Научная статья на тему 'Эволюция становления логистики как экономической категории'

Эволюция становления логистики как экономической категории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1653
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таптунов Л.А.

В статье рассмотрены основные особенности формирования и этапы развития логистики как экономической категории в контексте исторически сложившегося процесса социально-экономического развития стран. Отражены явные и неявные предпосылки развития логистики как эффективного инструмента в рыночной экономике. Обозначены и проанализированы результаты процесса эволюции логистики и её интеграционные преобразования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of logistics as an economic category

The article considers the main features of the formation and stages of development of logistics as an economic category in the context of historically developed process of socio-economic development of countries. We have shown explicit and implicit prerequisites for the development of logistics as an effective tool in a market economy. We have established and analyzed results of logistics evolution and its integration transformations at the present stage.

Текст научной работы на тему «Эволюция становления логистики как экономической категории»

УДК 164

ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Л. А. ТАПТУНОВ, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

EVOLUTION OF LOGISTICS AS AN ECONOMIC CATEGORY

L. A. TAPTUNOV, graduate student Belarusian state agricultural academy

В статье рассмотрены основные особенности формирования и этапы развития логистики как экономической категории в контексте исторически сложившегося процесса социально-экономического развития стран. Отражены явные и неявные предпосылки развития логистики как эффективного инструмента в рыночной экономике. Обозначены и проанализированы результаты процесса эволюции логистики и её интеграционные преобразования на современном этапе.

The article considers the main features of the formation and stages of development of logistics as an economic category in the context of historically developed process of socioeconomic development of countries. We have shown explicit and implicit prerequisites for the development of logistics as an effective tool in a market economy. We have established and analyzed results of logistics evolution and its integration transformations at the present stage.

Введение. В настоящее время в условиях ограниченности государственного финансирования и дороговизны производственных ресурсов организации стремительно ищут подходы к оптимизации и совершенствованию механизмов хозяйствования. С целью повышения эффективности функционирования механизмов хозяйствования, организации активно применяют новые концепции управления сферами производства и обращения. Подходы к управлению хозяйственной деятельностью основанные на концепции логистики, являются широко применяемыми и активно развивающимися в странах первого мира.

Логистика является важным научно-практическим направлением с высокой эффективностью, при этом несмотря на особую

актуальность использования логистической концепции в XXI веке, корневое зарождение понятия логистика началось в Древней Греции в военной сфере и деятельности по распределению продуктов питания.

Анализ источников. Особое внимание происхождению и эволюции понятия «логистика» уделяется в монографиях белорусских ученых, таких как Р. Б. Ивуть [5], С. А. Пелих [11]. Также вопросы процесса становления логистики как экономической категории в хронологическом контексте различных научных школ отражаются в работах российских авторов: Ю. М. Неруша [9], Б. А. Аникина [3], В. С. Лукинского [8], М. П. Гордона [4], Т. В. Алесинской [1].

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ трудов указанных авторов в рамках исследуемой проблемы, и выявлена конвергенция становления логистики как экономической категории.

Методы исследования. В ходе исследования применялись диалектический, исторический, анализа и синтеза, индукции, абстрактно-логический, исторической аналогии, дедуктивный, конвергентный и другие научные методы.

Основная часть. Эволюция становления концептуальных основ логистики отражается в хронологическом порядке относительно становления логистики как экономической категории. При этом субъекты хозяйствования без явно выявленных сущностных особенностей и применения термина «логистика» объективно обнаруживали, разрабатывали и привлекали такие свойства и принципы логистики, как системность, комплексность, надежность, своевременность, корректность, многокрите-риальность, оперативность учета пространства и времени и другие [11]. Мнения исследователей относительно этапов и хронологических периодов в развитии логистики расходятся. На основании работ В. С. Лукинского, Б. А. Аникина, Ю. М. Неруша, Р. Б. Ивутя, С. А. Пелиха автором предложены 8 этапов становления логистики как экономической категории.

У-ХУ век ^рдшевек^

ХУ1-Х1Х Новое время

1920-1950 гг.

1950-1960 гг.

1960-1970 гг.

1980-1990 гг.

2000-2010 гг.

