УДК 372.881.1
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА
Светлана Владимировна Попова
доктор педагогических наук, профессор
[email protected] Мария Александровна Некрасова
аспирант ms. mnekrasova@gmail .сот Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В научной работе обоснована необходимость методической организации работы по формированию лексических навыков в начальной школе на основе личностно-ориентированного подхода. Определена роль мотива в обучении иностранному языку, выделены некоторые особенности организации работы по формированию лексических навыков в начальной школе.
Ключевые слова: обучение иностранному языку; лексический навык; мотивация; личностно-ориентированный подход.
За последние годы система образования претерпела значительные изменения, особенно в рамках начальной школы. Современный вектор развития общества требует подготовки специалистов, владеющих иностранным языком. Как известно, одной из самых важных ступеней образования является начальная ступень. Целью иностранного образования в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции и формирование личности [5; 6]. Одной и основных составляющих процесса достижения цели образования в области иностранного языка является формирование лексического навыка. Однако использование традиционных приемов и методов формирования лексического навыка не является достаточно эффективным [7; 8]. Поэтому поднимается вопрос о реализации личностно-ориентированного подхода в процессе формирования и развития лексического навыка в начальной школе. В связи с этим возникает потребность в разработке эффективной методики формирования и развития лексических навыков в начальной школе, которая отвечала бы современным требованиям системы начального иноязычного образования.
Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время личностно-ориентированный подход является одним из главенствующих в обучении иностранному языку и его использование в начальной школе поможет достичь цели обучения иностранному языку более качественно. Проблема исследования вытекает из противоречий между потребностью общества в таких выпускниках начальной школы, чья индивидуальность развита и недостаточно разработанной методикой обучения лексике, учитывающей индивидуальность обучающихся в начальной школе; достаточно высокими требованиями, предъявляемыми к выпускникам начальной школы, и недостаточной методической и практической базой, обеспечивающей достижение этих требований; потребностью обучающихся в овладении необходимыми лексическими знаниями, умениями и навыками самостоятельной работы и недостаточным профессиональным компонентом в содержании обучения иностранному языку в начальной школе.
За последние годы личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку становится все более и более популярным. Многие педагоги считают данный подход наиболее эффективным по ряду причин. Во-первых, стремительное развитие российского общества обуславливает интерес к индивидуальности человека, эффективное раскрытие которой возможно в условиях начального образования. Страна заинтересована в таких кадрах. Во-вторых, по оценкам психологов и социологов, современные школьники более независимы в суждениях, чем предыдущие поколения, более самостоятельны, что, в свою очередь, не может не влиять на формирование подходов в обучении в начальной общеобразовательной школе.
В трудах доктора педагогических наук и профессора З.Н. Никитенко детально разобран вопрос психологических и психолингвистических основ овладения иностранным языком в целом и формирования лексических навыков в частности. Установлено, что применительно к младшему школьному возрасту приоритетное значение имеет формирование следующих когнитивных способностей:
-способность к фонологическому осознанию иноязычной речи, которая тесно связана с освоением чтения и письма на неродном языке;
-оперативная память;
-внимание как слуховое, так и зрительное; -способность к вероятностному прогнозированию [5; 6].
Иноязычная речь, как и родная, - это творческий процесс создания и восприятия смысла. И.А. Зимняя предложила, на наш взгляд, наиболее точное определение речи: «Речь - это способность формирования и формулирования мысли» [2 с.62]. Таким образом, самостоятельную иноязычную речь у младшего школьника можно сформировать при условии, если дети формулируют свои мысли и выражают их на иностранном языке, а не когда они повторяют многократно за учителем слова и речевые образы.
Стоит подробнее остановиться на условиях формирования иноязычной языковой способности, которая успешно развивается параллельно и взаимосвязано с формированием и развитием лексических навыков.
