultural contacts in a multicultural environment and digitalization of language education. Particular attention is paid to the use of the didactic potential of new educational technologies for the realization of modern goals and objectives of teaching a foreign language. The author emphasizes that through the use of personality-oriented technologies, a foreign language lesson at a university takes place in a comfortable environment, where students get the opportunity to creatively apply the acquired language knowledge, skills and abilities in new conditions, realizing their cognitive activity. The article substantiates the urgent need to switch to the use of personality-oriented teaching technologies that allow to organize the educational process taking into account the training professional orientation and focus on the students' personality, their interests, inclinations and abilities, which contributes to the self-actualization of future specialists in the context of language education digitalization. The author's approach is proposed, a distinctive feature of which is the transition to the use of an optimal combination of the most perspective personality-oriented technologies for teaching a foreign language and culture, which more actively introduces students to the linguistic picture of the world of native speakers, allowing them to critically reflect on another way of life, comparing it with their native language and culture. Electronic teaching aids contained in the arsenal of personality-oriented technologies activate the process of professional training of future specialists in the field of intercultural contacts, allowing more effective formation of foreign language communicative competence and stimulation of the cognitive abilities of students.

Keywords: intercultural communication, foreign language eaching, foreign language communicative competence, digitalization of society, personality-oriented teaching technologies, competitive specialist.

Cite as: Dmitrenko T. A. Personality-oriented technologies of teaching in the system of higher language education in the context of its digitalization. Nauka i shkola. 2021, No. 6, pp. 173-183. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-173-183.

Сложившаяся к настоящему времени система подготовки и переподготовки педагогических кадров требует пересмотра ее содержания, структуры, организации, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании [1]. Это напрямую связано с проектированием личностно-ориентированных образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения, а также становления личности педагога - учителя или преподавателя.

Обеспечение конкурентоспособности специалистов в сфере межкультурных контактов на рынке труда актуализирует проблему подготовки будущих учителей и преподавателей иностранного языка к профессионально-педагогической деятельности в условиях поликультурной среды и обновления языкового образования с учетом его цифровизации.

В современных условиях успех деятельности образовательных учреждений зависит во многом от профессионально-личностных качеств педагога, его нравственного и интеллектуального потенциала, а также творческого поиска в решении педагогических проблем [2]. Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение предполагает использование педагогом в образовательном процессе личностно-ориентиро-ванных технологий и подразумевает максимальное развитие индивидуальности как педагога, так и обучающегося, что позволяет избавиться от психологических барьеров и «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности.

В обновлении идеологии и содержания педагогического образования особый акцент делается сегодня на проектирование личностно-ориентированных

технологий, что особенно актуально в условиях выхода на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса. В основе разработки личностно-ориентированных технологий лежит проектирование высокоэффективной деятельности учащихся и управленческой деятельности преподавателей, что обусловлено, в первую очередь, повышением требований к подготовке педагогических кадров в педвузах; возрастанием роли профессиональной компетентности учителя и преподавателя в системе языкового образования в условиях его цифровиза-ции, уровня профессионального образования педагога, опыта и индивидуальных способностей, стремления к самообразованию и самоактуализации.

Вышеперечисленные обстоятельства четко прослеживаются при построении личностно-ориентированных технологий подготовки будущих специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда. При подготовке педагогических кадров в педвузах личностно-ориентиро-ванные технологии, гарантируя необходимый и достаточный уровень эффективности и качества обучения, обеспечивают каждому учащемуся возможность обучения по индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, склонности и другие личностные качества.

В настоящее время в условиях циф-ровизации образования преподаватели находятся в поиске современных средств, обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего языкового образования и выводящих ее на новый уровень качества посредством использования новых образовательных технологий [3, с. 133]. Личностно-ориентированные технологии обучения иностранным языкам направлены, в первую очередь, на качественные изменения в системе образования и

овладение обучающимися профессиональной и коммуникативной компетенцией, способностью активно и творчески участвовать в общении по тематике изучаемого предмета.

