Научная статья на тему 'Направления инфраструктурного развития малых форм хозяйствования в Республике Дагестан'

Направления инфраструктурного развития малых форм хозяйствования в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПОДДЕРЖКА / АПК / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фарманов Мурад Фирязович

В статье исследуются проблемы совершенствования инфраструктуры развития малых форм хозяйствования в АПК. Предлагаются направления совершенствования и создания современных институтов поддержки фермерских и личных подсобных хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления инфраструктурного развития малых форм хозяйствования в Республике Дагестан»

Фарманов Мурад Фирязович

Направления инфраструктурного развития малых форм хозяйствования в Республике Дагестан.

Аспирант кафедры «Менеджмент» ФГОУ ВПО ДГИНХ

г. Махачкала

Аннотация: В статье исследуются проблемы совершенствования инфраструктуры развития малых форм хозяйствования в АПК. Предлагаются направления совершенствования и создания современных институтов поддержки фермерских и личных подсобных хозяйств.

Ключевые слова: господдержка, АПК, развитие сельского хозяйства, АПК, малые формы хозяйствования, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения, сельские территории, социальная стабильность.

Farmanov M.F. Areas of infrastructure of small enterprises in the republic of Dagestan

Abstract: In this paper we study the problem of improving the infrastructure of small enterprises in agriculture. Proposed areas for improvement and the creation of modern institutions to support farms and private farms. Keywords:. government support, agriculture, rural development, agriculture, small forms of management, peasant farms, household plots of the population, rural areas, social stability.

На процесс становления и развития социально-экономической политики в сфере АПК государства влияют особенности условий, в которых находится сельское хозяйство. К ним можно отнести: негативные демографические сдвиги, упадок социальной сферы, а также диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные изделия, используемые в сельском хозяйстве, падение уровня доходов, сложности реформирования земельных и имущественных отношений. Приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует механизм эффективной государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей нормальное функционирование именно инфраструктуры аграрного производства. Эффективное функционирование аграрного бизнеса напрямую зависит от технического оснащения производства. Низкий уровень технического оснащения одна из основных проблем АПК Республики Дагестан. Необходимо более активное внедрение и использование механизма лизинга в том числе и за счет государственной поддержки. Однако лизинг имеет и недостатки, главный из них - относительная дороговизна предмета лизинга для лизингополучателя по сравнению с покупкой его за счет собственных или заемных средств, так как лизинговая компания получает вознаграждение за проведение лизинговой операции.

Следует отметить, что лизинговые платежи относят на себестоимость продукции и тем самым уменьшается налогооблагаемая прибыль, но те же самые платежи, будучи завышенными, способны привести к росту цены товара и снижению его конкурентоспособности. Поэтому в каждом конкретном случае приобретения техники и оборудования необходимо рассматривать и альтернативные варианты приобретения, учитывая как преимущества лизинга, так и его недостатки. При изучении проблемы использования лизинга выявлено, что экономисты предлагают различные варианты расчетов экономической эффективности покупки техники и оборудования, если ее приобретают в кредит или в лизинг. Во всех случаях получение дохода обоими участниками лизинговой сделки является критерием для заключения договора между ними.

Немаловажной проблемой, требующей решения, является сокращение объёмов производства растениеводческой продукции в КФХ, особенно в условиях засухи. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать страхование посевов или затрат, согласно действующим в настоящее время в России двум основным одноименным вариантам страхования в сельском хозяйстве. Страхование урожая в регионе может осуществляться в двух видах: добровольное и с государственной поддержкой. Первое включает наиболее полный набор страховых случаев, возможность рассрочки платежа и подбора индивидуальной тарифной ставки. Страхование с государственной поддержкой менее мобильно и включает возможность возмещения 50% уплаченной страховой премии из регионального и федерального бюджетов. При этом основные условия страхования регламентируются Минсельхозом РФ. По второму варианту объектом страхования являются произведенные затраты на отдельно взя-

том застрахованном поле в случае гибели урожая на нем, не зависимо от общей средней урожайности по хозяйству. Возмещение производится только по видам затрат, предусмотренным договором страхования. Кроме базового набора затрат, включающего основные агротехнические мероприятия, полис может быть дополнен затратами по обработке почвы. При этом имеется возможность страховать все культуры, рекомендованные к возделыванию на территории Республики Дагестан, по максимально возможному перечню страховых случаев при стоимости полиса в 6 - 8 раз меньшей полиса страхования урожая с учетом господдержки.

Направлениями развития системы страхования могли бы стать:

1. Разработка и внедрение системы гарантий выплаты страховых возмещений фермерам после признания муниципальных образований правительством региона пострадавшими.

2. Создание сети государственных компаний или создание потребительских кооперативов по страхованию урожая и затрат в регионах, дополнив её госпрограммами страхования, аналогичными зарубежным.

Кооперация, способствующая соединению преимуществ мелких форм ведения хозяйства с выгодами крупного, является в настоящее время необходимым условием обеспечения эффективного функционирования МФХ. Одним из направлений кооперации является построение интеграционных связей по реализации продукции. У большинства МФХ нет материальной базы для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Важным условием их эффективного функционирования является потребительское кооперирование в вопросах сбыта, переработки, реализации, технического обслуживания. Дальнейшее развитие личные подсобные хозяйства могут получить в первую очередь за счет широкой кооперации с сельскохозяйственными, заготовительными, перерабатывающими, обслуживающими и другими предприятиями.