На примере освоения родного языка мы можем отметить, что речь маленького ребенка всегда естественно мотивирована. Подобной естественной мотивации трудно добиться на уроках иностранного языка ввиду их ограниченности. Младший школьник формально заучивает лексические единицы, не понимая, зачем он это делает. Именно А.А. Леонтьеву принадлежит идея о том, что мотив находится вне речевой деятельности [3]. Отсюда главное условие успешного формирования и развития лексических навыков заключается в создании естественной, внутренней мотивации иноязычной речевой деятельности младших школьников. Для этого необходимо включить другие виды деятельности, которые будут вызывать желание говорить, писать и читать на иностранном языке, так же как это происходит на родном языке. Следовательно, возникает осознанное или неосознанное желание развивать свои лексические навыки. Такой деятельностью для младшего школьника является игровая деятельность, в которой всегда заложен мотив. «Игра является для обучающегося психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда естественной потребности в этом языке нет» [2 с.57]. Таким образом, в первый год изучения иностранного языка для учителя важно учитывать основную особенность обучающихся данного возраста (7-8 лет) - преобладание игровой мотивации, которая позволяет строить процесс формирования лексических навыков максимально приближенно к естественному процессу освоения родного языка. Следует добавить, что по мере взросления обучающегося начальной школы вступает в силу внешняя мотивация. Обучающийся начинает осознавать свои обязанности в рамках школы, а система оценок увеличивает роль внешней мотивации. Еще одним важным психологическим условием формирования и развития иноязычной лексики является организация сознательного овладения детьми лексическими единицами. Данное условие
достигается через четкое формулирование задачи. Причем сначала она должна быть сформулирована на родном языке. Это дает обучающемуся четкое понимание, что именно от него требуется и зачем. После четкого формулирования задачи на родном языке необходимо выявить языковые средства для ее решения.
Кроме того, существуют и другие особенности обучения иностранному языку, знание которых позволит сделать процесс формирования лексических навыков более эффективным. Среди таких особенностей следует выделить тип восприятия информации. В зависимости от определенного типа восприятия информации, учитель выбирает ту или иную методику обучения иностранному языку. «Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств» [4, с.300]. Американские психологи К. Роджерс, Бетти Лу Ливет, С. Стрингер, Г. Дейл по индивидуальным особенностям восприятия разделили обучающихся на три группы: аудиалы, визуалы, кинестеты [1]. Работа учителя иностранного языка должна быть организована в соответствии с данными особенностями восприятия информации.
Таким образом, для формирования лексических навыков необходимо учитывать особенности младшего школьника. К психологическим особенностям, прежде всего, относятся сохранение игровой деятельности с постепенным (безболезненным) переходом к учебной, а также сознательное овладение младшими школьниками лексическим навыком, наличие мотива. К психофизиологическим - восприятие, особенности памяти, концентрация внимания, развитие воображения.
Список литературы:
1. Гутфраинт М.Ю. Учет индивидуальных особенностей восприятия на уроке английского языка //Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 35-37.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе / И.А. Зимняя. М.: Просвещение. 1991. 222 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия. 2004. 352 с.
4. Мухортова Д. Д. Типы восприятия и школа // Молодой ученый, 2016. №17. С. 300-301.
5. Никитенко З.Н. Методологические основы построения методической системы овладения иностранным языком на начальной ступени иноязычного образования // Преподаватель XXI век. 2013. С.99-106
6. Никитенко З.Н. Иностранный язык в начальной школе. Теория и практика. Учебник. М.: Флинта. 2018. 328 с.
7. Попова С.В., Макагон Н.В. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в теории и практике образования // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа. 2022. С. 163167.
8. Сидорова И.В., Томонов Д.С. Педагогические технологии как условие достижения нового образовательного результата // Современные тенденции развития науки и образования: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск. 2021. С. 108-111.
UDC 372.881.1
METHODOLOGICAL ORGANIZATION OF WORK ON THE FORMATION OF LEXICAL SKILLS IN THE PRIMARY SCHOOL ON THE BASIS OF A PERSON-ORIENTED APPROACH
Svetlana V. Popova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Maria A. Nekrasova
graduate student ms. mnekrasova@gmail .com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The scientific work substantiates the need for a methodical organization of work on the formation of lexical skills in elementary school based on a person-centered approach. The role of the motive in teaching a foreign language is determined, some features of the organization of work on the formation of lexical skills in elementary school are highlighted.
Key words: teaching a foreign language; lexical skill; motivation; person-centered approach.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.