Как показали результаты проведенного исследования, качество владения иностранным языком, зависит не столько от способностей обучающихся, сколько от научно разработанной системы обучения с применением передовых технологий и практических методик через обучение через познавательную деятельность, «обучение через открытие», «обучение через озарение» или «ин-сайт», а также через театральные постановки в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью. В этой связи сегодня среди проблем, связанных с повышением качества образовательного процесса, на первый план выдвигаются проблемы психологического плана, на фоне которых методические и лингвистические проблемы, связанные со спецификой изучаемого предмета, отходят на другой план [4, с. 11].

Как представляется, наиболее продуктивными и перспективными в системе высшего языкового образования являются такие личностно-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности.

Личностно-ориентированную технологию обучения в системе высшего образования мы рассматриваем как систему психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленную на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов - будущих учителей и преподавателей.

В данной статье мы проанализируем лишь некоторые из наиболее перспективных путей профессиональной подготовки будущего специалиста в высшей школе с использованием личностно-ориен-тированных технологий, которые предусматривают не только индивидуализацию и дифференциацию, но и дальнейшую профессионализацию, углубление твор-ческо-поисковой работы обучающихся, компьютеризацию, использование различных форм, методов и средств активизации процесса обучения и др.

Как показали результаты проведенного нами исследования, наибольшую «рациональность» обнаруживают такие личностно-ориентированные технологии обучения иностранным языкам, как:

1. Коммуникативные с учетом идей контекстной технологии обучения, предполагающей перевод учебно-профессиональной деятельности в деятельность собственно профессиональную. Личностная направленность находит конкретное проявление в таких технологиях при соблюдении двух главных условий:

• организации педагогом непрерывного мотивированного общения на иностранном языке, которое происходит при помощи решения многих коммуникативных заданий с апеллированием к личности учащихся;

• постоянного стимулирования ре-чемыслительной активности каждого учащегося с помощью информации, которая должна быть личностно направленной и ориентироваться на подготовку обучающихся к будущей практической деятельности с учетом его специализации.

Отсюда следует, что методика обучения иностранному языку должна быть в контексте личностной ориентированности [3; 5].

2. К личностно-ориентированным технологиям относятся как игровые технологии обучения, так и подготовка студентов к проектной работе, так как эта форма работы вызывает не только

неподдельный интерес у студентов, но и повышает их мотивацию, познавательную активность и креативность мышления. Благодаря использованию разнообразного аудио- и видеоряда, наличию игровых и проектных заданий реально воплощаются требования к учету личностных особенностей студентов в обучении иностранному языку.

3. Особо значимы в условиях цифро-визации образования для овладения иностранным языком такие личностно-ориентированные технологии, как интернет-технологии, технологии мультимедиа, позволяющие использовать электронные учебные материалы. Вышеперечисленные технологии мы относим к личностно-ориентированным, так как они предоставляют преподавателю иностранного языка и обучающемуся большой резерв поддержки, которая находит конкретное выражение в усилении мотивации учащихся, повышении эффективности обучения, содействии индивидуализации образовательного процесса [3, с. 107].

Создание цифровой среды в языковом образовании направлено на персонализированную образовательная деятельность, организуемую в цифровой образовательной среде, ключевыми компонентами которой являются данные в цифровом формате, обработка, обмен и результаты анализа которых, позволяют достичь конкретной личности качественно новых результатов образования в конкретной жизненной ситуации.

Проблемные вопросы, проведение дискуссий и диспутов на основе использования материалов, взятых из сети Интернет, их творческое обсуждение на иностранном языке - широко практикуется сегодня в системе высшего языкового образования. Современные технологии предоставляют студентам широкие возможности для включения в ситуацию, с которой они могут встретиться в своей будущей практической деятельности, они моделирует систему

отношений, характерных для будущей профессиональной деятельности студентов в рамках международного сотрудничества. Информационно-коммуникативные технологии с использованием телекоммуникационных сетей Интернет предполагают разработку мощной информационно-компьютерной поддержки учебных курсов и включают в себя комплекс унифицированных методических, психолого-педагогических, программно-технических, организационных средств, предназначенных для самостоятельной познавательной деятельности студентов и управления обучением, что обеспечивает повышение эффективности и качества профессиональной подготовки кадров.

