УДК 37(571.513)
Л. Ю. Мазай
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Изменения в культуре приводят к переходу «знаниевого» образования к интегральному, вбирающему в себя деятельностно-практические умения - компетентность. При этом важно не только целенаправленно моделировать профессиональную среду, но и учитывать целеполагание в области образовательной политики в стране и регионе, обеспечив формирование у студента компетенции различных видов деятельности. В области педагогической деятельности бакалавр музыки должен быть способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
Ключевые слова: образование, культура, компетенция, музыка, интеграция, региональная политика, культурно-просветительская деятельность.
Как отмечают многие педагоги, школа готовила человека знающего, но не умеющего применить эти знания на практике, гармонично вписаться в окружающий его мир. Изменения в культуре приводят к переходу образования к интегральному, вбирающему в себя деятельностно-практические умения - компетентность. Более того, в современном мире, безусловно, невозможно обойтись без межкультурного общения, как межличностного, так и межнационального. Важно знакомить школьников и студентов с культурным многообразием мира.
В результате освоения ООП по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «музыка») выпускник должен обладать как общекультурными, общепрофессиональными компетенциями, так и компетенциями в области педагогической деятельности. Бакалавр музыки должен быть способен не только реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); использовать отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); но и выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
Итак, важно не только раскрыть структуру, этапы, технологии обучения, целеноправленно моделировать профессиональную среду, но и учитывать целеполагание в области образовательной политики в стране и регионе, обеспечив формирование у
студента компетенции различных видов деятельности.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова не только транслирует национально-культурные ценности в мировое образовательное пространство, но и реализует программы национальной политики как региона, так и полиэтнического российского государства.
Институт искусств реализует программы профессиональной подготовки по УГСН «Культура и искусство». Представляя научно-образовательный сегмент университета «Культура и образование в сфере культуры», в своей работе кафедры руководствуются уставом университета и нормативными документами, а также действующими документами Правительства, министерств Республики Хакасия, таким как Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 г. (22.12.2009 № 605); республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 гг.)» (23.11.2010 № 596); долгосрочная республиканская целевая программа «О развитии языков народов Республики Хакасия в 2011-2013 гг.»; популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009-2013 гг. (23.11.2010 № 608); долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Хакасия» (2011-2016 гг); долгосрочная республиканская целевая программа «Культура Республики Хакасия (2010-2012 гг.)»; подпрограммы «Развитие культуры и искусства в Республики Хакасия», «Сохранение и развитие художественного образования в сфере искусства и культуры в Республике Хакасия»; Концепция развития художественного образования в Республике Хакасия (2012-2020 гг.) и др.
Содержание образования строится с опорой на национально-региональный компонент, который в первую очередь отражается в гуманитарных предметах. Обратимся к курсу «Музыкальная культура
Хакасии», концептуальным ядром содержания которого выступает как традиционные мировоззренческие взгляды хакасского народа, так и межкуль-турная среда.
Исходя из содержания понятия «профессиональная компетентность», определим принципы ее формирования в процессе изучения курса «Музыкальная культура Хакасии»: интеграция (в том числе интеграция национального в общемировое), системность, научность, фундаментальность, универсальность, гуманизация, диалог культур, толерантность, а также включение национально-регионального компонента в федеральную составляющую музыкального образования на единых методологических подходах в качестве его органической составляющей, изучение национальной региональной составляющей музыкального образования с учетом традиционных мировоззренческих взглядов коренного населения Хакасии, взаимодействие различных видов искусств, взаимосвязь с содержанием других образовательных областей.
Курс «Музыкальная культура Хакасии» раскрывает становление традиционной и современной музыкальной культуры в сопоставительном анализе с музыкальным наследием народов сопредельных территорий, охватывает историю культуры оседлых и кочевых народов, становление западных и восточных музыкальных культур (тематический план данной дисциплины разработан в рамках системноисторического и системно-культурологического подходов). Курс предполагает знакомство студентов с результатами научных исследований отечественных и зарубежных педагогов и осмысление практического опыта педагогов-музыкантов прошлого и современности, опирается на новейшие достижения общей и музыкальной психологии и дисциплины общекультурного блока. Степень освоения содержания дисциплины во многом зависит от музыкально-теоретической подготовки студентов и уровня музыкального мышления в процессе исполнительской деятельности. Более того, важно знакомить бакалавров с закономерностями восприятия музыки, исполнительскими традициями, стилями, жанрами в тесной связи с философско-религиозными, нравственно-этическими воззрениями различных национальных школ, эпох. Содержание данного курса также включает анализ специфики устной и письменной традиции в передаче музыкального опыта, что предусматривает практическое применение знаний, полученных по другим дисциплинам (история музыкального образования, сольфеджио, гармония, анализ формы и др.).
