Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ИХ РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫКОМ'

ОСНОВНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ИХ РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫКОМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / МЕЛОДИКА / РИТМ / УДАРЕНИЕ / ТЕМБР / ТЕМП / ПАУЗА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нуждова Елена Николаевна

В статье рассматриваются основные компоненты интонации, их функции и роль в овладении французским языком, делается вывод о необходимости обучения интонационной выразительности речи. Данные исследования могут быть использованы на уроках французского языка, как в начальной школе, так и на более продвинутых этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC INTONATION COMPONENTS AND THEIR ROLE IN FRENCH STUDY

The paper deals with the main intonation components, their functions and role in French study. It is concluded that teaching intonation expressiveness is essential. The research data can be applied in French lessons at both primary school and secondary school.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ИХ РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫКОМ»

УДК 81'342.9

ОСНОВНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ИХ РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫКОМ

Елена Николаевна Нуждова

кандидат филологических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются основные компоненты интонации, их функции и роль в овладении французским языком, делается вывод о необходимости обучения интонационной выразительности речи. Данные исследования могут быть использованы на уроках французского языка, как в начальной школе, так и на более продвинутых этапах.

Ключевые слова: интонационные средства, мелодика, ритм, ударение, тембр, темп, пауза.

Изучение вопроса, связанного с научным пониманием термина «интонация», позволяет констатировать, что на сегодняшний день нет единой позиции как по трактованию рассматриваемого явления, так и по его компонентному составу.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых обнаруживает тот факт, что большинство исследователей выделяет мелодику как важнейший компонент интонации [8; 6].

С акустической точки зрения мелодика — изменения частоты основного тона, происходящие во времени [11]. Звучащая речь характеризуется постоянным изменением частоты основного тона. С артикуляционной точки зрения, мелодика создается за счет колебания движений голосовых связок, осуществляемого с разной частотой и интенсивностью. Перцептивно мелодика речи воспринимается как повышения и понижения высоты голоса в процессе говорения. Эти вариации основного тона воспринимаются людьми лучше, чем все другие характеристики интонации. Изменения тона могут быть зафиксированы графически, в виде тонального (или мелодического) контура.

Мелодика речи несет ряд лингвистических функций, важных для овладения французским языком. Так, например, следует отметить, что в языке некоторые типы высказывания могут быть оформлены мелодически, а не грамматически. И именно изменение частоты основного тона очень важно для правильного выражения и восприятия коммуникативных типов высказывания.

Мелодика активно используется для разделения речи на интонационно-смысловые группы (синтагмы, фразы, высказывания) [8]. Кроме того, мелодика речи служит для выражения эмоций, модальных оттенков. Мелодические параметры показывают законченность или незаконченность высказывания.

Другим важным компонентом интонации является ритм. Изучению ритма посвящены научные исследования в самых разных областях, начиная от психологии, и заканчивая искусствоведением. Согласно определению О.С. Ахмановой, ритм -это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в произведении речи [2].

Ритмические единицы могут быть как крупными, такими как синтагма, так и

мелкими, такими как слог или звук. В отличие от других языков, таких как русский или английский, ритмическая структура которых основана на расположении лексических ударений в высказывании, ритм французского языка характеризуется наличием фразового (ритмического или синтаксического ударения) в конце фразы. Благодаря фиксированному месту ударения, французскому языку свойственен восходящий ритм [5].

Следующим важным компонентом интонации является ударение, подразумевающее выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств [11]. В лингвистике различают языки с фиксированным и свободным ударением. Французский язык, в отличие от русского и английского, можно отнести к языкам с фиксированным ударением [12]. Благодаря ударениям, во французском языке выделяются не отдельные слова, а некоторые группы слов, формируемые на основе смысловых связей, таким образом, французское ударение является фразовым по природе, и отдельное слово становится ударным лишь как отрезок фразы или как самостоятельное высказывание.

Французский язык содержит в себе сложную систему ритмических ударений (фразовое, логическое, синтагмическое, ритмическое, добавочное), выполняющих функцию членения речевого текста на единицы разного уровня (фразы, синтагмы, ритмические группы) и систему выделительных ударений (эмоциональные, смысловые) [4].

Ещё одним неотъемлемым интонационным средством является тембр, который зависит от наличия в голосе добавочных тонов и обертонов и эмоционально окрашивает речь говорящего [10]. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение. У разных людей с разной тембральной окраской голоса одни и те же модально-эмоциональные значения будут характеризоваться некоторой вариативностью.

Темпоральные характеристики являются одним из важных компонентов интонации. Согласно определению, зафиксированному в лингвистическом словаре, темп речи - это скорость произнесения элементов речи. Темп речи можно

измерить либо числом звуков, слогов и т. д., произносимых в единицу времени, либо средней их длительностью [11]. Благодаря изменению темпа речи, можно разграничивать важную и неважную информацию в высказывании, наиболее важные отрезки информации произносятся в замедленном темпе. Темп речи может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, возрастных изменений, социального положения, от речевой ситуации в целом [7].

