2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов / Налоговый вестник. -2010. - № 8.
3. Федоренко В.Ф., Инновационная
деятельность в АПК: состояние, проблемы, перспективы:/В.Ф. Федоренко, Д.С. Букга-лин, Э.Л. Аронов// научн.изд. - М.:ФГНУ «Росинформагротех», 2010. - 280с.
УДК 631.15; 338.43
становление малых форм хозяйствования в апк ульяновской области
М. С. Салова, кандидат экономических наук, доцент, директор департамента Министерства сельского хозяйства Ульяновской области тел. 8(8422)44-06-12
Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, малые формы хозяйствования, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственная продукция, кредиты, экономическая поддержка, вертикальная кооперация, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.
Освещается работа малых форм хозяйствования на селе: личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, показывается их роль и место в сфере производства сельскохозяйственной продукции и в формировании продовольственных ресурсов области. Анализируется участие мелких сельхозпроизводителей в выращивании овощей, картофеля, молока и мяса. Аргументируется необходимость развития кооперации в сельском хозяйстве, создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В Ульяновской области сельское хозяйство выступает в качестве одной из важнейших отраслей и занимает особое место в экономике региона. На данном этапе особую значимость в развитии продовольственного комплекса области приобретает мелкотоварное сельскохозяйственное производство - личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства. Правовой основой деятельности мелкотоварного производства в сельском хозяйстве являются Федеральные Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «о сельскохозяйственной кооперации», «Земельный кодекс», «Гражданский кодекс», ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие законодательные акты.
Формирование многоукладной экономики в АПК в целом можно рассматривать как одно из направлений экономической реформы в сельском хозяйстве. становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Ульяновской области повышает
актуальность более глубокого осмысления их деятельности, изучения сущности, особенностей, как уже достигнутых результатов функционирования, так и выработки стратегических направлений и перспектив развития этой формы сельскохозяйственного производства применительно к специфическим условиям региона.
С учетом сложившейся ситуации в аграрной политике страны и региона в Ульяновской области разработана целевая программа по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, предусматривающая создание наиболее эффективных организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий, способствующих успешному их функционированию. Программа предусматривает на основе развития мелкотоварного производства в агропромышленном комплексе области увеличение доли его продукции в областных продовольственных ресурсах.
Однако в современных условиях ры-
ночных отношений наблюдаются определенные сложности в развитии мелкотоварного производства в сельском хозяйстве. связаны они, прежде всего, с трудностями реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Кроме того, зачастую мелким сельхозпроизводителям для развития собственного дела не хватает как материально-технических, так и финансовых ресурсов. Их доступ к кредитным средствам затруднен по причине отсутствия залогового обеспечения.
следует заметить, что в последние два десятилетия произошло массовое нарушение эквивалента в системе ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Резко возросли цены на горюче-смазочные материалы и на электроэнергию. в результате диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию отечественные сельхозпроизводители оказались в невыгодном экономическом положении.
вместе с тем следует подчеркнуть, что становление и развитие мелких форм хозяйствования в агропромышленном комплексе области проходит в условиях возрастающей конкуренции на продовольственном рынке, влияющей на характер производственных и экономических отношений. Отечественные сельхозпроизводители на продовольственном рынке зачастую не выдерживают конкуренции с импортной продукцией, особенно по реализационной цене.
всестороннее исследование развития агропромышленного комплекса области в условиях возрождения мелкотоварного производства в сельском хозяйстве свидетельствует о необходимости объединения их усилий на основе кооперации как в сфере производства, так и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Анализ выполнения мероприятий, сформулированных в областной целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области на 2010-2012 годы», показывает, что за последние годы в малых формах хозяйствования региона занято 170 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, 680 крестьянских (фермерских) хозяйств, 52 сельскохо-
зяйственных потребительских кооператива (СХПК). В структуре общего объема производства продукции сельского хозяйства области на их долю приходится: 70% молока, 69% мяса скота и птицы, 74% овощей, 91% картофеля).
следует заметить, что за последние три года число крестьянских (фермерских) хозяйств в области сократилось на 8,5%. При этом количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов увеличилось с 19 до 52, или в 2,7 раза. Важно подчеркнуть, что численность поголовья крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах за сравниваемый период возросла с 6,8 до 10,7 тыс. голов, или на 57,4%, при сокращении числа фермерских хозяйств, то есть происходит укрупнение фермерских хозяйств, наращивание в них производственного потенциала в отрасли скотоводства. В то же время доля поголовья коров в личных подсобных хозяйствах в областной структуре за последние три года уменьшилась с 42,6 до 39,3%. Одновременно сократилась и доля молока, произведенного малыми формами хозяйствования в общем объеме производства с 72,6% до 70,1%, или на 2,5 пункта. Практически на одном месте остается производство мяса в малых формах хозяйствования, хотя в целом по области его производство за сравниваемый период увеличилось во всех категориях хозяйств с 54 до 61,5 тыс. т, или на 13,9% (таблица 1).
