Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна, Кулажников Игорь Александрович

В статье рассматривается проблема обучения текстовой деятельности на материале иноязычных текстов обучающихся старших классов в системе дополнительного образования. Актуальность проблемы объясняется тем, что в старшем школьном возрасте обучающиеся проявляют особый интерес к предметам, по которым они будут сдавать экзамены и знания, которых пригодятся в будущей профессиональной деятельности.Полагаем, дополнительные занятия по английскому языку, в частности текстовая деятельность на материале иноязычных текстов способна обеспечить старшеклассников необходимыми знаниями, умениями и навыками по профилю обучения, повысить мотивацию к изучению иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна, Кулажников Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A TEXTUAL ACTIVITY OF SENIOR PUPILS AT ENGLISH LESSONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article is considered to the problem of teaching the textual activity on the material of foreign texts senior pupils in the system of additional education.The actuality of the problem is explained by senior pupils’ interests to the subjects, which they pass at school and the knowledge of which are in need in the future profession. We consider, that additional English classes, in particular textual activity on foreign texts can give pupils necessary knowledge and skills, make the motivation higher.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.881.111.1

ОБУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нина Валентиновна Протасова

кандидат филологических наук, доцент

golovina-nina@bk.ru Игорь Александрович Кулажников

аспирант kulaznikovigor@gmail.com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения текстовой деятельности на материале иноязычных текстов обучающихся старших классов в системе дополнительного образования. Актуальность проблемы объясняется тем, что в старшем школьном возрасте обучающиеся проявляют особый интерес к предметам, по которым они будут сдавать экзамены и знания, которых пригодятся в будущей профессиональной деятельности.Полагаем, дополнительные занятия по английскому языку, в частности текстовая деятельность на материале иноязычных текстов способна обеспечить старшеклассников необходимыми знаниями, умениями и навыками по профилю обучения, повысить мотивацию к изучению иностранных языков.

Ключевые слова: текстовая деятельность, дополнительное образование, дополнение и углубление знаний естественно-математического профиля, повышение мотивации.

Настоящая статья посвящена обучению текстовой деятельности на материале иноязычных текстов обучающихся старших классов в системе дополнительного образования. Обучение текстовой деятельности на материале иноязычных текстов проходило в «Центре развития современных компетенций детей» на занятиях по английскому языку и имело целью сформировать умения работы с научным / научно-популярным текстом, улучшить лингвистические знаниястаршеклассников, подготовить к реальному иноязычному общению, деловому сотрудничеству и взаимодействию.

«Центр развития современных компетенций детей» является структурным подразделением Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Мичуринского ГАУг. Мичуринска-наукоградаРФ. Занятия по английскому языку являются дополнением к материалу школьной программы по английскому языку и способныулучшить знания умения и навыки фонетико-фонологического, лексико-грамматического уровней языка, повысить мотивацию к изучению иностранного языка.Курс обучения английского языка в системе дополнительного образования рассчитан на два года, по 144 часа в каждом курсе.

Занятия по английскому языку организованы для школьников г. Мичуринска - наукограда РФ, с разным уровнем языковой подготовки, в связи с чем, в набранной группе, преподаватель английского языка начинает обучение с вводно-коррекционного курса и имеет целью совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. На данном этапе важно сформировать навыки правильного произношения слов и словосочетаний, обращать внимание на соблюдение ударения и оформления интонации различных типов предложений.

По завершению вводно-коррекционного курса преподаватель переходит непосредственно к обучению текстовой деятельности. Следует отметить, что количество часов, отводимое на занятия английским языком в системе дополнительного образования, позволяло использовать задания из учебника английского языка, а также привлекать дополнительные тексты по профилю

обучения школьников в общеобразовательной школе. Учебник английского языка использовался на занятиях для повторения грамматического материала, для расширения лексического материала нами использовались тексты из электронных журналов. Вместе с тем, грамматический материал отрабатывался в процессе текстовой деятельности. Преподаватель обращал внимание школьников на грамматические конструкции типичные для научного текста, которые уже знакомы обучающимся, а также на грамматические явления, которые обычно вызывают трудности в употреблении при составлении устных и письменных сообщений, такие как ComplexObject, ComplexSubject, PassiveVoice.

