Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnve nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm
ISSN 1810-0201
Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ THEORY AND METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN SECONDARY GENERAL SCHOOL
Научная статья
УДК 372.881.1
DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-195-131-138
История возникновения и основные тенденции развития метода case-study в отечественном иноязычном образовании: теоретический аспект проблемы исследования
Наталья Александровна ГОНЧАРОВА1, Надежда Васильевна ХАУСМАНН-УШКОВА23*
'ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 3Веймарский университет Баухаус 99423, Федеративная Республика Германии, г. Веймар, Гешвистер-Шоль-Штрассе, 8 * Адрес для переписки: [email protected]
Аннотация. Кратко в историческом срезе представлена история возникновения метода "case-study" как значимого метода для отечественной методической науки. С теоретических позиций обозначены основные тенденции развития метода "case-study" в отечественном школьном иноязычном образовании. Подчеркнуто, что происходит стремительное распространение метода "case-study" в школьной методике обучения иностранным языкам. Данный метод становится эффективным средством организации учебно-познавательного процесса, сосуществует с другими интерактивными методами. Метод "case-study" активно используется в обучении иностранным языкам как в общеобразовательных учреждениях, так и в высших учебных заведениях, и является уже одной из составляющей учебно-образовательного процесса. Подчеркнуто, что, работая с обучающими, тренировочными и систематизирующими кейсами в процессе изучения иностранного языка, обучающиеся получают анализ обычной ситуации и решение затронутых проблем средствами иностранного языка. Проработка кейсов дает обучающимся возможность использования готовой схемы решения коммуникативной задачи в определенной коммуникативной ситуации, формирует навыки решения более глубоких проблем. Естественно, что обучающиеся смогут применить данный опыт в аналогичных случаях в процессе осуществления будущей межкультурной деятельности.
Гончарова H.A., Хаусманн-Ушкова H.B. NatalyaA. Goncharova, Nadezhda V. Haitsmann-Ushkova
Ключевые слова: методика обучения иностранному языку, метод "case-study", иноязычная коммуникативная деятельность, обучающий кейс, тренировочный кейс, систематизирующий кейс
Для цитирования: Гончарова Н.А., Хаусманн-Ушкова Н.В. История возникновения и основные тенденции развития метода case-study в отечественном иноязычном образовании: теоретический аспект проблемы исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 195. С. 131-138. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-131-138
Original article
DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-195-131-138
The history of the emergence and main trends in the development of the case-study method in Russian foreign language education: the theoretical aspect of the research problem
Natalya A. GONCHAROVA1, Nadezhda V. HAUSMANN-USHKOVA2 3*
Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation 3Bauhaus-Universitat Weimar 8 Geschwister-Scholl-StraBe, Weimar 99423, Germany * Corresponding author: [email protected]
Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Гончарова H.A., Хаусманн-Ушкова H.B., 2021
Abstract. The history of the emergence of the "case-study" method as a significant method for the national methodic science is briefly presented in a historical cut. From a theoretical point of view, the main trends in the development of the "case-study" method in the domestic school foreign language education are outlined. It is emphasized that there is a rapid spread of the "case-study" method in the school methods of teaching foreign languages. This method becomes an effective means of organizing the educational and cognitive process, coexists with other interactive methods. The "case-study" method is actively used in teaching foreign languages both in general educational institutions and in higher educational institutions, and is already one of the components of the educational process. It is emphasized that, working with teaching, training and systematizing cases in the process of learning a foreign language, students receive an analysis of the usual situation and a solution to the problems raised by means of a foreign language. The study of cases gives students the opportunity to use a ready-made scheme for solving a communication problem in a certain communicative situation forms the skills for solving deeper problems. Naturally, students will be able to apply this experience in similar cases in the implementation of future intercultural activities.