следует заметить, что малые формы хозяйствования с каждым годом наращивают производство овощей в структуре областных объемов их производства. Неоспоримое превосходство малые формы хозяйствования удерживают в сфере производства картофеля. Особенно здесь выделяется роль личных подсобных хозяйств, доля которых в производстве картофеля составляет более 90% в областном объеме.
В связи с возрастающей значимостью мелкотоварного сельскохозяйственного производства Правительством Ульяновской области принимаются различные меры, способствующие эффективному развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения. Основополагающие принципы их развития изложены в областной целевой программе «Развитие
Таблица 1
Динамика развития малых форм хозяйствования (МФх) в агропромышленном комплексе ульяновской области
Наименование показателей Годы 2010г. в % к 2008г.
2008 2009 2010
Количество К(Ф)Х единиц 743 680 680 91,5
Численность ЛПХ, тыс. человек 171 170,2 170,2 99,6
Количество СХПК, единиц 19 38 52 270
Крупный рогатый скот во всех категориях хозяйств области, на конец года, тыс. гол., всего 152 149 153,7 101,1
в том числе в: К(Ф)Х 6,8 7,6 10,7 157,4
ЛПХ 82 82,9 84,6 103,2
Доля поголовья крупного рогатого скота МФХ в общей численности поголовья области, % 63,8 60,7 62 -1,8
в том числе коров, % 69,3 65,5 66,2 -3,1
из них в: К(Ф)Х 2,4 2,7 3,7 +1,3
ЛПХ 42,6 39,6 39,3 -3,3
Доля поголовья коров МФХ в общей численности поголовья области, % 71,4 64,6 65,0 -6,4
Производство молока во всех категориях хозяйств области, тыс. т 286,8 271,8 260,5 90,8
в том числе в: К(Ф)Х 8,4 9,2 12,5 148,8
ЛПХ 199,9 181,8 170,1 85,1
Доля молока, произведенного МФХ в общем объеме производства, % 72,6 70,3 70,1 -2,5
Производство мяса во всех категориях хозяйств области, тыс. т 54 57,5 61,5 113,9
в том числе в: К(Ф)Х 0,9 0,7 1 111,1
ЛПХ 41,3 41,4 41,3 100
Доля мяса, произведенного МФХ в общем объёме производства ,% 78,2 73,2 68,8 -9,4
Производство овощей, всего, тыс. т 73,02 77,8 76,3 104,5
в том числе: сельхозпредприятия 23,3 21,7 20,1 86,3
К(Ф)Х 1,3 1,4 1,6 123,1
ЛПХ 48,4 54,7 54,6 112,8
Доля овощей, произведенных МФХ, в общем объеме производства, % 68,1 72,1 73,7 +5,6
Производство картофеля, всего, тыс. т 228,6 248,5 90 39,4
в том числе в: К(Ф)Х 8,6 10 1,5 17,4
ЛПХ 204,8 212,3 80,239,2
Доля картофеля, произведенного МФХ, в общем объёме, % 93,3 89,4 90,8 -2,5
малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области» на 2010-2012 гг.», принятой в 2009 году.
Основной целью программы является обеспечение экономических условий для создания стабильно работающей системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе малых форм хозяйствования на селе, по-
вышение занятости, рост доходов и уровня жизни сельского населения области.
Основными задачами проекта «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области» являются:
-разработка механизма государственной поддержки по разным направлениям реализации проекта;
-стимулирование создания в сельской
местности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, семейных ферм с целью оказания услуг сельскому населению Ульяновской области в сбыте и переработке произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
- организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции через существующие торговые сети, магазины потребкооперации и создание фирменных магазинов «симбирская деревенька».
В рамках программы выстраивается трехуровневая система управления проектом: область - район - поселение.
На областном уровне программу курирует Министерство сельского хозяйства Ульяновской области (департамент развития малых форм хозяйствования), на уровне муниципальных образований назначены руководители, ответственные за реализацию проекта на территории района. Среди них в 13 муниципальных образованиях ответственными лицами выступают начальники районных управлений сельского хозяйства, в остальных - специалисты управления сельского хозяйства. На уровне поселений проект курируют главы сельских поселений.
Разработанные в области программные документы стимулируют объединение сельских жителей, имеющих поголовье коров, в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, предоставляя им возможность укрепления материально-технической базы через установку молокоприёмных пунктов, закупку молоковозов и необходимого оборудования на льготной основе. Это, в свою очередь, отлаживает систему сбора молока у населения, дальнейшую его переработку и реализацию.
