ДИССЕРТАЦИИ, ЗАЩИЩЕННЫЕ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТАХ Д 212.136.04 И Д 212.136.06 ПРИ МГГУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА
Предлагаем вашему вниманию аннотированный перечень поступивших в библиотеку МГГУ им. М. А. Шолохова диссертаций по педагогике, защита которых прошла в 2008 году. С авторефератами и текстами диссертаций можно ознакомится в библиотеке университета.
Ключевые слова: диссертация, педагогика, библиотека.
Специальность: Общая педагогика, история педагогики и образования - 13.00.01
КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Адамова А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода.
Цель данного исследования - выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности.
В ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме выявлены следующие противоречия:
1) между потребностью общества в духовно-
нравственном воспитании младших школьников и реальными возможностями его осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы;
2) необходимостью повышения эффективности духовнонравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности и недостаточной разработанностью научного, методического, а также кадрового обеспечения этого процесса;
3) спецификой возрастных особенностей учащихся начальных классов и недостаточном их учете в духовнонравственном воспитании младших школьников во внеучебной деятельности.
Существующие противоречия и недостаточная теоретическая разработанность, а также практическая значимость определяют актуальность темы данного исследования.
Афанасьева М.Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения. В этих условиях особенно остро встает необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Цель данного исследования - выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности патриотического воспитания младших подростков в деятельности классного руководителя.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы и уже используются для повышения эффективности
учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Зимнухова Т.Ю. Использование исторического опыта российского образования в формировании экономической культуры младших школьников.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью как теоретической психолого-педагогической базы экономического образования и воспитания младших школьников, так и практического учебно-методического воплощения экономического образования и воспитания младших школьников.
Цель данного исследования - выявить истоки формирования и становления экономического образования в России и определить пути использования исторического опыта для решения проблем по формированию экономической культуры младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная авторами историко-теоретическая модель экономического образования содействует повышению эффективности этого образования, формирует предпосылки для создания государственных образовательных стандартов и образовательных программ в области преподавания экономики и их учебно- методического обеспечения.
Кудаева Т.А. Педагогические идеи С.С. Уварова и их значение для российского образования.
Цель данного исследования - выявить, обосновать парадигму реформаторской деятельности С.С. Уварова в сфере российского образования и раскрыть перспективные направления использования, с точки зрения его «русской идеи», опыта педаго-
гического наследия в модернизации современной системы образования в России.
Практическая значимость исследования состоит в разработанных положениях, прогнозных представлениях, которые могут быть использованы при разработке государственной политики в области модернизации образования, программ развития образования на региональном и муниципальном уровне.
Ряхов Д.Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе.
Анализ научной литературы, изучение опыта работы педагогов общеобразовательных школ, результаты собственной педагогической практики позволили автору выявить противоречия
между:
- возрастающей потребностью общества в осуществлении художественно-эстетического и патриотического воспитания во взаимосвязи и недостаточной теоретико-технологической разработанностью проблемы патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства;
- возможностями организации эффективного патриотического воспитания средствами изобразительного искусства школьников в современных условиях и их реализацией на практике.
Рассмотрение данных противоречий обнаруживает проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в современной образовательной школе? Решение этой проблемы составляет цель данного исследования.
Фридман С.О. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию экономической культуры младших школьников.
Цель данного исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить модель подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников, а также выявить педагогические условия, обеспечивающие ее эффективное функционирование.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработано содержательнотехнологическое обеспечение подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников. Материалы исследования могут быть использованы при создании спецкурсов в педагогических колледжах и на факультетах начальных классов педвузов, а также в системе повышения квалификации.
ДОКТОРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ Анохина Г.М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования.
В условиях социально-экономических преобразований важнейшим ресурсом развития общества становится творческий потенциал личности, компетентной в выполнении своих социальных и профессиональных функций, ответственной в принятии решений, способной к саморазвитию. Этим объясняется актуальность задачи построения системы образования, ориентированной на развитие личности, то есть такой дидактической системы, которая, с одной стороны, развивает личность и ее социально значимые качества, а с другой стороны, отвечает запросам личности и помогает ее самореализации.
