Научная статья на тему 'Некоторые аспекты внедрения ИКТ в процессе обучения английского языка в национальных аудиториях'

Некоторые аспекты внедрения ИКТ в процессе обучения английского языка в национальных аудиториях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION-EDUCATIONAL EXPANSE / СИСТЕМAТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL ORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магеррамова Шафаг Ахмед, Кулиева Севиндж Казанфар

Рассматриваются некоторые формы информационной технологии, которые создают условия для организации учебного процесса студентов в новом формате. Внедрение ИКТ на уроках английского языка успешно развивает мотивацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты внедрения ИКТ в процессе обучения английского языка в национальных аудиториях»

высказывалось желание продолжать вести портфолио самостоятельно, сделав рубриками разделы и главы будущего диссертационного исследования.

Таким образом, новый вид самостоятельной работы не только был оценен как «новинка», но и как «креативный», «полезный» и «перспективный». А для того, чтобы он закрепился в образовательном процессе, необходимо его чаще рекомендовать студентам на других дисциплинах.

Литература

1. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». Нижний Новгород, 2007, 182 с.

2. Грудзинская Е.Ю., Левина Л.М., Марико В.В., Швец И.М., Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего поколения (Методическое пособие для преподавателей вузов). Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2010. 127 с.

3. Вытовтова Н. И., Наумова Т. А. Активные методы обучения в дистанционном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья //Электронное обучение в непрерывном образовании Ульяновск, 2015. Т. 2. № 1 (2). С. 29-34.

4. Наумова Т. А., Вытовтова Н. И., Баранов А. А. Педагогическая технология дистанционного профессионального обучения лиц с особыми педагогическими потребностями // Современные проблемы науки и образования. Москва, «Академия Естествознания», 2015. № 5. С. 378.

5. Швец И. М., Грудзинская Е. Ю. Марико В. В. Возможности активных методов обучения в повышении методического уровня преподавателей высшего и среднего профессионального образования//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008 №3, с. 17 -23.

Some aspects of the introduction of ICT in learning English in a national

audience

1 2

Maharramova Sh. , Quliyeva S. (Republic of Azerbaijan)

Некоторые аспекты внедрения ИКТ в процессе обучения

английского языка в национальных аудиториях 1 2

Магеррамова Ш. А. , Кулиева С. К. (Азербайджанская Республика)

Магеррамова Шафаг Ахмед /Maharramova Shafag - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Азербайджанский технический университет; 2Кулиева Севиндж Казанфар / Quliyeva Sevinc - преподаватель, кафедра иностранных языков, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: рассматриваются некоторые формы информационной технологии, которые создают условия для организации учебного процесса студентов в новом формате. Внедрение ИКТ на уроках английского языка успешно развивает мотивацию студентов.

Abstract: some forms of information technology, which creates the conditions to organize the training process of students in the new format. The introduction of ICT in the classroom of English has successfully developed the motivation of students.

Ключевые слова: образование, информационно-образовательное пространство, системaтизация знаний, креативная деятельность.

Keywords: information-educational expanse, educational order, creative activity.

В настоящее время происходит борьба двух моделей образования: «классической» и «грамматической». Первая модель основана на передаче знаний от учителя к ученику. Вторая модель условно называется «американской» и базируется на конструктивистской теории. Она близка личностно-ориентированной модели обучения, так как акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности.

«Индивидуализацию и дифференциацию обучения; усиление самостоятельной работы студентов можно обеспечить путём вовлечения их в информационно-образовательную среду». Формированию таковой способствует «технология открытого обучения, которая может быть реализована в условиях развитой информатизации образовательных учреждений». В процессе информатизации образовательного учреждения «создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования». Информационные технологии позволяют «коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам».

При правильной организации и соответствующей методологии использование Интернет-технологий делает образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. «Интернет делает образование и самообразование исключительно увлекательным и привлекательным для молодёжи».

Информатика легко интегрируется с преподаванием английского языка, так как умение работать с информацией относится к общеучебным умениям. Она позволяет учащимся взглянуть на английский язык «с информационной точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний, появлению новых ассоциативных связей, кроме того, интерфейс многих мультимедийных программ использует английский язык, что создаёт основу для интеграции этих двух предметов» [3, с. 109-112].

Внедрение ИКТ в процесс преподавания предмета может принимать форму минимального или максимального изменения учебного плана. Минимальная инновация влечёт некоторые изменения в способе предъявления определённого учебного материала учащимся. Максимальная инновация повлечёт значительные изменения всего учебного плана. Для обеспечения высокого уровня образовательного процесса при внедрении разного рода инноваций необходимо владение педагогическим дизайном. «Педагогический дизайн - это область, в рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения жизненных педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках с учётом конкретного содержания курса и целевой аудитории».

По нашему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках и, тем более, проводить интегрированные уроки с учителем информатики. Здесь важен внутренний «драйв», который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель-предметник должен владеть информационной компетентностью, т. е. системой компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально детерминированной информации. Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.

