- на срок до пяти лет: на покупку сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, сельскохозяйственных машин, грузовых автомобилей грузоподъемностью не более 3,5 т, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, приобретение газового оборудования и других ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Общая сумма кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не может превышать 700 тыс. руб. на одно хозяйство [4].
Указанные суммы кредита (займа), по нашему мнению, являются недостаточным для эффективного ведения личного подсобного хозяйства, т.к. цены на сельскохозяйственную технику и другие покупные ресурсы в 2015 г. резко повысились.
Кроме государственной поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), в субъектах Российской Федерации ежегодно утверждают ставки субсидий из краевого (областного) бюджета. Так, например, в Ленинградской области в 2014 г. личным подсобным хозяйствам субсидия на возмещение части затрат на покупку комбикормов составляла 3 руб. за 1 кг. Норма покупки комбикорма 300 кг на квартал на одну условную голову скота, что, по нашему мнению, для интенсивного производства животноводческой продукции даже при содержании одной коровы и одной головы молодняка крупного рогатого скота является недостаточным. Если при этом учесть, что в личном подсобном хозяйстве, как правило, содержат еще не менее одной свиньи, потребность в комбикорме на квартал составляет 600 - 800 кг, т.е. примерно в 2 раза больше применяемой нормы в настоящее время.
Для дальнейшего развития ЛПХ необходима поддержка государства в виде выделения льготных кредитов для строительства животноводческих помещений, покупки племенного скота, оказания помощи в реализации продукции, увеличения субсидий на покупку комбикорма и других ресурсов, необходимых для интенсивного ведения производства, т.е. должен быть внедрен комплекс мероприятий, который стимулировал бы их развитие.
Л и т е р а т у р а
1. Всероссийская перепись населения 2010г. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010.
2. Федеральная служба государственной статистики. Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения 2006 г. URL: http://www.gks.ru/news/perepis 2006.
3. Федеральная служба государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/.
4. Государственная программа на 2013-2020 годы/Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru
5. Широков С.Н., Писаренко П.И., Качалов С.М. Современное состояние и технологическая модернизация в молочном скотоводстве // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета .- 2014.- №35.- С.223 - 229.
6. Лаврова А.П. Основные направления развития личных подсобных хозяйств сельского населения // Известия Санкт - Петербургского государственного аграрного университета.- 2014. - №35. - С.219-223.
УДК 631.161 Доктор экон. наук М.М. ОМАРОВ
(НГУ им. Ярослава Мудрого) Доктор экон. наук П.В. СМЕКАЛОВ
(СПбГАУ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ И ИХ КООПЕРАЦИЯ
Крестьянские фермерские хозяйства, кооперация, кооперативные союзы, ассоциации, интеграция, межфермерские кооперативы
Специфика сельскохозяйственного производства, различие в уровне материально-технической оснащенности отраслей объективно предопределяют производственную деятельность разных по размерам и формам хозяйствования предприятий. Появление в современной структуре агропромышленного комплекса небольших по размеру крестьянских (фермерских) хозяйств - вполне
нормальный и объективно обусловленный процесс. В качественном аспекте крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой организационно-экономическую форму производства продовольствия, основанную на добровольном самостоятельном труде отдельных граждан, семей или группы лиц, владеющих землей, другими средствами производства на правах частной собственности или аренды, а производимой ими продукцией и получаемым доходом - на правах полной собственности. Целесообразность организации крестьянских (фермерских) хозяйств должна определяться конкретными экономическими, материально-техническими и технологическими факторами.
Функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств становится очевидной реальностью. И хотя практика их деятельности отнюдь не богата, тем не менее обращение к возникающим производственным и экономико-организационным проблемам крестьянских хозяйств правомерно и необходимо. Как показывают наблюдения, во многих случаях структура производства крестьянских (фермерских) хозяйств далека от научно обоснованной, ощущается дефицит технологической и экономической компетенции. Речь идет о том, чтобы те, кто взялся за ведение крестьянского хозяйства, не только имели желание, но и могли прогнозировать стратегические задачи, планировать текущую хозяйственную деятельность, вести учет доходов и расходов, правильно распорядиться финансами.
В условиях, сложившихся на сегодняшний день, развитие крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по нескольким направлениям.
