Научная статья на тему 'Непрерывность математического образования в системе лицей-вуз'

Непрерывность математического образования в системе лицей-вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетов Давронбек Эгамберганович, Латыпова Альмира Равильевна

Эта статья посвящается непрерывности математического образования между лицеем и вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетов Давронбек Эгамберганович, Латыпова Альмира Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывность математического образования в системе лицей-вуз»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Непрерывность математического образования в системе

лицей-вуз

1 2 Давлетов Д. Э. , Латыпова А. Р.

'Давлетов Давронбек Эгамберганович /Davletov Davronbek Egamberganovich - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой;

2Латыпова Альмира Равильевна /Latypova Al 'mira Ravil 'evna - старший преподаватель, кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья посвящается непрерывности математического образования между лицеем и вузом.

Ключевые слова: студент, математическое образование, методика обучения, непрерывность.

В последние годы в Узбекистане происходит реформа образования как средне специального, так и высшего. В частности, в академических лицеях углубляется специализация, и это приводит к сужению общих фундаментальных знаний современных абитуриентов. Однако у студентов и выпускников вузов потребность в фундаментальных математических знаниях возрастает. «Всеобщая компьютеризация» последних лет не только научной, но и практической, и бытовой жизни также требует для наиболее полной реализации возможностей современных компьютеров знаний основ логики, некоторой практики и умений логического мышления, т. е. определенной математической культуры. По этим причинам список вузовских специальностей, при обучении по которым введены курсы информатики, теории информации, теории вероятности, статистики, математического моделирования и т. д. существенно расширился. Но ни один из этих предметов не может быть успешно освоен студентами, если они не имеют представления о фундаментальных разделах и методах классической высшей математики, которые закладывают основу математической культуры и тех методов, которые потребуются при работе по специальности.

Специфика современного состояния математического образования состоит еще и в том, что при общем снижении уровня школьных математических знаний значительно возрастает роль прикладных математических знаний и методов. Еще одна особенность современного математического образования состоит в том, что становятся неприемлемыми традиционные методики обучения математике [2].

В качестве направлений возможных решений затронутых проблем, по крайней мере в обучении математике в вузах, представляется важным и перспективным следующее:

- необходимо сохранить и соблюдать фундаментальность математических знаний;

- в изложении учебного материала целесообразно следовать принципу разумной строгости;

- современное обучение математике должно быть дифференцированным.

В математических знаниях очень важна их база, четкое и качественное знание и понимание основ и принципов математики как учебного предмета и науки. Освоение математических знаний с азов формирует логическое мышление и культуру, без которых нельзя овладеть более глубокими областями и методами математики. В этом и состоит принцип фундаментальности при формировании содержания математических курсов [1].

Коротко «принцип разумной строгости» состоит в том, что в учебном курсе математике все, что может быть доказано, должно быть доказано, а все вводимые новые понятия и методы (и их содержательность) должны быть разъяснены на достаточном количестве примеров.

Дифференцированность в обучении математике в вузе следует понимать в двух аспектах. Первый состоит в том, что при обучении по разным специальностям обязательно должна учитываться глубина необходимых математических знаний. А второй — в том, что система обучения математике в вузе должна позволять студентам быстро адаптироваться к новым для них математическим знаниям и развивать их интерес к математике, пробуждая и развивая математические способности независимо от того, по какой специальности происходит обучение. Решение этих проблем видится в создании так называемых многоуровневых учебных курсов и учебников, когда при четком изложении основной части курса, параллельно с ним ставятся (и комментируются) проблемы различной глубины и сложности для самостоятельного решения и самостоятельного выбора посильного уровня освоения учебного материала студентами.

Литература

1. Латыпова А. Р. Проблемы непрерывного математического образования // Актуальные проблемы современной науки. М., 2014 - № 5, - 77 с.

2. Гаваза Т. А. Профессионально-педагогическая направленность курса математики для гуманитарных факультетов педвуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2003. - 24 с.

Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе

Арабчикова Ю. И.

Арабчикова Юлия Ивановна /ЛгаЬеЫкоуа УыНуа Ьапоупа - старший преподаватель, кафедра высшей математики и информатики, Рязанский институт (филиал) Университет машиностроения, г. Рязань

Аннотация: в данной работе рассматриваются психолого-педагогические аспекты (преимущества) использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), дистанционные образовательные технологии (ДОТ), высшее образование, дистанционное обучение.

На сегодняшний день невозможно найти преподавателя, который бы в той или иной степени не использовал в своей практике современные информационно -коммуникативные технологии (ИКТ). Это и учебные материалы в электронном виде (электронные версии учебников, монографий, статей, лекций, методических указаний), презентации для визуализации лекций, видео-лекции, обучающие программы и фильмы, электронные учебные пособия, а также ресурсы Интернет (в том числе непосредственно во время занятий) и сервисы дистанционной поддержки учебного заведения [1 с. 144].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.