Потребительский кооператив, на наш взгляд, должен создаваться на базе одного населенного пункта. Причинами, мешающими вступать владельцам МФХ в официальные кооперативы, являются: менталитет российского сельчанина, проявляющийся в боязни бюрократических проволочек, всевозможных откатов, коррупции при создании кооперативов, недоверии к нововведениям или отрицании всех насаждаемых или пропагандируемых властью предложений; информационные ямы, в которые попадают многие главы МФХ в отдаленных от райцентров селах; возможные трудности безналичного и коммерческого расчета и банкротства кооператива; необходимость создания паевого фонда. Через систему кредитной кооперации мелкие хозяйства могут получать в непосредственной близости от хозяйства кредит на более выгодных условиях, чем в коммерческом банке, по упрощенной процедуре, основанной на взаимном доверии членов друг к другу, и в более короткие сроки; использовать для получения кредитов специфическую форму коллективной ответственности и коллективного залога; устанавливать более низкий процент по кредитам по сравнению с банковским. Государство посредством развития кредитных кооперативов решит проблему адресной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, сельские жители могут лучше оценить приоритеты развития и потребности территории, на которой они работают, и осуществлять контроль за использованием денежных средств. Среди мер государственной поддержки развития кооперации можно назвать несколько первоочередных.

1. Повышение роли кооперативного развития в качестве направления государственной политики. Пока сельскохозяйственная кооперация как путь решения важной социальной задачи - содействия более полной занятости и повышению доходов сельского населения - не заняла достойного места в экономике страны. Государственная политика должна благоприятствовать созданию и деятельности сельскохозяйственных кооперативов: способствовать их организации и регистрации, формированию имущества, налогообложения, кредитования, обеспечению ресурсами, реализации продукции и услуг.

2. Содействие образовательной подготовке сельских жителей к кооперации и системы подготовки кадров для кооперативов Сельские жители неактивно участвуют в кооперации и в различных преобразованиях. Чтобы стимулировать кооперативное движение, необходимы активные меры, в том числе пропагандистско-разъяснительная, информационная работа. Необходимо так же на уровне системы высшего образования региона внедрить программы, для обеспечения менеджерами кооперативов.

3. Активное развитие рыночной инфраструктуры для мелких сельхозпроизводителей, в том числе кооперативов., которая предполагает строительство соответствующих объектов (торговых павильонов, складов и т.п.) и гарантирование свободного доступа к этим объектам.

4. Оказание финансовой помощи создаваемым кооперативам и их участникам. Для формирования кооператива требуются значительные материальные и финансовые средства. По расчетам, даже для небольшого торгово-закупочного кооператива по обслуживанию крестьянских подворий необходимо 10-15 млн. рублей, а для более крупного - многие десятки миллионов. Ни крестьянские (фермерские), ни личные подсобные хозяйства не могут мобилизовать такие ресурсы.

Больным местом развития сектора малых и средних предприятий является отсутствие собственного капитала. Привлечение фирмами капитала из банковского сектора связано с необходимостью получения гарантий, что создает труднопреодолимый барьер для их развития. Решением этой проблемы может стать создание и развитие системы кредитной кооперации, а также организации которая выступит поручителем, и станет для банков надежным гарантом выделяемого кредита или займа. Во всем мире кредитная кооперация является одним из сегментов финансового рынка, обслуживающих категорию клиентов, традиционно непривлекательную для коммерческого банковского кредитования (клиенты, берущие потребительские кредиты и кредиты для развития малого предпринимательства). Кредитные кооперативы играют важную роль в объединении личных сбережений и реинвестировании их в экономику региона через индивидуальные личные займы и займы для вложения в производство. Кредитные кооперативы, являясь некоммерческими организациями, в своей деятельности ориентируются не на получение прибыли, а на обеспечение доступа к кредитным ресурсам, прежде всего, малым предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения. Кроме того, потребительским кооперативам принадлежит важная роль в решении социальных проблем, связанных с улучшением жизненного уровня сельских жителей. Еще одним направлением является развитие системы агромаркетинга, которая, в частности, способствует снижению транзакционных издержек МФХ. О необходимости организации агромаркетинга на всех уровнях управления сельским хозяйством, о его осознанности на государственном уровне свидетельствует приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 14 марта 1995 года. Этим приказом предусмотрено создание сети служб маркетинга во всех органах управления АПК, в предприятиях и других формированиях регионального уровня (корпорации, объединения, ассоциации и другие). Комплекс работ по маркетинговой деятельности предусматривает:

❖ исследование, анализ и оценку реальных и потенциальных потребностей населения в сельскохозяйственной продукции по качеству, количеству и цене;

❖сегментирование рынка сельхозпродуктов, поиск своей «ниши»;

❖обеспечение на рынке конкурентного преимущества сельхозпродуктов конкретным К(Ф)Х, создание собственного имиджа;

❖ маркетинговое обеспечение и обоснование ассортимента продуктов питания;

❖формирование покупательского спроса, рациональная организация товародвижения и каналов сбыта;

❖стимулирование продаж;

❖рекламная деятельность и сервисное обслуживание.