Несмотря на приоритет идей гуманизации и личностной
ориентации в современном образовании, до сих пор не разработан в должной мере и научно не обоснован механизм проектирования и реализации личностно развивающей модели обучения естественнонаучным предметам. Цель данного исследования -теорико-методологическое обоснование условий реализации личностно развивающих функций естественнонаучного образования, способов проектирования целей, содержания, процессуально-методического и организационно-педагогического аспектов данного вида образования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможностях использования разработанной модели личностно адаптированной системы обучения естественнонаучным дисциплинам; применения полученной технологии для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных способностей и интересов в сфере естественнонаучных дисциплин в городских и сельских школах, гимназиях, лицеях; в разработке программ спецкурсов, а также пособий и методических рекомендаций для учителей, работающих по технологиям личност-но развивающего обучения.
ТенищеваВ.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции.
Необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции специалиста является ключевой для обучения достаточно широкому спектру профессий. Есть целый класс специалистов - работников совместных предприятий в России и за рубежом, летчиков международных авиалиний, таможенников, моряков и др., успешность профессиональной деятельности которых во многом, а зачастую и в решающей степени зависит от уровня их иноязычной коммуникативной компетенции.
Однако, несмотря на выраженную тенденцию профессионализации преподавания языка в неязыковом вузе, обучение ему ведется фактически раздельно с формированием профессиональ-
ной компетенции будущего специалиста. Поиск педагогических оснований интеграции в общей структуре профессиональной компетенции иноязычной речевой компоненты и обусловливает актуальность темы диссертационного исследования. Цель исследования - педагогическое обоснование и экспериментальная проверка инегративно-контекстной модели формирования профессиональной компетенции будущего специалиста, включающей ее иноязычную компоненту.
Предложенная модель может быть использована в процессе разработки стандартов профессионального иноязычного образования в неязыковых вузах. В ходе исследования был разработан учебно-методический комплекс, включающий программы учебных дисциплин, учебные пособия и методические рекомендации по использованию технологий формирования профессиональной компетенции специалиста в неязыковом вузе, а также создан педагогический инструментарий определения уровня формирования профессиональной компетенции. Сформулированы рекомендации по организации партнерской деятельности преподавателя и студентов в процессе усвоения предметного содержания спецкурсов.
Специальность: Теория и методика обучения и воспитания -13.00.02
КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ Дубынина Ю.В. Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема (в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе).
В современной социокультурной образовательной ситуации в России, когда в государственных образовательных стандартах школ, колледжей, вузов наряду с федеральным появился национально-региональный компонент, очень важным средством развития музыкального восприятия является новый учебный материал - музыкальная культура региона. Для полноценного развития восприятия этой культуры необходимо воспитывать интерес к музыке края (народной и профессиональной), традициям и т.д. Поэтому интерес к местной музыкальной культуре мы выделяем отдельным компонентом в структуре музыкального восприятия.
Существуют противоречия между необходимостью использования материалов по музыкальной культуре региона для развития музыкального восприятия подростков и отсутствием методик, учебных пособий, сборников, базирующихся на материале краевой культуры, а также недостаточной изученностью музыкального материала родного края.
Наличие противоречий, теоретическое изучение и анализ ситуации в музыкальной педагогике, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: изучение в педагогическом ракурсе теории и практики проблемы восприятия музыкальной культуры региона подростками.
Практическая значимость исследования состоит в том,
что:
- разработан учебный материал по музыкальной культуре Тверского региона для подростков. Использование его в обучении и воспитании способствует не только развитию восприятия подростков, но и повышает качество их образования в целом;
- обоснована и практически апробирована комплексная методика развития восприятия музыкальной культуры родного края у подростков на общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы, освоении высокохудожественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности;
- материалы исследования используются в общеобразовательных школах г. Твери и области, в подготовке учителя музыки в ТвГУ и ТОИУУ. Результаты исследования позволяют осуществлять подготовку новых учебных пособий, хрестоматий педагогического репертуара и др. на музыкальном материале родного края для школ Тверского региона. Разработаны планы внеклассных занятий на музыкальном материале края для средней школы. Полученный в результате исследования краевой материал может с успехом применяться не только в школах, лицеях, гимназиях, но и в колледжах и вузах, а также на факультетах переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
Ковалев Е.Е. Средства и методика формирования компетентности специалистов в области информатизации муниципальных систем образования.