Вернемся к одной из задач вуза, сформулированной в начале статьи, - научить применять знания на практике. Данная задача определила содержание заданий, предлагаемых студентам.
На кафедре музыки и музыкального образования накоплен опыт разработки уроков музыки с включением национально-регионального компонента и их реализации на практике. За последние годы студентами кафедры защищены выпускные квалификационные работы, темы которых затрагивают вопросы знакомства школьников с фольклором многих народов, в том числе и проживающих в Хакасии и на сопредельных территориях. Терети-ческую и практическую значимость представляют выпускные квалификационные работы «Воспитание культуры межнационального общения подростков в процессе знакомства с вокально-хоровыми произведениями композиторов Хакасии» А. Лиси-циной, «Знакомство с образами малой родины в произведениях композиторов и художников Хакасии как средство художественного воспитания младших школьников на уроках музыки» Е. Ищенко, «Этнокультурное образование подростков в процессе знакомства с хакасской инструментальной музыкой» И. Елистратовой, «Тувинский фольклор в экологическом воспитании младших школьников» М. Дууза, «Изучение хакасской музыки с подростками как одно из условий формирования познавательного интереса к национальной культуре» С. Асочаковой, «Музыкальные традиции хакасов как средство воспитания интернациональных чувств младших школьников на уроках музыки» И. Кудряшовой, «Проблема использования хакасской национальной музыки как средства формирования музыкальной культуры младших школьников» Д. Крупина, «Влияние музыки современных композиторов Хакасии на формирование мировоззрения подростков» И. Митляевой, «Диалог культур как один из возможных подходов в изучении творчества хакасских и русских композиторов на уроках музыки в 5-7-х классах общеобразовательной школы» О. Богатырёвой и др.
Возникает вопрос: как вложить богатое музыкальное наследие хакасского народа в урок музыки в общеобразовательных школах? Ведь в современных условиях уроку музыки отводится всего один час в неделю. Конечно же, в этот короткий временной отрезок невозможно решить все задачи, которые ставит учитель музыки. Во многих школах предмет «Музыка» изучается лишь в начальной школе. Процесс знакомства с хакасским музыкальным творчеством осуществляется во внеурочной деятельности, через разработку и внедрение в практику элективных курсов, на занятиях в детских фольклорных коллективах.
Занятия хакасским музыкальным творчеством включены во многие образовательные программы школ Республики Хакасия. М. В. Ощенкова рассмотрела включение учителями Усть-Абаканского района национально-регионального компонента в
содержание уроков и во внеурочные мероприятия. Для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11-х классов М. В. Ощенковой разработан и введен в практику элективный курс «Национальные традиции».
Е. Г. Торточаковой, дочерью первого хакасского композитора Г. И. Челборакова, был разработан тематический план, включающий музыкальные произведения Георгия Ивановича. В репертуар включены как песни, так и симфоническое и инструментальное творчество.
А. В. Дресвянина раскрыла художественно-образное содержание произведений Т. Ф. Шалгино-вой и охарактеризовала их интонационные особенности. Более того, в сотрудничестве с А. В. Дрес-вяниной был исследован уровень интонационного мышления младших школьников Аскизского района и разработаны уроки музыки по формированию их интонационного мышления в процессе знакомства с фортепианными произведениями Т. Ф. Шал-гиновой.
С целью освоения хакасской культуры школьниками и сохранения музыкальных традиций хакасского народа студентами создаются детские фольклорные ансамбли. В с. Аршаново В. И. Тюк-пиековой был создан детский фольклорный ансамбль «Санычах» («Колокольчик»). Возраст
участников ансамбля от 6 до 16 лет. Именно мелодии помогают освоению интонаций национального языка и появлению у детей интереса к хакасскому языку. Школьники очень воодушевляются, когда переодеваются в национальную одежду, это влияет на исполнение музыкальных произведений, особенно фольклорных. В национальной одежде они испытывают чувство гордости, более ответственно относятся к исполнению каждого произведения, внимательней прислушиваются к словам руководителя. Во многих театрализованных сценах школьники познают уклад, быт и образ жизни хакасского народа, например, через старинную колыбельную песню. В процессе постижения музыкальных образов, через разучивание поэтических текстов песен, участие коллектива в праздниках и обрядах школьники обогащают свои знания об истории своего народа, обычаях, обрядах, традициях. Занятия хакасским музыкальным творчеством приобщают школьников к этно-культуре.
