Научная статья на тему 'Теоретические основы непрерывности математического образования между лицеем и педвузом при обучении спецпредметам'

Теоретические основы непрерывности математического образования между лицеем и педвузом при обучении спецпредметам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / STUDENT / SPECIALITY / EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / TEACHER / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Альмира Равильевна

Эта статья посвящается теоретическим основам непрерывности математического образования между лицеем и педвузом при обучении спецпредметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова Альмира Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы непрерывности математического образования между лицеем и педвузом при обучении спецпредметам»

Теоретические основы непрерывности математического образования между лицеем и педвузом при обучении спецпредметам Латыпова А. Р.

Латыпова Альмира Равильевна /Latypova Al 'mira Ravil 'evna - старший преподаватель, кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья посвящается теоретическим основам непрерывности математического образования между лицеем и педвузом при обучении спецпредметам.

Abstract: this article is dedicated to theoretical bases of continuity of mathematical education between a lyceum and pedagogical institution of higher education at educating of the special objects.

Ключевые слова: студент, специальность, образование, учебная деятельность, учитель, непрерывность.

Keywords: student, speciality, education, educational activity, teacher, continuity.

Энциклопедическим стало следующее определение непрерывности: «Непрерывность - связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». Непрерывность в педагогике, кроме указанных в данном определении, имеет свои особенности в силу своеобразной природы, особых целей и задач, субъектов и объектов педагогического процесса. «Ее характеризует опора на пройденное для последующего развития знаний, умений и навыков и установление разнообразных связей не только между новыми, но и прежними знаниями как элементами ценностной, единой системы. Подлинная система невозможна без установления преемственных и межпредметных связей».

Проблема непрерывности знаний в лицее рассматривается многими педагогами, и в целом большинство из них аналогично определяют сущность и функции непрерывности. Например, непрерывность:

- является правилом обучения, обеспечивающим реализацию, в первую очередь, таких принципов, как научность, систематичность, последовательность, доступность; соблюдение связей - одно из важнейших условий реализации этих принципов;

- устанавливает связи между новыми и прежними знаниями как элементами целостной системы;

- устанавливает связи между знаниями, сообщаемыми на одном уроке и в различных темах курса, между материалом разных предметов;

- показывает, что на очередном этапе обучения не следует задерживать учащихся на уровне предшествующего: конструктивнее восстанавливать старое в процессе непрерывной работы над новым материалом;

- осуществляет последовательную связь в работе отдельных ступеней путем использования таких средств, как согласование программ и учебников, повторение материала, проведение повторительно-обобщающих занятий и др.

Смысл непрерывности состоит в том, чтобы преобразовать лицеиста в студента вуза и тем самым разрешить противоречие между новой системой условий и исходными возможностями начинающих студентов. Студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В контексте личностно-деятельностного подхода студент выступает как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект взаимодействия [1]. Здесь непрерывность

выступает в виде логики развития лицейских и вузовских дисциплин, логики развития учебно-воспитательного процесса от лицея к вузу, последовательного изучения и развития личности обучаемых, квалифицированного разрешения противоречий в системах педагогических процессов высшего и среднеспециального образования в качестве движущих сил этих процессов.

Осуществление связей между лицеем и педагогическим вузом имеет особое значение при изучении спецдисциплин. Вообще непрерывность в обучении конкретной учебной дисциплине между лицеем и вузом предполагает обеспечение неразрывной связи между знаниями, умениями и навыками, полученными учащимися. Эта связь при преподавании математических дисциплин в педвузе должна обеспечить более глубокое осмысление математических фактов, закономерностей и правил, их дальнейшее развитие. Так как ситуация преподаватель -студент благодаря факту выбора рода профессиональной деятельности неизбежно трансформируется в ситуацию учитель - учащийся, то при преподавании спецпредметов в педвузе предполагается косвенное обучение реализации дидактических принципов. Другими словами, то, как преподаватель осуществляет непрерывные связи в преподавании спепдисциплин, становится для будущего учителя образцом, которому он будет подражать в своей будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Латыпова А. Р. Педагогические основы организации учебной деятельности студента - будущего учителя математики. // Проблемы педагогики. М., 2015. - № 4 (5). С. 10-11.

2. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование // Высшее образование в России. - 2005. - № 3. - С. 36-49.

Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся Сосновская Л. В.1, Глухарева А. А.2, Болтунова С. П.3

'Сосновская Лариса Викторовна / Sosnovskaja Larisa Viktorovna - учитель русского языка и

литературы, высшая квалификационная категория; 2Глухарева Анжелика Анатольевна / Gluhareva Anzhelika Anatol 'evna - учитель математики, высшая квалификационная категория; 3Болтунова Светлана Петровна / Boltunova Svetlana Petrovna - учитель математики,

высшая квалификационная категория, Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение (ГБ НОУ) Губернаторская кадетская школа-интернат полиции, г. Кемерово

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета.

Abstract: article focuses on the role of the classroom teacher in the organization of civil-patriotic education of students. The idea of education of patriotism and citizenship in children has now become a task of national importance. Civil-patriotic education occupies a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.