Так как процесс информатизации преподавания иностранных языков только набирает темп, необходимо, чтобы учителя, добившиеся определённых результатов на этой ниве, делились опытом со своими коллегами, облегчая им путь в данном направлении [2, с. 73-75].

Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. Уроки с применением компьютера также могут способствовать повышению внутренней самооценки отдельных учащихся и укреплению их авторитета в ученическом коллективе. В большинстве случаев очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере ИКТ. Однако учителю следует следить за соблюдением рабочей дисциплины и выполнением всеми учащимися всего объёма работы.

Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские или другие национальные праздничные открытки, используя приём работы в Power Point, Adobe Photo Shop и Corel Draw. Выполняя письменные проекты, учащиеся могут представить их на электронном носителе. Это способствует развитию их умения.

Программное обеспечение урока - это могут быть мультимедийные программы и материалы, найденные в Интернете. Мультимедийные программы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку: во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), полнее использует имеющийся ресурс, а также позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащихся. Эти материалы могут выступать в роли реального культурного носителя в процессе межкультурной коммуникации. При этом роль учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс.

Использовать Интернет-материалы можно и без доступа в Интернет, запуская их по локальной сети. В этом есть и преимущество, так как исключается самостоятельный выход учащихся во «всемирную паутину» во время урока. Более удобны лабораторные работы, созданные самим учителем. Они уже адаптированы к учебному курсу, теме и уровню учащихся.

При этом их легко хранить в банке учебных материалов, корректировать и тиражировать для использования другими учителями английского языка и учащимися в самостоятельной работе [1, с. 86-91].

Эффективность:

- общекультурное развитие учащихся;

- совершенствование навыков владения компьютером;

- совершенствование языкового уровня;

- индивидуализация обучения;

- самоутверждение учащихся;

- повышение мотивации в изучении иностранного языка;

- экономия расходования материалов учителем;

- эстетичность презентации учебных материалов;

- совершенствование процесса проверки работ учащихся;

- повышение авторитета учителя.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве пользователям необходимо овладение информационной культурой. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся с учителем информации, находящийся в любой точке земного шара.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

- электронную почту;

- телеконференции;

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;

- доступ к информационным ресурсам;

- справочные каталоги;

- поисковые системы;

- разговор в сети.

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения. И использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя её пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование ИКТ в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Знакомство с новыми ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень [4, с. 88-90].

ИКТ, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением, новых информационно-коммуникативных технологий получит широкое распространение.

Литература

1. Bracamonte P. Introducing Technology in Language Teaching: Videos and Computers. In Kennedy, Exploring Change in English Language Teaching. Macmillan Heinamann, 1999. P. 86-91.

2. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе, 2008. С. 73-75.

3. Иванова Н. В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов 1 региональной конференции: Красноярск, 2004. С. 109-112.

4. Овсишер Т. М., Овсишер М. В. Интернет и образование: первые шаги. В сборнике: Стратегии обучения английскому языку: теория и практика. Самара, 1998. С. 88-90.

The use of Internet technology in conducting classroom laboratory work

in higher education Arabchikova Yu. (Russian Federation) Использование интернет-технологий при проведении аудиторных лабораторных работ в высшем учебном заведении Арабчикова Ю. И. (Российская Федерация)

Арабчикова Юлия Ивановна / Arabchikova Yuliya - старший преподаватель, кафедра высшей математики и информатики, Рязанский институт (филиал) Университет машиностроения, г. Рязань

Аннотация: в статье иллюстрируется пример использования дистанционных образовательных технологий при проведении аудиторных лабораторных работ по математике в высшем учебном заведении.

Abstract: the article illustrates an example of the use of distance learning technologies in the conduct of classroom laboratory work in mathematics in high school.

Ключевые слова: высшее образование, лабораторная работа, интернет-технологии, дистанционные образовательные технологии, электронный учебный курс, система управления электронными курсами Moodle.

Keywords: higher education, laboratory work, Internet-technologies, distance education technologies, e-learning course, management system of Moodle e-courses.

Острая проблема подготовки кадров в сфере высшего образования требует применения нетрадиционных форм обучения с использованием телекоммуникационных средств и элементов дистанционного образования [1, с. 77]. Большим подспорьем в таких условиях является внедрение в образовательный процесс бесплатного интернет-приложения Moodle.

Электронный учебный курс «Лабораторный практикум» создан на базе системы управления электронными курсами Moodle. Внедрены современные образовательные методы с использованием сетевых компьютерных технологий Интернет. Формат электронного курса соответствует действующим ГОСТ Р 53620 -2009 и ГОСТ Р 52653-2006.

Данный дистанционный курс имеет блочно-модульную структуру. Курс состоит из вводного, основного и заключительного модулей.

Вводный модуль содержит информацию об авторах курса, программу курса и Новостной форум. В Новостном форуме преподаватель размещает новости и объявления для студентов, помогающие им быстро ориентироваться при работе с курсом.

Основной модуль состоит из блоков - лабораторных работ, количество которых создается согласно учебному плану. Каждый из представленных блоков (рисунок 1) включает Методические указания для студентов (ресурс «Страница») и Задания для выполнения данных лабораторных работ (элемент «Задание»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.