Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АУДИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Медведев Алексей Викторович

Обосновано, что основополагающей целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять общение с представителями иноязычной культуры, в рамках которого необходима активизация основных видов иноязычной речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма. Доказано, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции невозможно без обращения к особенностям чужой культуры. Опыт преподавания иностранных языков показывает, что зачастую обучающимся сложно самостоятельно сформулировать целостное, логичное и законченное высказывание из-за разницы в культурных различий на вербальном и невербальном уровнях общения. Основные трудности связаны с тем, что для осуществления иноязычной коммуникации необходимы комплексные знания иностранного языка, формирование которых приобретает особую актуальность в условиях современного образования. В связи с вышеизложенным поднимается вопрос о нахождении эффективной методики развития иноязычной коммуникативной компетенции. Предположено, что метод проектов позволяет построить процесс обучения таким образом, что обучающиеся будут поставлены в условия, максимально приближенные к условиям реального общения, что, в свою очередь, будет способствовать погружению в специфику чужой культуры. Кроме того, метод проектов позволяет решить проблему формирования учебного мотива, так как упомянутый метод реализует принципы личностно-ориентированного обучения, согласно которым обучающиеся могут выбрать ту тему занятия на иностранном языке, которая будет соответствовать сфере их интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Медведев Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF PROJECTS AS A PROGRESSIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN THE MAINSTREAM OF MODERN EDUCATION

It is proved that the fundamental purpose of teaching a foreign language is the formation of a foreign language communicative competence, that is, the ability to communicate with representatives of a foreign language culture, within which it is necessary to activate the main types of foreign language speech activity: speaking, listening, reading, writing. It is proved that the development of foreign language communicative competence is impossible without addressing the peculiarities of foreign culture. The experience of teaching foreign languages shows that it is often difficult for students to formulate an integral, logical and complete statement on their own due to the difference in cultural differences at the verbal and non-verbal levels of communication. The main difficulties are related to the fact that comprehensive knowledge of a foreign language is necessary for the implementation of foreign language communication, the formation of which is becoming particularly relevant in the conditions of modern education. In connection with the above, the question of finding an effective methodology for the development of foreign language communicative competence is raised. It is assumed that the project method allows you to build the learning process in such a way that students will be placed in conditions as close as possible to the conditions of real communication, which, in turn, will contribute to immersion in the specifics of someone else's culture. In addition, the project method allows solving the problem of the formation of an educational motive, since the mentioned method implements the principles of personality-oriented learning, according to which students can choose the topic of a lesson in a foreign language that will correspond to the sphere of their interests.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ЕВ SCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 372.881.1

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-5-1209-1216

Метод проектов как прогрессивный метод обучения иноязычной коммуникации в русле современного образования

Наталья Александровна ГОНЧАРОВА1*, Алексей Викторович МЕДВЕДЕВ12

'ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 2ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» 393766, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Киевская, 2 *Адрес для переписки: [email protected]

Аннотация. Обосновано, что основополагающей целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять общение с представителями иноязычной культуры, в рамках которого необходима активизация основных видов иноязычной речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма. Доказано, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции невозможно без обращения к особенностям чужой культуры. Опыт преподавания иностранных языков показывает, что зачастую обучающимся сложно самостоятельно сформулировать целостное, логичное и законченное высказывание из-за разницы в культурных различий на вербальном и невербальном уровнях общения. Основные трудности связаны с тем, что для осуществления иноязычной коммуникации необходимы комплексные знания иностранного языка, формирование которых приобретает особую актуальность в условиях современного образования. В связи с вышеизложенным поднимается вопрос о нахождении эффективной методики развития иноязычной коммуникативной компетенции. Предположено, что метод проектов позволяет построить процесс обучения таким образом, что обучающиеся будут поставлены в условия, максимально приближенные к условиям реального общения, что, в свою очередь, будет способствовать погружению в специфику чужой культуры. Кроме того, метод проектов позволяет решить проблему формирования учебного мотива, так как упомянутый метод реализует принципы личностно-ориентированного обучения, согласно которым обучающиеся могут выбрать ту тему занятия на иностранном языке, которая будет соответствовать сфере их интересов.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычная культура, основные виды иноязычной речевой деятельности, аудирование, говорение, чтение, письмо, метод проектов, проектная методика обучения иностранному языку, проектная деятельность