Таким образом, на занятиях по иностранному языку с применением личностно-ориентированных технологий преподавания предусматривается широкое использование сети Интернет, проблемное обучение, активные и интерактивные методы обучения (метод проектов, ролевые и деловые игры, анализ деловых ситуаций), а также гибкое варьирование активными и интерактивными методами в рамках аудиторной работы.

4. С учетом цифровизации образования построение обучения иностранному языку на модульной основе диктует использование модульных технологий, отличающихся высокой концентрацией и качественным отбором учебного материала, что в значительной степени облегчает его усвоение учащимися. Нелинейная, модульная многомерная подача информации, обеспечивает переход от репродуктивной, вербальной формы подачи материала к наглядно-логической, обеспечивающей одновременную работу двух полушарий головного мозга обучающегося, комплексно воздействуя на основные каналы восприятия.

Основные принципы моделирования личностно-ориентированных технологий на материале обучения иностранным

языкам: научность, систематичность, связь теории с практикой, единство сознательного и неосознаваемого, конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального и др.

Разработанная и экспериментально апробированная методика личностно-ориентированного обучения иностранным языкам студентов высшей педагогической школы, предусматривает: ориентацию на индивидуальные возможности студентов; тесную взаимосвязь теории и практики, контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы студентов; учет межпредметных связей; возможность видоизменять, варьировать соотношение объема и последовательности выполнения заданий; опору на современные достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагога и студента.

Образовательный опыт показывает, что личностно-ориентированные технологии обучения направлены на совершенствование учебной и творческой деятельности студентов, а также развитие у них креативного мышления через вовлечение их в активную деятельность, требующую знаний, инициативы, опыта при проведении всех видов учебных практик.

Личностная составляющая как ключевой момент в преподавании иностранного языка находит конкретное воплощение в его практической направленности с учетом личных интересов, мотивов и склонностей обучающихся. Это накладывает отпечаток на отбор учебной тематики на занятиях по иностранному языку, не стандартных приемов работы, характера заданий, который должен быть ориентирован на жизненный опыт студентов.

На занятиях по иностранному языку предполагается обсуждение проблем, взятых из повседневной жизни как профессионального, так и непрофессионального характера. Соотнесенность речевой ситуации на уроке иностранного

языка с опытом студента дает больший эффект, чем стимулирующие реплики преподавателя. Подлинным достоянием студента становится лишь тот речевой материал, который при освоении коснулся его опыта, вошел в сферу его непосредственного общения. В этом случае усваиваемый языковой материал при учете преподавателем сферы интересов его студентов становится жизненно необходимым и личностно значимым для каждого и усваивается им более глубоко и прочно. Это помогает прочувствовать материал, пропустить его через себя, что заметно повышает как степень овладения иноязычной речевой деятельностью, так и эффективность занятия по иностранному языку.

К примеру, использование приема дискуссионного общения, взятого из методики личностно-ориентированного обучения, особо значимо в работе преподавателя иностранного языка, так как постановка на занятии какой-нибудь актуальной проблемы способствует вовлечению всей группы в дискуссию, где каждый обосновывает свою позицию. В ходе решения проблемы студентами попутно усваивается соответствующий учебный языковой и речевой материал на иностранном языке. В настоящее время этот прием в работе со студентами используется особенно широко, и без него занятие по иностранному языку частично теряет свою привлекательность в глазах обучающихся.