Keywords: methods of foreign language teaching, "case-study" method, foreign language communicative activity, teaching case, training case, systematizing case
For citation: Goncharova N.A., Hausmann-Ushkova N.V. Istoriya vozniknoveniya i osnovnyye tendentsii razvitiya metoda case-study v otechestvennom inoyazychnom obrazovanii: teoreti-cheskiy aspekt problemy issledovaniya [The history of the emergence and main trends in the de-
velopment of the case-study method in Russian foreign language education: the theoretical aspect of the research problem], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 195, pp. 131-138. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2021-26-195-131-138 (In Russian Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется значимостью поиска новых педагогических технологий и методик при проведении урока иностранного языка в средней школе, способствующих лучшему усвоению обучающимися иноязычного материала. Обучение иностранному языку - процесс передачи и усвоения обучающимися не только иноязычных знаний, навыков, умений, но и опыта грамотного оформления устной и письменной речи на иностранном языке, что направлено на развитие у обучающегося качеств и способностей, позволяющих успешно осуществлять иноязычную коммуникативную деятельность в устной и в письменной формах. Методика обучения иностранному языку - педагогическая наука, исследующая процесс обучения языку в целях разработки научно-обоснованного сопровождения процесса выявления и познания наиболее устойчивых связей и закономерностей повышения эффективности преподавания. Методика обучения иностранному языку также определяется как интегрированная область научного знания, которая использует и преобразует сведения, полученные из других областей знаний в целях достижения образовательных результатов [1; 2]. Традиционных форм и методов уже становится недостаточно; требуется внедрение интерактивных образовательных технологий, выбор наиболее эффективных методов обучения. Развитие у обучающихся критического мышления, умения самостоятельно оценивать информацию и делать выводы - это наиболее важные требования современного времени к образованию [3]. Реализации данных требований способствуют так называемые интерактивные методы обучения, к которым относится и метод "case-study". Интерактивные методы обучения содействуют развитию познавательной активности обучающихся с целью достиже-
ния практического результата, направлены на раскрытие творческого потенциала, решение нестандартных задач [4]. Суть метода "case-study" заключается в том, что данный метод предоставляет возможность учителю иностранного языка объединить теоретическую подготовку и практические умения, которые необходимы школьнику в коммуникативной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Целью исследования является обзорное представление истории возникновения метода "case-study", а также обозначение с теоретических позиций основных тенденций развития метода "case-study" в отечественном школьном иноязычном образовании.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Осиновыми методами исследования являются теоретические методы анализа и обобщения научных источников, раскрывающих историю появления метода "case-study" и обосновывающих перспективу применения данного метода в ответственном иноязычном образовании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под термином "case-study" понимается создание и комплектация специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передача (пересылка) обучающимся [5]. Исходя из данного понимания "case-study", определение термина «кейс» имеет следующий вид: кейс представляет собой единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию и принять решение [6]. В методе "case-study" довольно удачно соединяются элементы развивающего и проблемного обучения, дискуссионного метода, метода группового сотрудничества, метода работы с необходимыми источниками информации [7]. Метод
Гончарова H.A., Хаусманн-Ушкова H.B. NatalyaA. Goncharova, Nadezhda V. Haitsmann-Ushkova
"case-study" направлен не только на освоение конкретных иноязычных знаний, навыков и умений и на развитие ключевых компетенций, но и на общее развитие коммуникативного и интеллектуального потенциала обучающихся.
Метод "case-study", или метод изучения ситуации (деловых историй, метод деловых игр и т. д.), был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе. Термин «ситуация» ранее активно использовался в медицине и правоведении, но в 20-е гг. XX века применительно к образованию термин приобретает новый смысл, когда преподаватели, помимо стандартных лекций, начали дополнительно организовывать «круглый стол» или студенческие обсуждения. Целью данных «круглых столов» было рассмотрение нестандартных жизненных ситуаций и возможных вариантов их решения.