Для цитирования: Гончарова H.A., Медведев A.B. Метод проектов как прогрессивный метод обучения иноязычной коммуникации в русле современного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 5. С. 1209-1216. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1209-1216

Гончарова H.A., Медведев A.B. Natalya A. Goncharova, Alexey V. Medvedev

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-5-1209-1216

The method of projects as a progressive method of teaching foreign language communication in the mainstream of modern education

Natalya A. GONCHAROVA1*, Alexey V. MEDVEDEV12

Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation industrial and Technological College 2 Kiyevskaya St., Michurinsk 393766, Tambov Region, Russian Federation * Corresponding author: [email protected]

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Гончарова Н.А., Медведев А.В., 2022

Abstract. It is proved that the fundamental purpose of teaching a foreign language is the formation of a foreign language communicative competence, that is, the ability to communicate with representatives of a foreign language culture, within which it is necessary to activate the main types of foreign language speech activity: speaking, listening, reading, writing. It is proved that the development of foreign language communicative competence is impossible without addressing the peculiarities of foreign culture. The experience of teaching foreign languages shows that it is often difficult for students to formulate an integral, logical and complete statement on their own due to the difference in cultural differences at the verbal and non-verbal levels of communication. The main difficulties are related to the fact that comprehensive knowledge of a foreign language is necessary for the implementation of foreign language communication the formation of which is becoming particularly relevant in the conditions of modern education. In connection with the above, the question of finding an effective methodology for the development of foreign language communicative competence is raised. It is assumed that the project method allows you to build the learning process in such a way that students will be placed in conditions as close as possible to the conditions of real communication which in turn will contribute to immersion in the specifics of someone else's culture. In addition, the project method allows solving the problem of the formation of an educational motive, since the mentioned method implements the principles of personality-oriented learning, according to which students can choose the topic of a lesson in a foreign language that will correspond to the sphere of their interests.

Keywords: foreign language communicative competence, foreign language culture, main types of foreign language speech activity, listening, speaking, reading, writing, method of projects, project method of teaching a foreign language, project activity

For citation: Goncharova N.A., Medvedev A.V. Metod proyektov как progressivnyy metod obu-cheniya inoyazychnoy kommunikatsii v rasle sovremennogo obrazovaniya [The method of projects as a progressive method of teaching foreign language communication in the mainstream of modern education], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 5, pp. 1209-1216. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-5-1209-1216 (In Russian Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что метод проектов начал развиваться в пятидесятых годах XIX века в США. На западе метод проектов получил широкое распространение благодаря ряду преимуществ данной методики. Так, любая работа в рамках проектной деятельности, выполненная обучающимися, - это готовый продукт, их личное достижение. Процесс работы над проектом обеспечивает внутреннюю мотивацию обучающихся, выводит из рутинности традиционных заданий, способствует нешаблонному мышлению. Кроме того, исследователями выделяется адаптивность учебного процесса: темы работ в рамках проектов могут быть разнообразными и варьироваться в зависимости от интереса и воображения участников проекта, а эксперименты обучающихся с формами и форматом оформления работы приветствуются педагогами. Одним из важнейших моментов реализации метода проектов является специфика организации работы обучающихся. Количество слабых и сильных обучающихся в группе должно быть равномерно распределено. Согласно существующему мнению, не стоит формировать группы полностью из отстающих обучающихся, в таком случае достижение результата работы находится под риском.

Целью исследования является обоснование с теоретических позиций значимости применения метода проектов в рамках иноязычного образования для обучения основным видам иноязычной речевой деятельности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами применялись теоретические методы анализа и обобщения научных положений относительно значимости применения метода проектов в рамках иноязычного образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ХУШ-Х1Х веках обучение иностранному языку в России строилось на основе грамматико-переводного метода: обучающиеся читали тексты, переводили, делали

грамматический анализ прочитанных текстов. Иностранный язык изучали не для общения. Главной задачей являлся разбор структуры иностранного языка. Проектам места не было в рамках обучения. Проекты отвлекали внимание от гораздо более ценных вещей, которые являлись первостепенными в рамках грамматико-переводного метода. С конца 1980-х гг. проектная деятельность начала активно проникать в российскую педагогику. У обучающихся появилась прекрасная возможность применить свои знания и полученные умения на практике.