Преобладает направление, основанное на постепенном увеличении площадей и объемов производства. В этом случае началом в организации крестьянского (фермерского) хозяйства может служить личное подсобное хозяйство, которое расширяется по мере увеличения доходов и создания необходимой материально-технической базы. Характерными особенностями крестьянского (фермерского) хозяйства являются ограниченное использование наемной рабочей силы (для выполнения сезонных работ и отдельных видов услуг), владелец сам выполняет все основные работы (с участием членов семьи), самостоятельно распоряжается производственным процессом; принимает и осуществляет все решения по развитию и управлению производством; полная или частичная собственность на здания. Сооружения и другие средства производства; полная ответственность за результаты производственной деятельности. Говоря об эффективности той или иной модели крестьянского (фермерского) хозяйства, следует подчеркнуть, что необходимо различать эффективность 3-х видов: экономическую, социальную и экологическую. Экономическая эффективность в крестьянских (фермерских) хозяйствах измеряется теми же показателями, что и в общественных, однако часть из них (себестоимость продукции, цена реализации и прибыль) в крестьянских хозяйствах имеет свои особенности и специфику. Критерии экономической эффективности - доходность (прибыльность) производства той или иной сельскохозяйственной продукции. Этот критерий зависит у фермера от двух основных показателей: роста объема и цены реализации продукции; уровня затрат на ее производство.
Социологические наблюдения показали, что крестьянские хозяйства хотят расширять производство, углублять специализацию животноводства.
Некоторые фермы стремятся наладить переработку сельскохозяйственной продукции, строя маслобойки, мельницы, коптильни и холодильники.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что при всем многообразии форм в сельском хозяйстве предпочтение отдается семейным фермам, которые могут быть достаточно крупными. Основными их достоинствами являются полная взаимозаменяемость и взаимопомощь, высокая степень доверия ее членов друг другу, отсутствие учета выработки отдельных работников. В условиях индустриализации сельскохозяйственного производства они обладают достаточной гибкостью и эффективностью.
Поэтому достаточное место среди форм хозяйствования в условиях рыночной экономики в сельскохозяйственном производстве России должны занять крестьянские хозяйства. Они законодательно призваны и фактически стали равноправными членами экономической системы наряду с коллективными, акционерными, государственными и другими предприятиями и организациями. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что в основу организации крестьянских хозяйств должны быть положены следующие принципы: добровольность создания, выбора хозяйственных партнеров и форм взаимодействия с ними, т.е. фермер сам самостоятельно избирает вид деятельности, форму взаимоотношений с предприятиями и организациями,
осуществляющими его материально-техническое обеспечение. В сегодняшнем обществе мало кто оспаривает главную причину бедственного положения аграрного сектора - отчуждение крестьянина от земли, собственности от результатов своего труда. В сложившейся ситуации необходимо создать все условия, чтобы крестьянин и захотел, и смог стать свободным хозяином на земле, раскрепостить его инициативу, предприимчивость, не опасаясь при этом роста дифференциации крестьян по доходам, становления прослойки зажиточных хозяев и примириться с тем, что значительная часть сельского населения окажется просто не у дел, если не изменить отношения к труду.
С этой точки зрения необходимо рассматривать условия, характер формирования и развития крестьянских хозяйств. Крестьянское хозяйство - это предприятие по производству одного или нескольких видов конечной или промежуточной продукции, основанное на добровольном, независимом труде владельца и членов его семьи, частной собственности на основные средства производства, жилые и хозяйственные постройки, на производственную продукцию и полученный доход.
В организационно-экономическом аспекте формированию и развитию крестьянских хозяйств, - считает А. Борисенко, - будет способствовать соблюдение следующих основных условий:
1. Должна быть полная добросовестность производителя в создании хозяйства.
2. Всем гражданам, имеющим соответствующие знания, навыки работы в сельском хозяйстве, передаются земельные угодья, фонды и кредиты в собственность, владение или аренду для ведения хозяйства и обеспечивается их социальная защита и поддержка.
3. Предоставление земли и других средств производства желающим вести самостоятельное хозяйство должно осуществляться без ущемления интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
4. Государство, совхозы и другие предприятия независимо от их отраслевой направленности должны оказать действенную помощь крестьянским хозяйствам в инвестировании, кредитовании, создании агрессивных служб, маркетинговых организаций на договорной взаимовыгодной основе.
Самой актуальной в настоящее время является проблема обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств материально-техническими ресурсами.
В условиях роста крестьянских (фермерских) хозяйств эта проблема выдвигается в число основных. Очевидно, что дефицит техники и запасных частей еще долго будет обгонять возможности ресурсного обеспечения.
В таких условиях главной заботой о фермерах должно стать хотя бы, по возможности, достаточное обеспечение их запасными частями, до полного использования имеющейся техники. На первых порах смогут сыграть положительную роль в предоставлении услуг фермерским хозяйствам пункты проката техники. Однако данная форма обслуживания не имеет будущего, так как при полном обеспечении техникой хозяйства откажутся от их услуг.