В качестве средств обучения текстовой деятельности использовались научные и научно-популярные иноязычные тексты, способные углублять знания, умения и навыки профильной направленности. Опыт работы с обучающимися негуманитарного профиля показывает, что тексты, которые содержат новый, ранее неизвестный материал по предметам естественно-математического цикла, развивают познавательный интерес, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. По мнению исследователей, учебные мотивы формируются в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса [2].Проблема мотивации в обучении по-прежнему является не только актуальной, но и одной из центральных проблем в педагогике, педагогической психологии и методике преподавания иностранных языков, так как мотивация позволяет влиять на продуктивность процесса обучения и на развитие, становление личности обучаемого [3]. Для обучающихся старших классов негуманитарного профиля основным мотивом является приобретение знаний, умений и навыков профильной направленности. Такой мотив осознается обучающимися и понимается как «жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний» [1]. Практика показывает, что, обладая таким мотивом, обучающиеся способны упорно и с интересом выполнять

учебные задания. Интерес к предмету исследования не дает им отвлекаться, школьники не обращают внимание на трудность поставленной задачи.

Текстовая деятельность на материале на научно-популярных, научных иноязычных текстов вовлекает старшеклассников в активный познавательный процесс, они много думают, размышляют, делают выводы, выводят суждения и умозаключения.В обучении текстовой деятельности большое значение отводится упражнениям и заданиям к тексту, как предтекстовым, так и послетекстовым. Так, предтекстовые задания предусматривают работу с языковым материалом, так как обучающихся важно подготовить к узнаванию и пониманию языковых единиц в тексте. Задания послетекстового характера направлены на контроль понимания прочитанного текста и чаще всего имеют форму тестов устных или письменных. Безусловно, текстовая деятельность на материале иноязычных научно-популярных, научных текстов обеспечивает развитие способностей к приобретению знаний, умений и навыков, развивает умения синтеза, анализа, сравнения, обобщения, и вместе с тем, другие виды речевой деятельности - письмо, аудирование, говорение.

В заключение отметим, что обучение текстовой деятельности на материале иноязычных текстов в рамках системы дополнительного образования имеет ряд преимуществ. Прежде всего, обучающиеся имеют возможность развивать свои интересы и склонности, используя научные и научно-популярные тексты на занятиях английского языка. Новая информация, ранее неизвестные сведения и факты развивают познавательный интерес, улучшают качество знаний предметов естественно-математического цикла, повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

Список литературы:

1. Гончарова Н.А. Обучение иноязычной спонтанной речи в русле общенаучных концепций исследования // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов IV Международной

научно-методической конференции 26-27 октября 2017 года / Санкт-Петербургский горный университет, СПб, 2017. 369 с. С. 116-118.

2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Межпредметный аспект формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 27.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение 1991. С. 228.

4. Кретинина Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. 20 с.

5. Кретинина Г.В., Гончарова Н.А., Чуксина О.В. Межкультурная коммуникация и обучение английскому дискурсу // Высшее образование в России. 2007. N 8. С. 135 - 136.

6. Медведев А.В., Гончарова Н.А. Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов СПО (на материале профессионально-направленной лексики иностранного языка) // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). Тамбов. 2020. С. 58-62.

7. Педагогическая психология. СПб. Питер, 2007. С. 260.

8. Сиземина А. Е. Роль учебной мотивации в овладении лексическим запасом иностранного языка // Коммуникативный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе: Межвузовский сборник научных статей. Н. Новгород: НГЛУ им Н. А. Добролюбова 2007. С. 232. 3

UDC 372.881.111.1

TEACHING A TEXTUAL ACTIVITY OF SENIOR PUPILS AT ENGLISH LESSONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Nina V. Protasova

Candidate of Philological Sciences Associate Professor golovina-nina@bk.ru Igor A. Kulazhnikov postgraduate student kulaznikovigor@gmail.com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article is considered to the problem of teaching the textual activity on the material of foreign texts senior pupils in the system of additional education.The actuality of the problem is explained by senior pupils' interests to the subjects, which they pass at school and the knowledge of which are in need in the future profession. We consider, that additional English classes, in particular textual activity on foreign texts can give pupils necessary knowledge and skills, make the motivation higher.

Key words: textual activity, additional education, addition and deepening of knowledge of science and mathematics profile, make the motivation higher.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.