Личностно-ориентированные технологии обучения иностранному языку способствуют возрастанию мыслительной активности обучающихся, которая вызывается проблемной ситуацией, решением коммуникативно-познавательных задач [4, с. 14]. Учет запросов студентов при проектировании курса иностранного языка актуализирует его содержание, что обеспечивает глубокое и правильное понимание языкового и речевого материала, служит хорошей основой для его закрепления и

усвоения. Использование при изучении иностранного языка личностно-ориенти-рованных технологий помогает учащимся преодолевать не только трудности общения, но и совершенствовать произношение и интонацию, автоматизировать грамматические конструкции, отрабатывать разговорные клише, формировать и развивать коммуникативные навыки и умения, снимая психологические барьеры и возможные эмоциональные зажимы.

Создание подлинной ситуации общения на иностранном языке с использованием личностно-ориентированных технологий обучения находит выражение:

• в постановке личностно-ориенти-рованной коммуникативной задачи студенту, создании коммуникативного комфорта на занятии;

• в разнообразии приемов и форм работы, используемых с учетом личностных особенностей учащихся, вида речевой деятельности, характера материала и уровня владения им, методически целесообразным сочетанием средств обучения,

• в широком использовании современных технических средств, органически включаемых в процесс обучения в тех случаях, когда они могут индивидуализировать процесс обучения иностранному языку [5, с. 108].

При творческом подходе к организации учебного процесса с использованием личностно-ориентированных технологий изучение иностранного языка происходит быстрее и легче, особенно при овладении новым языком с учетом психологии межличностных отношений как средством для приобщения к иной культуре, к культуре народов, говорящих на данном языке. Материалы по культуре страны изучаемого языка, творчески используемые педагогом на занятии, то-низирующе воздействуют на каждого учащегося, так как язык становится составной частью такого обучения, при котором он выступает как компонент

иноязычной культуры и менталитета народа страны изучаемого языка, его культурных традиций, нравов и обычаев.

Овладение иноязычной коммуникативной компетенцией без нахождения в стране изучаемого языка представляется весьма сложным, поэтому на помощь обучающимся приходят аудиовизуальные технологии, которые нами относятся к личностно-ориентированным. Просмотр видеоролика, специально отобранного преподавателем по определенным критериям - соответствие интересам и возрастным особенностям студентов, тематике проходимого материала, методической ценности для формирования базовых навыков и умений студентов и др., - оказывает эмоциональное воздействие на студентов, повышая их мотивированность, а также качество усвоения знаний на занятиях иностранным языком, что помогает создать иллюзию пребывания в языковой среде или восполнить ее отсутствие.

Постановка проблемно-поисковых творческих заданий на занятиях по иностранному языку играет особую роль в овладении иноязычной речевой деятельностью. Их цель - развить креативное мышление у студентов и обеспечить творческий подход к решению поставленных коммуникативных задач. В этом случае учебный материал усваивается обучающимися на творческом уровне, а использование современных технических средств обучения с использованием цифровых технологий способствует моделированию культурного пространства и погружению учащихся в языковую среду народа страны изучаемого языка. Социокультурный подход к обучению иностранному языку предполагает аутентичность языкового материала с целью удовлетворения потребности студента в ознакомлении со страной и культурой народа, расширяя кругозор обучающегося.

Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, на котором обязательно

фиксируется педагогом внимание студентов, поддается изучению и прогнозированию, но для этого требуется специальная подготовка к межкультурной коммуникации с использованием лич-ностно-ориентированных образовательных технологий, которые предусматривают обучение взаимодействию с представителями других культур на занятиях по иностранному языку: проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в различных культурах, ознакомление обучающихся с межкультурными различиями во взаимоотношениях с представителями других культур; перенос полученных знаний на другие ситуации общения после ознакомления учащихся с самыми характерными особенностями чужой культуры [6].

Овладение межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на занятии иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная образовательная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.