По состоянию на начало 2011 года в области функционирует 52 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 30 по сбору и переработке молока.
Анализируя работу малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ульяновской области, следует заметить, что по данным отчётов за 2010 год все целевые показатели Программы выполнены: создано 100 новых рабочих мест, 4168 сельчан сдают молоко в кооперативы. Численность поголовья коров, находящегося в их собственности, составляет 5616 голов,
кооперативами собрано 12,8 тыс. т молока.
Следует подчеркнуть, что часть сельскохозяйственных потребительских кооперативов не ограничили свою деятельность сбором молока от населения, а решили развивать вертикальную кооперацию, расширив свою деятельность, включив и переработку собранного молока. Для этих целей они обратились в министерство сельского хозяйства Ульяновской области с просьбой оказать им поддержку в размере первоначального взноса на приобретение в лизинг модульных молочных заводов «КОЛАКС» разной мощности и молоковозов. В начале 2011 года три модульных молочных завода по переработке молока-сырья запущены в эксплуатацию в Чердаклинском, Инзенском и Базарносызганском районах, которые выпускают молочную продукцию под единым брендом «Симбирская деревенька». Сооружение аналогичных молокоперерабатывающих предприятий осуществляется и в Барышском районе.
В 2010 году малым формам хозяйствования на селе оказана финансовая поддержка из бюджетов разных уровней в размере 270 млн. руб. в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, обеспечения части первоначального взноса в лизинговую компанию на приобретение четырёх модульных молочных заводов и четырёх молоковозов, субсидий на молоко членам кооперативов, а также субсидирование личных подсобных хозяйств на содержание коров. Помимо этого, 27 млн. руб. направлено через департамент предпринимательства в виде грантов на открытие собственного дела. В Инзенском, Сурском, Кузоватовском районах, кроме областной поддержки, осуществлялась помощь из бюджетов муниципальных образований через субсидирование производства молока, покупки кормов и т.п.
В Ульяновской области одним из направлений поддержки малых форм хозяйствования на селе является предоставление денежного поручительства некоммерческой организации Фонда «Ульяновский региональный фонд поручительств» коммерческим банкам и лизинговым компаниям в качестве залоговой базы. В 2010 году сумма такой поддержки составила 12 млн. руб.
динамика кредитования граждан, ве-
дущих личные подсобные хозяйства, показывает устойчивый рост. Всего с начала реализации Национального Проекта (с 2006 по 2010гг) выдано 32,3 тыс. кредитов на сумму 3,9 млрд. руб., в том числе почти 7 тыс. кредитов на 984 млн. руб. в 2010 году.
В Ульяновской области создан логистический центр по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции. Главной задачей этого центра является решение проблем сбыта продукции местными мелкими производителями, ее переработка, хранение и организация сбыта. Агропромпарк планируется оснастить современными овощехранилищами, линиями первичной и вторичной переработки продукции, складскими помещениями, цехами фасовки, автотранспортом. Это позволит создать материально-техническую базу для мелких и средних сельхозпроизводителей.
для обеспечения успешной реализации населению города Ульяновска отечественной сельскохозяйственной высококачественной продукции в настоящее время осуществляется работа по подбору и оформлению площадок в разных районах областного центра для строительства фирменных магазинов «Симбирская деревень-
ка».
Полагаем, что выработанная и предлагаемая к внедрению организационно - экономическая модель на основе развития вертикальной кооперации является для малых форм хозяйствования на селе объективной необходимостью, позволяющей наиболее эффективно реализовывать возможности мелких сельскохозяйственных производителей и устойчиво занять достойное место на продовольственном рынке региона в условиях конкуренции.
Библиографический список
1. Ткач А.В., Салова М.С. Кооперация науки и производства - путь к инновациям в сельском хозяйстве. Актуальные проблемы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. международная научно-практическая конференция. Пенза, 2010, с.185-200
2. Ткач А.В. Организационно-экономические проблемы развития кооперации
- теория, методология, практика. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал., №3, 2009, с. 3-8
УДК 633.15
УРОВЕНЬ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА, ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
С.В. Басенкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятиях АПК»
ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» тел. (88422)55-95-24,
Ключевые слова: зерновое производство, урожайность, устойчивость, этапы формирования устойчивости, методы ее оценки, Ульяновская область
В статье представлена информация об этапах формирования устойчивости зернового производства, тенденции его развития в Ульяновской области за 2000-2009 гг., определен уровень устойчивости основных параметров зерновой отрасли - посевных площадей, урожайности зерновых культур и их валовых сборов, выявлены основные причины неустойчивого состояния развития производства зерна.
Актуальность темы. Обеспечение экономики является °дним из главных на-
устойчивости развития аграрного сектора правлений реализации Доктрины Продо-