Научная статья на тему 'АУДИРОВАНИЕ КАК ЗНАЧИМЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

АУДИРОВАНИЕ КАК ЗНАЧИМЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / АУДИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ АУДИРОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТЕКСТЫ ДЛЯ АУДИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна, Кулажников Игорь Александрович

В статье подчеркивается, что речевое общение представляет собой это двусторонний процесс, и для осуществления данного процесса аудирование играет важную роль. Авторами обосновано, что в учебном процессе аудирование является как целью, так и средством обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна, Кулажников Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LISTENING AS A SIGNIFICANT TYPE OF SPEECH ACTIVITY FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN ELEMENTARY SCHOOL

The article emphasizes that speech communication is a two-way process, and listening plays an important role for the implementation of this process. The authors substantiate that in the educational process listening is both the goal and the means of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «АУДИРОВАНИЕ КАК ЗНАЧИМЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.013.32

АУДИРОВАНИЕ КАК ЗНАЧИМЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Игорь Александрович Кулажников

аспирант ки1а2ткоу1§ог@§тай .сот Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье подчеркивается, что речевое общение представляет собой это двусторонний процесс, и для осуществления данного процесса аудирование играет важную роль. Авторами обосновано, что в учебном процессе аудирование является как целью, так и средством обучения иностранному языку.

Ключевые слова: речевое общение, аудирование, механизмы аудирования, иностранный язык, тексты для аудирования.

Известно, что речевое общение - это двусторонний процесс, и для осуществления данного процесса аудирование играет важную роль [1,6]. Так, проблема обучения аудированию в начальной школе по праву может считаться одной из важнейших в истории преподавания иностранных языков. Учитывая психологические особенности развития обучающихся начальной школы, расширение возможностей аудирования как цели и средства обучения языку представляется логичным именно на данном этапе, поскольку целью обучения иностранному языку в школе является формирование способности обучающегося осуществлять прямой контакт с носителями языка. Для осуществления данного контакта необходимо уметь и воспринимать звучащую иноязычную речь на слух. Как только обучающийся начинает понимать разговорную иноязычную речь, ему становится проще совершенствовать и другие языковые умения. Очевидно, что очень важно обучать младших школьников восприятию и пониманию грамотной англоязычной речи на слух [3; 8; 2].

Попутно заметим, что в общеевропейском документе «Common European Framework of References for Languages: Learning, Teaching, Assessment» в составе рецептивных видов речевой деятельности выделяются аудиальная и аудиовизуальная рецепция, при этом последняя определяется как восприятие, осуществляемое с использованием двух каналов - слухового и зрительного. Большие возможности для информационно-поисковой деятельности при аудиовизуализации можно объяснить тем, что характерной чертой аудиовизуализации по сравнению с аудированием является использование не только вербальных, но и невербальных средств коммуникации. При этом проблема использования невербальных средств коммуникации при аудировании и аудиовизуализации представлена в научных трудах имплицитно, в связи с чем возникает насущная потребность актуализировать проблему повышения эффективности обучения аудированию в начальной школе с использованием разнообразных средств коммуникации.

При рассмотрении аудирования как значимого вида речевой деятельности в начальной школе следует обратиться к особенностям и требованиям используемых для аудирования текстов. Так, главным требованием является воспитательная ценность текстов, так как последние могут положительно повлиять на воспитание школьника и формирование его морально-этнических норм поведения. Вторым требованием выделяется познавательная ценность текста, а именно: подбор текстов, которые соответствуют знаниям обучающихся, однако, в то же время, предусматривающие элемент информативности как новизны. Информативность обусловливается присутствием в тексте новой и ценной информации для младшего школьника.

Следующим требованием представлено соответствие содержания текста возрасту обучающихся. Младшему школьнику могут понравиться темы про животных, игрушки, друзей, сказки и песни. Неплохим дополнением является наличие элемента шутки. Последнее - четвертое - требование связано с языком текста. Текст должен состоять из знакомой обучающимся лексики и включать не более 3% незнакомых слов, которые не являются смысловыми, то есть не несут в себе важную информацию для понимания услышанного. Большое количество незнакомой лексики может напугать младшего школьника и выполняемое задание потеряет свою значимость. То же касается и грамматики. Текст должен строится только на ранее пройденных грамматических структурах. Неизученные структуры могут быть использованы только в том случае, если их значение легко угадать обучающемуся [7].