Актуальность настоящего исследования определяется существующим противоречием между необходимостью информатизации муниципальных систем образования и дефицитом квалифицированных специалистов в области информационных технологий.
Предметом исследования являются средства и методы достижения компетентности в области информатизации муниципальных систем образования, разработка и апробация научно обоснованных систем и моделей подготовки и переподготовки кадров, базирующихся на эффективных педагогических процессах, в основе которых лежит идея создания и использования разноуровневой системы подготовки и переподготовки кадров для муниципальных образовательных систем на основе смешанного обучения и получения необходимых в профессиональной деятельности компетенций.
Цель исследования - научно-методическое обоснование и разработка моделей обучения студентов, учащихся, учителей, работников отделов образования, администраций муниципальных образований и сотрудников службы технической поддержки приемам работы в образовательных системах, функционирующих на основе ИКТ; определение направлений совершенствования разноуровневой подготовки и переподготовки специалистов в области ИКТ, способных успешно решать на этой основе свои профессиональные задачи. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебные процессы ряда образовательных учреждений.
Крутова Е.В. Формирование базового уровня информационной компетентности учителя математики.
Возможности современных информационных технологий порождают необходимость в новом качестве образования, которое требует высокого уровня информационной компетентности будущего учителя. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является повышение компьютерной и информационной грамотности учителей.
Актуальность исследования подтверждается тем, что:
• в обучении студентов педагогических специальностей преобладают традиционные технологии обучения с низким уровнем использования инновационных технологий;
• недостаточно разработан комплексный подход к обучению информационным технологиям студентов педагогических специальностей.
Специально разработанные методики выделения и формирования информационных компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя математики позволят разрешить противоречия между потребностью общества в компетентных в области информационных технологий учителей математики и инертностью традиционного обучения, а также между глубокой теоретической подготовкой выпускников педагогических вузов и неготовностью использовать полученные знания в образовательной деятельности. Цель исследования - разработка, научное обоснование и реализация модели профессиональной подготовки будущих учителей математики в области информационных технологий.
Разработанная модель информационной подготовки будущих учителей математики реализована в ходе образовательного процесса филиала ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» в г. Анапе и показала положительную динамику всех параметров информационной компетентности. Практическая значимость исследования со-
стоит в том, что разработана номенклатура методического обеспечения курса информатики, модернизированная в соответствии с процедурной схемой и требованиями ГОС учебная программа; разработан технологический учебник (атлас технологических карт), методические комментарии к технологическим картам, графические протоколы, представляющие результаты диагностик. Разработанные модель, программа, технология и системная диагностика информационной компетентности могут быть использованы при подготовке студентов любых педагогических специальностей.
Никонова Е.З. Методическая система формирования проектировочной компетентности будущего учителя информатики.
Сегодня основной целью школьного образования становится развитие учащегося и его творческого потенциала. В связи с этим новое качество подготовки специалиста в области образования должно обеспечивать не только готовность к применению на практике уже известных способов решения педагогических проблем, но и способность к самостоятельному проектированию педагогических объектов и разрешению педагогических ситуаций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки учителя нового типа, способного работать в современном образовательном пространстве, предполагающем наличие навыков педагогического проектирования. Цель исследования - создание концепции проектирования системы формирования проектировочной компетентности будущего учителя информатики. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
• разработана модель методической системы обучения студентов проектированию учебного процесса, которая может быть использована при построении методических систем обучения другим предметам;
• предложена система проектирования учебного процесса, отражающая структуру школьного курса информатики;
• предложена практическая реализация разработанной модели обучения.
Пекшева А.Г. Методика подготовки учителя информатики к обеспечению предпрофильного обучения.
Социально-экономические и социокультурные изменения, которые происходят в нашем обществе, приводят к необходимости существенного обновления педагогической теории и практики. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одно из направлений реформирования общего образования связано с появлением нового образовательного института - профильной школы. Одним из самых важных вопросов, связанных с реализацией предпрофильной подготовки и дальнейшего обучения по профилю, является кадровый вопрос, который формулирует перед высшими учебными заведениями запрос на подготовку компетентных в данной области учителей.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации методики профессиональной подготовки будущих учителей информатики к условиям предпро-фильного обучения.