В 1908 г. в Гарварде была основана Школа бизнеса, в которой была введена программа «Master of Business Administration (MBA) («Магистр делового администрирования») [8]. В 1912 г. в данной школе был введен курс «Искусство ведения бизнеса», составной частью которого был обязательный курс - метод ситуационного анализа. На курс набирались владельцы собственного бизнеса, которые представляли конкретные ситуации из своей практики и обсуждали их решение с аудиторией. После обсуждения каждый студент в течение определенного времени обдумывал самостоятельно проблему, подготавливал отчет и выступал перед аудиторией. Начиная с 1919 г., администрацией данного направления ведется активная работа по «коллекционированию кейсов». Первый учебник с упражнениями по данному методу был опубликован в 1921 г. под руководством декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Домана (Wallace В. Donham). С 1922 г. метод активно развивается, и в настоящий момент более 85 учебных заведений активно используют данный метод в своей работе.
В настоящее время в Гарварде сосуществуют три школы: школа права, медицинская школа и школа бизнеса, которые активно
строят процесс преподавания на данном методе, прежде всего, с целью решения задачи снятия информационной перегрузки студентов. Метод "case-study" стал основой построения системы обучения в школах Гарварда. Сегодня в данных школах этот метод -интерактивный тренинг с использованием видеоматериалов, различных раздаточных материалов, а также современного компьютерного обучения. В тренинге описываются реальные организации (не фиктивные), их реальные проблемы. Студенты играют роли реальных руководителей и участников ситуации, и в результате данной «деловой игры» решается конкретная проблема. Рядовой студент Гарварда тратит на решение кейсов более 90% учебного времени.
Кроме того, в 20-х гг. XX века методика преподавания разных дисциплин на основе метода "case-study" также развивается в Чикагской школе социологии. Данный метод применяется как исследовательская стратегия. Перед исследователями представлен социальный феномен (жизненная ситуация), и на примере эмпирического объекта - жизненного случая - ставится цель: используя инструментарий социологического исследования, необходимо решить поставленную задачу методом наблюдения, методом интервью, опроса, анализа документов и т. д.
Метод "case-study" в Чикагской социологической школе имеет ряд особенностей:
1) возможность получения и анализа более глубокой информации при изучении неформальных отношений между людьми;
2) образование понимается как одно из условий «совершенствования приспособления к жизни»;
3) ситуация, предлагаемая к рассмотрению, не выдуманная, исключительно реальная, следовательно, метод "case-study" используется как полевой метод для разбора жизненных ситуаций.
В настоящее время данный метод в Чикаго активно используется для решения задач по охране окружающей среды.
В советском образовании метод "case-study" развивался с 70-х гг. XX века. Данный
метод активно использовался для обучения будущих управленцев, а также будущих специалистов по экономическим специальностям. Но применение метода "case-study" было весьма противоречиво, так как данный метод выходил за рамки советской концепции образования. Главная цель данного метода в тот период - выработка навыков принятия управленческих решений. Исследованиями данного метода в 70-80 гг. XX века занимались Г.А. Брянский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, O.A. Овсянников, B.C. Рапоппорт. Но закрытость системы образования способствовала вытеснению метода «жизненных казусов» из учебных аудиторий.
Следующим этапом развития интереса российских ученых к данному методу становится период 90-х гг. XX века. Этот период неслучаен. На данном этапе происходит реформирование экономики нашей страны, следовательно, возрастает спрос на высококлассных специалистов, которые могут действовать в кризисных ситуациях, ситуациях неопределенности, а также быстро принимать решения в ситуациях с высокой степенью управленческих рисков. Естественно, что в данный период в вузах происходит смена направлений образования, на которые возрастает спрос, а именно: на менеджмент, социологию, психологию, политологию. Происходит переход к постклассическому образованию. Данные направления базируются на трудах мировых ученых, поэтому метод "case-study" начинает активное проникновение не только в высшие учебные заведения, но и в средние общеобразовательные школы, где постепенно включается в образовательный процесс.
В настоящее время применение метода "case-study" в обучении школьников иностранному языку позволяет развивать у обучающихся критическое и творческое мышление, формировать желание увеличивать имеющиеся знания иностранного языка путем самостоятельной работы и применять данные знания для решения познавательных и практических задач, дает возможность школьникам работать с информацией на
иностранном языке [9]. Названый метод акцентирован на активную мыслительную деятельность обучающихся, которая требуется для выражения собственной точки зрения.