Использование личностно-ориентиро-ванных технологий обучения представляется нам одним из перспективных путей повышения качества профессиональной подготовки, так как предполагает прежде всего создание благоприятных условий в процессе обучения. Учебный процесс, как и учебная деятельность студентов, должны быть эмоционально насыщенными. Эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала, развитие умений и навыков, имеет большое значение, так как может способствовать повышению работоспособности обучающихся или наоборот снижать ее, оказывать влияние на запоминание учебного материала, облегчая его или нет.

Эмоционально-окрашенные знания, как и те знания, которые добываются самостоятельно, надолго оседают в памяти, становятся очень прочными. Прочным достоянием памяти становятся также и те знания, которые стремятся применить в своей практической деятельности [4, с. 20].

Сегодня личностно-ориентированные технологии активизируют процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере межкультурных контактов, позволяя педагогам широко использовать в своем арсенале:

• сеть Интернет, которая создает глобальную образовательную и развивающую среду, в которой будущему поколению предстоит не только общаться, но и выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционируя свои интересы и представляя себя.

• постановку задач проблемно-поискового характера, которые способствуют развитию самостоятельно критически мыслящих людей, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, что формирует у студентов познавательную самостоятельность, поисковые умения на высоком уровне общения, способности применять знания в незнакомых ситуациях, включать их в новые системы для расширения границ познания [7];

• применение активных методов обучения (проектов, ролевой, деловой игры, анализа деловых ситуаций), гибкое варьирование которыми в рамках аудиторной работы обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию студентов [3; 5];

• творческое использование и дальнейшее развитие познавательных способностей обучающихся, раскрытие резервов личности обучающихся, которые заложены в их генетических задатках и в целостно-социально-культурном опыте.

Итог обучения иностранному языку с использованием личностно-ориенти-рованных технологий находит свое

воплощение в овладении обучающимися профессиональной и коммуникативной компетенцией, их способности активно и творчески участвовать в общении по профессиональным и непрофессиональным проблемам в рамках тематики изучаемого предмета.

Стратегическим направлением повышения эффективности и качества языкового образования является сегодня не столько увеличение объема передаваемой информации в процессе обучения, сколько создание дидактических и психологических условий осмысления учения и полученной информации в ходе него.

Таким образом, личностно-ориенти-рованные технологии обучения в ходе учебного процесса позволяют решать новые задачи, суть которых заключается: в ускоренном изучении нового материала на творческом уровне; во всестороннем развитии всех резервов личности обучающегося; в ускоренном воспитательном эффекте, направленном одновременно на следующие четыре направления:

• развитие у личности глобального мышления;

• создание мотивации к непрерывному обучению;

• развитие у обучающихся навыков самоконтроля;

• преодоление трудностей общения.

Такой путь обучения нацелен на подготовку конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих своей профессией в рамках международных стандартов, и базируется на таких принципах, как принцип личностно-ориенти-рованного общения; принцип коллективного взаимодействия; принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса; принцип концентрированно-сти в организации учебного материала и учебного процесса и др. [4, с. 10]. Опора на данные принципы способствует обращению к интеллектуальным и личностным резервам обучающегося; позволяет

активизировать познавательные процессы (особенно памяти), положительно воздействуя на эмоциональную сферу и снимая утомление учащихся на занятии; смягчая агрессивные тенденции, оптимизируя процессы социальной адаптации.

Личностно-ориентированная образовательная технология предполагает достаточно высокую концентрированность обучения. Концентрация благоприятно влияет на те моменты учебной деятельности, которые требуют сосредоточения при вхождении в ситуацию, характеризуются необходимостью непрерывного подкрепления, обеспечивают большую гибкость поведения в дальнейшем за счет охвата всей системы, всего целого. В условиях личностно-ориентированно-го обучения эта проблема решается по-новому, ибо здесь образуется распределение в системе концентрации.

