Научная статья на тему 'Логистический аутсорсинг в России: состояние и тенденции развития'

Логистический аутсорсинг в России: состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2212
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СОКРАЩЕНИЕ СПРОСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлюк М.В.

В статье рассматриваются особенности и обосновываются направления дальнейшего развития логистического аутсорсинга в России. По мнению автора, катализатором более масштабной передачи логистики на аутсорсинг в корпоративной среде рынка и ритейле выступает текущий кризис, который усилил конкурентное давление на отраслевых рынках, для которых логистика может выступить в качестве действенного рычага экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистический аутсорсинг в России: состояние и тенденции развития»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Ляменков А.К., Ляменкова Е.А. Современные тенденции и функции мирового валютного рынка // Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 октября 2015 г., г. Пермь). в 2 ч. Ч.1 - Уфа: АЭТЕРНА, 2015 - 272 с.

2. IMF Annual Report 2014. Appendix II // International Monetary Fund. Publications. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2014/eng/pdf/a2.pdf - (дата обращения: 31.10.2015).

3. Колесов В.П., Кулаков М.Н. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 423 с.

© Ляменков А.К., Ляменкова Е.А., 2015

УДК 339.13

М.В. Михайлюк

К.э.н., доцент

Факультет управления процессами перевозок Ростовский государственный университет путей сообщения г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности и обосновываются направления дальнейшего развития логистического аутсорсинга в России. По мнению автора, катализатором более масштабной передачи логистики на аутсорсинг в корпоративной среде рынка и ритейле выступает текущий кризис, который усилил конкурентное давление на отраслевых рынках, для которых логистика может выступить в качестве действенного рычага экономического роста.

Ключевые слова

Логистика, логистический аутсорсинг, конкуренция, оптимизация, сокращение спроса.

Эмпирическую оценку предпосылок и перспектив развития логистического аутсорсинга в России, его технологического усложнения и выхода на более высокие уровни PL можно построить на освещении двух проблемных аспектов: эволюции PL в России и тех возможностях развития аутсорсинга, которые формируются в период кризиса 2014-2015 гг.

Общая проблема развития логистического аутсорсинга в РФ связана с общими макроэкономическими сложностями масштабирования данного бизнеса, рост которого вполне может быть поддержан со стороны спроса, например форматного ритейла. Дороговизна кредитных ресурсов, неравномерность географии экономической экспансии и формирования цепей поставок, рыночные риски традиционно сужают потенциал роста транспортно-логистической отрасли.

Фактически мы рассматриваем некоторую эволюцию развития отечественной логистики, которая является синхронной и производной от роста товарного сектора экономики, новых каналов продаж и форматов коммуникационного доступа к потребителю [2]. Такие каналы появляются неравномерно, но именно они сообщают определенный импульс развития логистического бизнеса, выступая драйвером его прогрессивной институционализации и операционного совершенствования.

Тем не менее, в России по мировым меркам данный процесс запаздывает. В зарубежной корпоративной практике бизнес уже давно передал непрофильные виды деятельности на аутсорсинг в США - 80% компаний, Европе - более 60%, Китае - больше половины. В РФ этот показатель не превышает 36%.

На фоне данной весьма контрастирующей фактографии отметим, что развитие логистики не является новомодным трендом. Оно жестко мотивировано рынком, и, прежде всего ужесточением конкуренции,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

которое, например, характерно для периодов кризиса. В России бизнес фактически входит в новую фазу своего развития, связанного с насыщением рынка, консолидацией игроков, освоением принципиально новых технологий работы, бизнес - моделей развития.

Так, торговые сети все больше отказываются от стратегий экспансивного роста и переходят к операционному совершенствованию. Более выпукло этот тренд представлен в сегменте интернет -ритейла, расходы которого на логистику (более 5%) значительно превышают аналогичный показатель у зарубежных операторов, что не связано с большим транспортным плечом. Рост Интернет-торговли (более 20% в год) и растущая конкуренция заставляет ритейлеров сокращать издержки, переходить на аутсорсинг. Рост потребительского сегмента FMCG на периферии формирует спрос со стороны производителей на качественный логистический сервис. Сам кризис, сокращение спроса (с максимальной глубиной падения в регионах) лишь усиливает этот тренд, стимулируя переход на более короткие плечи грузоперевозок. В FMCG-сегменте это означает закупку товаров у местных товаропроизводителей.