Разработанная программа курса подготовки будущего учителя информатики для профильной школы позволит проанализировать и систематизировать знания, полученные студентами в области педагогики, психологии, информатики и методики преподавания информатики в контексте применения их на этапе предпрофильной подготовки школьников. Рекомендации исследования послужат средством повышения уровня адаптации студентов к современной педагогической ситуации, а также могут быть использованы Институтом повышения квалификации для повышения квалификации учителей в области предпрофильной подготовки.
Романова Л.Н. Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме.
Современный этап развития российского общества характеризуется широким интересом к национальной культуре, воздействие которой актуально в процессе гражданского, духовного, нравственного и профессионального самоопределения личности. В связи с этим одним из ведущих направлений подготовки студентов художественных вузов является изучение основ мирового и национального искусства. Рассмотрение искусства национального костюма и куклы как целостной системы знаний, умений и понятий, на основе теоретической и практической творческой деятельности, является мощным средством современного образования и воспитания.
Цель исследования - разработать условия формирования этнохудожественной культуры студентов и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе. Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• разработана программа спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах)», основанная на традициях этнопедагогики и экспериментальной методике, включающей методы развивающего и проблемного обучения;
• проверена экспериментальная методика обучения проектированию и изготовления авторской куклы, способствующая организации активной творческой деятельности студентов и основанная на использовании принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
• созданы наглядные материалы (таблицы, пособия) и рекомендации к практической деятельности,
дающие возможность наиболее эффективно осуществлять педагогический процесс.
Тишина Е.Ю. Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство людей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервнопсихического здоровья подрастающего поколения. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации усугубляют признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения психофизиологических и высших психических функций младших школьников.
Одним из наиболее ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на настроение и душевное состояние человека, по праву считается музыка. Она является неиссякаемым источником, способным разбудить у ребенка чувства, воображение, фантазию, а также повлиять на его физиологию, психику, мировоззрение.
Цель исследования состояла в обосновании и разработке теоретико-методических основ музыкального воспитания учащихся младших школьников с задержкой психического развития. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложенные в работе содержание, виды, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных школ.
На примере процесса музыкального воспитания в классах коррекционно-развивающего обучения разработаны научнометодические материалы и рекомендации, которые находят при-
менение в практической деятельности учителей музыки общеобразовательных школ, а также преподавателей средних и высших учебных заведений и в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Фадеева Е. А. Курсы по выбору с математическим содержанием как средство формирования экономической культуры учащихся IX классов.
Модернизация системы школьного образования повлекла изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса. Это обусловлено ориентацией современной образовательной практики на личностное развитие учащихся. Акцент смещается на предпрофильное (VIII- IX класс), а затем - профильное обучение (Х-Х! класс), что позволяет учитывать потребности, способности учащихся, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Однако недостаточная теоретическая разработанность обусловила невысокий уровень результативности элективных курсов в образовательной практике. Цель данного исследования - разработать научнометодические основы использования курсов по выбору с математическим содержанием в условиях предпрофильной подготовки для обеспечения формирования экономической культуры учащихся IX классов.
Практическая ценность результатов исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения курсов по выбору с математическим содержанием «Экономика в математических задачах и играх», «Социальная арифметика», «Экономика и жизнь» для формирования экономической культуры учащихся IX классов. Разработанные и экспериментально апробированные курсы по выбору с математическим содержанием для формирования экономической культуры (программа и учебно-тематическое планирование; комплекс математических задач с
экономическим содержанием, имитационные и деловые игры; методические рекомендации по организации занятий) могут быть использованы учителями, методистами с целью решения задач школьного образования в условиях модернизации российского образования (личностная ориентация, усиление прикладного значения математики). Разработан комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности экономической культуры девятиклассников.
Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, педагогических условий и методов освоения будущими педагогами-музыкантами российского вуза китайской народной музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает перспективы изучения эстетического и воспитательного воздействия инокультурной народной музыки на человека.
Разработан и проверен в условиях опытноэкспериментальной работы спецкурс «Китайская народная музыка», который дополняет курс истории зарубежной музыки, не предусматривающий глубокое освоение восточных культур.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских спецкурсах, предназначенных для студентов музыкально-педагогических факультетов, а также в общевузовских культурологических и педагогических курсах. Предложенные методические рекомендации могут применяться и в работе учителей музыки и музыкальных руководителей.
