Эффективность использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования Арабчикова Ю. И.
Арабчикова Юлия Ивановна /ЛгаЬеЫкоуа УыНуа Ьапоупа - старший преподаватель, кафедра прикладной математики и физики, Рязанский институт (филиал) Московский политехнический университет, г. Рязань
Аннотация: в данной работе рассматривается возможность использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования и как следствие, повышение эффективности учебного процесса.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), дистанционные образовательные технологии (ДОТ), учебный процесс, электронный курс, эффективность обучения.
В настоящее время внедрение информационных технологий и, в частности, дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс -неоспоримое условие модернизации высшей школы [1, с.76]. На сегодняшний день невозможно найти преподавателя, который бы в той или иной степени не использовал в своей практике современные информационные технологии. Это не только учебные материалы в электронном виде, видеолекции, обучающие программы, но и Интернет-ресурсы (в том числе сервисы дистанционной поддержки учебного заведения).
Стремительное развитие информационно -коммуникативных технологий открывает новые возможности для построения более эффективного процесса обучения. Именно сочетание методик классического образования с использованием современных ИКТ-технологий позволяет добиться максимального эффекта в организации образовательного процесса [2, с. 75].
Процесс обучения в высшем учебном заведении можно разбить на следующие этапы: получение студентами учебной информации и ее усвоение, контроль результатов усвоения и дальнейшая их коррекция со стороны преподавателя [3, с. 55]. Использование ИКТ-технологий (в том числе и ДОТ-технологий в форме электронных обучающих курсов) на каждом из перечисленных этапов позволяет оптимизировать учебный процесс как для студентов, так и для преподавателей.
Модульная структура электронных курсов дает возможность систематизировать учебный материал (материал для самостоятельного изучения, закрепления и контроля). Подачу нового материала для подготовки к предстоящему практическому занятию можно организовать с применением Рабочих тетрадей на печатной основе [4], а в случае проведения лабораторной работы студентам можно предложить самостоятельно изучить Методические указания к выполнению данной работы [5]. Закрепление изученного материала в рамках электронного курса (перед проведением аудиторного занятия) можно организовать, например, в виде небольшого входного тестирования, либо в виде отработки контрольных вопросов. Применение ДОТ-технологий на этапе подготовки к занятию позволяет значительно сэкономить аудиторное время учебного процесса, что особенно важно ввиду «урезания» аудиторных часов по некоторым дисциплинам.
При использовании электронных учебных курсов контроль усвоения изученного самостоятельно и отработанного аудиторно материала осуществляется с помощью тестирования. Тесты позволяют преподавателю осуществлять достоверный контроль знаний студентов на любом этапе обучения.
Наряду с вышеперечисленным немаловажную роль в повышении эффективности обучения с использованием ДОТ-технологий играет и такой аспект как непрерывная
связь с преподавателем, который может в любой момент времени проверить и
оценить текущую работу студента и дистанционно его проконсультировать.
Литература
1. Арабчикова Ю. И. Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе // Научный журнал, 2016. № 4 (5). С. 76-78.
2. Арабчикова Ю. И Организация смешанного обучения в высшем учебном заведении с использованием дистанционных образовательных технологий // Наука, образование и культура, 2016. № 7 (10). С. 74-75.
3. Арабчикова Ю. И. Особенности организации контроля знаний студентов в электронных курсах, созданных на базе Moodle // Новая наука: Проблемы и перспективы, 2016. № 3-2. С. 55-56.
4. Арабчикова Ю. И. Опыт разработки и внедрения дистанционного курса на базе Moodle с использованием рабочих тетрадей на печатной основе // Вестник научных конференций, 2015. № 1-5 (1). С. 9-10.
5. Арабчикова Ю. И. Использование интернет-технологий при проведении аудиторных лабораторных работ в высшем учебном заведении // European Science, 2016. № 8 (18). С. 48-50.
Мыслители Востока о профессии педагога и педагогическом
мастерстве Тоджибаева К. С.
Тоджибаева Комила Собит кизи / ТофгЬауеуа Котйа БоЬИ - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются историческое происхождение и актуальность предмета педагогического мастерства на сегодня, взгляды мыслителей Востока о педагогическом мастерстве учителей.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, социальный опыт, Ренессанс Востока, Авесто.
В современной концепции образования, исходя из представлений, что преподаватель это не только профессия, суть которой - транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения Человека в Человеке, цель системы высшего профессионально-педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа, ориентированного на Человека.
Профессия учителя считается одной из древнейших. Ее возникновение имеет объективное основание. Общество не может развиваться, если не будет передаваться подрастающему поколению весь социальный опыт, накопленный предыдущими поколениями. Передачу этого социального опыта через обучение и воспитание поручали в древности самым опытным, знающим, умным гражданам. В развитии личности велика роль учителя, о чем свидетельствует педагогическое наследие мыслителей Востока: Фароби, Беруни, Авиценны, А. Навои. А. Авлони.
«В «Авесте», священной книге зороастризма, являвшегося ведущей религией Среднеазиатских народов в древности, большое внимание уделено образованию и воспитанию. В ней сказано: «Самой значимой опорой жизни является воспитание.