Специфической особенностью лич-ностно-ориентированных технологий обучения в системе высшего языкового образования является наличие актуальной потребности. Каждый обучающийся осознает потребность в овладении иностранным языком, и осознанная потребность находит себя в предмете учебной деятельности, то есть в усвоении изучаемого иностранного языка с учетом будущей специализации студентов. Совпадение мотива и цели сообщает деятельности разумный смысл и делает эту деятельность эффективной. Сама организация личностно-ориентированного обучения в современных формах его реализации в условиях цифровизации образования способствует усилению этой потребности.

Особенностью личностно-ориентиро-ванного обучения является, таким образом, с одной стороны, четкая организация учебного материала и учебных действий обучающихся и, с другой, правильное распределение в системе концентрации учебных занятий, организация доверительных отношений, в условиях которых студент сам осознает и

осмысливает (с помощью преподавателя или без него) учебный материал и создание подлинной ситуации общения, в которой усвоение учебного предмета -иностранный язык, определяется удовлетворением потребности нахождения средств и способа выражения своей мысли.

Придание обучению с помощью личностно-ориентированных технологий формы заинтересованного общения по

тематике учебной дисциплины, эмоциональная включенность в учебный процесс обеспечивают реализацию установки на раскрытие резервов личности обучающегося, активизируя его деятельность, повышая интерес к знаниям, воспитывая пытливость мысли и увлеченность, а вместе с тем обеспечивая быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитренко Т. А. Современные технологии обучения в системе высшего образования: учеб. пособие. M: МПГУ 2020. 164 с.

2. Бартош Д. К., Гапьскова Н. Д., Харламова М. В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие. М.: МГПУ, 2017. 220 с.

3. Дмитренко Т. А. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. М.: МГТА, 2016. 100 с.

4. Dmitrenko T. A, Kadilina O. A. Profession-oriented training of foreign language teachers in modern conditions. Profession-Oriented Research: Educational and Methodological Perspectives // Training, Language and culture. 2020. Vol. 4, No. 1 (March). P. 8-22.

5. Дмитренко Т. А. Организация языкового образования с использованием ИКТ // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 105-109.

6. Voevoda E. V. Intercultural communication in multicultural education space // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4. № 2. Pp. 11-20.

7. Voevoda E., Kostikova L., Makhmutova E. Intercultural citizenship of university students: self-assessment and peer assessment: 6th SWS International Scientific Conferences on social sciences 2019. Conference proceedings. 2019. Pp. 255-262.

REFERENCES

1. Dmitrenko T. A. Sovremennye tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku v sisteme vysshego obrazovaniya: Textbook. Moscow: MPGU, 2020. 164 p.

2. Bartosh D. K., Galskova N. D., Kharlamova M. V. Elektronnye tekhnologii v sisteme obucheniya inostrannym yazykam: teoriya i praktika: ucheb. posobie. Moscow: MSPU, 2017, 220 p.

3. Dmitrenko T. A. Novye informatsionnye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam. Moscow: MGTA, 2016, 100 p.

4. Dmitrenko T. A., Kadilina O. A. Profession-oriented training of foreign language teachers in modern conditions. Profession-Oriented Research: Educational and Methodological Perspectives. Training, Language and culture. 2020, Vol. 4, No. 1 (March), pp. 8-22.

5. Dmitrenko T. A. Organization of language higher Education with the use of ICT. Higher Education in Russia. 2017, No. 1, pp. 105-109.

6. Voevoda E. V. Intercultural communication in multicultural education space. Training, Language and Culture. 2020, Vol. 4, No. 2, pp. 11-20.

7. Voevoda E., Kostikova L., Makhmutova E. Intercultural citizenship of university students: self-assessment and peer assessment. 6th SWS International Scientific Conferences on social sciences 2019. Conference proceedings. 2019. Pp. 255-262.

Дмитренко Татьяна Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО; профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета e-mail: dmit.t.a@mail.ru

Dmitrenko Tatiana A., ScD in Education, Full Professor, Academician, International Teacher's Training Academy of Science, Professor, Methodology of Teaching Foreign Languages Department, Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University e-mail: dmit.t.a@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 17.08.2021 The article was received on 17.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.