Результаты анкетирования И. М. Елистратовой среди учащихся МОУ «Лицей» г. Черногорска и МОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Черногор-ска еще раз подчеркнули актуальность знакомства учащихся с хакасским музыкально-поэтическим творчеством. На сегодняшний день в практике сложилось противоречие: с одной стороны, возрастающий интерес к хакасской культуре, с другой сто-
роны, отсутствие теоретических и методических работ по данной проблеме.
Возникла необходимость включения в дисциплину школьного образования дополнительных инструментов (чатхан, хомыс) в музыкальных школах и включения в программу уроков с национальнорегиональной тематикой. Также возникла потребность в методическом обучении на национальных инструментах на базах общеобразовательных школ с целью формирования у подростков основ эстетического сознания и культуры общества; духовных качеств, эстетических чувств; интереса к музыкальному и литературному наследию этносов России. Чтобы дети лучше понимали смысл, характер произведений и представляли полную картину пьес, И. М. Елистратова делала многочисленные обработки и аранжировки хакасских произведений на иные стили, жанры и инструменты с целью лучшего понимания и проживания фольклора с современной музыкой. Ею методично и последовательно дано описание образовательных программ по классу хомыс, чатхан, а также дополнения к образовательным модулям; разработаны и апробированы в практике методические рекомендации обучения игре на чатхане и хомысе. Более того, был разработан репертуар для слушания инструментальных пьес в учебном предмете «музыка» в общеобразовательной школе. В предлагаемый репертуар вошли некоторые пьесы хакасских композиторов для домры, домры и гитары и для смешанного ансамбля из хакасских инструментов и эстрадного коллектива в обработке И. М. Елистратовой
А. А. Лисицина охарактеризовала вокально-хоровые произведения композиторов Хакасии, дала описание практики по воспитанию культуры межнационального общения подростков с. Белый Яр. Практическая значимость работы связана не только с разработкой и апробацией уроков с включением теоретического материала о культуре Хакасии, вокально-хоровых произведений композиторов Хакасии, знакомство с которыми осуществляется в сопоставительном анализе с музыкальным наследием других народов. Практическую значимость приобретает программа по воспитанию культуры межнационального общения подростков в любительских коллективах, а также авторские переложения для разных составов хора произведений композиторов-песенников Хакасии.
Обращаясь к глубинной проблеме художественного воспитания школьников, Е. А. Ищенко в хакасской художественной культуре увидела огромный неоцененный потенциал. Именно знакомство с образами малой родины в произведениях композиторов и художников Хакасии выступает важным средством данного процесса. Е. А. Ищенко разработала и апробировала в практике содержательные
— 1б9 —
уроки музыки с включением образов малой родины в произведениях композиторов и художников Хакасии; сумела раскрыть концепты и константы хакасской культуры в их произведениях. Многие положения исследования представлены в докладе на студенческом всероссийском форуме, посвященном изучению национальных культур.
Закладывается не только уважительное отношение к родному языку, музыке, обычаям, традициям и культуре хакасов, но и формируется интерес к художественному наследию других народов, развиваются творческие способности студентов, их музыкальный вкус и общая культура. Заинтересован-
ное отношение студентов к организации и проведению уроков музыки с национально-региональной тематикой демонстрирует учащимся наглядный пример уважения к национальной культуре и приводит к межэтническому диалогу. Более того, в культурно-образовательной среде введено понятие «мультикультурный человек», которое приводит к важности формирования межкультурной компетенции (Н. Г. Маркова, Е. В. Маркова). Формирование такой компетенции позволит воспитать у студентов этнотолерантность, в обществе сохранить этническую и культурную идентичность, при этом сохранив полиэтничность российского государства.
Мазай Л. Ю., кандидат культурологии, доцент.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Ул. Ленина, 9G, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655G17.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.05.2013.
L. Yu. Mazai
ORGANIZATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA WITH REGIONAL CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Cultural changes lead to the change “Knowledge” to an integral education, incorporates the activity-practical skills-competence. It is important not only to model professional environment but also address the definition of objectives in education policy in the country and the region, to ensure the formation of a student competence of the various activities. In the field of educational activities undergraduates must be able to identify and exploit the opportunities of regional cultural educational environment for the organization of cultural and educational activities.
Key words: education, culture, competence, music, integration, regional policy, cultural and educational activities.
Katanov Khakass State University.
Ul. Lenina, 90, Abakan, Khakas Respublic, Russia, 655017.
E-mail: [email protected]
— 17G —