Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ НА РОССИЙСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ НА РОССИЙСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / FMCG / B2B / B2C

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырь В.М.

В статье описываются четыре этапа современного формирования логистики в мире и в России, предлагается консолидированное понятие дефиниции «логистика», основанное на обобщении выводов ведущих российских школ, что позволило констатировать системно-эволюционные подвижки в конъюнктуре логистики на российском потребительском рынке товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF LOGISTICS IN THE RUSSIAN CONSUMER GOODS MARKET

The article describes four stages of modern formation of logistics in the world and in Russia, offers a consolidated concept of the definition of "logistics" based on the generalization of the findings of leading Russian schools, which allowed to state the system-evolutionary shifts in the conjuncture of logistics on the Russian consumer goods market.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ НА РОССИЙСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ НА РОССИЙСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ

В.М. Богатырь, аспирант

Ростовский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-7-27-30

Аннотация. В статье описываются четыре этапа современного формирования логистики в мире и в России, предлагается консолидированное понятие дефиниции «логистика», основанное на обобщении выводов ведущих российских школ, что позволило констатировать системно-эволюционные подвижки в конъюнктуре логистики на российском потребительском рынке товаров.

Ключевые слова: логистика, потребительский рынок, цифровизация, FMCG, B2B, B2C.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что первым логистом является великий полководец Александр Македонский, который уделял большое значение снабжению и транспорту во время длительного перехода из Египта в Индию, чтобы воины его многочисленной армии могли передвигаться налегке. Поэтому исторически принято считать истоком логистики - военное дело от древнегреческого слова «1о§1 бшоб» - расчет, раздумье, план.

Основоположником логистики в современном понимании был военный теоретик Антуан Анри Жомини (1779-1869 гг.), который определил логистику как искусство мобилизации войск. Термин «логистика» укрупнился, и стал включать в себя не только организацию перевозок грузов и провизии, но и планирование размещения войск, а также строительство дорог и мостов для передвижения и сокращения длины пути. Также, в логистику включается информационная военная логистика, т.е. передача информации от одного полка другому с целью координации движения и плана защиты или наступления.

Принципы логистики получили широкое распространение в период Второй мировой войны, с целью оптимизации снабжения воинов продовольствием, вооружением и личным составом подразделений, нуждающихся в солдатах. Со второй половины 20-го века, военная логистика стала эффективно использовать американскими военными во Вьетнамской войне контейнерные перевозки. Впоследствии, главный

военный логист ВВС США после завершения операции «Буря в пустыне» был приглашен в юридическую фирму для организации логистических цепей в мирной экономике. Первоначально логистика в экономике занималась движением товарно-материальных ресурсов, далее это направление преобразовалось в снабжен-ческо-производственно-распределительные системы, управляющие не только ресурсами, но и производственными процессами.

Далее, формирование современной логистики прошло 4 этапа развития:

1-й этап - 1960-1970 гг. - формирование теории и практики логистики с целью снижения затрат в производстве и перераспределении товара конечному потребителю. Одним из ключевых факторов первого этапа развития логистики является создание концепции общих затрат, которая позволяется группировать виды затрат так, чтобы общий уровень затрат при расширении дистрибуции снижался. Основной тенденцией развития логистики в экономике послужило усиление внимания к конечному покупателю со стороны производителя. На первом этапе появляются первые логистические предприятия по управлению закупками и снабженческие агенты.

2-й этап - 1970-1980 гг. - оптимизация затрат, связанная с экспансией Японии в сфере производства и торговли, развитие информационных каналов и банков данных в процессе автоматизации части процессов производства, что привело к удо-

рожанию конечного продукта и снижению прибыли. Акцент в данный период развития логистики в Европе переместился на производственные предприятия, чему способствовала автоматизация предприятий и компьютеризация систем контроля. В конце 1970-х годов на Западе практически завершилась тарно-упаковочная революция, которая внесла также свои коррективы в логистику и технологическое обеспечение. К концу второго этапа развития логистика в экономике стала включать упаковку и контейнерные перевозки. Основной тенденцией развития на данном этапе послужило применение в распределительных логистических системах стандартизации тары и упаковки. К 1990-му году, концепция логистики была признана большинством участников рынка производства и снабжения.

3-й этап - 1990-2000 гг. - глобализация экономики, выход предприятий за рамки собственного региона и страны. Именно в это время логистика становится важнейшим стратегическим инструментом для многих транснациональных компаний. Именно на данном этапе логистика получила серьезное развитие и в России. Основной тенденцией развития здесь послужило развитие интернет-технологий, что привело к развитию электронной коммерции между компаниями (B2B - Business to Business), и между компаниями и конечными потребителями (B2C - Business to Customer). Электронные технологии позволили не только кодировать товар, но и совершать электронные денежные переводы по завершению той или иной операции. Здесь основной концепцией стало движение продукции «точно и в срок» (JIT - justin-time).

4-й этап - 2000-2020 гг. - идет процесс углубления логистической теории одновременно с расширением сферы практического применения логистических услуг путем глобализации логистических серверов через 3PL- и 4PL-провайдеров. Основной тенденцией развития является комплексный подход, охватывающий цикл производства, снабжения, сбыта и потребления. Внедряются новые подходы в маркетинге и дистрибуции, развитие интер-

нет-коммерции. Основой развития данного этапа становится сокращение размера логистической цепи.

Текущий этап развития логистики предусматривает расширение сферы применения от экономики к политике. Как говорил В.И. Ленин: «Политика - есть концентрированное выражение экономики». «Политика не может не иметь первенства над экономикой», сейчас наметилась тенденция трансформации логистики экономической в политическую - муниципальная логистика, демографическая логистика и т.п. В современной России из-за существенного снижения производства преобладает развитие безнес-идея производственно-логистического обслуживания под названием «кейтеринг», а также «социальный кейтеринг» - организация питания в бюджетных предприятиях.