В целом, динамика изменения товарных портфелей в структуре предложения логистического аутсорсинга, обновление клиентского портфеля в 2007-2009 гг. и 2014-2015 гг. являются отчетливым индикатором того, дестабилизация рынка способствует передаче непрофильных функций на аутсорсинг. В этом смысле, и сама логистика может рассматриваться в качестве релевантного рычага экономического роста, который усиливает актуальное в кризис понижательное давление на конечную стоимость продукции [5].

Это позволяет нам выделить два основных фактора качественной трансформации логистического рынка в РФ: эволюционный выход бизнеса в фазу более жесткого конкурентного роста; кризисное сокращение спроса, усиливающее конкуренцию компаний и потребность в формировании дополнительных ценовых преимуществ на рынке. В 2014-2015 гг. эти тренды слились воедино, формируя системные предпосылки для качественной трансформации логистического аутсорсинга в России.

В условиях жесткой конкуренции основной ресурс прорывного роста бизнеса должны составить комплексные отраслевые логистические решения, разработка которых сегодня усиливает потенциал роста не только малых и средних логистических компаний, но и таких монополистов, как РЖД [4]. Заметим, что сегодня эта компания развивается по пути создания транспортно-логистического холдинга, расширяя спектр сквозных интегрированных услуг, разрабатывает новые логистические продукты, предоставляет грузоотправителям услуги перевозки груза по расписанию, что означает возможность выстраивания оптимальных логистических схем доставки продукции. Предложение новой системы технологического аутсорсинга позволит постепенно трансформировать холдинг в мультимодальную логистическую компанию международного уровня, что составляет принципиально новую стратегическую новацию в системе корпоративного менеджмента этого монополиста, политика которого была менее эластичной к сигналам и запросам рынка.

Не менее серьезный трансформационный потенциал изменений сегодня локализован в товарном секторе экономики, логистика которого должна быть максимально адаптирована к текущему конъюнктурному тренду, который далеко не тривиален. Длительное ослабление рубля, не спадающая инфляция, санкционные ограничения в каналах внешней торговли, сокращение грузовой базы приводят к постепенной переориентации транспортно-логистического комплекса с западной части РФ в направлении юга и Дальнего Востока [6]. Это соответствует инерционному развороту товарных потоков в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии как новых приоритетных торгово-экономических партнеров России. Это означает переход к более широкому спектру мультимодальных схем перевозки, изменение маршрутов поставки и т.д.

Этот геополитический разворот несет определенные риски недозагрузки логистических мощностей в Москве и Санкт-Петербурге. Повышение вакантности складских площадей будет означать сокращение прибыли девелоперов, выход с рынка более мелких операторов, консолидацию бизнеса.

Кроме того, возрастающие объемы грузопотоков с Азией потребует инвестиций в новые мощности, экономическая целесообразность которых, будет определяться только долгосрочностью новой географии интенсификации экспортно-импортных потоков. В условиях стимулирующего поставки ослабления рубля, рост экспорта может не компенсировать сокращения импорта в условиях ограниченных возможностей

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

экспортно-ориентированного развития РФ. Логистические операторы будут нести дополнительные потери от сокращения импортных потоков.

Однако, более знаковые изменения будут происходить именно в сегменте логистики внутреннего рынка, процесс консолидации и укрупнения операторов которого наметился уже давно. Кризис вероятно лишь усилит этот процесс, повышая уровень требований к эффективности логистического сервиса. Наибольшая коррекция будет характерна для перевозчиков, рынок которых менее структурирован. Это значит, что селекционный отбор пройдут те компании, которые оптимизировали затраты, персонал, имеют четкую стратегию развития и разумный леверидж.

Усиление конкурентного напряжения на рынке, борьба за клиентов, необходимость перехода к более интегрированному логистическому сервису приведет к неравномерному перераспределению клиентской базы. Так, в сегменте MLM, связанном с Интернет-торговлей, будет наблюдаться рост рынка, драйвером которого является расширение аудитории интернет -магазинов, желающей сэкономить. Это обеспечит более активное развитие фулфилмента, стимулируя дополнительные операционные новации на технологическом стыке электронной коммерции и логистики.

В сегменте логистического обслуживания корпоративного сегмента возможности операторов по предоставлению комплексного сервиса будут сильно дифференцированы. Часть компаний, имея транспорт на аутсорсинге и/или не имея собственных складских площадей или лицензии таможенного представителя, объединятся, либо уйдут с рынка.

В сегменте складского обслуживания возможно расширение практики прямого взаимодействия грузовладельцев с собственниками складских помещений, что позволит первым экономить на посредниках, заключая прямые договора.