При применении метода "case-study" работа учителя иностранного языка заключается в доведении до обучающихся сути наиболее сложных понятий, методичном создании проблемных ситуаций, сообщении обучающимся нужных фактов. Также у учителя иностранного языка появляется возможность организовать учебно-познавательную работу обучающихся таким образом, чтобы на основе проведенного исследования обучающиеся лично смогли сделать выводы и подвести итоги, сформировать с помощью учителя конкретные понятия и законы. Вследствие данной деятельности у обучающихся формируются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, воля и творческое воображение.
В настоящее время к современным учителям иностранного языка предъявляются высокие требования не только к уровню владения иностранным языком, но к знаниям наиболее зарекомендовавших себя методов и современных средств обучения, которые способствуют эффективной передаче знаний, умений и навыков, формированию нужного уровня компетенций обучающихся.
В процессе обучения с использованием кейс-метода обучающийся школы встречается с необходимостью:
1) выявить проблему, характеристики проблемы, последствия и пути разрешения (проблемный анализ);
2) проанализировать взаимосвязи и структуру ситуации с окружающей и внутренней средой (системный анализ);
3) установить причины, приведшие к возникновению данной ситуации и возможных последствий (причинно-следственные связи);
4) обсудить проблему и пути ее решения в малой группе (коммуникативные действия, критическое мышление);
5) спрогнозировать относительно вероятное и желательное будущее (прогностический анализ);
Гончарова Н.Л., Хаусманн-Ушкоеа Н.В. NatalyaA. Goncharova, Nadezhda V. Haitsmann-Ushkova
6) выработать план и программу действий в процессе принятия решения данной проблемы (программно-целевой анализ);
7) осознать процесс решения проблемы.
Полагаем, что использование метода
"case-study" довольно эффективно на всех уровнях изучения иностранного языка. Посредством метода "case-study" можно охарактеризовать наличие противоречий, на основе которых создаются и формулируются главные проблемные ситуации, задачи и практические задания для обсуждения и нахождения самого оптимального решения обучающимися. Проблему, заданную методом "case-study", необходимо изучить с разных сторон, проанализировать и представить решение [10]. Представлены могут быть различные уровни сложности кейсов. Задание может выполняться в письменной форме или в устной форме, индивидуально или по группам.
В развитии метода "case-study" в школьном российском иноязычном образовании можно выделить два основных направления:
- первое направление приходит с Запада с первыми специалистами, получившими образование за границей или прошедшими там стажировки, как направление в преподавании в высших учебных заведениях;
- второе направление связано с модернизацией в системе школьного образования в 2000-х гг., когда в школьное образование приходят инновационные технологии. Данная методика начинает использоваться для преподавания гуманитарных школьных дисциплин, таких как литература, русский язык, обществознание с целью подготовки обучающихся к различным жизненным ситуациям, проработки нестандартных задач.
Изучение источников по теме исследования позволяет нам выбрать те кейсы, которые наиболее значимы для формирования иноязычных коммуникативных знаний, навыков и умений обучающихся: обучающий кейс (позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий и заинтересовать обучающихся в изучении предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки
и анализа информации на иностранном языке, характеризующей различные ситуации для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы, в результате чего кейс попутно ориентирован на осуществление исследовательской деятельности и выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней); тренировочный кейс (представляет собой описание практической коммуникативной ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую разрешения на основе описания реальных ситуаций); систематизирующий кейс (помогает контролировать освоение обучающимися иноязычных знаний, навыков, умений, компетенций для решения проблем).