Зарождение

Снабжение войск продовольствием и

Распределение продуктов питания

Военной логистики

т£

Распределение

Планирование потребности

Расчет пространства и

Анализ территории

Координация людей

Дологистический (фрагментирования)

Прогнозирование спроса

Закупки

Упаковочная индустрия

Грузопереработка

Складирование

Военная логистика

Математичес кая логика

Планирование распределения

Управление заказами

Транспортировка

Управление запасами в сбыте

Обслуживание потребителей

Планирование потребностей

Производственное сканирование

Управление запасами в производстве

Технологическая транспортировка

Классической

логистики (становление)

Материальный менеджмент

Неологистики (интеграция)

Интеграционная дистрибьюция

распределение

Маркетинг

Производственный (операционный менеджмент)

Всеобщее управление качеством

Стратегическое планирование

Глобализация рынка

Информационные технологии

Микропроцессорная коммерциализация

Промышленная

логистика

Гибкие производственные

системы и технологии

Дальнейшая интеграция

Макрологистика

Еврологистика

Глобальная логистика

Логистика бережливого производства

Сетевая логистика

Аутсорсинг логистических услуг

Субконтрактинг

Управление цепями поставок

Интеграционная

жильем

Ьизнес-

Рис. Эволюция развития логистики Примечание. Источник: разработано автором на основании [3, 5, 7-9, 11].

Первый этап, период античности, носит неявный характер зарождения основ логистического мышления и формирование корней этимологии слова «логистика». В Древней Греции специальных государственных контролеров, знатоков расчета и заключений практического свойства называли логистами [4, 5]. В Римской империи под логистикой понималась деятельность по обеспечению войск продовольствием и жильем [10], а также существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания [3].

Второй этап, V-XV века, византийский император Лев VI (865-912 гг.) одной из военных дисциплин выделял логистику -науку о структуре войска, его снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха [11].

В итоге устоявшаяся в мышлении логистическая мысль и прогресс развития поиска оптимальных решений в военном деле привел к неявному формированию фрагментов логистической деятельности, из них: снабжение, распределение, планирование потребности, расчет пространства и времени, анализ территории, координация и передвижение людей.

Третий этап, ХУ1-Х1Х века, общая интеграция фрагментов логистической деятельности образовала важный инструмент военной деятельности - «военная логистика». Военный теоретик и историк А. Джомини (1779-1869 гг.) определял логистику как искусство материально-продовольственного обеспечения армии [10] и впервые в 1812 г. применил эту науку на практике при планировании боеприпасов, продуктов питания, квартирного обеспечения в армии Наполеона. Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и более широкий круг вопросов: планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. [5]. При этом следует отметить, что А. Джомини определял логистику как «мост между экономикой нации и воюющими частями» [14], что свидетельствует о явном формировании основ логистики как экономической категории в рамках отношений

между субъектами производства и потребления, в динамично изменяющихся условиях.

В тот же хронологический период немецкий философ, математик, физик, языковед G. V. Leibniz (1646-1716 гг.) использовал понятие логистики в значении математическая логика [10], что также возможно внесло свои аспекты в формирование инструментария логистической деятельности.

Четвертый этап, 1920-1950 гг., в ряде источников обозначен как период фрагментации [5, 8, 9, 11], или дологистический период [2]. Характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат [11]. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. На практике это означало, что транспортный отдел не редко рассматривался как инородный, даже «паразитирующий элемент» в организационной структуре компании, как придаток оптовой торговли [3]. При этом рассматриваемый период важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести такие факторы, как возрастание запасов транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров; развитие нерельсового транспорта; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепции маркетинга; развитие теории и практики военной логистики [5].

Таким образом, в дологистчиеский период заложил фундамент для развития логистики как науки и практики об оптимизации функций транспортной и материально-снабженческой деятельности. При этом для фрагментарного способа управления материальными потоками, который также является неявной слаборазвитой логистической системой, характерна разобщенность функциональных элементов, отсутствие соблюдения необходимой последовательности и увязки действий различных структурных подразделений организации.

Пятый этап (1950-1970 гг.), период становления или классической логистики. В. С. Лукинский [8] определяет данный пери-

од как частичную интеграцию. В 1951 году сотрудник «RAND Corporation» специалист в области системного анализа Morgenstern O. впервые указал на возможность использования положений военной логистики в экономике. Несколько позже в качестве синонимов понятия «управление материальными ресурсами» американские экономисты стали использовать термины «управление материальным потоком», «логистика». Возникло толкование термина «логистика» - экономическая логистика [10].

Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибюции, что их общин уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится [5]. Так, в отдельных случаях изменение схемы транспортировки дает возможность сэкономить на складировании и содержании запасов, поэтому, увеличив затраты на транспортировку, производитель одновременно добивается уменьшения общих затрат [7]. При этом ориентация на минимизацию общих затрат дала положительный экономический эффект на основе использования внутрифункциональных компромиссов [3]. В результате частичной интеграции отдельных фрагментов неявной логистической системы возникли вспомогательные концепции организации движения потоков: материальный менеджмент (снабжение, управление запасами), производственный (операционный менеджмент) и функция физического распределения. В результате это позволило оптимизировать производственную деятельность за счет локальной координации транспорта и складского хозяйства организаций. В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время» [2]. Таким образом, возникло основное правило логистики: «нужный товар в нужном месте в нужное время» [4].

Шестой этап (1970-1980 гг.), трактуется как период развития [5, 9-11]. В данном этапе выделяют особое влияние концепции маркетинга, всеобщего управления качеством и стратегического планирования. Логистика поддерживала маркетинговые усилия предприятий, доставляя товары в нужный срок в нужное место в заказанном количестве с наилучшими затратами, обеспечивающими конкурентоспособную цену [8]. Концепция всеобщего управления качеством обеспечивала высокое качество работы каждого элемента логистической системы для получения высокого качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям [12]. Стратегическое планирование позволяло в долгосрочной перспективе выявлять наличие потенциальных возможностей компании и предупреждать последствия влияния внешней среды на эффективность функционирования логистических процессов.

Сырьевой кризис 1970-х гг. заставил производителей и потребителей искать пути сокращения общих логистических затрат [7]. В результате этого специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта и рыночного распределения с широким привлечением современных технологий и технических средств [5]. Американские специалисты Пол Конверс и Пит Дракер провозгласили логистику «последним рубежом экономии затрат» и «неопознанным материком экономики» [7]. На развитие логистики значительное влияние оказали:

- широкое распространение философии маркетинга, усиление внимания к потребителям, осознание важности сбытовой деятельности, уменьшение цикла заказа;

- экономический спад, изменение рыночной ситуации, постепенное насыщение рынка, рост олигополистической конкуренции. В этих условиях необходимо было искать пути снижения затрат;

- изменения в стратегии формирования запасов (снижение их в производстве, создание - в дистрибуции);

- прогресс в компьютерных технологиях, которые нашли применение в бизнесе и дали толчок для повсеместного примене-

ния экономико-математических методов и моделей теории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теории управления запасами и других методов исследования операций, методов математической статистики и прогнозирования;

- применения опыта военной логистики в менеджменте для координации логистических действий [8].

Седьмой этап (1980-1990 гг.), многими авторами рассматривается как период интеграции [5, 7, 10, 9]. Его характеризуют объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь «закупка исходных материалов - производство - дистрибь-юция - продажа», обеспечивающая минимальность общих затрат [7], а так же управлением материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем [5]. Данный период определил логистику как один из важнейших инструментов в конкурентной борьбе для многих предприятий и организаций [12]. Основными факторами, объясняющими логистический «взлет»[5] и способствующими широкому внедрению логистики в бизнесе, стали революционные изменения в информационных технологиях, внедрение персональных компьютеров, глобализация рынка, изменение в государственном регулировании инфраструктуры экономики, структурные изменения в организации бизнеса [7], повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством, рост партнерства и стратегических союзов [5], развитие аутсорсинга услуг, микропроцессорная коммерциализация, разработки в области интегрированной дистрибьюции [12].

Таким образом, в данном этапе произошла интенсификация логистической деятельности субъектов хозяйствования, в общем интеграционном признаке при использовании инструментария компьютерных технологий в управлении и организации логистических систем позволило автоматизировать отдельные логистические функции и привести интерактивный мониторинг потоковых процессов. Внедряемые разработки современного программного обеспечения позволили повысить эффективность ин-

тегрированного логистического менеджмента в сфере снабжения, транспортировки и распределения готовой продукции.