Заметим, что 3PL провайдеры изначально возникли как способ минимизации цены на торговой полке за счет исключения торговой наценки посредника. Реализация принципа «открытых затрат» (open costs) позволила понять, какая добавленная стоимость возникает на всем периметре цепи и договориться относительно ее оптимального распределения между всеми участниками.

В условиях кризиса задача усиление конкурентоспособности товаропроизводителя обретает актуальность, особенно в реальном формате взаимодействия с торговыми сетями, часть которых не вкладываются в логистику, перекладывая эти проблемы на плечи поставщиков. Кроме того, развитие сетями программ выпуска продукции под собственной торговой маркой (СТМ) формирует дополнительный спрос на услуги 3PL операторов, поскольку создает прозрачную и предельно короткую цепь поставок: размещает заказ напрямую у нужного производителя и получает конкурентный товар в рамках системы прямых поставок, логистическое обслуживание которых провайдер должен взять на себя. Так как маркетинговые резоны реализации этой стратегии только возрастают (доля СТМ в товарной матрице сетей все еще не велика), перед логистическим бизнесом стоит задача максимально отточить свой функционал, потребность в котором ритейла не вызывает сомнений.

Уплотнение взаимодействия поставщиков и сетей может происходить именно через логистику, которая в этом случае дает массу операционных и ценовых преимуществ.

«Если вы - производитель продукции и ведете ваши продажи через ритейл-сети, то можете начать сотрудничество с логистическим провайдером, который помимо вас будет оказывать услуги этим же сетям. И тогда вы сразу избавляетесь от огромного транспортного «плеча», связанного с доставкой продукции с вашего склада на склад ритейлера, а оттуда - в магазины. Конечно, это возможно только в том случае, если логистический провайдер работает одновременно с производителями и ритейлерами в конкретном секторе (косметика, пищевая продукция, электроника). Также вы можете объединить свои запасы на разных складах в одном регионе под одной крышей на более крупной площадке провайдера, и таким образом существенно снизить расходы на транспортировку для ваших клиентов» [3].

На наш взгляд значение данного фактора будет только возрастать, расширяя возможности операционного развития 3PL и 4PL операторов в России. На воле роста рынка и усложнения его технологического обслуживания значительный карт-бланш нарастить логистическую активность и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

диверсифицировать свою работу возникает у дистрибуторов, которые могут предложить часть профицитных мощностей рынку и развиваться далее в формате логистического оператора.

Характеризуя эволюцию российского рынка логистики, можно констатировать, что он перешагнул этап своего формирования и является сегодня высококонкурентным, но не достаточно консолидированным, что является следствием недостаточной конкуренции на рынке. В этом сегменте работают более 5 000 компаний. Из них, не более 300 оказывают комплекс услуг по экспедированию и временному хранению. Всего 5% - 3PL провайдеры.

Такая формационная структура рынка обусловлена непростой механикой его развития [1]. Ритейл, не хочет тратить на некачественный, не совершенный сервис, а дефицит спроса на последний не позволяет ему технологически и операционно вырасти.

И, тем не менее, кризис 2014-2015 гг. формирует новый этап развития логистического рынка - этап поиска новых услуг, технологий и т.д. Курс на импортозамещающую индустриализацию только укрепляет этот тренд, а циркуляция товарных потоков в рамках стран Таможенного союза ЕАЭС трансформирует сложившиеся цепи поставок. Смещение в Российской Федерации центров ее генерации в регионы с последующим распределением по всей стране только увеличивает потенциал торгово-промышленной кооперации в экономике, повышая значимость логистических технологий.

При этом, более важной мы считаем систему изменений, которые происходят именно в системе товароснабжения внутреннего рынка страны. Новые формы взаимодействия производства и торговли, развитие электронной коммерции, многоканальной мультиформатной дистрибуции, возрастание роли логистики как фактора интенсификации товарообменных операций в торгово-розничной системе потребительского рынка расширяют предпосылки для прогрессивного обновления сервисов на рынке логистических услуг.

Таким образом, подытоживая основные выводы относительно дальнейшего развития логистического аутсорсинга в России, резюмируем следующее.

Отечественная логистика переходит на новый этап ее качественного развития, где обращение к ней со стороны операторов рынка становится стратегическим императивом их выживания на рынке. Низкий уровень концентрации в последнем будет скорректирован за счет консолидации 3PL операторов, которые поделят между собой грузовую базу основных наиболее крупных ритейлеров. Это означает переход на траекторию развития логистики в Европе, а также снижение стоимости логистических услуг в России, что отвечает интересам и стратегическим потребностям корпоративного бизнеса и конкретно ритейла.