Наличие большого количества мелких продавцов сельскохозяйственной продукции порождает необходимость создания обширной сети наиболее массового элемента рыночной структуры АПК -сельских рынков. На них в определенные дни могли бы приехать производители и покупатели оптовых партий сельскохозяйственной продукции. Помимо розничных рынков, целесообразно создание современных оптовых районных и городских рынков, которые должны обеспечить, с одной стороны, возможность оптовой реализации сельскохозяйственной продукции производителями и торговцами, а с другой стороны, возможность предприятиями розничной торговли, общественного питания, переработки и хранения закупать оптовые партии продукции. Цены, складывающиеся на оптовых рынках, будут служить ориентировкой для производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции при заключении двусторонних контрактов. При реализации продукции сельского хозяйства мелкими товаропроизводителями крупным перерабатывающим предприятиям или торговым организациям целесообразно существование связующего звена - торгово-закупочного посредника, который взял бы на себя функции формирования оптовых партий сельхозпродукции, одновременно не способствуя значительному увеличению стоимости произведенной продукции, перераспределению

31

основной массы прибыли из сферы производства продукции в сферу обращения. Эти функции могут выполнять кооперативы мелких товаропроизводителей (владельцев личных подсобных хозяйств, фермеров). Одна из основных задач, стоящих перед кооперативами - не максимизация собственной прибыли, а удовлетворение запросов членов кооперативов. Кроме прямой финансовой поддержки крестьянских хозяйств важное значение имеет косвенная поддержка.

Одним из существенных условий комплексного устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня знаний и информации, доступных для сельского сообщества. Такой формой поддержки является в частности консультирование по актуальным проблемам хозяйственной деятельности МФХ и создание полноценного интернет портала по проблемам развития сельского хозяйства в регионе. В этих целях необходимо всемерно поддерживать и развивать региональные сельские консультационные службы и центры, способные, как показывает зарубежный и отечественный опыт, обеспечить оптимальную организацию деятельности муниципальных образований с целью устойчивого развития всей охватываемой их деятельностью территории. Стратегические цели работы таких центров могут выражаться в содействии развитию малого и среднего сельского бизнеса, разработке и реализации стратегического плана развития муниципального образования, поддержке инициатив и оказанию информационно-консультационной помощи субъектам предпринимательства и гражданам.

Таким образом, совершенствование региональной политики поддержки малого агробизнеса должны включать комплексную реализацию мер, основанных на организационно-экономических проектах и программах инфраструктурного развития этого сектора экономики, а именно: ❖создание благоприятного инвестиционного климата для предпринимателей, одной из таких мер может стать отчуждение или передача в аренду наиболее ликвидных ресурсов неплатежеспособных хозяйств с их последующим банкротством [1]; ❖обучение сельских предпринимателей ведению бизнеса, повышения их квалификации;

❖ постоянный финансово-экономический мониторинг деятельности различных организационно -правовых форм малого агробизнеса, который необходим для определения финансово-экономического состояния разных структур малого предпринимательства с целью разработки и реализация мер по их дальнейшему развитию;

❖кооперация и интеграция производственных, сбытовых, перерабатывающих структур, кредитных учреждений и др., организация союзов, ассоциаций, кредитных, страховых и сбытовых кооперативов, Развитие форм сочетания крупного сельскохозяйственного производства с мелкотоварной предпринимательской деятельностью, личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и др. [2]

❖эффективная кредитная, налоговая и страховая региональная политика. Увеличиваются объемы льготного кредитования, снижаются процентные ставки по кредитам, а также ставки налогов и налоговых платежей, учитывающие сезонность поступления денег от реализации сельхозпродукции и сложившуюся эффективность аграрного производства в регионе. Вводятся более совершенные налоговые, кредитные и другие регуляторы, совершенствуется система страхования сельхозпроизводителей региона. ❖создание агентств поддержки агробизнеса и служб сельского консультирования, которые осуществляют маркетинговую и информационно-консультационную и деятельность. Агентства должны обеспечить сельских предпринимателей необходимой информацией о технических и технологических инновациях, консультационными услугами, а также данными о различных рынках сбыта, ценовой информацией.

❖ развитие социальной сферы села, которая должна способствовать созданию условий, необходимых для удержания и закрепления трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Список литературы:

1. Улюкаев В.Х. Сельское подворье в условиях реформы / В.Х. Улюкаев. -М.: Знание, 1992. - 32 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч.: офиц. текст: по состоянию на 21 января 2008 г. - М.: Омега-Л, 2008. -669 с.

3. Абдуллаева З.З. Благоприятная предпринимательская среда и условия её формирования в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики, ISSN 1812-7096, 2011, №4, с.- 192-198

4. Багомедов М.А., Кадырова А.О. Социальные аспекты развития предпринимательства в горном Дагестане // Вопросы структуризации экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2000, №7, с. 84-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.