Исследователями замечено, что методика работы с самим кейсом требует сосредоточения внимания учителя иностранного языка на формулировке проблематики и выявлении основных причин появления этой проблемной ситуации [11; 12]. Далее должны быть выбраны способы решения поставленной проблемы в данной конкретной ситуации, то есть способы применения метода "case-study". Завершающим действием должна быть проверка правильности решения заявленной проблематики средствами иностранного языка.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в данный момент в образовании в Российской Федерации начинают активно внедряться новые методы, среди которых метод "case-study". Современное видение российского иноязычного образования подразумевает под собой смещение акцентов на поиск обучающимися собственного смысла и целей образования с пассивного восприятия информации, смещения роли учителя со стороны единственного носителя знаний к организатору, партнеру для обучающихся, который помогает с поиском решений в реальных проблемах и задачах. История становления метода "case-study" подчеркивает его значимость для современного иноязыч-
ного образования. Метод "case-study" является одним из самых перспективных и актуальных для внедрения в общеобразовательные школы с целью обучения иностранным языкам, так как является методом проблемно-ориентированного обучения и помогает обучающимся перейти от пассивного получения знаний к активному процессу обучения. Значимость метода "case-study" для современного образования тяжело оспаривать,
так как данный метод, в первую очередь, направлен на личностное обучение каждого обучающегося, которое включает в себя индивидуальное, коллективное и групповое развитие. Перспективным является изучение специфики оптимального применения метода "case-study" в обучении иностранному языку с целью решения коммуникативных задач с учетом мотивационной сферы обучающихся.
Список литературы
1. Барнс JI.IL, Роланд К. К, Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (учебник, ситуации и дополнительная литература). М.: Юристь, 2010. 501 с.
2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова II.II, Яркова ТА. Практическая педагогика. Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. 188 с.
3. Гончарова НА. Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников // 13 Пасхальные чтения: материалы 12 науч.-метод, конф. М.: Моск. пед. гос. ун-т, Ин-т филологии и иностранных языков, 2015. С. 135-140.
4. Андюсе Б. Кейс-технология - инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. №4. С. 61-65.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
6. Кучугурова Н.Д., Кучугуров II.В. Формы и методы формирования профессиональных умений будущих специалистов // Преподаватель XXI век. 2010. № 3-1. С. 69-82.
7. Никитина М.А. Кейс как средство обучения и контроля в условиях компетентностного образования в высшей школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2014. 25 с.
8. Адонина Н.П. Кейс-стади: история и современность // Высшее образование сегодня. 2012. № 11. С. 43-48.
9. Короткова М. С. Особенности использования методики "ease-study" в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 9. С. 34-37.
10. Короткова М.С. Сущность и содержание метода "case-study" // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 9. С. 38-42.
11. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентиро-ванного обучения // Образование в России. 2013. № 5. С. 23-28.
12. Покосенко Е.А. Практическое применение методов, средств, приемов работы на уроке. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2009. 23 с.
References
1. Barns L.I., Roland К.К., Hansen A.J. Prepodavaniye i metod konkretnykh situatsiy (uchebnik, situatsii i dopolnitel 'naya literatura) [Teaching and Method of Specific Situations (Textbook, Situations and Further Reading)]. Moscow, Yurist Publ., 2010, 501 p. (InRussian).
2. Vardanyan M.R., Palikhova N.A., Cherkasova I.I., Yarkova T.A. Prakticheskava pedagogika [Practical Pedagogy]. Tobolsk, Tobolsk Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev Publ., 2009, 188 p. (In Russian).
3. Goncharova N.A. Rol' distsiplin gumanitarnogo tsikla v nravstvennom vospitanii mladshikh shkol'nikov [The role of the disciplines of the humanitarian cycle in the moral education of primary schoolchildren], Materialy 12 nauchno-metodicheskoy konferentsii «13 Paskhal'nyye chteniva» [Proceedings of the 12th Scientific and practical Conference "13 Easter Readings"]. Moscow, Moscow Pedagogical State University, Institute of Philology and Foreign Languages Publ., 2015, p. 135-140. (In Russian).