Развитие комплексной логистики и консолидация логистического рынка будут приводить к перераспределению сервисных функций к компаниям, аккумулирующим ключевые компетенции в логистике. Основной ресурс роста получат форматы логистического бизнеса 3 PL и 4 PL, имеющие ключевые компетенции и широкое применение информационных технологий. Мы увидим различные стратегии развития (специализация на экспресс доставке, развитие сложной проектной логистики, M&A), нацеленные на повышение производительности.

Список использованной литературы:

1. Михайлюк М.В. Институциональная эластичность формационной структуры логистического рынка России в контексте влияния кризисных тенденций развития [Текст] / М.В. Михайлюк // Экономические науки. - 2014. - № 10. - с.65-68.

2. Михайлюк М.В. Направления и факторы институционального роста современного логистического рынка в России [Текст] / М.В. Михайлюк // Экономические науки. - 2014. - № 11. - с.55-58.

3. Новые сервисы на рынке логистических услуг // Логистика. - 2015. - №5. - с.44.

4. Поздняков А.А. Пути развития логистических операторов на транспортном рынке России [Текст] / А.А. Поздняков // Бюллетень транспортной информации. - 2013. - № 5. - с.29-31.

5. Фокус-группа [Текст] // График движения. - 2014. - № 8-9. - с. 14-15.

6. Эскин В.Н. Прогнозы экономического ландшафта и влияние кризиса на развитие логистики в РФ [Текст]/ В.Н. Эскин // LOGISTICS. - 2015. - № 6. - c.20-23.

©М.В. Михайлюк, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 658.8.013

А.В.Морозова,

студент

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация

Современная экономическая ситуация характеризуется спадом покупательской активности населения. В этой ситуации торговым организациям необходимо более активно проводить работу по стимулированию продаж. В статье рассматриваются различные способы стимулирования продаж, особое внимание уделяется как ценовому стимулированию.

Ключевые слова

Стимулирование продаж, сезонная распродажа, ценовое стимулирование.

Современная экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется большим количеством отрицательных факторов - девальвация рубля, падение стоимости углеводородной продукции, рост уровня инфляции, за которой следует рост цен, ослабление покупательской способности граждан. Эти и многие другие факторы, конечно же, отрицательно влияют на развитие, да и просто функционирование розничной торговли. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации в I и во II кварталах текущего года произошло снижение оборота розничной торговли. В 2014 году в первом и во втором кварталах оборот составил 5792,9 и 6256.7 млрд. рублей соответственно, когда за аналогичный период 2015 года он равнялся 6302,4 и 6630,2 млрд. рублей. Тем не менее, анализируя показатели текущего года в сопоставимых ценах к предыдущему, можно наблюдать спад: 93,6 % в I квартале и 90,9 % во II. В сложившейся экономической ситуации большинство предприятий пытается сохранить, а также желательно и увеличить, свою выручку на прежнем или более высоком уровне. Для этого руководство организации начинает уменьшать расходы, сокращать персонал, урезать заработную плату, но также одним из способов выхода в такой сложившейся ситуации является и стимулирование продаж.

Помимо сложившейся тяжелой ситуации в экономике, предприятия розничной торговли пытаются привлечь к себе покупателей, чтобы они совершали покупку только в их магазине, предпочитали собственную торговую марку магазина[1,2]. Покупатель тоже стал умнее: он все больше обращает внимание на цену товара и состав, упаковка также играет для него важную эстетическую роль, чаще предпочтение при выборе магазина отдается тем, которые находятся в шаговой доступности, имеют приемлемые цены и в которых можно получить бонусы за покупку. Поэтому стимулирование продаж не только позволяет предприятию достигнуть плановых показателей выручки, но и стать хорошим способом в конкурентной борьбе между компаниями одной сферы[3]. Все большее значение стимулирование продаж приобретает на региональных рынках[4,5].

Стимулирование продаж конечных покупателей проявляется в многообразных формах: это может быть и ценовое стимулирование, и натуральное стимулирование, стимулирование посредством проведения мероприятий[6].

Наиболее объемно и разнообразно представлено, конечно же, ценовое стимулирование потребителя. Здесь можно наблюдать, к примеру, скидку на товар в определенный период или на определенный товар, группу товаров. Период распространения скидки может занимать как неделю (например, в гипермаркетах «Ашан», сети магазинов «Пятёрочка» на выделенный ассортимент товаров действует скидка. Такая акция обычно имеет название «Товар дня»), так и более длительный срок (в парфюмерно-косметических сетях на подобии «Рив Гош», «ИЛЬ ДЕ БОТЭ» на выделенный ассортимент товар действует скидка на протяжении месяца).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.