Научная статья на тему 'Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе'

Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДОТ) / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арабчикова Юлия Ивановна

В данной работе рассматриваются психолого-педагогические аспекты (преимущества) использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арабчикова Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе»

Коротко «принцип разумной строгости» состоит в том, что в учебном курсе математике все, что может быть доказано, должно быть доказано, а все вводимые новые понятия и методы (и их содержательность) должны быть разъяснены на достаточном количестве примеров.

Дифференцированность в обучении математике в вузе следует понимать в двух аспектах. Первый состоит в том, что при обучении по разным специальностям обязательно должна учитываться глубина необходимых математических знаний. А второй — в том, что система обучения математике в вузе должна позволять студентам быстро адаптироваться к новым для них математическим знаниям и развивать их интерес к математике, пробуждая и развивая математические способности независимо от того, по какой специальности происходит обучение. Решение этих проблем видится в создании так называемых многоуровневых учебных курсов и учебников, когда при четком изложении основной части курса, параллельно с ним ставятся (и комментируются) проблемы различной глубины и сложности для самостоятельного решения и самостоятельного выбора посильного уровня освоения учебного материала студентами.

Литература

1. Латыпова А. Р. Проблемы непрерывного математического образования // Актуальные проблемы современной науки. М., 2014 - № 5, - 77 с.

2. Гаваза Т. А. Профессионально-педагогическая направленность курса математики для гуманитарных факультетов педвуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2003. - 24 с.

Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе

Арабчикова Ю. И.

Арабчикова Юлия Ивановна /ЛгаЬеЫкоуа УыНуа Ьапоупа - старший преподаватель, кафедра высшей математики и информатики, Рязанский институт (филиал) Университет машиностроения, г. Рязань

Аннотация: в данной работе рассматриваются психолого-педагогические аспекты (преимущества) использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), дистанционные образовательные технологии (ДОТ), высшее образование, дистанционное обучение.

На сегодняшний день невозможно найти преподавателя, который бы в той или иной степени не использовал в своей практике современные информационно -коммуникативные технологии (ИКТ). Это и учебные материалы в электронном виде (электронные версии учебников, монографий, статей, лекций, методических указаний), презентации для визуализации лекций, видео-лекции, обучающие программы и фильмы, электронные учебные пособия, а также ресурсы Интернет (в том числе непосредственно во время занятий) и сервисы дистанционной поддержки учебного заведения [1 с. 144].

В настоящее время внедрение ИКТ и, в частности, дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс - неоспоримое условие модернизации высшей школы.

На текущий момент имеющиеся результаты внедрения электронных образовательных технологий позволяют судить о высокой степени заинтересованности студентов в дистанционном образовании. Этому способствует ряд факторов, которые не всегда могут быть эффективно организованы классическими методами обучения (рисунок 1).

Преимущества использования ДОТ

дальнодействие параллельность

модульность асинхронность

гибкость социальность

Рис. 1. Преимущества использования ДОТ

Остановимся подробнее на каждом из представленных на рисунке факторов:

- гибкость дистанционного обучения обусловлена тем, что сам процесс обучения происходит в удобное для студента время, а также в удобном для него месте и темпе;

- модульная структура электронных учебных курсов способствует систематизации преподаваемого материала, что в значительной мере облегчает его усвоение обучающимися;

- параллельность при внедрении ДОТ в образовательный процесс предполагает возможность обучения непосредственно без отрыва от производства;

- асинхронность обучения с применением дистанционных технологий - это работа всех его участников по удобному для каждого расписанию;

- дальнодействие обусловлено тем, что учебный процесс может осуществляться при значительной удаленности образовательного учреждения от обучающегося контингента;

- социальность дистанционного обучения заключается в устранении социальной напряженности благодаря предоставлению равной возможности в получении образования.

Наряду с перечисленными факторами немаловажную роль играет и такой аспект как постоянная связь с преподавателем, который может в любой момент времени проверить и оценить текущую работу студента и дистанционно его проконсультировать, оказав тем самым помощь в освоении материала [2 с. 40].

Стремительное развитие информационно -коммуникативных технологий открывает новые возможности для построения более эффективного процесса обучения. Их использование позволяет дополнить и расширить классические образовательные методики, обеспечивая тем самым новый высокий уровень образовательного процесса.

Литература

1. Гречушкина Н. В., Арабчикова Ю. И. К вопросу о готовности преподавателей к осуществлению педагогической деятельности в ИКТ - насыщенной образовательной среде // Успехи современной науки и образования. Том 1. № 3. с. 144-146.

2. Дятлов Р. Н., Арабчикова Ю. И. Опыт использования возможностей электронной системы Moodle в высшем техническом образовании // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. Тамбов. Часть 23, 2013. С. 40-41.

Развитие творческих способностей у дошкольников через проект «Оригами в гостях у сказки» Любимова Н. В.

Любимова Наталья Владимировна /Lyubimova Natalia Vladimirovna - воспитатель первой

квалификационной категории, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Росинка», г. Омутнинск, Кировская область

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста через изготовление поделок в технике оригами и впоследствии использование их в театрализованной деятельности. Эффективность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада обеспечивается разнообразными дидактическими средствами. Одним из таких средств является оригами. Ключевые слова: творчество, оригами, театр оригами.

Детский сад «Росинка» посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Вопрос о развитии творческих способностей является актуальным. Дети с ОНР имеют ряд специфических особенностей:

- низкая познавательная активность;

- низкий уровень развития воображения;

- нарушение мелкой, общей, артикуляционной моторики;

- трудности в общении.

Все вышеуказанные факторы, несомненно, отрицательным образом сказываются на развитии творчества детей. Поэтому одним из способов коррекции является использование приемов техники оригами.

Значение оригами для ребёнка трудно переоценить. Любой вид творчества способствует развитию определенных навыков, умений и способностей. Но ни один вид творчества так не многофункционален. Значение оригами для развития детей имеет огромное значение. Оригами — это вид конструирования из бумаги, который позволяет развивать творческие способности, познавательную деятельность и моторику.

Новизна проекта заключается в изготовлении поделок оригами через создание ярких образов сказочных героев. Дошкольный возраст — это тот период, когда сказка для детей близка по своему мироощущению. В сказке есть яркие волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, старается быть похожим на того или иного персонажа. По словам В. А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах [1, с. 51]. Поэтому сказочные оригами будут способствовать развитию творчества у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.