УДК 372.881.111.1
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ АСПЕКТОМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Валентина Викторовна Тугарева
Кандидат филологических наук, доцент
Ш§агуоуа@таИ .гц Игорь Александрович Кулажников
аспирант кц1агшкоу1§ог@§та11 .сот Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье анализируются специфические черты и условия успешного овладения лексико-грамматическим аспектом английского языка на этапе начальной школы. Подчёркивается важное значение данного аспекта для формирования базовой коммуникативной компетенции. Упоминаются этапы формирования грамматических и лексических навыков.
Ключевые слова: лексический аспект, грамматический аспект, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, говорение.
В соответствии с ФГОС нового поколения интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является сформировать элементарную базовую коммуникативную компетенцию младших школьников по основным видам речевой деятельности на доступном для них уровне. Поэтому, целесообразно рассматривать лексический и грамматический материал в единстве, как лексико-грамматический аспект английского языка.
Отмечено, что «с введением нового образовательного стандарта изменяется также и содержание учебных программ, объём нагрузки и методологическая основа обучения. Знания не «насаждаются сверху», а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности учащихся, что является основой системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в преподавании иностранных языков» [1, 240].
Преподавание лексики и грамматики на начальном этапе имеет важное значение в изучении иностранного языка, так как именно в этот период обучающиеся имеют способность и желание усваивать значительное количество лексических единиц.
Лексические и грамматические структуры языка формируют необходимую базу, на которой в дальнейшем будет строиться говорение, лежащее в основе сформированности коммуникативной компетенции. Способность говорения напрямую зависит от умения владеть лексикой, что предполагает не только знание слова, но и умение грамотно связать его с другими словами, образовать словосочетания и предложения. К освоению лексики следует подходить крайне осознанно. На этапе репродуктивной речевой деятельности обучающийся должен будет найти в своей памяти нужное слово, произнести его, построить словосочетание в соответствии с его грамматическими признаками, а также включить полученную структуру в контекст. На этапе рецептивной речевой деятельности обучающийся должен соотнести звучащий или графический образ с лексическим значением слова, проследить смысловые связи с другими словами и, исходя из этого, понять значение всего высказывания. И в том и другом случае важно строить обучение
таким образом, чтобы школьники непрерывно ощущали потребность в пополнении словарного запаса. Чётко определяемая речевая перспектива является мотивирующим элементом успешного освоения как лексического, так и грамматического материала[5].
Все вводимые слова должны быть коммуникативно значимы для обучающихся и образовывать устойчивые смысловые конструкции. По мнению М.Я. Микулинской, « ...сразу после введения слова необходим переход к действию с ним », а также отмечается, что «...речевое действие означает построение высказывания». Построение высказывания затрагивает уже сферу грамматики. Исходя из этого можно сделать вывод, что обогащение лексического запаса невозможно без взаимосвязи с грамматикой» [3, с. 114].
У младших школьников хорошо развито ассоциативное мышление, поэтому весьма рационально внедрять новую лексику не изолированными словами, а целыми смысловыми группами (слова, связанные с погодными явлениями: sunny, windy, cloudy, rainy; слова-противоположности: happy - sad, cold - hot, black - white). Экспериментальным путём было доказано, что одни и те же слова гораздо лучше запоминаются группами, нежели чем в изолированном виде.
Грамотный подбор упражнений позволяет облегчить процесс запоминания новых слов, а также сформировать навык составления связанных смысловых высказываний (соотнести слово и картинку; выбрать из ряда слов «лишнее» слово; подобрать слова, соответствующие определённой теме; закончить предложение подходящим по смыслу словом; подобрать противоположное по значению слово; составить с новым словом словосочетания и др.).
На следующем этапе необходимо вводить грамматические упражнения, которые, как уже было сказано ранее, крайне важны для дальнейшего усваивания лексического багажа. Достаточное количество лексического материала «является необходимым условием для создания активного грамматического умения, на основе этого будет сформирован навык. Очевидно,
что грамматическое действие возможно только в определенных словарных границах и исходя из имеющегося словарного запаса» [6, с. 309].
Следовательно, если обучающийся может в определённой ситуации осознано, самостоятельно грамматически верно сформулировать выражение, значит, он в значительной мере владеет грамматическим навыком.
Грамматические навыки выступают компонентами разных видов речевой деятельности. Они отличаются между собой настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации.
Изучив работы Н.Д. Гальсковой, мы определили следующие основные виды грамматических навыков в говорении и письме [2,336].
Правильное, осознанное и коммуникативно-мотивированное включение грамматических конструкций в устную речь понимается, как грамматический навык говорения. Грамматический навык говорения характеризуется следующими основными качествами: целостность и осознанность в употреблении грамматических операций, автоматизированность и ситуативно -коммуникативная обусловленность использования грамматической конструкции.
Отмечено, что «процесс обучения грамматическим навыкам реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свою частную задачу. Этапы формирования грамматических навыков имеют соответствие с психологическими фазами формирования навыков. А своих работах Миролюбова А.А. выделяет следующие этапы работы над грамматическими единицами» [4, с. 112]:
- подготовительный этап - знакомство с грамматическим явлением.
- элементарный этап, включает усвоение грамматических действий в процессе использования грамматических конструкций или форм слова.
- этап систематизирующего обобщения, на нём продолжается закрепление умения применять новое действие в условиях сочетания его с другими знакомыми действиями.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что первостепенная задача любого преподавателя - создать условия для овладения активным словарём, что является важнейшим условием говорения; развить у обучающихся грамматические навыки, а также формировать осознанное восприятие учащимися единства лексико-грамматического материала. Все это необходимо для успешного продвижения в изучении иностранного языка.
Список литературы:
1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие в начальной школе. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Аркти, 2009. 336 с.
3. Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование обучения пониманию предложения при чтении. М.: Педагогика, 2005. 144 с.
4. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. Обнинск: Титул. 2005. 112 с.
5. Тугарева В.В. Нетрадиционные формы урока как средство развития творческой активности обучающихся // Научный рецензируемый электронный журнал «Наука и образование». Том 3. №4. 2020.
6. Тугарева В.В., Баранникова А.С. Специфика интегрированного урока иностранного языка // Инновационные подходы к разработке технологий производства, хранения и переработки продукции растениеводческого кластера. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Мичуринск. 2020. С. 309-310.
7. Шварева Л. В. Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения иностранным языкам: автореф. диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пенза, 2011. 25 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. М.: Просвещение. 2009. 31 с.
UDC 372.881.111.1
FEATURES OF MASTERING LEXICAL AND GRAMMATICAL ASPECTS OF THE ENGLISH LANGUAGE BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN
ValentinaV.Tugaryova
Candidate of Philology, Associate Professor
tugaryova@mail .ru Igor A. Kulazhnikov
postgraduate student kulaznikovigor@gmail .com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article analyzes the specific features and conditions of successful mastery of the lexical and grammatical aspects of the English language at the primary school stage. The importance of this aspect for the formation of basic communicative competence is emphasized. The stages of formation of grammatical and lexical skills are mentioned.
Keywords: Lexical aspect, grammatical aspect, communicative competence, speech activity, speaking.
Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.