Гончарова H.A., Хаусманн-Ушкова H.B. NatalyaA. Goncharova, Nadezhda V. Haitsmann-Ushkova
4. Andyuse B. Keys-tekhnologiya - instrument formirovaniya kompetentnostey [Case technology - a tool for the development of competencies]. Direktor shkolv [School Director], 2010, no. 4, pp. 61-65. (In Russian).
5. Sunnin Y.P. (ed.). Situatsioimyv analiz, ili Anatomiva Kevs-metoda [Situational analysis, or Anatomy of the Case Method]. Kiev, Innovation and Development Center Publ., 2002, 286 p. (In Russian).
6. Kuchugurova N.D., Kuchugurov I.V. Formy i metody formirovaniya professional'nykh umeniy budush-cliikh spetsialistov [Forms and methods of forming professional skills of future specialists]. Prepodavatel' XXI vek [Teacher 21st Centuiy], 2010, no. 3-1, pp. 69-82. (In Russian).
7. Nikitina M.A. Keys kak sredst\>o obucheniva i kontrolya v uslovivakh kompetentnostnogo obrazovaniva v vvsshev shkole: avtoref. dis.... kcmd. ped. nauk [Case as a Means of Teaching and Control in the Context of Competence-Based Education in Higher Education. Cand. ped. sci. diss, abstr.]. Barnaul, 2014, 25 p. (In Russian).
8. Adonina N.P. Keys-stadi: istoriya i sovremennost' [Case study: history and modernity]. Vvssheve obrazova-nive segodnva - Higher Education Today, 2012, no. 11, pp. 43-48. (In Russian).
9. Korotkova M.S. Osobennosti ispol'zovaniya metodiki "case-study" v obuchenii inostrannomu yazyku stu-dentov neyazykovykh spetsial'nostey [Features of the use of the "case-study" method in teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties]. Akademiya pedagogicheskikh idey «Novatsiya». Seriva: Studencheskiv nauchnyv vestnik [Academy of Pedagogical Ideas "Novation". Series: Student Scientific Bulletin], 2018, no. 9, pp. 34-37. (In Russian).
10. Korotkova M.S. Sushchnost' i soderzhaniye metoda "case-study" [The essence and content of the "case-study" method]. Akademiya pedagogicheskikh idey «Novatsiya». Seriva: Studencheskiv nauchnyv vestnik [Academy of Pedagogical Ideas "Novation". Series: Student Scientific Bulletin], 2018, no. 9, pp. 38-42. (In Russian).
11. Gummetova A.Y., Stupina E.V. Keys-metod kak sovremennaya tekhnologiya lichnostno-oriyentirovannogo obucheniya [Case method as a modern technology of student-centered learning], Obrazovanive v Rossii -Education in Russia, 2013, no. 5, pp. 23-28. (In Russian).
12. Pokosenko E.A. Prakticheskove primenenive metodov, sredsh', priyemov rabotv na uroke. Metodicheskiye rekomendatsii [Practical Application of Methods, Means, Techniques of Work in the Lesson. Guidelines]. Yekaterinburg, 2009, 23 p. (In Russian).
Информация об авторах
Гончарова Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, (ЖСШ: 0000-0002-7313-5374, па1а-а1еха®>таП.га
Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация; преподаватель немецкого языка как иностранного, Веймарский университет Баухаус, г. Веймар, Федеративная Республика Германии, (ЖСГО: 0000-0002-33457782, пшМОО 1 (Staail.ru
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 03.09.2021
Одобрена после рецензирования 01.10.2021
Принята к публикации 12.11.2021
Information about the authors
Natalya A. Goncharova, Doctor of Pedagogy, Professor of Foreign Languages and Methods of Its Teaching Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-7313-5374, nata-alexa(Staail.ra
Nadezhda V. Hausmann-Ushkova, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Linguistics and Humanitarian Pedagogic Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation; Lecturer of German as a Foreign Language, Bauhaus Universität Weimar, Weimar, Germany, ORCID: 0000-0002-3345-7782, nush2001 (Staail.ru
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
The article was submitted 03.09.2021 Approved after reviewing 01.10.2021 Accepted for publication 12.11.2021