Теоретическая основа внедрения метода проектов в современной России разработана в трудах Е.С. По лат, которая отмечает, что «умение пользоваться проектной технологией и правильно интегрировать ее в учебный процесс является показателем креативности и профессионализма педагога, его высокой квалификации и осведомленности о прогрессивной методики обучения, которая отражает умение пользоваться современными технологиями в учебной деятельности» [1, с. 330]. С точки зрения педагога, проектирование -удобная учебная технология, интегрирующая все виды иноязычной речевой деятельности обучающихся. Данная технология носит практичный характер и является полезным средством воспитания, развития и повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Самой полной классификацией проектов является классификация, предложенная рядом исследователей [2]. В данной классификации по нескольким критериям различаются следующие типы проектов:

1. По виду деятельности:

а) исследовательские;

б) творческие;

в) ролево-игровые;

г) информационные;

д) практико-ориентированные.

2. По предметно-содержательной области:

а) монопроекты;

б) межпредметные проекты.

3. По характеру координации:

а) с открытой координацией;

б) с явной координацией;

Гончарова Н.А., Медведев А.В. Natalya A. Goncharova, Alexey V. Medvedev

в) со скрытой координацией.

4. По характеру контактов:

а) внутренние;

б) региональные;

в) международные.

5. По количеству участников:

а) личностные;

б) парные;

в) групповые.

6. По продолжительности проведения:

а) краткосрочные;

б) средней продолжительности;

в) долгосрочные.

Отмечается, что «реализация проекта любого типа может помочь обучающимся лучше понять окружающий мир, сходства и различия между культурами разных народов» [2, с. 209]. Но все же формирование ситуации, создающей потребность в использовании иностранного языка и создание идентичной языковой среды является самой тяжелой и в то же время важной задачей для методики обучения иностранным языкам. При возможности решить эту проблему предлагается широкий спектр методик, оптимизирующих процесс обучения иностранному языку. Различные приемы, средства и методы обучения могли бы создать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Так, растущая тенденция к увеличению роли и места в системе образования новейших информационных технологий позволяет обнаружить новую возможность использования метода проектов в образовательном процессе, дает еще одну возможность создания естественной языковой среды, способствует организации совместных проектов международной связи, а заодно и возможность решения проблемы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка [3; 4].

Так, методы обучения всегда должны идти в синтезе, работать вместе в системе обучения: один метод должен дополнять другой метод [5; 6]. В свою очередь, метод проектов является не только одним из методов активного обучения в рамках осуществления проектно-исследовательской деятель-

ности, но и представляет собой систему интегрированных процедур и включает в себя такие методы обучения, как метод погружения, метод сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, поисковый эксперимент, опытную работу, обобщение результатов и мн. др. Данный факт позволяет методу проектов «реализовывать продуктивное обучение, стимулировать у обучающихся интерес к учебе через самостоятельную работу; а поиск ответов на поставленные вопросы ведет к появлению новых знаний и формированию новых умений, развитию творчества, познавательной активности, самостоятельности, построению индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [4, с. 4-5].

Проектная методика, основанная на применении метода проектов, «представляет собой систему педагогических и когнитивных методов, которые позволяют решать конкретную проблему в результате независимых или коллективных действий участников проекта» [7, с. 25]. Данная методика пробуждает индивидуальность обучающихся, дает совмещать групповое и одиночное обучение, способствует кооперации педагогов и обучающихся. Отмечается, что при проектной методике субъекты образовательного процесса постоянно находятся в состоянии выбора, самостоятельно решают, какие проекты и с кем будут делать. Проектная методика позволяет «ставить обучающегося в ситуацию выбора, которая крайне важна для его личного развития, потому что там, где есть осознанный выбор, есть ответственность, есть интерес» [8, с. 76]. Метод проектов предоставляет возможность творческого процесса накладывания «сухой» теории в качестве ответов на реальные вопросы, возникающие в практических задачах. Результатом этого процесса являются индивидуально переработанные знания, закрепленные отчетами о проведенных работах.