Яшмолкина О.Н. Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций.
Реализация в системе образования интересов поликуль-турного, полиэтнического социума России актуализировала проблему соотношения и представленности в содержании образования национальных культурных традиций. Однако отмечается нарушение структурного баланса в соотношении различных национальных художественных традиций в рамках одного предмета. Существует также дисбаланс в раскрытии национальной традиции, выражающийся либо в опоре преимущественно на местный краеведческий материал (районирование), либо в приоритете отдельных направлений художественной культуры (например, только фольклор). Отрицательно сказывается на образовательном процессе отсутствие единства в методике освоения разных национальных художественных традиций. Цель исследования - научно обосновать педагогические условия и методику освоения национальных музыкальных традиций в начальных классах общеобразовательной школы, проверить их эффективность.
Теоретико-методические позиции исследования нашли отражение в программе «К вершинам музыкального искусства», допущенной Министерством образования Республики Марий Эл для использования в общеобразовательных школах данного региона. Разработанные методы интонационно-стилевого освоения национальных музыкальных культур позволяют повысить качество преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях разного типа как в системе общего, так и дополнительного образования в разных регионах России. Материалы исследования могут быть использованы при разработке региональных учебнометодических комплектов по музыке для общеобразовательных школ, а также в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и музыкально-педагогических факультетов педвузов, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей музыки.
Специальность: Коррекционная педагогика - 13.00.03 КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Путкова Н.М. Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Одним из основных направлений процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями является их социальная адаптация. Необходимо не только преодолеть речевое недоразвитие детей, но и подготовить их к школе, сформировав умения и навыки, которые позволят ребенку активно участвовать в процессе обучения. Важным условием успешности обучения в школе является умение активно вступать в речевое взаимодействие и инициативно высказываться в ходе общения. Данные виды коммуникативных умений позволяют получать информацию и налаживать отношения с окружающими. Исследование посвящено одному из аспектов изучения коммуникативной способности детей с ОНР, а именно формированию вопросительных высказываний.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка, апробация и оценка эффективности педагогической технологии коррекционно-логопедической работы по формированию вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи. Предложенная педагогическая технология реализована в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида. Систематическое и поэтапное формирование вопросительных высказываний, осуществляемое с учетом особенностей речевого и познавательного развития детей, повышает результативность коррекционно-логопедической работы, позволяет повысит эффективность подготовки детей к школьно-
му обучению и успешность социальной адаптации.
Результаты исследования могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида и в семьях с детьми, страдающими нарушениями речи, включены в содержание лекций, практических и лабораторных занятий по логопедии на дефектологических факультетах педагогических вузов и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Сергеева Л.Д. Формирование операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Вследствие недостаточной сформированности фонематической, лексико-грамматической и синтаксической систем языка у этих детей не образуются языковые обобщения, необходимые для теоретического изучения грамматики, в том числе овладения различными видами лингвистического анализа.
Цель исследования - на основе определения уровня языковой готовности к овладению морфемным анализом разработать, теоретически обосновать и апробировать методику формирования операций морфемного анализа у младших школьников с ОНР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана, апробирована и внедрена в структуру логопедической работы методика формирования операций морфемного анализа у младших школьников с ОНР, которая может быть использована учителем-логопедом не только при подготовке учащихся к овладению программой общеобразовательной школы по русскому языку, но и при коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии.
ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Надолинская Т.В. Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегральных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования.
Модернизация музыкального образования школьников и повышение качества обучения в решающей степени зависят от подготовки будущего педагога-музыканта. Между тем теория и практика профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта свидетельствуют, что многие вопросы музыкальнопедагогического образования остаются не разработанными. В их числе - проблема подготовки студентов к игровому моделированию интегративного урока музыки, являющегося в настоящее время одной из наиболее активно развивающихся форм музыкального образования школьников.
Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость определили цель исследования - разработать теоретические и методические основы подготовки педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в общеобразовательных учреждениях, обосновать педагогические условия и методы, способствующие накоплению опыта художественно-игровой деятельности специалиста, проверить эффективность формирования профессионально значимых качеств личности в опытно-экспериментальной работе в вузе.