Замечено, что младший школьник не может работать с фабульным текстом из-за небольшого объема языковых средств, поэтому обучающемуся предлагаются краткие описательные тексты. Несмотря на то, что такие тексты могут быть не столь интересны школьнику, они участвуют в формировании навыков и умений понимать речь на слух. Обучающийся развивает внимательность, память и умение прогнозировать, так как описание всегда имеет определенную логическую последовательность [2,5].

Исследователи пришли к выводу, что повествовательные тексты определенно вызывают больше интереса у младших школьников, а значит и слушают обучающиеся данные тексты внимательнее. Смысловая целостность, композиционное оформление, соответствие общепринятой структуре: введение, основная часть и заключение, - представляется еще одним требованием к текстам для младшего школьника. Среди требований, выделяемых к учебным текстам, предназначенным для аудирования в начальной школе, методистами обозначены следующие: объем текста, место основной идеи, тематика и проблематика текста, степень аутентичности.

Попутно заметим, что раньше аутентичными текстами считались тексты реального общения носителей языка, они не создавались специально для учебного процесса. В настоящее время такие тексты разрабатываются методистами. В начальной школе используются искусственно созданные, адаптированные тексты. Чаще всего это набор изучаемых произносимых фраз в ситуациях приближенных к реальным: в школе, дома, разговор с другом. Приоритетны краткие диалоги, песенки, стихи, краткие описания, озвученные несколькими голосами в медленном темпе. На основе изученных работ можно выделить основные требования к учебным текстам для иноязычного аудирования младшими школьниками: воспитательная и познавательная ценность предлагаемого аудио текста, соответствие текста возрастным особенностями, степень аутентичности и структурированность текста.

Таким образом, аудирование рассматривается как значимый вид речевой деятельности для обучения иностранному языку в начальной школе. Главным требованием, предъявляемым к текстам для аудирования, является воспитательная ценность текстов. Данные тексты положительно влияют на воспитание школьника, на формирование морально-этнических норм поведения школьников. Познавательная ценность текста определяется подбором текстов, которые соответствуют знаниям обучающихся, информативностью и новизной.

Список литературы:

1. Гончарова Н.А. Обучение иноязычной спонтанной речи в русле общенаучных концепций исследования // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции 26-27 октября 2017 года / Санкт-Петербургский горный университет. СПб, 2017. 369 с. С. 116-118.

2. Гончарова Н.А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников // В сборнике: XIII Пасхальные чтения: материалы двенадцатой научно-методической конференции. М.: Московский педагогический государственный университет, Институт филологии и иностранных языков. 2015. С. 135-140.

3. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1996. № 5. С. 20-24.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1958. 370 с.

5. Козакова Е. А., Попова С.В. Методическая организация работы по формированию иноязычных лексически навыков в начальной школе // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 223. - EDN SKLBAF.

6. Кретинина Г.В., Гончарова Н.А. Формирование лингвистической компетенции в иноязычном коммуникативном пространстве // Высшее образование в России. М. 2008. № 9. С. 162-165.

7. Никитенко З.Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика. 4-е изд. М.: ФЛИНТА. 2020. 328 с.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение. 2008. 239 с.

UDC 37.013.32

LISTENING AS A SIGNIFICANT TYPE OF SPEECH ACTIVITY

FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN ELEMENTARY

SCHOOL

Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Igor A. Kulazhnikov Postgraduate student kulaznikovigor@gmail .com

Annotation. The article emphasizes that speech communication is a two-way process, and listening plays an important role for the implementation of this process. The authors substantiate that in the educational process listening is both the goal and the means of teaching a foreign language.

Keywords: speech communication, listening, listening mechanisms, foreign language, texts for listening.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.