В результате решения теоретических и практических задач у обучающихся формируются не только нужные для выполнения проектной деятельности умения, но и накап-

ливается информация, необходимая и значимая для всего процесса обучения. Проектная деятельность обучающихся при работе над решением различного рода проблем, как теоретических, так и практических, дает результат намного лучше по сравнению со стандартными занятиями. Кроме того, активизируется такой аспект умственной деятельности обучающихся, как коммуникация. Групповая работа над проектом в результате коллективного преобразования знаний всей группы накладывает на участников проекта обобщенную, а значит, и наиболее полноценную информацию. Развитие навыков и умений коммуникации как с членами группы, так и с преподавателями достигается за счет планирования совместной работы, за счет ответственности за группу каждым из участников, за счет совместного решения проблем.

В ходе выполнения проекта закладывается фундамент командной работы, столь необходимый в наше время. Кроме образовательных преимуществ, взаимодействие между участниками проекта удовлетворяет потребность в общении, заставляет испытывать эмоциональные переживания, а также развивает интерес, мышление и сфокусированность на достижении результата. Проектная методика также позволяет развить следующие коммуникативные навыки:

1) способность задавать нужные вопросы;

2) получение знаний о различного рода мероприятиях при обсуждении проблемы;

3) развитие эмоциональной передачи информации;

4) определение своей роли в группе;

5) способность формулирования и передачи устно и письменно своих мыслей;

6) навык общения с вышестоящими в деятельности участниками;

7) способность решения конфликтных ситуаций.

Условия современного образования приводят к потребности в смене традиционных способов обучения, фокусируя усилия многих принципиально новых программ, методик и подходов на потребности человека. Полагают, что «основными чертами новой концепции обучения иностранным языкам являются пе-

реплетение культур; обучение социальным навыкам; индивидуальный подход; постоянная вовлеченность обучающихся в деятельность, связанную с иностранным языком» [9, с. 75].

Проектная деятельность отвечает требованиям коммуникативно-деятельностного подхода, так как позволяет создать наиболее реальное погружение в среду, естественную для иностранного языка. Тем самым происходит смещение фокуса с изучения самого иностранного языка на решение проблемы посредством коммуникации на иностранном языке. Также в качестве приоритета выступает уже сам человек (обучающийся), развитие его личности с его способностями и потребностями, а не учебный материал.

При осуществлении работы над тем или иным учебным проектом обучающиеся учатся работать в группе, совершенствуя свои иноязычные коммуникативные навыки и развивая самостоятельность при решении проблем, что в подростковом возрасте особенно важно для социализации и самоопределения, поскольку система взаимодействия среди сверстников и желание облачать статусом в этой системе является главной целью для подростка. По этой же причине обучающимся нужно предоставить возможность активно участвовать в выборе, в проектировании и в создании содержания образования. При таком обучении смещается фокус с «зазубривания» информации на иностранном языке из учебного проекта за счет использования долгосрочной памяти на получение возможности быстрого и качественного достижения новых иноязычных знаний при активном развитии логического и формального типов мышления.

Построение проектной деятельности идентифицируется типом проводимого проекта. В контексте обучения иностранному языку в связи с потребностью погружения в особенности культуры нации изучаемого языка особую значимость представляют социокультурные проекты, поскольку обучающиеся должны овладеть не только коммуникативной, но и социокультурной компетенцией, что означает знание культурных, национальных, этнических особенностей языка, системы социальных и культурных отно-

Гончарова НА., Медведев А.В. Natalya A. Goncharova, Alexey V. Medvedev

шений, культурного отпечатка стран, где основной язык - изучаемый.

Метод проектов в методике обучения иностранным языкам - это обучение на разных уровнях, что отражает специфику дифференциации обучения, а также способ достижения дидактической цели путем детального изучения проблемы. Для практического результата необходимо научить обучающихся самим находить и решать проблемы. Обосновано, что «междисциплинарный подход к проекту не только способствует укреплению знаний и навыков, приобретенных в дисциплинах, но и, предоставляя соответствующие ситуации, развивает потенциал применения знаний из других дисциплин. Часто знания, необходимые для работы над проектом, вызывают интерес к другим темам» [7, с. 105].

Проекты по иностранным языкам также имеют некоторые особенности, среди которых:

1) выбор языкового материала, типов заданий и рабочей последовательности в зависимости от темы и цели проекта;

2) использование языка в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям общения;

3) основное внимание уделяется автономной работе обучающихся;

4) визуальное представление результата;

5) выбор увлекательной темы для обучающихся непосредственно связан с условиями, в которых работает проект [2, с. 220].

При реализации проектной методики очень важно обсуждение проблемы проекта именно на иностранном языке. Для успешного результата в работе над проектом обучающимся необходимо уметь рассуждать, вести дискуссии, строить диалоги, уметь доказывать свою точку зрения: выдвигать аргументы, контраргументы, доводы и обоснования. Очевидно, что «участие в проектной деятельности предоставляет обучающимся возможность: реализовать на практике свой план действий, научиться выдвигать гипотезы, получать и анализировать информацию; сотрудничать с товарищами в группе, развивать навыки социального взаимодействия; получать практические и социолингвистиче-

ские знания, а также навыки работы с компьютерными программами. Принципиальным является «совместный дискурс темы обучающимися, в ходе которого необходимо трезво оценивать не только конечный, но и промежуточный результат, анализировать грамотность поставленных целей и задач» [10, с. 8].

ВЫВОД

Таким образом, проект - это расширенное задание, которое интегрирует все четыре вида речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо) посредством ряда выполняемых действий, которые включают в себя планирование, обсуждение, постановку и решение задач, письменный или устный отчет, презентацию результата. В отличие от традиционных технологий обучения иностранному языку в проектной работе обучающиеся интерпретируют и перерабатывают собранную информацию, а не просто транслируют факты в своей работе, активно вовлечены в анализ и оценку информации, в моделирование выполняемой в рамках проекта деятельности, в работу в сотрудничестве, в планирование полученных результатов. Метод проектов относится к методам прогрессивного обучения иностранным языкам. Данный метод характеризуется целесообразным использованием иностранного языка обучающимися. Применение метода проектов стимулирует инициативу, воображение, творческую деятельность, самодисциплину и ответственность. Проекты могут быть теоретического и практического характера, при этом последние являются наиболее ценными, так как имеют конечный продукт. Осуществляя деятельность практической направленности, обучающийся ощущает значимость своей работы для общества, будь то школа, город или семья. Данный метод позволяет обучающимся опробовать навык выступления на публике: как готовиться и организовать выступление, как побороть страх, неловкость при выступлении на публике. С точки зрения педагога, это введение новизны и разнообразия в учебный процесс.

Список источников

1. Полат Е.С. Современные педагогические технологии // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск, 2012. С. 330-370.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 272 с.

3. Медведев А.В., Гончарова Н.А. Обучение студентов среднего профессионального образования иноязычной профессионально ориентированной лексике на основе междисциплинарного проекта // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 167-175. https://doi.Org/10.37972/chgpu.2021.ll6.l.020

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

5. Кретинина Г.В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2002. 220 с.

6. Медведев А.В., Гончарова Н.А. Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов СПО (на материале профессионально-направленной лексики иностранного языка) // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 11 Всерос. науч.-практ. Internet-конференции (с междунар. уч.) / отв. ред. JI.H. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2020. С. 58-62.

7. Гнатышина Е.А., Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Лоскутов А.А., Саламатов А.А., Уварина Н.В. Инновационные процессы в образовании. Челябинск: Цицеро, 2016. 210 с.

8. Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 72-80.

9. Артемьева О.А. Современные концепции и модели обучения иностранным языкам профессиональной направленности: традиции и стратегия обновления // Психолого-педагогический журнал Гау-деамус. 2002. Т. 1. № 1. С. 71-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. 2005. № 8. С. 6-11.

References

1. Polat E.S. Sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologii [Modern pedagogical technologies]. Metodika obu-cheniva inostrannym yazykam: traditsii i sovremennost' [Methods of Teaching Foreign Languages: Traditions and Modernity]. Obninsk, 2012, pp. 330-370. (In Russian).

2. Polat E.S. (ed.). Novvve pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v si stem e obrazovaniva [New Pedagogical and Information Technologies in the Education System], Moscow, Akademiya Publ., 2008, 272 p. (In Russian).