Материально-техническое обеспечение и услуги могут дать хороший эффект, если будут отвечать требованиям фермерских хозяйств. Созданные в каждом районе лизинговые отделы при земельных банках или их отделения смогут оказывать такие услуги, как заключение договоров на аренду сложной и дорогостоящей техники; на полный срок амортизации машин и оборудования (после окончания срока аренды фермер должен иметь право на его продление или на выкуп арендованной техники, при этом стоимость следует определять по официальной норме амортизационных отчислений); на срок до окончания полного срока амортизации (в данном случае право фермера на последующую покупку машин и оборудования не гарантируется и при продолжении срока аренды калькуляция арендной платы проводится заново); договор на аренду с последующей покупкой арендованной техники (в этом случае после завершения срока аренды машины и оборудование автоматически переходят в собственность фермера). Стоимость таких услуг устанавливают с учетом всех затрат лизингового отдела банка. Под лизинг фермер должен иметь право получать банковский кредит на срок действия договора.
В создавшихся условиях сервисное обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств можно построить при наиболее рациональном использовании материально-технической базы существующих обслуживающих предприятий, а также ныне приватизируемых и реорганизованных колхозов и совхозов. Структура обслуживания должна быть двух-трехзвенчатой: заводы-изготовители, племенные заводы, свиноводческие хозяйства; технические центры, специализированные ремонтные заводы, мастерские, хозяйства, осуществляющие репродукцию
семян, выращивание племенных животных, то есть выполнение функции дистрибьюторов (распределителей). Как правило, непосредственные исполнители услуг для фермеров - небольшие по производственным мощностям предприятия-дилеры. Строя свои взаимоотношения с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и с предприятиями второго звена на договорных принципах, дилеры несут полную ответственность за полезный эффект выполняемых услуг. С особой остротой встает для крестьянских (фермерских) хозяйств проблема денежных средств. Резко обесцениваются выделяемые кредитные ресурсы либерализацией цен, которая изменила ситуацию в худшую сторону, безудержный рост цен на технику, в то время как закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию растут не так быстро. Необходимо осуществлять переход к обоснованной системе кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств. Каждое хозяйство вместе с заявкой на кредиты представляет обоснование направления их использования. Кредиты банка должны формировать структуру капитала так, чтобы она обеспечивала рациональное соотношение основных и оборотных фондов. Система налогов, льгот и кредитов должна учитывать местонахождение крестьянских (фермерских) хозяйств, их удаленность от рынков сбыта, пунктов агросервиса и организаций, осуществляющих обеспечение материально-техническими ресурсами. Кроме того, в зависимости от увеличения объемов выполняемых в хозяйстве работ по сохранению и повышению плодородия почв, обеспечению сохранности окружающей среды, следует снижать процент налога, выделять им льготные кредиты, а в ряде случаев и безвозмездно их инвестировать.
С учетом вышесказанного, формирование эффективных фермерских хозяйств необходимо совместить с процессом их кооперации и интеграции АПК России. Крестьянские (фермерские) хозяйства могут успешно развиваться лишь как органическая составная часть АПК России. Кооперативная система фермерства и ее отраслевой, функциональной и региональной структурой является конструктивной основой организационно-экономической структуры аграрной сферы. Только на кооперативных принципах могут хозяйствовать ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, их первичных кооперативов территориально-производственные формирования по материально-техническому обеспечению, переработке, реализации, сервису, строительству, производственной и социальной инфраструктуре, финансовому обслуживанию крестьянских (фермерских) хозяйств. Одним из элементов механизма создания кооперативной системы фермерства является акционирование, в котором содержатся кооперативные начала. Другим - бюджетное финансирование момента формирования определенной части кооперативов. При этом экономический механизм кооперации должен быть механизмом реализации идеологии кооперативного движения -кооперативная система формируется не в целях наживы на фермерских хозяйствах, а как фактор их устойчивого развития [2].
Крестьянские (фермерские) хозяйства в свое время формировались, прежде всего, на землях слабых, убыточных, низкорентабельных сельскохозяйственных предприятий (бывших колхозов и совхозов).
В условиях высоких цен на сельхозтехнику, строительные материалы, семена и другие материальные ресурсы фермеры вынуждены были создавать территориальные кооперативы - союзы (ассоциации) фермерских хозяйств, которые брали на себя производственно-техническое и социальное обслуживание. Это приобретение на принципе складчины тяжелых, мощных и дорогостоящих машино-тракторных агрегатов (тракторов, комбайнов и др.), проведение ремонтов и технического обслуживания всех машин и механизмов, обеспечение горючим и смазочными материалами, транспортом, проведение агрохимических работ, материально-техническое обеспечение, в том числе запасными частями и узлами, организация сбыта произведенной сельхозпродукции и т.д.