Восьмой этап (1990-2010 гг.), период дальнейшей интеграции и глобализации [1], отмечается максимальной интеграцией и технико-технологической направленностью развития логистики. Прогресс глубоких исследований в теории логистики широко внедряется в хозяйственную практику. Управление потоками осуществляется на национальном, региональном и глобальном уровне (например, так называемая еврологистика) [8]. Также в рамках системного подхода логистику стали выделять на микро-, мезо- и макроуровне. Мезологистчиеские системы представлены интегрированными образованиями, действующими в виде меж- и внутриотраслевых структур, различного рода объединений, корпораций, ассоциаций, холдингов. На крупных промышленных предприятиях (автомобилестроения, в частности) функционируют микрологистчиеские системы организации движения материальных потоков. [7] Развитие транснациональных корпораций и рост концентрации производственной деятельности, а также повышения внешнеэкономической активности субъектов хозяйствования оказало значительную нагрузку и повлияло на развитие макрологистических систем охватывающих предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также восьмой этап развития логистики характеризуется возникновением институциональных структур и хозяйствующих субъектов, главным предметом деятельности которых является оказание полного комплекса логистических услуг, включая форму аутсорсинга и консалтинга. Эти компании являются провайдерами логистических услуг, ранжируемые пятью уровнями (1PL, 2PL, 3PL, 4PL, 5PL), которым передается часть или все логистические функции, в основном непроизводственного характера. Уровни логистических провайдеров (PartyLogisticsProvid-ers) зависят от степени интегрированности логистической сети обусловленного наличием собственных ресурсов, возможностя-

ми и технологиями, а также ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи компании [8].

С. А. Пелих [11] характеризует данный период разработкой и внедрением интегральных сетей снабжения в логистических системах. В конструктивном понимании интегральные логистические сети являются сложной многомерной подсистемой управления цепями поставок.

Следует отметить роль стремления хозяйствующих субъектов оптимизировать затраты организации с целью повышения конкурентоспособности на рынках, в результате чего в производственный процесс стали активно применяться концепция бережливого производства и субконтрактинг.

Для настоящего периода характерны следующие тенденции: быстрый рост затрат на перевозки; достижение предела эффективности производства; фундаментальные изменения в философии запасов; создание продуктовых линий; внедрение и использование компьютерных технологий в управление логистическими процессами товародвижения [7]; развитие внешнеэкономических связей; создание новых форм посреднической деятельности.

В результате, к концу XX в. логистика как наука четко разделилась на следующие виды (функциональные области): снабженческая, включающая управление запасами, складскую и закупочную логистику; производственная; сбытовая (распределительная); транспортная; информационная; финансовая; таможенная [7]. Каждая из функциональных областей включает комплексный инструментарий управления материальными потоками и используется относительно предметной области и целевой направленности логистической деятельности субъектов хозяйствования.

Заключение. Таким образом, логистика как научно-практическое направление и категория экономики четко сформировалась только к концу XX века, обуславливая свою актуальность развитием рыночной экономики и ограниченностью ресурсов, в результате чего, необходимость снижения затрат

при производстве и обращении продукции является целевым направлением деятельности логистики.

Список литературы

1. Алесинская, Т. В. Основы логистики / Т. В. Алесинская. Таганрог: ТРТУ, 2005. 121 с.

2. Альбеков, Д. У., Федько, В. П., Митько, О. А. Логистика коммерции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.

3. Аникин, Б. А. Логистика. Учеб. Пособие / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФА-М, 1997. - 327 с.

4. Гордон, М. П., Кранаухов, С. Б, Логистика товародвижения. - 2-е изд., пе-рераб., доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 208 с.

5. Ивуть, Р. Б. Логистика / Р. Б. Ивугь, С. А. Нарушевич. - Мн.: БНТУ, 2004. -328 с.; вкл.

6. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / Пер. с англ. под общ. ред. В. С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2005. - 316 с.

7. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско, В. А. Борденя, О. И. Карпенко [и др.] ; под ред. д-ра экон. Наук, профессора И. И. Полещук. - Минск: БГЭУ, 2007. -431 с.

8. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. В. С. Лукинского. - СПБ.: Питер, 2007. - 448 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

9. Неруш, Ю. М., Логистика в схемах и таблицах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 192 с.

10. Окландер, М. А., Контуры экономической логистики: [Монография] / М. А. Окландер. - Киев: Наукова думка, 2000. - 174 с.

11. Пелих, С. А. Формирование региональных и отраслевых логистических систем (теория, методология, практика) / С. А. Пелих, Ф. Ф. Иванов, М. В. Городко. -Минск: Право и экономика, 2011. - 323 с.

12. Степанов, В. И. Логистика: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. -488 с.

13. Coyle John J., Bardi Edward J., Longlay John Jr. The Management of Business Logistics. A. Supply Chain Perspective, 7-е - South-West device of Thomson Harming, 2003

14. Levitt, T. The Industrialisation of Servise // Harvard Business Review. - 1976. -September-October.

Информация об авторе

Таптунов Лев Александрович - магистр экономических наук, аспирант кафедры экономики и МЭО в АПК учреждения образования Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. +375257579803 E-mail: lev_taptunov@tut.by

Материал поступил в редакцию 11.05.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.