НЕПРЕРЫВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛАХ
1 2 Латыпова А.Р. , Мухамедова А.Т. Email: [email protected]
1Латыпова Альмира Равильевна - старший преподаватель, кафедра методики преподавания математики, факультет физико-математический, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент;
2Мухамедова Алина Темирхановна - учитель начальных классов, школа № 5, г. Янгиюль, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: для более эффективного изучения математики в школе необходимо следовать принципу непрерывности в ее обучении. Авторы статьи обсуждают эту проблему и предлагают свои рекомендации, обеспечивающие непрерывность в обучении математике в начальной и средней школах. Рассмотрение математических проблем непрерывности позволит учителю начальной школы скорректировать программу обучения с целью пропедевтического изучения отдельных тем в младших классах, а также позволит продолжить работу в средней школе, учитывая методические приёмы учителя первой ступени обучения.
Ключевые слова: непрерывность в обучении, учебная деятельность, учебный процесс, усвоение материала, пропедевтическое изучение тем.
CONTINUITY IN THE TEACHING OF MATHIMATICS
IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOLS 12 Latypova A.R.1, Muhamedova А.Т.2
1Latypova Al 'mira Ravil 'evna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF METHODS OF TEACHING OF MATHEMATICS EDUCATION, FACULTY OF
PHYSICS AND MATHEMATICS, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TASHKENT; 2Muhamedova Alina Temirhanovna - Teacher of primary classes, SCHOOL №5, YANGIYUL, TASHKENT REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: for a more effective study of mathematics in the school it is necessary to follow the principle of continuity in its teaching. The authors of the article discuss this problem and offer their recommendations, providing continuity in the teaching of mathematics in primary and secondary school. Consideration of the mathematical problems of continuity will allow the elementary school teacher to adjust the curriculum for the purpose of propaedeutic study of individual subjects in junior classes, and will also allow to continue working in the secondary school, taking into account the methodical methods of the first-stage teacher.
Keywords: continuity in teaching, learning activity, educational process, mastering of material, propaedeutic study of topics.
УДК 373.4
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всем пути обучения в школе, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
Обсуждая проблему непрерывности, обычно выделяют содержание учебного материала предыдущего класса, которое нужно помнить к началу следующего года. Но важно и другое - согласование методов обучения, обеспечивающих достаточную подготовку учащихся
младших классов к восприятию обобщённых фактов, правил, законов, постепенную адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения.
Программа по математике для 5 - 6 классов ставит задачу обобщения и развития на новом материале полученных в начальной школе математических знаний, умений и навыков и проведение пропедевтического обучения с целью подготовки учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Большинство понятий в этом курсе вводят на примерах. Выводы относительно свойств изучаемых объектов (математические суждения) делаются, исходя из наглядного рассмотрения и опытного обоснования, использования и обобщения жизненного опыта учащихся; сохраняется общий индуктивный характер изложения материала. Неполная индукция и аналогия (при доказательстве свойств арифметических действий, геометрических фактов, признаков делимости) являются основными видами умозаключений, но постепенно появляются и дедуктивные умозаключения. Учащимся даётся возможность почувствовать логику рассуждений и отличие дедуктивных доказательств от эксперимента.
Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс, сделать обучение эффективным, доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главные стороны, исходя из этого чётко дифференцировать материал: вычленять те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитию познавательных интересов) и в соответствии с этим не должны дублироваться. Такое различие следует сделать явным и для самих учащихся. В первой четверти пятого класса необходимо повторять те вопросы, знание которых должно быть доведено до автоматизма.
1. Это счёт (в том числе и обратный) десятками, сотнями и т.п., таблицы сложения и умножения однозначных чисел, тренировка памяти на удержание в уме промежуточных результатов вычислений (36:9 + 77:7).
2. Подбор примеров для повторения письменных алгоритмов выполнения арифметических действий должен провести учеников от простых случаев, включающих собственно умение выполнять алгоритм, до сложных - с постепенным увеличением числа «запоминаний» и «заниманий» единицы.
3. Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности школьников при изучении математики. Поэтому следует извлекать из этой работы как можно больше пользы в плане обучения и развития. Полезный приём, который следует практиковать, предлагать детям пересказывать условие задачи своими словами. Когда встречаются трудные задачи необходимо зрительно представить их с помощью рисунка, модели. Это помогает лучше уяснить связи между данными, удержать условие в памяти. Следует поощрять решение задачи разными способами, выясняя различия в ходе рассуждения.
Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду своеобразный «принцип ножниц»: в процессе обучения использовать, хотя и доступный, но весьма широкий и разнообразный учебный материал. Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. В то же время обязательные требования, особенно на первых порах, должны быть очень невелики по охвату материала и доступны детям. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учёбе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться [1].
Важным для достижения успеха является доброжелательный стиль работы, который установится в классе. Учеников не следует подавлять, надо убедительно показать, если ответ неверен, обязательно выяснить, в чём ошибка, как сделать правильно, что было бы, если бы так или иначе было изменено условие. Мотивацией учения должно быть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия.
Усвоение материала будет более эффективным, если опираться на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления данного контингента учащихся. В соответствии с этим на уроках умственная деятельность должна подкрепляться конкретной
84
материальной деятельностью. Значительное место при изучении геометрического материала должны занимать упражнения, в которых требуется начертить, перерисовать, измерить. Это позволяет стимулировать развитие наглядно-действенного мышления у детей и на его основе в дальнейшем - образного мышления.
Рассмотрение математических проблем непрерывности позволит учителю начальной школы скорректировать программу обучения с целью пропедевтического изучения отдельных тем в младших классах, а также позволит продолжить работу в средней школе, учитывая методические приёмы учителя первой ступени обучения. Изучение проблем непрерывности поможет увидеть перспективу тех математических знаний, умений, которые формирует учитель и на этой основе осуществлять связь с дальнейшим обучением математике.
Список литературы /References
1. Дорофеев Г.В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности. // Математика в школе. М., 1998. № 5. С. 25-27.
2. Латыпова А.Р., Мухамедова Л.Р. Разработка методик реализации непрерывности при обучении математике. // Проблемы науки. М., 2017. № 2. С. 87-88.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ С ОСНОВАМИ КОМПЕТЕНЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ Алимкулов С.О.1, Мелибоев А.Р.2, Эргашева Н.Э.3, Рустамов А.Ш.4 Email: Alimkulov [email protected]
1Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли - преподаватель химии, школа № 25, г. Даштабад, Заминский район;
2Мелибоев Анвар Рашидович - кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель;
3Эргашева Нигора Эркиновна - преподаватель, кафедра дошкольного, начального и специального образования, Джизакский институт подготовки кадров народного образования и повышения их квалификации Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак; 4Рустамов Абдусамат Шукруллаевич - преподаватель химии, школа № 8, г. Ургут, Ургутский район, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье анализируются систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании, усиления мотивации и познавательной активности учащихся, классификация информационных технологий обучения, создание нового этапа образования, новые основы компетентностного подхода в весь этап процесса обучения. В статье проанализированы новые государственные образовательные стандарты, которые были внедрены в систему образования республики Узбекистан с 2017 года. Узбекистан, приоритеты личности и интересов учащегося и в соответствии с возрастными особенностями учащихся формируются ключевые шесть компетенций.
Ключевые слова: информационной технологии, программные комплексы, коммуникативная, информационная, национально- и общекультурная компетенция, компетенция самосовершенствования, социальной и гражданской активности, математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими.