Э. А. Мамаев, М. В. Михайлюк
РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В РОССИИ: АНТИКРИЗИСНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности и обосновываются направления дальнейшего развития логистического аутсорсинга в России, предпосылки которого имеют естественно-эволюционный характер. По мнению авторов, катализатором более масштабной передачи логистики на аутсорсинг в корпоративной среде рынка и ритейле выступает текущий кризис, который усилил конкурентное давление на отраслевых рынках, для которых логистика может выступить в качестве действенного рычага экономического роста, оптимизации издержек и сквозного управления цепями поставок.
Ключевые слова
Логистика, логистический аутсорсинг, конкуренция, оптимизация, сокращение спроса.
E. A. Mamaev, M. V. Mikhailiuk
DEVELOPMENT OF LOGISTICS OUTSOURSING IN RUSSIA: ANTICRISIS IMPERATIVES OF QUALITATIVE TRANSFORMATION
Annotation
Article discusses the features and justified directions for further development of logistics outsourcing in Russia, conditions of which have natural evolutionary. According to the authors, a catalyst for a larger transfer of logistics outsourcing in the enterprise market and retail stands the current crisis, which has increased competitive pressures on industry markets, for which the logistics can act as an effective lever of economic growth through cost optimization and supply chain management.
Keywords
Logistics, logistics outsourcing, competition, optimization, reduction of demand.
В современной России активное развитие сферы товарного обращения, ее не менее интенсивная институциональная трансформация, рост сетевого ритейла, дистрибуции, выход на рынок новых товаропроизводителей — все это серьезно стимулирует развитие логистики. Более того, появляются новые форматы сбыта, а развитие интернет-торговли усиливает давление на онлайновые каналы продаж, особенно в сегменте непродуктовой розницы. Это приводит к трансформации цепей поставок и их логистической платформы, «работает» на образование новых стимулов передачи логистики на аутсорсинг.
Эмпирическую оценку предпосылок и перспектив развития логистического аутсорсинга в России, его технологического усложнения и выхода на более высокие уровни PL можно построить на освещении двух проблемных аспектов: эволюции PL в России и тех возможностях развития аутсорсинга, которые формируются в настоящее время.
Общая проблема развития логистического аутсорсинга в стране связана с общими макроэкономическими сложностями масштабирования данного бизнеса, рост которого вполне может быть поддержан спросом. Дороговизна кредитных
ресурсов, неравномерность географии экономической экспансии и формирования цепей поставок, рыночные риски традиционно сужают потенциал роста транспортно-логистической отрасли.
Фактически мы рассматриваем некоторую эволюцию развития отечественной логистики, которая является синхронной и производной от роста товарного сектора экономики, новых каналов продаж и форматов коммуникационного доступа к потребителю [2]. Такие каналы появляются неравномерно, но именно они дают определенный импульс развития логистического бизнеса, выступая драйвером его совершенствования.
Тем не менее в России, по мировым меркам, данный процесс запаздывает. В зарубежной корпоративной практике бизнес уже давно передал непрофильные виды деятельности на аутсорсинг: в США — 80 % компаний, в Европе — более 60 %, в Китае — больше половины. В РФ этот показатель не превышает 36 %. На фоне данной весьма контрастирующей фактографии отметим, что развитие логистики не является новомодным трендом. Оно жестко мотивировано рынком, и прежде всего ужесточением конкуренции, которое, например, характерно для периодов кризиса. В России бизнес фактически входит в новую фазу своего развития, связанного с насыщением рынка, консолидацией игроков, освоением принципиально новых технологий работы, бизнес-моделей развития. Так, торговые сети все больше отказываются от стратегий экспансивного роста и переходят к операционному совершенствованию. Более выпукло этот тренд представлен в сегменте интернет-ритейла, расходы которого на логистику (более 5 %) значительно превышают аналогичный показатель у зарубежных операторов. Рост интернет-торговли (более 20 % в год) и растущая конкуренция заставляет ри-тейлеров сокращать издержки, перехо-
дить на аутсорсинг. Рост потребительского сегмента товаров повседневного спроса (FMCG) на периферии формирует спрос со стороны производителей на качественный логистический сервис. Сам кризис, сокращение спроса (с максимальной глубиной падения в регионах) лишь усиливает этот тренд, стимулируя переход на более короткие плечи грузоперевозок. В FMCG-сегменте это означает закупку товаров у местных товаропроизводителей.
В целом, динамика изменения товарных портфелей в структуре предложения логистического аутсорсинга, обновление клиентского портфеля в 20072009 гг. и 2014-2015 гг. являются отчетливым индикатором того, что дестабилизация рынка способствует передаче непрофильных функций на аутсорсинг. В этом смысле и сама логистика может рассматриваться в качестве релевантного рычага экономического роста, который понижает актуальное в кризис давление на конечную стоимость продукции [6]. Это позволяет нам выделить два основных фактора качественной трансформации логистического рынка в РФ: эволюционный выход бизнеса в фазу более жесткого конкурентного роста; кризисное сокращение спроса, усиливающее конкуренцию компаний и потребность в формировании дополнительных ценовых преимуществ на рынке. В 2014-2015 гг. эти тренды слились воедино, формируя системные предпосылки для качественной трансформации логистического аутсорсинга в России.
В условиях жесткой конкуренции основной ресурс прорывного роста бизнеса должны составить комплексные отраслевые логистические решения, разработка которых сегодня усиливает потенциал роста не только малых и средних логистических компаний, но и таких монополистов, как ОАО «РЖД» [4, 5]. Заметим, что сегодня эта компания развивается по пути создания транспортно-логистического холдинга,
расширяя спектр сквозных интегрированных услуг, разрабатывает новые логистические продукты, предоставляет грузоотправителям услуги перевозки груза по расписанию, что означает возможность выстраивания оптимальных логистических схем доставки продукции. Реализация новых систем аутсорсинга позволит постепенно трансформировать холдинг в мультимодальную логистическую компанию международного уровня, что составляет принципиально новую стратегическую новацию в системе корпоративного менеджмента, политика которого была менее эластичной к сигналам и запросам рынка.
Не менее серьезный трансформационный потенциал изменений сегодня локализован в товарном секторе экономики, логистика которого должна быть максимально адаптирована к текущему конъюнктурному тренду, который далеко не тривиален. Длительное ослабление рубля, не спадающая инфляция, санкци-онные ограничения в каналах внешней торговли, сокращение грузовой базы приводят к постепенной переориентации транспортно-логистического комплекса с западной части РФ в направлении юга и Дальнего Востока [7]. Это соответствует инерционному развороту товарных потоков в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии как новых приоритетных торгово-экономических партнеров России. Это означает переход к более широкому спектру мультимодальных схем перевозки, изменение маршрутов поставки и т. д.
Такой геополитический разворот несет определенные риски недозагрузки логистических мощностей в Москве и Санкт-Петербурге. Снижение загрузки складских площадей приведет к сокращению прибыли девелоперов, выходу с рынка более мелких операторов и к консолидации бизнеса. Кроме того, возрастающие объемы грузопотоков из Азии потребуют инвестиций в новые мощности, экономическая целесообраз-
ность которых будет определяться только долгосрочностью новой географии интенсификации экспортно-импортных потоков. В условиях ослабления рубля рост экспорта может не компенсировать сокращения импорта в условиях ограниченных возможностей экспортно ориентированного развития РФ. Логистические операторы будут нести дополнительные потери от сокращения импортных потоков.
Однако более знаковые изменения будут происходить именно в сегменте логистики внутреннего рынка, процесс консолидации и укрупнения операторов которого наметился уже давно. Кризис вероятно лишь усилит этот процесс, повышая уровень требований к эффективности логистического сервиса. Наибольшая коррекция будет характерна для перевозчиков, рынок которых менее структурирован. Это значит, что селекционный отбор пройдут те компании, которые оптимизировали затраты, персонал, имеют четкую стратегию развития и разумный леверидж.
Усиление конкурентного напряжения на рынке, борьба за клиентов, необходимость перехода к более интегрированному логистическому сервису приведет к неравномерному перераспределению клиентской базы. Так, в сегменте многоуровневого маркетинга, связанном с интернет-торговлей, будет наблюдаться рост рынка, драйвером которого является расширение аудитории интернет-магазинов, желающей сэкономить. Это обеспечит более активное развитие фулфилмента, стимулируя дополнительные операционные новации на технологическом стыке электронной коммерции и логистики.
В сегменте логистического обслуживания корпоративного сегмента возможности операторов по предоставлению комплексного сервиса будут сильно дифференцированы. Часть компаний, имея транспорт на аутсорсинге и/или не имея собственных складских площадей
или лицензии таможенного представителя, объединятся либо уйдут с рынка.
В сегменте складского обслуживания возможно расширение практики прямого взаимодействия грузовладельцев с собственниками складских помещений, что позволит первым экономить на посредниках, заключая прямые договоры.
Заметим, что 3PL-провайдеры изначально возникли как способ минимизации цены на торговой полке за счет исключения торговой наценки посредника. Реализация принципа «открытых затрат» (open costs) позволила понять, какая добавленная стоимость возникает на всей логистической цепи, и договориться относительно ее оптимального распределения между всеми участниками.
В условиях кризиса задача усиления конкурентоспособности товаропроизводителя обретает актуальность, особенно в реальном формате взаимодействия с торговыми сетями, часть которых не вкладываются в логистику, перекладывая эти проблемы на плечи поставщиков. Кроме того, развитие сетями программ выпуска продукции под собственной торговой маркой (СТМ) формирует дополнительный спрос на услуги 3PL-операторов, поскольку создает прозрачную и предельно короткую цепь поставок: размещает заказ напрямую у нужного производителя и получает конкурентный товар в рамках системы прямых поставок, логистическое обслуживание которых провайдер должен взять на себя. Так как маркетинговые основы реализации этой стратегии только возрастают (доля СТМ в товарной массе сетей все еще невелика), перед логистическим бизнесом стоит задача максимально отточить свой функционал, потребность в котором ритейла не вызывает сомнений.
Уплотнение взаимодействия поставщиков и сетей может происходить именно через логистику, которая в этом случае дает массу операционных и ценовых преимуществ. «Если вы — производитель продукции и ведете ваши
продажи через ритейл-сети, то можете начать сотрудничество с логистическим провайдером, который помимо вас будет оказывать услуги этим же сетям. И тогда вы сразу избавляетесь от огромного транспортного «плеча», связанного с доставкой продукции с вашего склада на склад ритейлера, а оттуда — в магазины. Конечно, это возможно только в том случае, если логистический провайдер работает одновременно с производителями и ритейлерами в конкретном секторе (косметика, пищевая продукция, электроника). Также вы можете объединить свои запасы на разных складах в одном регионе под одной крышей на более крупной площадке провайдера, и таким образом существенно снизить расходы на транспортировку для ваших клиентов» [3].
На наш взгляд, значение данного фактора будет только возрастать, расширяя возможности операционного развития 3РЬ- и 4PL-операторов в России. На волне роста рынка и усложнения его технологического обслуживания значительный карт-бланш нарастить логистическую активность и диверсифицировать свою работу возникает у дистрибуторов, которые могут предложить часть профицитных мощностей рынку и развиваться далее в формате логистического оператора.
Характеризуя эволюцию российского рынка логистики, можно констатировать, что он перешагнул этап своего формирования и является сегодня высококонкурентным, но недостаточно консолидированным, что является следствием недостаточной конкуренции на рынке. В этом сегменте работают более 5 000 компаний. Из них не более 300 оказывают комплекс услуг по экспедированию и временному хранению. Всего 5 % — 3РЬ-провайдеры.
Такая формационная структура рынка обусловлена непростой механикой его развития [1]. Ритейл не хочет тратить ресурсы на некачественный, несовершенный сервис, а дефицит
спроса на последний не позволяет ему технологически и операционно вырасти.
Тем не менее кризис 2014-2015 гг. формирует новый этап развития логистического рынка — этап поиска новых услуг, технологий и т. д. Курс на импортозамещающую индустриализацию только укрепляет этот тренд, а циркуляция товарных потоков в рамках стран Таможенного союза ЕАЭС трансформирует сложившиеся цепи поставок. Смещение в Российской Федерации центров ее генерации в регионы с последующим распределением по всей стране только увеличивает потенциал торгово-промышленной кооперации в экономике, повышая значимость логистических технологий. При этом более важной мы считаем систему изменений, которые происходят именно в системе товаро-снабжения внутреннего рынка страны. Новые формы взаимодействия производства и торговли, развитие электронной коммерции, многоканальной муль-тиформатной дистрибуции, возрастание роли логистики как фактора интенсификации товарообменных операций в тор-гово-розничной системе потребительского рынка расширяют предпосылки для прогрессивного обновления сервисов на рынке логистических услуг.
Таким образом, основные выводы относительно дальнейшего развития логистического аутсорсинга в России заключаются в следующем.
Отечественная логистика переходит на новый этап ее качественного развития, где обращение к ней со стороны операторов рынка становится стратегическим императивом их выживания на рынке. Низкий уровень концентрации в последнем будет скорректирован за счет консолидации 3PL-операторов, которые поделят между собой грузовую базу крупных ритейлеров. Это означает переход на траекторию развития логистики в Европе, а также снижение стоимости логистических услуг в России, которые отвечают интересам и стратеги-
ческим потребностям корпоративного бизнеса и конкретно ритейла.
Развитие комплексной логистики и консолидация логистического рынка будут приводить к перераспределению сервисных функций к компаниям, аккумулирующим ключевые компетенции в логистике. Основной ресурс роста получат форматы логистического бизнеса 3PL и 4PL, имеющие ключевые компетенции и широкое применение информационных технологий. Мы увидим различные стратегии развития (специализация на экспресс-доставке, развитие сложной проектной логистики, слияния и поглощения), нацеленные на повышение производительности.
Развитие логистического аутсорсинга будет происходить под знаком его качественного преобразования, сближения клиентов и логистических операторов, которые должны максимально понять бизнес-модель первых, предлагая им наиболее оптимальные схемы доставки, лучшие условия по логистике складирования продукции.
Рынок логистики в России будет не эволюционировать, а совершать революцию в своем развитии, атрибутами которой станет консолидация бизнеса, комплексный характер услуг, интегрированные решения и т. д.
Библиографический список
1. Михайлюк, М. В. Институциональная эластичность формационной структуры логистического рынка России в контексте влияния кризисных тенденций развития // Экономические науки. — 2014. — № 10. — С. 65-68.
2. Михайлюк, М. В. Направления и факторы институционального роста современного логистического рынка в России // Экономические науки. — 2014. — № 11. — С. 55-58.
3. Новые сервисы на рынке логистических услуг // Логистика. — 2015. — № 5. — С. 44.
4. Мамаев, Э. А. Тенденции и перспективы развития рынка транспортных услуг // Управление логистическими системами: глобальное мышление — эффективные решения : материалы между-нар. науч.-практ. юбилейного X Южно-Российского логистического форума, 10-11 октября 2014 г. — Ростов н/Д : изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014. — T. I. — С. 255-260.
5. Поздняков, А. А. Пути развития логистических операторов на транспортном рынке России // Бюллетень транспортной информации. — 2013. — № 5. — С. 29-31.
6. Фокус-группа // График движения. — 2014. — № 8-9. — С. 14-15.
7. Эскин, В. Н. Прогнозы экономического ландшафта и влияние кризиса на развитие логистики в РФ // LOGISTICS. — 2015. — № 6. — С. 20-23.
Bibliographic list
1. Mikhailiuk, M. V. Institutional elasticity of the information structure of logistics market in Russia in the context of the impact of the crisis tendencies of development // Economics. — 2014. — № 10. — P. 65-68.
2. Mikhailiuk, M. V. Directions and institutional growth factors of modern logistics market in Russia // Economics. — 2014. — № 11. — P. 55-58.
3.New services in the market of logistics services // Logistics. — 2015. — № 5. — P. 44.
4. Mamaev, E. A. The tendencies and prospects of development of the market of transport services // Management of logistics systems: Global thinking — effective decisions : Proceedings of the International Scientific and Practical X Jubilee South Russian Logistics Forum, 10-11, Oct. 2014. — Rostov-on-Don: Publishing house of RSUE (RINH), 2014. — Vol. I. — P. 255-260.
5. Pozdnyakov, A. A. Ways of development of logistics operators in transport market in Russia // Bulletin of transport information. — 2013. — № 5. — P. 29-31.
6. Focus Group // Timetable. — 2014. — № 8-9. — P. 14-15.
7. Eskin, V. N. Forecasts of the economic landscape and the impact of the crisis on the development of logistics in Russia // LOGISTICS. — 2015. — № 6. — P. 20-23.