Пауза также относится к темпоральным средствам интонации [10]. Паузация чаще всего связана с общим темпом произнесения предложения, с ускорением темпа речи число пауз уменьшается, как и их средняя длительность. Паузы выполняют ряд языковых функций, среди которых можно выделить членение речи на интонационно-смысловые отрезки, выражение характера связи между частями высказывания и средством смыслового и эмоционального выделения слова или синтагмы [11].

Рассмотрим роль основных интонационных средств в овладении французским языком (Таблица 1).

«Таблица 1»

Роль основных интонационных средств в овладении французским языком

Компонент Роль

интонации

Мелодика речи Выражение и восприятие коммуникативных типов высказывания, эмоций, модальных оттенков, членение речи на смысловые группы, выражение степени связи между ними, создание целостности

Ритм Организация и формирование, выделение важной информации

Ударение Организация и членение, выделение важной информации

Тембр Коммуникативное значение, выражение эмоций

Темп Разграничение синтагм, разграничение важной и неважной информации, стилистическое маркирование

Паузы Смысловое членение речи, смысловое и эмоциональное выделение слова или синтагмы

Все представленные интонационные компоненты можно выделить для подробного отдельного изучения или анализа их акустических параметров, но в процессе коммуникации или с точки зрения изучения языка они работают взаимосвязано, представляя собой единый комплекс средств, меняющий свой функционал в зависимости от целей говорящего [12].

Чтобы понимать важность ритмико-интонационных элементов в изучении

языка, нужно осознавать их роль в общении и их функции. Среди ученых-лингвистов бесспорно положение о том, что интонация является полифункциональным явлением, однако анализ литературы по данной проблеме показывает, что в определении количества ее функций единое мнение отсутствует. А.Н. Рапанович выделяет грамматическую, организующую и выразительную функции интонации [10]. М.В. Гордина выделяет организующую, делимитативную, грамматическую и экспрессивную функции интонации [5]. П. Леон выделяет общелингвистическую функцию интонации, помогающую распознавать спонтанную речь, а также грамматическую и организующую функции [13].

Рассмотрим наиболее значимые функции интонации (Таблица 2). Таблица 2

Функции интонации

Грамматическая функция Позволяет идентифицировать грамматическую структуру предложения, его коммуникативный тип

Организующая, или структурная, или делимитативная функция Членение речевого потока на отдельные отрезки

Смыслоразличительная, или смысловая функция Помогает различать смысл и оттенки смысла высказывания

Экспрессивная, или выразительная функция Выражение эмоционального состояния говорящего

Таким образом, интонация играет важную роль в обучении французскому языку. Овладение интонацией является частью лингвистической, социолингвистической и коммуникативной компетенции, а интонационные ошибки являются причиной коммуникативных неудач. В свою очередь, сознательная, целенаправленная и систематическая работа по формированию и поддержанию навыков адекватной интонации диалогической речи при изучении французского языка способствует развитию восприятия речи на слух, а также других видов речевой деятельности, таких как аудирование, чтение, монолог, развивает мышление, самоконтроль, взаимоконтроль, воспитывает учащихся, делает их речь на иностранном языке ярче и эмоциональнее [1].

Большинство ученых-методистов, среди которых Н.Д Гальскова, Н.И. Гез, А.А. Миролюбов подчеркивают необходимость обучения интонационной

выразительности [3; 9]. Необходимость овладения интонацией отражается в требованиях ФГОС и образовательных программах. Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу о необходимости обучения школьников интонационной выразительности речи на всех этапах обучения, включая начальный этап.

Список литературы:

1. Авилкина И.Н. О роли и способах работы над интонацией при изучении французского языка как иностранного // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: Сборник материалов III Национальной научно-практической конференции. Омск: СибАДИ, 2020. С. 756-759.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: УРСС, 2010. С. 571.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 336.

4. Головчанская И.И. Формирование фоностилистической компетенции учителя иностранного языка (бакалавриат, французский язык): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/Московский городской педагогический университет. М., 2015. С. 256.

5. Гордина М.В. Практическая фонетика французского языка. - М.: Книжный мир. 2003. С. 336.

6. Елсукова Л.А. Интонация как один из факторов восприятия звучащей речи на синтаксическом уровне // Вестник Вятского государственного университета. 2011. №1. С. 25-29.

7. Когалова Е. А. Значимость темпорального компонента интонации во французской теледискуссии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. №2 (818). С. 37-47.

8. Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2001. С. 592.

9. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам:

традиции и современность. М.: Титул, 2010. С. 464.

10. Рапанович А.Н. Фонетика французского языка. Курс нормативной фонетики и дикции. М.: Альянс, 2014. С. 288.

11. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. 2002. С. 709.é

12. IntravaiaP. Formation des professeurs de langue en phonétique corrective. Le système verbo-tonal. Mons: CIPA. 2007. 283 p.

13. Léon P. Phonétisme et prononciations du français, avec des travaux pratiques d'application et leurs corrigés. Paris: Nathan Université, 2000. 192 p.

UDC 81'342.9

BASIC INTONATION COMPONENTS AND THEIR ROLE IN

FRENCH STUDY

Elena N. Nuzhdova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

nuzhdova.elena@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The paper deals with the main intonation components, their functions and role in French study. It is concluded that teaching intonation expressiveness is essential. The research data can be applied in French lessons at both primary school and secondary school.

Key words: components of intonation, melody, rhythm, stress, timbre, tempo, pausation.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.