Практическая значимость исследования состоит:
- в определении путей и средств теоретико-методической подготовки будущих специалистов к осуществлению игрового моделирования интегративных уроков музыки в образовательной школе;
- в разработке дидактических предпосылок и методических основ театрализированной игры (драматизации) как универсального средства, метода и формы музыкального и художественного об-
разования;
- в обновлении и разработке содержания специального курса, учебно-методических пособий для студентов педагогических вузов, методистов и педагогов дополнительного образования.
Специальность: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - 13.00.05
КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Гладкова Т.М. Формирование социально-эстетических чувств у младших школьников в художественной коллективной досуговой деятельности.
Цель исследования заключается в изучении процесса проявления и формирования социальных и эстетических чувств в художественной коллективной досуговой деятельности, разработке и экспериментальной проверке эффективности системы занятий с детьми, направленной на формирование этих чувств в общеобразовательных учреждениях разного типа.
Практическая значимость исследования определяется тем,
что:
- разработана и проверена в условиях эксперимента тематическая программа «Вокруг дома», позволяющая эффективно формировать социально-эстетические чувства у младших школьников в художественной коллективной досуговой деятельности;
- выделен и проанализирован характер затруднений в художественной коллективной досуговой деятельности, испытываемых младшими школьниками, что позволило классифицировать трудности, разделив их на 5 групп: несформированность познавательных процессов; эмоциональноценностного отношения к окружающим; межличностные
отношения; межличностное общение, овладение различными видами художественной деятельности. Определены пути их преодоления, что обеспечит успешное формирование социальноэстетических чувств у детей. Это поможет педагогам в работе с детьми
- разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в практике общеобразовательных и интернатских учреждениях и окажут помощь в формировании у детей социально-эстетических чувств, могут быть включены в содержание курсов повышения квалификации учителей, воспитателей.
Специальность: Теория и методика профессионального образования - 13.00.08
КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТЦИИ Казанина К.Л. Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов.
Культурно-социальные и духовные процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, сопровождаются обновлением ценностных представлений о социальных функциях педагога. Ориентация на развитие демократического общества создает новые условия для включения педагога как профессионала в построение правовых и гуманистических отношений между субъектами общества, направляет социальную активность педагога на утверждение и развитие гуманистических ценностей общества, построение открытого гражданского общества.
Формирование гражданственности - культурологическая и социальная функция педагогического образования. Проблема формирования гражданской культуры студентов педагогического вуза и составляет цель исследования.
Практическая значимость исследования:
- определены содержание и структура гражданской культуры и способы формирования гражданской культуры и способы формирования гражданской культуры на основе интеграции учебных курсов педагогики с учебными курсами социального аспекта;
- сформулированные в исследовании выводы и теоретические положения создают предпосылки для обогащения содержания социального образования педагога;
- созданная методика формирования гражданской культуры может быть применена в профессиональной подготовке педагога для стимулирования гражданской активности студентов, воспитания профессиональной ответственности, развития социальной активности;
- материалы исследования, публикации и практические рекомендации могут быть использованы в вузовской профессиональной подготовке педагога и в системе повышения профессиональной квалификации педагога.
Тихонова Т.А. Формирование профессиональнокоммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском училище.
Коммуникативная компетентность - один из важнейших показателей оценки кадров в любой профессиональной области. Особое значение этот показатель приобретает для профессий системы «человек - человек», к которым относится широкий спектр медицинских специальностей. Вместе с тем в процессе обучения в медицинском училище у студентов формируется установка на качественное выполнение различных манипуляций, без акцентирования значимости коммуникативной компетентности в будущей деятельности.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать эффективность организационно-педагогических условий и педагогических технологий, повышающих профессионально-коммуникативную компетентность
будущих медицинских работников в процессе обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для модернизации учебного процесса в медицинском училище на основе модульно-компетентностного подхода и создания научно-методических рекомендаций по проблемам формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов. Полученные экспериментальные материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки специалистов в ряде медицинских училищ Москвы и Московской области и могут быть использованы в системе повышения квалификации руководящих и педагогических работников медицинских училищ.
Т.В. Гаврюшина, М.А.Парфенова