В настоящий период фермерское кооперативное движение находится на стадии становления и развития. Практически имеют место две формы кооперации: ассоциации крестьянских хозяйств на базе крупных и развитых предприятий АПК, создаваемые при их реорганизации, и ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов на региональных уровнях - районном, областном, российском.
Анализ зарубежного опыта развития межфермерских кооперативов показывает, что фермеры всех стран не могут обойтись без кооперативов (ассоциаций). И, как правило, фермеры состоят одновременно не в одном, а в нескольких агросервисных кооперативах.
Кооперативное крестьянское (фермерское) движение, несомненно, будет нарастать по мере увеличения численности крестьянских хозяйств. При этом основные пути его дальнейшего развития просматриваются по шести направлениям:
1) создание кооперативов в основном сельскохозяйственном производстве, обеспечивающих возможность каждому крестьянскому хозяйству практически осуществлять производственный процесс на уровне современных организационных и технологических требований;
2) формирование кооперативов, специализированных на выполнении отдельных видов обслуживания (материально-техническое снабжение, ремонт, техническое и автотранспортное обслуживание, агрозооветеринарное, организационно-экономическое, финансовое, информационное, научное, юридическое обслуживание) крестьянских хозяйств и кооперативов. Вся система данных кооперативов позволяет комплексно обслуживать фермерские хозяйства, создать эффективную организационную основу рыночной инфраструктуры;
3) интеграция крестьянских хозяйств с предприятиями и организациями агропромышленного комплекса и других отраслей в рамках производственных и научно-производственных объединений, отраслевых и межотраслевых крупных ассоциаций, отечественных и зарубежных фирм;
4) создание различных международных кооперативов, в том числе региональных, по воспроизводству конечной продукции, охватывающих всю технологическую цепочку;
5) формирование системы кооперативов, обслуживающих фермерские хозяйства, и целесообразная их интеграция с другими кооперативами АПК;
6) оказание всесторонней, целенаправленной государственной помощи и формирование рациональной системы фермерских хозяйств.
В обозримой перспективе аграрная экономика останется смешанной с многообразием форм собственности и хозяйствования. Это означает, что в аграрной сфере долгое время будут функционировать, занимая свою нишу в рыночной экономике, фермерские хозяйства и их ассоциации, коллективные предприятия, акционерные общества и товарищества, различные по вертикали кооперативы, обслуживающие агроформирования сферы сельского хозяйства (от районного до федерального уровня).
Кооперирование крестьянских хозяйств является объективной необходимостью и закономерностью, т.к. в век научно-технического прогресса высоких результатов труда можно достигнуть только при объединении средств производства и обеспечении рациональной концентрации производства.
Для раскрытия сущности кооперации можно сослаться на работу А.В. Чаянова «Краткий курс кооперации» (1925 г.), актуальность которой бесспорна и в наши дни. Он писал: «Мелкие технически слабые хозяйства могут в сельском хозяйстве оказывать большое сопротивление своим крепким конкурентам. Развивается сельское хозяйство главным образом в форме эксплуатации мелкого производителя сельскохозяйственных продуктов всякого рода торговыми фирмами и предприятиями, оказывающими ему кредит под весьма высокие проценты. Крестьянин, сохраняющий на вид свою хозяйственную самостоятельность и независимость, на самом деле оказывается всецело во власти финансового и торгового капитала, которому он задолжал в высшей мере и минуя которой он не может не реализовать произведения своего труда, ни приобрести нужные ему средства производства» [4].
Таким образом, основная идея сельскохозяйственной кооперации в высшей степени проста. Кооператив - это прежде всего союз хозяйств, и хозяйства, входящие в такой союз, от этого не уничтожаются, а по-прежнему остаются мелкими трудовыми хозяйствами. Для успешной деятельности крестьянских хозяйств необходимы кооперативы по производственному обслуживанию, по материально-техническому обеспечению, по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, ветеринарной службе и искусственному осеменению животных, кредитованию, по консультации и пропаганде научно-технических достижений.
Литература
1. Абрамов Р. Предпосылки создания крестьянских хозяйств//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1993.-№6.
2. Волович В.Ю. Проблемы фермерства на современном этапе//АПК, экономика, управление. - 1992 г. -№8.
3. Гелесиани Г.Н. Развитие крестьянских хозяйств в системе АПК//АПК, экономика, управление.-1993.-№8.
4. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. - М., 1925.