Логистика - бурно развивающаяся экономическая наука, методический и понятийный аппараты которой постоянно расширяются и дополняются в ходе цифрови-зации. В научном сообществе отсутствует единое определение дефиниции «логистика». Так, д.э.н., профессор Щербаков В.В. определяет логистику, как «науку об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов» [2].

Сергеев В.И. уточняет, что логистика -это «наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов» [3].

Степанов В.И. агрегирует понятие логистика и говорит, что это «система управления потоковыми процессами, в том числе процессом товародвижения в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования» [4].

Альбеков А.У. эмпирически расширяет понятие логистики до науки «о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими

материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [5].

Мы видим общее понимание сущности определения «логистики» у ведущих российских ученых, и готовы предложить собственное универсальное определение, основанное на аддиктивных исследованиях методов управления процессами (от материалов до финансов) и передачи, хранения и обработки сопутствующей информации с целью оптимизации затрат и эффективного использования различных ресурсов в компании.

Базовая концепция логистики - это «не просто система взглядов, а совокупность теорий из различных областей знаний, работающих на решение экономической задачи, которая состоит в организации движения потоков» [1]. Логистика, на сегодня, это основной инструмент повышения конкурентоспособности компаний на мировом рынке. Уровень логистики в России крайне низкий, что позволяет эмпирически констатировать системно-эволюционные подвижки в конъюнктуре национальной логистики. При этом, одной из проблем для российской логистики является отсутствие объективной оценки уровня логистических издержек [6]. В результате, затраты по стратегически важным объектам для национальной экономики не могут конкурировать с предложениями мировых корпораций. Однако, высокая волатиль-ность логистической отрасли порождает новые потребности клиентов, его покупательные привычки, которые заставляют совершенствовать логистические цепочки и предоставлять более качественные услуги для удовлетворения оных.

Основой логистической системы является закупочная подсистема, которая включает в себя свободный выбор постав-

щиков с установлением свободного ценообразования и экономическая и юридическая ответственность сторон. Согласно данной подсистемы, формируется стратегический подход к организации рыночных отношений между компаниями (B2B -business-to-business), и компаниями, и конечными потребителями (B2C - business-to-customer). Согласно научной мысли К. Лайсонс и М. Джиллингем «изменения в закупках характеризуются переходом от реактивного к активному варианту и от тактических закупок к стратегическим» [7]. Стратегическое видение закупочной деятельности предопределяется, во-первых, влиянием на результативность и эффективность деятельности компании, во-вторых, на уровень ее конкурентоспособности. Становится понятным, что эмпирическое определение понятия «логистика» начинается с закупочной функции, связанной с не только с закупкой, но и с процессом перемещения от производителя к дистрибутору и далее между структурными подразделениями дистрибутора к покупателю. Следовательно, закупочная логистика является стратегической функцией экономической логистики.

Развитие новых технологий в логистике указывает на приоритет информационных инструментов и поэтому требуют тщательного изучения в контексте эволюции инструментария логистики от автоматизации до цифровизации с последующим интуитивным управлением логистическими процессами. Цифровизация в логистике означает усиленную интеграцию «ки-берфизических систем» во все производственные, финансовые и сервисные процессы, которые должны оптимизировать функционирование хозяйственных систем. В этих условиях нам необходимо формализовать предиктивные методы и аналитические модели данных, с целью составления прогнозов на основании данных о прошлом и текущем состоянии рынка товаров с целью оптимизации затрат и обеспечения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.

Библиографический список

1. Логистика: Учебник / В.В. Щербаков, Э.М. Букринская, Н.А. Гвилия [и др.]. - 1-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 1 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00912-5.

2. Основы логистики: учебник / под ред. В.В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - С. 23.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 921 с.

4. Степанов В.И. Логистика: учебник. - М.: Велби; Проспект, 2006. - С. 24.

5. Альбеков А.У., Федько В. П., Митько О. А. Логистика коммерции. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 9.

6. Долгов А.П. Проблема оценки совокупных логистических издержек в национальной экономике // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. - С. 153-156.

7. Стратегическое управление цепочками поставок: теория, организационные принципы и практика эффективного снабжения // П. Кузинс, Р. Ламминг, Б. Лоусон, Б. Сквир. -М.: Дело и Сервис, 2010. - 302 с.

8. Богатырь В.М. FMCG-ритейл: особенности категорийного менеджмента в условиях обновления поведенческих паттернов потребления, роста онлайн-продаж, усложнения товарной дифференциации и цифрового изменения бизнес-моделей торгового бизнеса / В.М. Богатырь, М.В. Михайлюк // Экономические науки. - 2021. - № 205. - С. 22-28. -DOI 10.14451/1.205.22.

9. Михайлюк М.В. Интернет-торговля и логистика российского e-commerce в современной фазе развития рынка: экономика роста цифровых платформ в 2020-2025 гг. // Экономические науки. - 2021. - № 205. - С. 69-74. - DOI: 10.14451/1.205.69.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF LOGISTICS IN THE RUSSIAN CONSUMER

GOODS MARKET

V.M. Bogatyr, Postgraduate Student Rostov State University of Railway Transport (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article describes four stages of modern formation of logistics in the world and in Russia, offers a consolidated concept of the definition of "logistics" based on the generalization of the findings of leading Russian schools, which allowed to state the system-evolutionary shifts in the conjuncture of logistics on the Russian consumer goods market.

Keywords: logistics, consumer market, digitalization, FMCG, B2B, B2C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.