3. Medvedev A.V., Goncharova N.A. Obucheniye studentov srednego professional'nogo obrazovaniya inoya-zychnoy professional'no oriyentirovannoy leksike na osnove mezhdistsiplinarnogo proyekta [Training of students of secondary vocational education a foreign language professionally oriented vocabulary basing on an interdisciplinary project]. Vestnik Chuvashskogo gosudarst\>ennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Y. Yakovleva-I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2021, no. 1 (110),pp. 167-175. https://doi.Org/10.37972/chgpu.2021.110.l.020. (InRussian).

4. Polat E.S. Metod proyektov na urokakh inostrannogo yazyka [The method of projects in foreign language lessons]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2000, no. 2, pp. 3-10. (InRussian).

5. Kretinina G.V. Metodika obucheniva studentov filologicheskikh fakul'tetov inoyazychnov spontannov rechi (angliyskiy yazykkak dopolnitel'naya spetsial'nost'): dis. ... kand. ped. паи k [Methods of Teaching Foreign Language Spontaneous Speech to Students of Philological Faculties (English as an Additional Specialty). Cand. ped. sci. diss.]. Tambov, 2002, 220 p. (InRussian).

6. Medvedev A.V., Goncharova N.A. Teoreticheskiye aspekty fonnirovaniya lingvisticheskoy kompetentsii studentov SPO (na materiale professionaLno-napravlennoy leksiki inostrannogo yazyka) [Theoretical aspects of the formation of linguistic competence of secondary vocational education students (based on the

Гончарова H.A., Медведев A.B. Natalya A. Goncharova, Alexey V. Medvedev

material of professionally directed vocabulary of a foreign language)]. Materialy 11 Vserossiyskov nauchno-prakticheskoy Internet-konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem) «Prepodavatel' vysshey shkoly: tradit-sii, problemy, perspektivy» [Materials of the 11th All-Russian Scientific and Practical Internet Conference (with International Participation) "High School Teacher: Traditions, Problems, Prospects"]. Tambov, Publishing House "Derzhavinsky", 2020, pp. 58-62. (In Russian).

7. Gnatyshina E.A., Korneyev D.N., Korneyeva N.Yu., Loskutov A.A., Salamatov A.A., Uva-rina N.V. Inno-vatsioimyve protsessy v obrazovanii [Innovative Processes in Education], Chelyabinsk, Cicero Publ., 2016, 210 p. (In Russian).

8. Vedenina L.G. Teoriya mezlikul'turnoy kommunikatsii i znacheniye slova [Theory of intercultural communication and the meaning of the word]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2000, no. 5, pp. 72-80. (In Russian).

9. Artemyeva O.A. Sovremennyye kontseptsii i modeli obucheniya inostrannym yazykam professional'noy napravlennosti: traditsii i strategiya obnovleniya [Modern concepts and models of teaching foreign languages of professional orientation: traditions and renewal strategy]. Psikhologo-pedagogicheskiv zhurnal Gaudeamus - Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2002, vol. 1, no. 1, pp. 71-81. (In Russian).

10. Belogrudova V.P. Ob issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya v usloviyakh proyektnogo metoda [About the research activity of students in the conditions of the project method]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2005, no. 8, pp. 6-11. (In Russian).

Информация об авторах

Гончарова Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-7313-5374, nata-alexaiS>mail.ra

Медведев Алексей Викторович, аспирант, кафедра иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация; преподаватель, Промышленно-технологичес-кий колледж, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, ' ORCID: 0000-0001-8874-1695, lesha. Ьеаг(й!у andex. rii

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 05.08.2022

Одобрена после рецензирования 30.09.2022

Принята к публикации 20.10.2022

Information about the authors

Natalya A. Goncharova, Doctor of Pedagogy, Professor of Foreign Languages and Methods of Their Teaching Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-7313-5374, nata-alexa(S>mail.ra

Alexey V. Medvedev, Post-Graduate Student, Foreign Languages and Methods of Their Teaching Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation; Lecturer, Industrial and Technological College, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-8874-1695, lesha.bear(S)yandex.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 05.08.2022 Approved after reviewing 30.09.2022 Accepted for publication 20.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.